СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 4 класса

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС УО (1 вариант)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 4 класса»

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Адаптивная школа-интернат № 5»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/ /

Протокол № ___ от

«____» ______ 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

__________ / /



«____»__________2020 г.


«Утверждаю»

Директор

____________ / /

Приказ № ___ от

«___»______ 2020 г.







Адаптированная рабочая программа

по предмету

«Физическая культура»

для обучающихся 4 «А» класса

(1 вариант)

в соответствии с ФГОС

на 2020 – 2021 учебный год





Составила: Орлова О.Б., учитель

физической культуры КОУ ДС «АШИ № 5»









Омск, 2020



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 4 класс составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012г.;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19.12. 2014 г., приказ № 1599;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2017 г.;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) КОУ ДС «Адаптивная школа-интернат № 5»;

  • Учебный план КОУ ДС «Адаптивная школа-интернат № 5» на 2020 – 2021 учебный год;

  • Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные Главным санитарным врачом РФ от 10 июля 2015г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015г., регистрационный номер 38528.

Данная программа предназначена для 4 класса обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) нарушения взаимодействия с окружающими людьми, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех ее функций у учеников класса накладывают свои особенности на учебно-воспитательный процесс в целом и построение курса физическая культура. Данная программа составлена с учетом психофизических возможностей обучающихся класса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Физическая культура», который определен стандартом.

Физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях является составной частью учебно-воспитательного процесса и решает образовательные, воспитательные, лечебно- оздоровительные и коррекционно-компенсаторные задачи. Уроки физической культуры − основная форма обучения, воспитания и развития обучающихся. В процессе обучения физическим упражнениям дети с нарушениями интеллекта приучаются выполнять их в различных условиях: утром при проведении зарядки, во время динамической паузы на переменах и т.д.

С помощью основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, перелезание) у детей 1−4 классов формируются прикладные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Содержание уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений и игр. В процессе обучения у обучающихся возрастает потребность в движениях, повышается физическая активность, увеличивается объем двигательных умений и навыков, что влечет за собой изменение в физическом развитии, улучшение работы всех функциональных систем (сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной). В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развивается мышление, творческие способности и самостоятельность.

Основной целью обучения физической культуре является сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики обучающихся, а также их воспитанию.

Исходя из основной цели, задачами обучения физической культуре являются:

- преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений;

- укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата;

- содействовать формированию у обучающихся правильной осанки;

- готовить обучающихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений и играм;

- учить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества;

- воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.

Основной формой организации процесса обучения физической культуре является урок. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

На уроках широко при­меняются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов дви­жений. При планировании занятий учитываются возмож­ности проведения их на свежем воздухе.

На всех уроках предпринимаются меры для предупреждения несчастных случаев, проводится инструктаж по Технике безопасности.

При проведении уроков физической культуры предполагается использование следующих методов обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью:

  • методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

  • методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • методов контроля и самоконтроля.

Чтобы обучающиеся усвоили алгоритм выполнения упраж­нений и инструкции педагога, требуется многократное по­вторение, сочетающееся с правильным показом. Упражне­ния, подвижные игры, игры с элементами спорта подби­раются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. Характер­ной особенностью обучающихся с ум­ственной отсталостью является инертность нервных про­цессов, их стереотипность и обусловленные этим трудности переключения с одного действия на другое. Попадая в не­привычную для них обстановку, обучающиеся не могут вос­произвести даже хорошо знакомые физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмо­треть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях.

Поскольку обучающиеся этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систе­матическая помощь педагога.

Обучение предмету «Физическая культура» тесно связано с решением задач нравственного, умственно­го, речевого, трудового, эстетического и физического вос­питания обучающихся.

Одним из ведущих требований к проведению уроков физической культуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.

Все уроки по физической культуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Общая характеристика учебного предмета «Физической культуре»

Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся к бережному отношению к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Предметом обучения физической культуре в адаптивной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Программа по физической культуре для 4 класса включает следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка и спортивные игры.

В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.

Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя - стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.

Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают обучающимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и другие.

Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.

Раздел «Лыжная подготовка» позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики.

Одним из важнейших разделов программы является раздел «Подвижные и спортивные игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей. Раздел «Спортивные игры» расширен за счет выделения часов для обучения игре в пионербол, бадминтон и бочче. Пионербол является подводящей игрой для обучения игре в волейбол. Бадминтон развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное представление о своём теле на площадке. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как реабилитационное средство. Бочче способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений, глазомеру.

Такое распределение материала позволяет охватить основные направления физической культуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий.

Учитель на уроках использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых обучающихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью педагога.

Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 4 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часа в год, т.е. 3 часа в неделю (34 учебных недели).

Распределение учебных часов по разделам курса в зависимости от недельной нагрузки осуществляется следующим образом: I четверть – 24 часа; II четверть – 24 часа; III четверть – 30 часов; IV четверть – 24 часа.

Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.


Тематический план предмета «Физическая культура»

п/п

Виды программного материала

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

1

Лёгкая атлетика


12



15

27

2

Гимнастика


6


9

9

24

3

Лыжная подготовка



21


21

4

Подвижные и спортивные игры

6

24



30


Итого:

24

24

30

24

102 часа


Планируемые результаты освоения программы:

Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Физическая культура» для обучающихся 4 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

На уроках физической культуры будут формироваться следующие личностные результаты:

- осознание себя учеником, ответственным за свое поведение и результаты учебной деятельности;

- позитивное отношение к образовательной деятельности, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);

- знание правил общения, умение высказать свою мысль, поддержать диалог со взрослыми и сверстниками;

- уважительное и доброжелательное отношение к педагогам и другим обучающимся, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;

- понимание и принятие элементарных правил работы в группе, умение прислушиваться к мнению одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои действия;

- адекватные представления о собственных возможностях, умение высказать просьбу о помощи и принять оказываемую помощь;

- элементарные навыки самоконтроля и самооценки результатов собственной учебной деятельности;

- умение ориентироваться в ближайшем социальном и предметном окружении, используя математические знания;

- начальные представления об основах гражданской идентичности;

- понимание необходимости бережного отношения к природе, материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Физическая культура», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

  • овладение теоретическими сведениями о важности физической культуры, правила личной гигиены, правила поведения в спортивном зале, значение утренней гигиенической гимнастики;

  • способностью пользоваться знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач: ориентироваться в пространстве, схеме тела, выполнять последовательно движения;

  • развитие потребности в здоровом образе жизни, соблюдении правил личной гигиены;

  • развитие двигательные качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.);

  • коррекция нарушений физического развития и психомоторики;

  • формирование морально-волевых качеств, навыков культурного поведения;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.

Программа предполагает два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень:

1) представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

2) выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

3) знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

4) представления о двигательных действиях; знание строевых команд; умение вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

5) ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

6) представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах;

7) взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

8) представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.



Достаточный уровень:

1) практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

2) самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

3) выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня;

4) знание видов двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий; умение подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

5) совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

6) умение оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; осуществление их объективного судейства;

7) знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание некоторых фактов из истории развития физической культуры, понимание её роли и значения в жизнедеятельности человека;

8) знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности;

9) знание правил, техники выполнения двигательных действий;

10) знание организаций занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знание физических упражнений с различной целевой направленностью, их выполнение с заданной дозировкой нагрузки;

11) соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

В процессе реализации программы у обучающихся будут формироваться следующие базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.

Методы диагностики и критерии результативности

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат предметные и личностные результаты, а также базовые учебные действия (БУД).

В целях контроля в 4 классе проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности обучающихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.

Отметка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения обучающимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально. При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний обучающихся. Успеваемость оценивается по пятибалльной системе. В коррекционной школе главным требованием при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:

• как ученик овладел основами двигательных навыков;

• как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;

• как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;

• как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;

• как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;

• как относится к урокам;

• каков его внешний вид; соблюдает ли дисциплину.

Последнее требование не влияет на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом обучающимся.

В 1 - 4 классах отметка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазание, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту. Но для обучающихся 1 - 4 классов коррекционной школы возрастных нормативов нет. Поэтому учитель сам может определить приблизительные нормативы для среднего ученика и руководствоваться ими в работе.

Диагностика личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом, некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно. Диагностика и Отметка личностных результатов проводится в соответствии с системой, разработанной в конкретной образовательной организации.

Для определения уровня сформированности БУД рекомендуется использовать бальную систему оценки. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Диагностика и отметка БУД также проводится в соответствии с программой, разработанной в конкретной образовательной организации.

Содержание учебного предмета «Физическая культура»

Урок физической культуры включает следующие разделы.

I. Теоретические основы знаний:

Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке; значение спортивной формы и подготовка к уроку; правила личной гигиены; название спортивных снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках; значение утренней зарядки; правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

II. Практическое овладение двигательными умениями и навыками.

Программный материал по физической культуре состоит из следующих разделов: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, подвижные игры с элементами спортивных игр.

В каждый раздел программы включены коррекционные игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений.

Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов обучающиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.

Распределение материала носит условный характер. В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить сетку часов и выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.

Содержание программного материала по предмету в 4 классе

Основы знаний:

Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.

Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями

Гимнастика

Строевые упражнения: Построения и перестроения:( сдача рапорта; повороты кругом переступанием; расчет на первый- второй; перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении с поворотом налево, из колонны по два в колонну по одному разведением и слиянием. Ходьба «Змейкой». Размыкание от середины вправо, влево, на вытянутые руки, приставным шагом, смыкание.

Общеразвивающие упражнения без предметов:

Основные положения и движения рук, ног, голова, туловищеассиметричные движения рук. Наклоны туловища вправо, влево, в сочетании с движениями рук Опускание на одно колено с шагом назад, вперед, медленное опускание на колени с поворотом головы направо, налево и поднимание с помощью рук. Переход из упора присев в упор лежа.

Упражнения на дыхание: тренировка дыхания в различных исходных положениях: сидя, стоя, лежа с различными положениями рук, ног. Правильное дыхание (грудное, диафрагмальное, смешанное) при выполнении упражнений без предметов. Глубокое дыхание с движением рук. Дыхание по подражанию, по заданию учителя.

Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев: сжимание кистями рук эспандера. Поочередное противопоставление пальцев правой и левой рук. Круговые движения кистями со сжиманием и разжиманием пальцев. Сгибание и разгибание рук от стены, скамейки с разведенными в сторону пальцами.

-упражнения для расслабления мышц: чередование усиленного сжимания мышц ног, рук с последующим расслаблением и потряхиванием конечностями. Напряженное поднимание плеч с последующим расслабленным опусканием.

Упражнения для формирования правильной осанки: ходьба с сохранением правильной осанки с мешочком или дощечкой на голове по гимнастической скамейке, с перешагиванием через предмет, остановками, поворотами, перешагиваниями через мяч, веревочку. Сохранение осанки в разнообразных движениях при перемене положений с закрытыми глазами. Выполнение упражнений, укрепляющих мышцы туловища и конечностей, в положении разгрузки позвоночника.

Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп: вращение стопами: передача мяча по кругу ногами. Катание мяча одной ногой с прыжками на другой.

Упражнения для укрепления мышц туловища: наклоны вперед, назад, влево, вправо, с движением рук в различных исходных положениях. Повороты туловища налево, направо, с движением рук. Упоры присев, переход из упора присев в упор лежа, седы с различными положениями рук и ног. Выпады влево, вправо, вперед, с движениями рук, с хлопками, с касанием носков ног.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами:

с гимнастическими палками: наклон вперед, в стороны, с гимнастической палкой за головой. Подбрасывание и ловля гимнастической палки одной, двумя руками хватом сверху. Перешагивание через гимнастическую палку вперёд. Выполнение упражнений из исходного положения палка перед грудью.

с обручем: движение обручем вперед, вверх, к груди, за голову, с чередованием вдоха и выдоха. Наклоны вперед, назад, влево, вправо. Приседания с различными движениями обруча. Прыжки внутри обруча и переступания влево, вправо, вперед, назад – 20 с.

с малыми мячами: перекладывание мяча из рук в руки. Бросание мяча об пол и ловля его. Подбрасывание мяча в верх и ловля его после отскока от пола. Бросание мяча об пол и ловля его поочередно левой и правой руками снизу и сверху. Попеременно удары мяча левой и правой руками об пол.

с большими мячами: перекладывание мяча из рук в руки. Бросание мяча об пол и ловля его. Передача мяча влево и вправо по кругу. Передача мяча в парах. Броски мяча в стену и его ловля. Броски мяча в стену и ловля после падения на пол и отскока.

с набивными мячами: 2 кг- поднимание мяча вверх, вперед, влево, вправо. Наклоны туловища вперед, влево, вправо с удержанием мяча у груди и за головой. Приседы с мячом с удерживанием мяча у груди и за головой. Перекатывание мяча по полу в парах, сидя на полу ноги врозь. Передача мяча сверху двумя руками в колонне.

Лазание и перелазание: лазание по гимнастической стенке вверх и вниз разноимённом и одноименным способом. Лазание по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз, на четвереньках разноименным способом. Подлезание под препятствие высотой до 1 метра. Перелезание через «козла». Вис на рейке, на руках.

Равновесие: равновесие «ласточка» с опорой. Совершенствование ранее изученных способов: равновесие на гимнастической скамейке, добавляя движениями руками. Ходьба по гимнастической скамейке парами, группами. Поворот кругом на гимнастической скамейке на одной ноге с шагом другой вперед. Расхождение вдвоем поворотом при встрече. Ходьба по наклонно установленной скамейке.

Прыжки: через короткую вращающуюся скакалку на месте и с продвижением вперед с правильным приземлением. Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки и толчком двух ног. Опорный прыжок через «козла»: вскок в упор на колено, соскок с колен с поворотом с опорой на одну руку. Вскок на «козла» в упор, стоя на коленях, с последующим переходом в упор присев и соскок, прогнувшись.

Переноска грузов: переноска на расстояние 10-15 м 1-2 набивных мячей весом до 5 кг. Переноска 20-25 гимнастических палок.

Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений): построение в шеренгу, колонну с изменением места построения. Ходьба между различными ориентирами. Два поворота один за другим. Бег по начерченным на полу ориентиров. Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.

Элементы акробатических упражнений: Перекаты в группировке. Из положения лежа на спине «мостик». 2—3 кувырка вперед (строго индивидуально)

Лазание: Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз разноименным и одноименным способами, в сторону приставными шагами, по наклонной гимнастической скамейке (угол 20° — 30°) с опорой на стопы и кисти рук. Пролезание сквозь гимнастические обручи.

Висы: Вис на гимнастической стенке на согнутых руках. Упор на гимнастическом бревне и на скамейке, гимнастическом козле.

Равновесие: Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет, по рейке гимнастической скамейки, с доставанием предметов с пола в положении приседа. Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различными положениями рук.

Опорные прыжки: Подготовка к выполнению опорных прыжков. Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки. Прыжок в глубину из положения приседа.

Легкая атлетика

Ходьба: ходьба с различными положениями и движениями рук. Ходьба в полу приседе, ходьба выпадами. Ходьба с перекатом с пятки на носок. Ходьба в различном темпе.

Бег: низкий старт. Медленный бег до 3 мин (сильные дети). Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Бег в чередовании с ходьбой до 200 м. Челночный бег (3×5 м). Бег на скорость до 40 м. Понятие эстафетный бег (встречная эстафета). Бег с преодолением небольших препятствий.

Прыжки: прыжки на одной ноге на отрезке 15 м. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, до 20 м. Прыжки с высоты 30-50см с мягким приземлением. Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способом согнув ноги. Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание

Метание: метание мячей в цель (баскетбольный щит, мишень и т.д.) с места правой и левой рукой. Метание теннисного мяча на дальность с одного шага. Броски набивного мяча (1кг) различными способами двумя руками.

Лыжная подготовка

Построение в одну шеренгу с лыжами и на лыжах. Выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Лыжи положить!», «Лыжи взять!». Попеременный двухшажный ход. Подъем скользящим шагом (крутизна 4-6*), «лесенкой», спуск в высокой стойке со склона длинной 30-40м. Поворот на месте переступанием вокруг носков и пяток лыж. Передвижение на лыжах (до 1000 м за урок).

Пионербол

Ознакомление с правилами игры «Пионербол». Передача мяча двумя руками от груди, ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди, подача мяча одной рукой с низу (нижняя подача), учебная игра через сетку.

Бадминтон

Правильный хват ракетки. Игровые стойки. Способы перемещения вперед и назад по площадке. Короткая подача. Удар перед собой. Игра в парах

Бочче

Броски «паллино». Катание шаров «бочче». Прицельный бросок. Выбивание шаров «бочче». Розыгрыш игровых ситуаций.

Подвижные игры

Игры с элементами общеразвивающих упражнений («Два сигнала», «Запрещенное движение», «Шишки, желуди, орехи», «Самые сильные», «Мяч — соседу», «Часовые и разведчики»).

Игры с бегом и прыжками («Прыгающие воробушки», «Прыжки по полоскам», «Точный прыжок», «К своим флажкам», «У ребят порядок строгий», «Кто быстрей», «У медведя во бору»).

Игры с бросками, ловлей и метанием («Зоркий глаз», «Попади в цель», «Мяч — среднему», «Гонка мячей по кругу», «Охотники и утки», «Снайперы»).

Игры с элементами единоборства: «Часовые и разведчики», «Выталкивание из круга»

Игры на лыжах: «Быстро в строй!», «Кто дальше уедет», «Завладей палкой».

Критерии оценивания предметных результатов

Отметка успеваемости в 4 классе включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение спортивных нормативов (стандарт).

Отметка «5» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх обучающийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре.

Отметка «4» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в играх обучающийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.

Отметка «3» - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки; в играх обучающийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными движениями.

Отметка «2» - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх обучающийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями.

Отметка «1» - упражнение не выполнено; в играх обучающийся показал незнание правил и неумение играть.

Отметка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего учета. При этом не допускается суммирование всех оценок и определение среднеарифметического показателя. Все оценки, поставленные обучающимся в порядке индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую оценку за четверть. Однако преимущественное значение следует придавать выполнению основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического развития.

Отметка за год выставляется на основании четвертных отметок в соответствии с общепедагогическими требованиями. При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается: посещаемость уроков, прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.

Обучающийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. 


Контрольные нормативы

Упражнения

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

Бег 30 м (с)

5,4

5,8

6,3

5,5

6,0

6,4

Бег 60 м (с)

10,4

11,0

11,6

10,6

11,2

12,0

Челночный бег 3х10 м (с)

8,7

9,1

9,7

9,1

9,6

10,1

Бег 500 м

без учета времени

6-минутный бег (м)

1150

1050

900

1050

900

700

Прыжок в длину с места (см)

155

150

140

145

140

130

Прыжок в длину с разбега (см)

310

270

230

270

230

190

Прыжок в высоту с разбега (см)

100

90

80

95

85

70

Метание мяча на дальность (м)

27

23

18

17

14

11

Метание в цель (кол-во попаданий из 5 попыток с 6 м)

4

3

2

3

2

1

Подтягивание в висе (раз) - мальчики

5

4

2




Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола (раз) - девочки

-

-

-

9

7

5

Прыжки через короткую скакалку (кол-во раз за 30 с)

50

42

36

56

48

40

Поднимание туловища из и.п. лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты (кол-во раз за 30 с)

24

21

18

21

18

15

Бросок набивного мяча 1 кг сидя (м)

4,0

3,4

2,8

3,4

2,8

2,4

Физические качества

Физические упражнения

1. Скоростные

Бег на 60 м (сек.)

2. Координационные

Прыжки через скакалку за 30 сек (раз)

Челночный бег 3x10 м (сек.)

3. Скоростно-силовые


Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек (раз)

Прыжок в длину с места (см)

 4. Силовые

Подтягивание туловища из виса на руках

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) за 30 с

5. Выносливость

6-минутный бег

6. Гибкость

Наклон туловища вперед из положения стоя, ноги вместе


Критерии оценивания


Физические качества

Физические

упражнения

Баллы

Показатели оценки тестирования

Скоростные












Бег 60 м

0

- не ориентируется в понятиях «старт, финиш, марш»;

- во время бега может самовольно прекратить движения

1

- дистанцию проходит в медленном темпе

2

- обучающий стартует строго по сигналу «марш» выполняя стартовый разгон;

- дистанцию проходит в среднем темпе

3

- обучающий стартует строго по сигналу «марш» выполняя стартовый разгон;

- дистанцию проходит за короткий отрезок времени

Координационные



Прыжки через скакалку за 30 сек (раз)

0

- не владеет техникой выполнения упражнения

1

- выполняет прыжки в медленном темпе с определенной остановкой после каждого прыжка;

- наблюдается не соответствие движений рук и ног;

- приземляется на всю стопу

2

-выполняет упражнение технически правильно, но в медленном темпе;

- прыжки длительностью до 1 минуты

3

- упражнение выполняется технически правильно в быстром темпе

Челночный бег 3x10 м (сек.)

0

- не владеет техникой выполнения упражнения

1

- несогласованность движений рук и ног;

- роняет кубик при выполнении упражнения;

- не пересекает линию при повороте;

- выполняет упражнение в медленном темпе

2

- упражнение выполняет технически правильно, но с небольшими ошибками

3

- упражнение выполняет технически правильно и в соответствии с возрастными нормами










Скоростно-силовые












Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 с (раз)

0

- техника выполнения соблюдается;

- упражнения выполняется с помощью учителя

1

- техника выполнения соблюдается;

- упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не превышает 10 раз за один подход

2

- техника выполнения соблюдается;

- упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не превышает 30 раз за один подход

3

упражнение выполняется в быстром темпе и количество подходов не меньше чем 25 за 30 с

Прыжок в длину с места (см)

0

- не владеет приемом отталкивания и приземлением

1

- прыжок выполняется технически правильно, но длина не превышает 1 м.

2

- прыжок выполняется технически правильно, но длина не превышает 120 см.

3

- прыжок выполняется технически правильно, результат прыжка в соответствии с возрастными нормами

 Силовые

Подтягивание на высокой перекладине (юноши) (раз)

0

- удерживает свое тело в висе на руках

1

- технично правильно выполняет подъем туловища (хват сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90°, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе);

- выполняется упражнения с помощью учителя

2

- технично правильно выполнять подъем туловища (хват сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90°, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе);

- выполнения упражнения от 2 раз


3

- технично правильно выполнять подъем туловища (хват сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90°, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе);

- выполнение упражнения по нормам соответственно возрасту

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу за 30 с (девушки) (раз)

0

- не сгибает руки в локтях;

- удерживает тело в горизонтальном положении (статически)

1

- выполняет упражнение технически верно;

- кол-во жимов не превышает 2

2

- выполняет упражнение технически верно;

-кол-во жимов не соответствует нормам в данном классе

3

- удерживает тело в горизонтальном положении (держит статику);

- сгибание рук происходит под прямым углом;

- возрастные нормативы выполняются

Выносливость








6-минутный бег

0

- бег чередуется с ходьбой, но преобладает ходьба

1

- бег чередуется с ходьбой, но преобладает бег

2

- бег выполняется в медленном темпе

3

- бег проходит в темпе выше среднего;

- ускорение на финише начинать на отрезке 200-300 м.

Гибкость










Наклон туловища вперед из исходного положения стоя ноги вместе

0

- выполняется упражнение с большей амплитудой, руки касаются коленного сустава

1

- выполняется упражнение с большей амплитудой, руки обхватывают самую узкую часть ноги (голеностоп)

2

- выполняется упражнение без амплитуды, спокойно дотягиваясь пальцами рук до пола

3

- выполняется упражнение без амплитуды, спокойно касаясь ладонями рук до пола


Максимальное количество баллов - 24

Отметки за итоговую работу следует выставлять по следующей шкале:

24 - 19 баллов – «отлично» - «5»

18 - 12 баллов – «хорошо» - «4»

11 - 5 баллов – «удовлетворительно» - «3»

4 - 0 баллов – «неудовлетворительно» - «2»

Отметка «3» соответствует базовому уровню.

С педагогической точки зрения по степени усвоения учебного материала класс можно разделить на 3 уровня развития.


Уровень

Ф.И. обучающегося

Критерии оценивания

I уровень (высокий)


Выполняют нормативы в соответствии высокому уровню. Самостоятельно выполняют упражнения, умело пользуются приёмами, выполняют правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеют пользоваться навыками на практике.

II уровень (средний)


Выполняют нормативы в соответствии среднему уровню. Выполняют упражнения в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливают последовательность выполнения упражнений. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике.

III уровень

(ниже среднего)


Выполняют нормативы в соответствии ниже среднему уровню. Не умеют пользоваться навыками на практике, выполняют упражнения по подражанию. Выполняют упражнения с помощью учителя. Нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений.












Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Физическая культура» в 4 «А» классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной

деятельности

Дата

план

факт

Раздел программы: Легкая атлетика - 12 часов

1

ТБ на уроках легкой атлетики

Разновидности ходьбы и бега.

1

Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики.

Ходьба, бег в медленном темпе (следить за правильным дыханием). ОРУ. Ходьба с изменением длины и частоты шагов. Бег с заданным темпом и скоростью, в заданном коридоре. Комплекс упражнений на развитие физических качеств. Игра «Смена сторон». Встречная эстафета.



2


Высокий старт


1

Ходьба, бег в медленном темпе (следить за правильным дыханием). ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Повторить технику высокого старта. Быстрое выбегание на небольшие расстояния (15-20 метров).

Эстафеты с бегом.



3

Бег с изменением направления и скорости

1

Ходьба, бег в медленном темпе (следить за правильным дыханием). ОРУ. СУ. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (20 – 30 м) – 2 -3 раза в чередовании со спокойным бегом и изменением направления. Старты из различных И. П. до 60 метров. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 10– 15 с.). П/ игра – «Перемена мест».



4

5

Низкий старт.


2

Ходьба, бег в медленном темпе (следить за правильным дыханием). ОРУ в парах. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств.

Выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» (Учитель проверяет правильность принятия стартовых поз всеми занимающимися и устраняет ошибки, если они обнаружены). Старт из разных положений (из упора присева, наклона вперед, выпада, из упора лежа и т.д.). Развитие скоростных качеств.

Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше. Выбегание с низкого старта, с преодолением сопротивления партнера. Бег с низкого старта по команде на 20, 30, 40, 60 м с финишированием. Пробегание отрезков 20 и 30 м с максимальной скоростью. То же, но в соревновательной форме (в парах). Зачет: бег 30 м. Подвижная игра «Вызов номеров». Упражнения на дыхание.




6

Бег с преодолением небольших препятствий


1

Ходьба, бег в среднем темпе (следить за правильным дыханием). ОРУ в парах. Специальные беговые и прыжковые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Зачет: бег 60 м.

Бег с наступанием на автопокрышки; перепрыгивая через них. Бег с преодолением естественных препятствий. Упражнения на растяжение.




7

8

9

Метание малого мяча (150 г.) на дальность

3

Ходьба, бег с изменением направления. ОРУ с малыми мячами.

Подскоки на двух ногах со сменой положения рук. Развитие силовых качеств.

Имитация метания. Броски мяча с шестиметрового расстояния в щит для достижения максимальной дальности отскока мяча. Метание малого мяча на дальность с места и с разбега в коридор (ширина 10 м). Зачет: метание малого мяча на дальность (техника). Развитие скоростно-силовых качеств. Упражнения на дыхание.




10

11


Прыжок в длину с разбега способом «в шаге»


2

Ходьба, бег, специальные прыжковые упражнения. ОРУ.

Многократные прыжки на двух ногах через препятствие. Развитие скоростно-силовых качеств.

Прыжки с небольшого разбега «в шаге» с доставанием подвешенного предмета (мяча) головой, рукой, плечом. Тройной прыжок с места. Выполнение прыжков в длину с небольшого разбега «в шаге». Медленный бег; восстановление дыхания.



12

Кроссовая подготовка. Игры (по выбору ребят)

1

Ходьба, бег, специальные беговые упражнения. ОРУ.

Зачет: бег 500 м без учета времени. Развитие выносливости.

Игры (по выбору). Упражнения на дыхание




Раздел программы: Гимнастика – 6 часов

13

Строевые упражнения. Основные движения рук, ног, туловища

1

ТБ на уроках в спортивном зале. Ходьба, бег в среднем темпе. ОРУ со скакалкой. Строевые упражнения: построение в одну шеренгу; в колонну по одному; повороты направо-налево. Повторить основные и.п. без предмета. Основные движения руками, ногами и туловища при выполнении гимнастических упражнений. Подвижная игра «Фигуры».

Тестирование: прыжки со скакалкой за 30 сек.




14

Перестроения

1

Ходьба, бег с изменением направления по сигналу учителя. ОРУ в парах. Перестроения: из одной шеренги в две (три) по расчету; из колонны по одному в колонну по два в движении через середину; из колонны по одному в колонну по три. Подвижная игра «Перемена мест». Тестирование: бросок набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками из и.п. – сидя



15

Ходьба и бег с изменением направления и скорости.

1

Ходьба и бег в среднем темпе. ОРУ на гимнастической скамейке. Ходьба с переходом на спортивную ходьбу и обратно по сигналу учителя. Ходьба противоходом. Бег с остановками по сигналу; «змейкой». Тестирование: прыжок в длину с места.

Эстафеты с бегом (этап=12 м). Дыхательные упражнения.



16

Равновесие

1

Ходьба, бег с изменением направления, ОРУ с гимнастической палкой. Специальные беговые упражнения. Ходьба по гимнастической скамейке на носках, руки в стороны; с высоким подниманием бедра; перешагивая через набивные мячи. Упражнение «ласточка» на г/скамейке. развитие координационных способностей.

Эстафеты с использованием гимн. скамейки.

Тестирование: подтягивание в висе (мальчики); сгибание рук в упоре лежа от пола (девочки)



17

Профилактика плоскостопия

1

Ходьба и бег. ОРУ со скакалкой. Упражнения для стоп с теннисными мячами: перекатывание мячей; поднимание мяча стопами. Собирание мелких предметов стопами (соревновательный метод). Игровое задание «Обезьянки читают газету».

Тестирование: поднимание туловища из и.п. лежа на спине, ноги согнуты, руки за головой (за 30 сек).



18

Метание мяча в горизонтальную цель

1

Ходьба и бег с произношением звуков на выдохе: ж-ж-ж (жук), у-у-у (гудок), чу-чу-чу (паровоз), ши-ши-ши (вагон). ОРУ с малыми мячами. Броски и ловля теннисного мяча двумя и одной рукой с отскоком от пола; без отскока от пола. Метание теннисного мяча в обруч, лежащий на полу. Развитие ловкости и быстроты.

Подвижные игры «Кольцеброс», «Кегельбан».

Тестирование: челночный бег 3х10 м.



Раздел программы: Подвижные и спортивные игры – 30 часов

Подвижные игры – 9 часов

19

Игры с элементами ОРУ

1

Ходьба, бег в среднем темпе. ОРУ в движении. Повторить основные правила при проведении подвижных игр. Развитие координационных способностей.

Игры: «Запрещенное движение», «Фигуры», «Перемена мест».

Игра на внимание



20


Подвижные игры с метанием

1

Ходьба, бег в среднем темпе. ОРУ с малыми мячами. Броски и ловля большого мяча в парах. Развитие силовых качеств. Объяснение правил игр.

Подвижные игры «Охотники и утки». «Попади в мяч». Спокойная ходьба.

Упражнения на дыхание.




21

22

Подвижные игры с бегом

2

Ходьба, бег в среднем темпе. ОРУ со скакалкой. Развитие качества быстроты. Специальные беговые упражнения. Стартовые рывки 10 м из различных и.п. Объяснение правил игр. Подвижные игры «Пустое место», «К своим флажкам», «Невод». Эстафеты с мячами. Упражнения на внимание.



23

24

Игры с прыжками

2

Ходьба, бег. ОРУ со скакалкой. Развитие скоростно-силовых качеств. Специальные прыжковые упражнения. Прыжки через короткую скакалку.

ОРУ для профилактики плоскостопия с теннисными мячами.

Объяснение правил игр. Подвижные игры: «Бегуны и прыгуны», «Волк во рву». Спокойная ходьба.




25

Игры с передачей мяча

1

Ходьба, бег с изменением скорости по сигналу учителя. ОРУ с большими мячами. Передача большого мяча в парах одной и двумя руками в различных и.п. Развитие скоростных качеств и ловкости.

Объяснение правил игр. Подвижные игры: «Мяч среднему», «Передай – садись». Игра на внимание «Минутка»



26

Игры с элементами единоборства


1

Ходьба, бег с изменением направления. ОРУ без предмета. Развитие координационных способностей. Комплекс упражнений с набивными мячами в парах.

Объяснение правил игр. Подвижные игры: «Часовые и разведчики», «Выталкивание из круга»

Упражнения на расслабление мышц.



27

Игры с бросками и ловлей мяча

1

Беговая разминка. ОРУ с большими мячами. Развитие силовых качеств.

Упражнения, стоя у стены:

- Ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены.

- То же, но поймать после отскока от пола.

- Тоже, но поймать мяч после поворота на 180°.

Объяснение правил игр. Подвижные игры «Подвижная цель», «Сильный бросок». Упражнения на расслабление мышц.



Бочче – 6 часов

28

Захват шара и позиция для броска

1

Ходьба, бег с изменением скорости. ОРУ с гимнастической палкой. Повторить способы захвата шаров «бочче». Знать позиции и исходные положения при выполнении броска. Перекатывание шаров в парах из различных исходных положений. Игра «Кольцеброс» и «Метко в цель» (по подгруппам). Спокойная ходьба.



29

Бросок «паллино» и катание шаров «бочче»

1

Ходьба, бег с изменением направления. ОРУ в парах. Бросок «паллино» произвольно и заданную зону. Катание шаров «бочче» как можно ближе к «паллино». Соревновательное упражнение между двумя командами (побеждает команда, у которой общее расстояние до «паллино» будет меньше). Учебная игра.





30

Прицельный бросок

1

Ходьба, бег. ОРУ в движении. Катание шаров «бочче» в парах между кеглями. Броски в «паллино» (учитель меняет положение «паллино» на площадке). Бросок «бочче» с отскоком от борта. Учебная игра. Игра на внимание.





31

Выбивание шаров «бочче»

1

Ходьба, бег. ОРУ с теннисными мячами. Упражнения у стены для укрепления мышц кистей и рук. Катание шаров «бочче» в парах через всю площадку. Выбивание шаров «бочче» по прямой и с отскоком от борта. Подвижная игра «Кегельбан». Учебная игра.




32

33

Розыгрыш игровых ситуаций

2

Ходьба, бег. ОРУ у гимнастической стенки. Знать правила игры в бочче. Уметь анализировать игровую ситуацию. Розыгрыш игровых ситуаций после расположения шаров учителем. Учебная игра 4х4. Игра на внимание.





Бадминтон – 6 часов

34

Правильный хват ракетки, положение кисти

1

Знать оборудование и инвентарь для игры в бадминтон. Ходьба и бег с изменением темпа и направления. ОРУ для мышц кисти, рук, туловища и ног. Многократные подбрасывания волана вверх ударами ракеткой спортсмена. Жонглирование воланом. Подвижная игра «Волан через сетку».




35

Игровые стойки. Способы перемещения вперед и назад по площадке

1

Ходьба и бег в медленном и быстром темпе. Бег с резким изменением направления. ОРУ на месте и в движении. Перемещение по площадке. Развитие скоростных качеств. Понятие о центре площадки. Перемещение к сетке. Передвижение в четыре точки из центра площадки (приставным, крестным и простым шагом), перенося воланы в каждый угол площадки. Развитие скоростно-силовых качеств. Игра «Салки с воланом».





36


Короткая подача

1

Ходьба и бег в медленном и быстром темпе. Бег с резким изменением направления. ОРУ на месте и в движении. Упражнения с ракеткой и без волана. Развитие силовых способностей. Движения ракеткой вперед свободно, назад – резко. Подача в парах через сетку.

Подвижная игра «Гонка волана подачей».





37

38

Короткая подача. Удар перед собой

2

Ходьба и бег в медленном и быстром темпе. Бег с резким изменением направления. ОРУ с теннисными мячами. Развитие силовых качеств.

Удары ракеткой по подаваемому волану. Удары: короткие, косые, высокие. Подача в парах через сетку. Подвижная игра «Гонка волана ракеткой». Учебная игра в парах.





39

Игра в парах

1

Ходьба и бег в медленном и быстром темпе. Бег с резким изменением направления. ОРУ. Развитие координационных способностей.

Знать основные правила игры в бадминтон. Учебная игра в парах.





Пионербол – 9 часов

40

Расстановка игроков на площадке. Правила игры в пионербол


1

Ходьба и бег с изменением направления. ОРУ с малыми мячами: броски и ловля одной, жонглирование. Рассказать и показать зоны на игровой площадке, направление перехода игроков. Развитие скоростных качеств.

Упражнения с волейбольными мячами в парах: броски и ловля мяча двумя руками на месте; одной рукой от плеча; двумя руками за голову, стоя спиной к партнеру; снизу одной рукой. Объяснить основные правила игры в пионербол. Подвижная игра «Лапта волейболистов». Упражнения на дыхание.




41

Перемещения игрока


1

Ходьба и бег с изменением направления. ОРУ в движении. Перемещения к ориентирам с остановкой и принятием основной стойки игрока. Развитие скоростных качеств. Челночный бег 6 х 5 м, 4 х 6 м. Повторить направление перемещения игроков на площадке.

Подвижная игра «Пустое место». Двусторонняя игра по упрощенным правилам.

Упражнения на растяжение.



42

43

Передача мяча двумя руками



2

Ходьба и бег с изменением направления. ОРУ с волейбольными мячами. Передача мяча: двумя руками в стену; в парах, после отскока мяча от пола; в парах через сетку.

Один игрок стоит спиной к сетке, второй – на расстоянии 5 м от сетки. Первый выполняет передачу партнеру вправо-влево, который ловит мяч после перемещения. Развитие координационных способностей.

Игры «Передал – садись», «Точная передача».

Упражнения на расслабление.



44

Передача и ловля мяча в тройках

1

Ходьба и бег с изменением скорости по сигналу учителя. ОРУ в парах. Передача и ловля мяча двумя руками в тройках. То же, со сменой мест во встречных колоннах. Развитие координационных способностей. Подвижная игра «Подвижная цель». Двусторонняя игра. Игра на внимание.



45

46

Подача одной рукой снизу



2

Ходьба и бег по разметке волейбольной площадки. ОРУ со скакалкой. Броски и ловля набивного мяча (1 кг) одной рукой снизу; двумя руками из-за головы. Подача в парах через сетку, находясь на трехметровой линии, и постепенно увеличивая расстояние (в случае удачной подачи). Развитие силовых качеств.

Игра «Салки с передачами». Двусторонняя игра. Спокойная ходьба, восстанавливая дыхание.



47

Бросок мяча двумя руками из-за головы с места и в прыжке


1

Ходьба и бег с изменением направления и скорости. ОРУ с набивными мячами 2 кг. Специальные беговые упражнения. Броски мяча в парах сверху двумя руками; одной рукой снизу; двумя руками за голову. Бросок мяча двумя руками из-за головы с места и в прыжке через сетку. Развитие скоростно-силовых качеств.

Игра «Пионербол» по упрощенным правилам



48

Совершенствование изученных приемов игры в игровых условиях



1

Ходьба и бег с изменением направления и скорости. ОРУ в движении. Развитие координационных способностей. Знать основные правила игры в пионербол.

Игра «Пионербол» по упрощенным правилам.

Игра на внимание «Минутка»



Раздел программы: Лыжная подготовка – 21 час

49

ТБ на уроках лыжной подготовки.

Подбор лыжного инвентаря.

1

Правила обращения с лыжным инвентарем и поведения на учебной лыжне. Требования к одежде. Профилактика обморожений. Подбор лыжного инвентаря. Выполнение распоряжений в строю: «Лыжи положить!», «Лыжи взять!». Строевые команды.



50

51


Скользящий шаг без палок

2

Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж. ОРУ на лыжах. Скользящий шаг без палок на отрезке 40-50 м. Соревновательное упражнение «Кто дальше» (проскользить как можно дальше за 10 скользящих шагов). Подвижная игра «По местам». Очистка лыж от снега. Уход с площадки. Сдача инвентаря.




52

53

Скользящий шаг с палками

2

Выход на площадку. ОРУ на лыжах. Скользящий шаг. удерживая палки за середину. Скользящий шаг с палками. Развитие выносливости. Прохождение дистанции 600-800 м.

Игра «Кто лучше?» Очистка лыж от снега, уход с площадки. Сдача инвентаря.





54

55

Поворот переступанием на месте

2

Выход на площадку. ОРУ на лыжах. Повороты на месте переступанием через игры: «У кого лучше»; «Ветер»; «Солнышко».

Одноопорное скольжение без палок с размашистым движением рук. Пройти 3 круга в медленном темпе. Очистка лыж от снега, уход с площадки. Сдача инвентаря.





56

57

58

Попеременный двухшажный ход

3

Выход на площадку. ОРУ на лыжах. Принять позицию посадки на месте. Стоя на месте, показать и разъяснить постановку и вынос палки, движение отталкивания. Маховые движения ногой с лыжей. Скольжение на одной лыже, обращая внимание на отталкивание другой (приставной скользящий шаг). Акцентировать внимание обучающихся на важнейших элементах хода. Развитие выносливости.

Игра «Кто дальше?». Эстафеты (этап = 15-20 м)

Очистка лыж от снега, уход с площадки. Сдача инвентаря.





59

60

Подъем «лесенкой» и спуск в основной стойке

2

Выход на площадку. ОРУ на лыжах. Прохождение дистанции 600 м попеременным двухшажным ходом в среднем темпе. Развитие выносливости.

Выполнить подъем «лесенкой»: ученик стоит боком к склону. Лыжи расположены поперек склона, так, чтобы верхняя (по подъему) лыжа была на наружном, а нижняя – на внутреннем ребре. Палки переставляются поочередно. Опора на обе палки. Спуск в средней стойке

Очистка лыж от снега, уход с площадки. Сдача инвентаря.




61

62

Подъём «ёлочкой»

2

Выход на площадку. ОРУ на лыжах. Прохождение дистанции 600-800 м попеременным двухшажным ходом в среднем темпе. Объяснить требования к правильному выполнению подъема «елочкой»: носки лыж должны быть достаточно разведены, лыжи поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали (это делается главным образом за счет наклона голеней); задние части лыж не должны перекрещиваться, задевать друг друга при переносе; шаги свободные, с полным распрямлением ног; руки работают энергично с полным распрямлением в конце отталкивания. Выполнение подъема «елочкой» на учебном склоне. Эстафеты на лыжах (этап = 15 м). Развитие выносливости.

Очистка лыж от снега, уход с площадки. Сдача инвентаря.





63

64

65

66

Попеременный двухшажный ход

4

Выход на площадку. ОРУ на лыжах. Прохождение дистанции 400 м попеременным двухшажным ходом в среднем темпе Имитационные упражнения. Упражнения для освоения махового выноса ноги с лыжей, подседания на толчковой ноге.

Эстафеты на лыжах. Развитие выносливости.

Подвижная игра: «К своим палкам».

Прохождение дистанции до 1 км.

Очистка лыж от снега, уход с площадки. Сдача инвентаря.





67

68

69

Прохождение дистанции 1,5 км без учета времени


3

Выход на площадку. ОРУ на лыжах. Прохождение дистанции 1,5 км без учета времени. Осуществлять контроль за техникой выполнения попеременного двухшажного хода. Развитие выносливости.

Упражнения на дыхание

Очистка лыж от снега, уход с площадки. Сдача инвентаря.





Гимнастика – 18 часов

70

Строевые упражнения. Висы и упоры

1

Ходьба и бег с обеганием предметов. ОРУ без предмета. Повороты направо-налево, кругом; выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!» перестроение в колонну по два в движении. Повторить разновидности висов и упоров. Упражнения в упорах: упор стоя на коленях; упор присев; упор лежа; упор сидя сзади; упор стоя согнувшись.

Упражнения в висах: вис на шведской стенке; вис стоя; вис сидя

Игровое упражнение «Краб» (выполнить в парах соревновательным методом)




71

Профилактика плоскостопия


1

Ходьба и бег. ОРУ со скакалкой. Упражнения для стоп с теннисными мячами: перекатывание мячей; ходьба по гимнастической палке, лежащей на полу, лицом вперед и приставными шагами. Ходьба по тонкому канату. Подвижная игра «Сидя по-турецки» (Дети сидят по-турецки рядом с гимнастической стенкой. Встают, придерживаясь за опору, ноги скрестно. Нужно постоять на наружных сводах стопы. Сесть. При повторении упражнения – впереди другая нога). Игра на внимание.




72

73

Стойка на лопатках, согнув ноги

2

Ходьба и бег с изменением скорости. ОРУ с набивными мячами. Повторить перекаты в группировке из и.п. сидя; в приседе; упор присев. Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. Стойка на лопатках согнув ноги. Подвижная игра «Совушка». Упражнения на дыхание.



74

75

76

Кувырок вперед в группировке

3


Ходьба и бег с изменением направления. ОРУ с гимнастической палкой. Развитие гибкости. Упражнения на растяжение. Повторить группировку сидя и в приседе. Перекаты в группировке. Кувырок вперед в группировке со страховкой учителя. Игровое упражнение «Кувырок сквозь обруч».

Подвижная игра «Ловцы и раки». Игра на внимание.




77

Преодоление препятствий

1

Ходьба, бег в среднем темпе. ОРУ в парах. Преодоление препятствий: ходьба по рейке гимн/скамейки; перелезание через гимнастического козла произвольным способом; подлезание под натянутым резиновым жгутом; перепрыгивание через гимн/скамейку; бег «змейкой». Подвижная игра «Салки с выручалкой». Спокойная ходьба.




78

Лазание по наклонной гимнастической скамейке

1

Ходьба, бег. ОРУ в движении. Комплекс упражнений на гимнастической скамейке.

Упражнения на наклонной гимнастической скамейке, установленной на 3-4 рейке гимнастической стенки. Спуск выполнять по гимн/стенке:

- Ходьба по наклонной гимнастической скамейке с различными движениями рук.

- Лазание в упоре стоя на коленях.

- Лазание в упоре лежа сзади с согнутыми ногами.

- Лазание в упоре согнувшись.

- Лазание лежа на животе.

Эстафеты с использованием гимн/скамейки.

Дыхательные упражнения.



79

Формирование навыка правильной осанки

1

Ходьба и бег. ОРУ с фитболами. Комплекс упражнений у гимнастической стенки для формирования навыка правильной осанки.

Подвижная игра «Живые картины» (имитация обучающимися картинок с изображением животных). Спокойная ходьба.



80

81

Лазание по гимнастической стенке

2

Ходьба и бег. ОРУ без предмета. Прыжковые упражнения с опорой руками на гимн/стенку: напрыгивание на 3 рейку гимн/стенки толчком двумя ногами; выпрыгивание вверх со сменой положения ног; напрыгивание одной ногой на 2 рейку гимн/стенки. Вис на гимн/стенке. Лазание по гимнастической стенке одноименным и разноименным способом.

Тестирование: бросок набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы из и.п. – сидя. Упражнения на расслабление мышц.



82

83

84

Опорный прыжок (наскок в упор стоя на коленях, соскок с поворотом, с опорой на руку)



3

Ходьба и бег. ОРУ со скакалкой. Специальные прыжковые упражнения. Прыжки толчком двумя на гимнастическую скамейку. Прыжки боком через гимн/скамейку с опорой на руки и толчком двух ног. Опорный прыжок (наскок в упор стоя на коленях, соскок с поворотом, с опорой на руку). Развитие скоростно-силовых качеств.

Эстафеты с элементами гимнастики.

Тестирование: прыжки со скакалкой; прыжки в длину с места.

Игра на внимание «Лови — не лови».




85

Равновесие

1

Ходьба и бег. ОРУ в движении. Ходьба по гимнастической скамейке с различными движениями рук и ног; перешагивая через набивные мячи; приставными шагами.

Ходьба по рейке гимнастической скамейки. Расхождение вдвоем на гимн/скамейке. Подвижная игра «Фигуры».

Тестирование: челночный бег 3х10 м.




86

87

Метание теннисного мяча в вертикальную и горизонтальную цель

2

Ходьба и бег. ОРУ с теннисными мячами. Развитие быстроты и ловкости.

Работа по станциям (класс делится на 4 группы):

1) метание малого мяча в предмет, установленный на гимнастическом козле;

2) метание мяча в обруч, подвешенный на баскетбольном кольце;

3) метание мяча в стену на длину отскока;

4) метание мяча через натянутый шнур в определенную зону.

Метание малого мяча в вертикальную цель (на количество попаданий с расстояния 6 м). Зачет по метанию в цель.

Тестирование: поднимание туловища из и.п.- лежа на спине за 30 сек; подтягивание в висе (мальчики), отжимания в упоре лежа от пола (девочки)

Игра «Сбей мяч». Упражнения на дыхание.




Раздел программы: Легкая атлетика - 15 часов

88

89

90

Прыжок в высоту способом «перешагивание»

3

Ходьба и бег с заданиями. ОРУ со скакалкой. Беговые и прыжковые общеразвивающие упражнения. Повторить правила безопасности при выполнении прыжков. Показ и объяснение техники прыжка в высоту способом «перешагивание». Выполнение прыжков с места (определить толчковую и маховую ноги). Выполнение прыжков с трех шагов разбега. Развитие скоростно-силовых качеств. Знать правила соревнований по прыжкам в высоту.

Круговая эстафета. Игра на внимание





91


Высокий старт


1

Ходьба, бег в медленном темпе (следить за правильным дыханием). ОРУ. Специальные беговые упражнения. Повторить технику высокого старта. Быстрое выбегание на небольшие расстояния (15-20 метров). Бег с сопротивлением партнера. Бег 30 м.

Эстафеты с бегом. Дыхательные упражнения.





92

93

Низкий старт


2

Ходьба, бег с изменением направления и ускорениями по сигналу. ОРУ в движении. Развитие скоростных качеств.

Прыжки в длину с места из положения низкого старта. Прыжок в длину с места с последующим мгновенным стартом и бегом по дистанции. Быстрый бег на месте до 10 сек.

Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

Выбегание с низкого старта под “воротами“, сделанными из веревочки, резиновой ленты или планки для прыжков в высоту.

Подвижная игра «Пустое место». Упражнения на дыхание.






94

Бег с преодолением препятствий


1

Ходьба, бег в среднем темпе. ОРУ в движении. Упражнения на автопокрышках. Бег с преодолением естественных препятствий.

Эстафеты с бегом. Развитие скоростных качеств.

Зачет: бег 60 м. Упражнения на растяжение.




95

96

97

Метание малого мяча на дальность с разбега


3

Ходьба, бег в среднем темпе. ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Имитация броска с места и с разбега.

Метание малого мяча на дальность из положения скрестного шага; с 3-4 шагов разбега в коридор шириной 10 м. Развитие силовых качеств. Знать правила соревнований по метанию мяча.

Игра «Лапта»

Зачет: метание малого мяча на дальность

бег в медленном темпе, спокойная ходьба





98

99

100


Прыжок в длину с разбега способом «в шаге»

3

Ходьба, бег в среднем темпе. ОРУ в парах. Развитие скоростно-силовых качеств. Специальные прыжковые упражнения.

Прыжки в шаге через резиновый жгут высотой 40—60 см с трех беговых шагов. Прыжки в длину с 5-7 шагов разбега. Повторить правила соревнований по прыжкам в длину.

Зачет: прыжок в длину с разбега

Спокойная ходьба





101

102

Кроссовая подготовка.

Игры по выбору

2

Ходьба, бег в среднем темпе. ОРУ в движении.

Зачет: бег 500 м без учета времени

Игры по выбору ребят. Упражнения на дыхание




Методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Освоение учебного предмета «Физическая культура» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по математике для 4 класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:

Демонстрационные материалы:

- индивидуальные карточки;

- плакаты;

- видеофильмы.

Материально-техническое обеспечение

Спортивное оборудование

1. Козел гимнастический - 1 шт.

2. Мостик гимнастический - 1шт.

3. Стойки баскетбольные, щит баскетбольный – 2 шт.

4. Стенка гимнастическая шведская - 14 шт.

5. Скамейка гимнастическая – 4 шт.

6. Велотренажер - 2 шт.

7. Беговая дорожка электрическая – 1 шт.

8. Турник – 5 шт.

9. Стойка для прыжков в высоту – 2 шт.

10. Планка для прыжков в высоту – 1 шт.

11. Сетка волейбольная – 1 шт.

12. Секундомер - 1 шт.

Спортивный инвентарь

1. Мат гимнастический - 6 шт.

2. Гантели – 10 - 12 шт.

3. Канат – 1 шт.

4. Коврик ППЭ – 10 шт.

5. Мяч баскетбольный - 20 шт.

6. Мяч волейбольный - 12 шт.

7. Мяч футбольный - 12 шт.

8. Мячи теннисные – 20 шт.

9. Мячи резиновые – 12 шт.

10. Мячи для метания (150 г) – 15 шт.

11. Мячи набивные (1 кг) – 4 шт.

12. Набор для бочче – 1 шт.

13. Ракетки для бадминтона – 12 шт.

14. Воланы для бадминтона – 20 шт.

15. Скакалки – 20 шт.

16. Обруч – 12 шт.

17. Фитболы – 6 шт.

18. Фишки – 20 шт.


Учебно-методическая литература:


  1. Аксенова О.Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.

  2. Андрющенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.

  3. Баряева Л.Б. Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб. ЦДК. 2011.

  4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллек­туальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.

  5. Горская И.Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И.Ю. Горская, Т.В. Синельникова. - Омск, СибГАФК, 1999

  6. Григорьев Д.В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2005.

  7. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев. - М.: Академия, 2002

  8. Евсеев С.Т., Шапкова Л. В.Адаптивная физическая культу­ра. — М.: Советский спорт, 2000.

  9. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Психолого-педагогическая диффе­ренциация детей с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью // Воспитание и обучение детей с нарушениями разви­тия. — 2009. — № 1. — С. 49-53.

  10. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л.В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002

  11. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.

  12. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Про­граммно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.

  13. Основные направления и содержание обучения детей и подростком с особыми образовательными потребностями в ЛПЦ г. Пско­ва / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков, 2000.