СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по физической культуре начальное общее образование

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 – 4 классы, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Автор: Бгажнокова И.М.: – М: Просвещение, 2011 г

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по физической культуре начальное общее образование»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

городского округа города Кумертау

Республики Башкортостан





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 12»

Митченкова О.В.

«___» _______ 2016 г.









Адаптированная рабочая программа

по физической культуре

начальное общее образование

на 2016 – 2020 учебный год


Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 – 4 классы, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Автор: Бгажнокова И.М.: – М: Просвещение, 2011 г


Составитель: О.Р. Газизова



















РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

№___от «__» августа 2016 года

Руководитель ШМО

_____________ О.И. Патрышева

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Г.Г.Шишканова.

«__» ________ 2016 года






Пояснительная записка

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни и достижениям науки. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.

Настоящая рабочая программа предмета «Физическая культура» для обучающихся 1 - 4 классов по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ составлена на основе:

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 6, 9, 10, 11);

  • Стандарт ОВЗ

С помощью основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, перелезание) у детей 1−4 классов формируются прикладные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.

Содержание уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений и игр. В процессе обучения у учащихся возрастает потребность в движениях, повышается физическая активность, увеличивается объем двигательных умений и навыков, что влечет за собой изменение в физическом развитии, улучшение работы всех функциональных систем (сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной).

В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развивается мышление, творческие способности и самостоятельность.


Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

  • Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

  • Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл обучения, принятие и освоение социальной роли обучающегося.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в раных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование этических потребностей, ценностей и чувств.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • Овладение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать, и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Определение общей цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

  • Овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального, психического), о ее позитивном влиянии на человека (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.

  • Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры).

  • Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела,) показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации)


Содержание учебного предмета

Урок физической культуры характеризуется следующими особенностями:

Вводная часть урока. В этой части решаются организационные задачи. Вводная часть урока имеет большое значение, особенно в младших классах. Продолжительность вводной части составляет 5 – 8 минут.

Подготовительная часть урока. Подготавливает организм учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении. Продолжительность подготовительной части урока 10 – 15 минут.

Основная часть урока. В основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения, игры различного характера. Основная часть урока длится 20—25 мин и плавно переходит в заключительную часть.

Заключительная часть урока решает две задачи.

1. Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время.

2. Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.

Продолжительность урока составляет – 40 минут.

Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся с учётом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, и особенностей психофизического развития.



Содержание начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура»

Все физические упражнения в программе по физической культуре 1−4 классов представлены разделами: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры», «Лыжи».

В раздел «Гимнастика» включены:

  • строевые и порядковые упражнения;

  • общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;

  • коррекционные упражнения;

  • упражнения в лазанье и перелезании;

  • упражнения в равновесии;

  • висы простые;

  • элементы акробатики;

  • упражнения в смене активного напряжения и расслабления;

  • опорные прыжки (изучение элементов начинается в 3 классе, а как вид упражнений — с 4 класса).

В раздел «Легкая атлетика» включены:

  • ходьба;

  • упражнения с основами бега;- 8 -

  • прыжковые упражнения;

  • лазанье, перелезание, ползание как спортивный вид упражнений (прикладной характер);

  • метание;

Лыжные занятия (коньки) по выбору с учетом региональных и климатических условий, катание на санках.

Большое место в закреплении изученных упражнений отводится играм различной направленности, из которых в основном используются игры с элементами строя; бега; прыжков; метания; близкие к спортивным; спортивной направленности.

Строевые и порядковые упражнения. Эти упражнения наиболее разнообразные. Овладение ими помогает учащимся 1−4 классов лучше ориентироваться в зале, запоминать свое место в строю, успешно выполнять построение и перестроение.

Начиная с подготовительного класса детей, следует строить по заранее начерченной линии, по ориентирам, проводить с ними различные игры типа «Кто быстрее», «Точно по местам». Этим упражнениям надо уделять особое внимание, можно обучение построению и перестроению проводить в основной части урока. Затратив больше времени на обучение, учитель тем самым в дальнейшем добивается высокой сознательной организованности, четкого выполнения учащимися строевых команд.

Общеразвивающие упражнения(основные положения и движения рук, ног, туловища, головы). Этот материал на уроках физкультуры выполняет три функции:

• помогает ученику быстрее запомнить направление;

• развивает двигательные качества: силу, ловкость, быстроту;

• используется как подготовительные упражнения при обучении более

сложным движениям.

Среди общеразвивающих упражнений необходимо использовать различные дыхательные упражнения: под хлопки, удары барабана, под счет, сигнал свистка, по показу учителем.

При выполнении упражнений учитель указывает на правильное сочетание дыхания с движением: руки вверх, в стороны, отведены назад — вдох; при сведении рук вперед, опускании вниз — выдох; наклоны туловища вперед, в стороны — выдох. Каждое упражнение повторяется 5—8 раз. В 1и 2 классах следует чаще выполнять упражнения в игровой форме, как имитационные. Например: «Ходит цапля по болоту, увидела лягушку. Замерла». При произнесении слова «замерла» дети, удерживая равновесие, делают выдох и на счет «два-три» стоят на одной ноге, руки в стороны.

Общеразвивающие упражнения с предметами (с малыми мячами, гимнастическими палками, короткими скакалками, флажками, малыми обручами, мешочками, наполненными песком). Эти упражнения — активное средство концентрации внимания, укрепления двигательного аппарата ребенка. Из этих упражнений можно составить несколько комплексов утренней гигиенической гимнастики, которые разучиваются на уроках и предлагаются как домашнее задание.

Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов имеет принятие исходного положения (и. п.). Особенно этому надо учить детей 1 классов.

Целесообразно обучать их следующим исходным положениям: стоя, сидя, лежа на животе, спине, стоя на коленях. Во 2 и в 3—4 классах можно вводить и другие исходные положения.

Использование на уроках флажков, кубиков, кеглей, палок, скакалок и более крупных предметов — длинных палок, реек, больших обручей (3—4 классы), баскетбольных мячей — помогает учителю разнообразить, варьировать выполнение упражнений, а использование физкультурного инвентаря вызывает интерес к процессу выполнения. Действия учащихся становятся согласованными, они прикладывают максимум усилий к достижению результата, стараются действовать дружно. Это очень важно в 1—2 классах.

При построениях с палками, флажками, малыми обручами необходимо обеспечить возможность передвигаться, стоять в строю на достаточном расстоянии друг от друга. Этому надо учить детей на самых первых уроках.

Обучение общеразвивающим упражнениям является определяющим. Упражнения подбираются так, чтобы они выполняли избирательное воздействие на коррекцию имеющихся нарушений физического развития, для формирования осанки, ориентировки в пространстве, при дифференцировке мышечных усилий и т. д.

Выполняя упражнения с предметами, дети ориентируются на сам предмет, его цвет, вес, размер, местонахождение, обучаются особым способам манипулирования предметом. Хотя общеразвивающие упражнения и недоступны некоторым учащимся 1 классов (самостоятельное выполнение), учитель обязан на каждом занятии использовать их при условии правильного руководства процессом обучения.

Коррекционные упражнения. В программе 1−4 классов коррекционные общеразвивающие упражнения направлены на:

• развитие пространственно-временнóй дифференцировки и точности движений;

• формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;

• развитие и совершенствование сенсомоторики;

• интеллектуально-познавательное развитие.

Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Упражнения должны выполняться в различных исходных положениях, под счет, музыку.

Большое значение имеют игровые упражнения. Именно они создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному развитию учеников 1—4 классов. В этих упражнениях, в отличие от других, нет правил, регламентирующих темп, время, смену движений, но они позволяют учащимся начальной школы выполнить задание учителя самостоятельно. Например, в игровом упражнении «Перепрыгни через скакалку» ученики 1 классов переступают через лежащую на полу скакалку; ученики 2—3 классов перепрыгивают по нескольку раз только вперед, а ученики 4 класса перепрыгивают вперед-назад; сильные ученики перепрыгивают через вращающуюся скакалку.

Игровые упражнения, как и коррекционные, в данном возрасте пока не требуют согласований движений каждого ребенка с движениями других детей, они являются последовательным переходом от индивидуальных действий к совместным.

Акробатические упражнения. Акробатические упражнения в программе по физической культуре начальных классов представлены как элементы. Это группировка, лежа на спине, перекаты в положении лежа в разные стороны, кувырки вперед, стойка на лопатках, кувырки назад и т. д. Обучение акробатическим упражнениям в коррекционной школе строго индивидуально. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм детей, особенно на вестибулярный аппарат. Использование акробатических упражнений помогает развитию ориентировки в пространстве и чувства равновесия. Обучение строго индивидуально при наличии страховки и оказании необходимой помощи.

Упражнения в лазанье и перелезании. Лазанье и перелезание проводят в основном при одновременной опоре рук и ног на гимнастической стенке, скамейках, гимнастическом коне, бревне. Способы лазанья и перелезания определены в программе.

Упражнения в лазанье и перелезании — хорошее средство для укрепления мышц рук и туловища. Они помогают развитию ориентировки в пространстве, координационных возможностей, смелости. Обучение строго индивидуально.

Упражнения в равновесии. Упражнения в равновесии способствуют формированию правильной осанки, выработке навыка держать тело в необходимом положении. Эти упражнения вводятся как для обучения какому-то действию с сохранением равновесия, так и для воспитания чувства равновесия на определенной высоте в статическом или динамическом положении.

В коррекционной школе предлагаются упражнения в равновесии на уменьшенной и повышенной опорах с различными предметами. Все упражнения на развитие равновесия требуют от учащихся сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэтому их следует проводить в среднем и медленном темпе под наблюдением учителя, который оказывает помощь некоторым учащимся и страхует их.

Недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, ритм, темп, на улучшение координационных способностей.

Начинать обучение равновесию в 1—2 классах надо на полу: стоя на одной ноге, руки вверх — в стороны; стоя на носках с тем же исходным положением; ходьба и бег по узкому коридору, обозначенному на полу; ходьба на повышенной опоре (гимнастическая скамейка), по рейке гимнастической скамейки, низкому бревну. Эти же упражнения можно выполнять с предметами, с перешагиванием через предмет, с ловлей и подбрасыванием предметов (мяч, малая гимнастическая палка), а сильным учащимся 3—4 классов — прыжки вверх в шаге через вращающуюся скакалку.

Ходьба. Большинство учащихся коррекционной школы не умеют правильно ходить. Их надо этому учить с 1 класса. Нарушения ходьбы настолько разнообразны, что учителю даже трудно их объединить в группы. Но самыми распространенными нарушениями ходьбы являются: некоординированностьдвижений рук с движениями ног; неправильная постановка стопы; шаркающая походка, наличие синкинезий (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие включение в движение двух рук); неумение прямо держать голову; пружинистая походка и т. д.

Задача учителя: последовательно формировать у детей легкую, непри-нужденную походку с хорошей координацией движений рук и ног. Во 2—3 классах отрабатывать умение сохранять направление и определенное расстояние между идущими впереди и сзади учащимися. Учитель должен помнить, что ходьба и бег являются жизненно важными прикладными двигательными действиями, поэтому при обучении большое значение имеет личный показ.

Трудной для детей является ходьба с высоко поднятыми коленями. Учитель показывает, а затем просит детей короткими шагами, но высоко поднимая колени, осуществить движения.

Необходимо практиковать ходьбу в различном темпе, с различной по-становкой стоп: на пятках, на внешней и внутренней стороне стоп, на носках; с предметами: гимнастической палкой, малым обручем, волейбольным или баскетбольным мячом, флажками, скакалкой и т. д. в различном исходном положении (перед собой, на лопатках, за спиной, на плечах). Задания должны быть доступными, понятными, правильно показанными, с имитацией движений гимнаста, лыжника, конькобежца; под музыку, на счет, под команду учителя, с хлопками и сигналами.

Бег — это естественный вид движений, который должен быть использован на каждом уроке. Он выполняется в медленном и ускоренном вариантах. Обучение бегу вызывает ряд трудностей. Большинство детей с нарушениями интеллекта не понимают назначение бега, они не могут регулировать дыхание, преодолевать утомление, распределять энергетический потенциал.

В 1−4 классах учащихся обучают бегу с сохранением осанки, с перебежками группами и по одному, с преодолением препятствий на отрезке 30 м, медленному бегу до 2 мин, челночному бегу (3 × 10 м), круговой и встречной эстафетам. Но такими навыками бега дети овладевают с трудом. Это обусловлено тем, что бег входит во многие виды упражнений (прыжки, метание, игры), поэтому учитель соответственно предъявляет разные требования.

Вот почему в коррекционной школе обучение бегу необходимо проводить только в естественных условиях и, пока не сформированы навыки сво-бодного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, с параллельной постановкой стоп, никакие другие изменения вводить нельзя.

В 1 классе особое внимание учитель должен уделить непринужденному, свободному бегу с сохранением осанки, чтобы дети не сталкивались при беге, бежали по определенному коридору до обозначенного места.

Во 2 классе требования те же. Начинается обучение постановке ноги с передней части стопы, при этом бежать следует ритмично, с изменением темпа (быстрее, медленнее).

В 3—4 классах переходят к обучению быстрому бегу (до 60 м), формированию умения преодолевать различные препятствия во время бега. Препятствиями могут быть мячи, гимнастические палки,булавы, гимнастические скамейки; детям нужно объяснять и показывать все действия, как лучше, ра-циональнее их выполнять и почему. Хорошим средством совершенствования навыков бега являются игры с элементами бега.

Прыжки. В начальных классах начинается интенсивное обучение прыжкам на месте, через препятствие, в длину с места, в высоту с шага (небольшого разбега), в длину с прямого разбега, в высоту способом перешагивания, согнув ноги и на результат.

При обучении особое внимание учитель должен уделить технике выполнения прыжка и, конечно, качеству. Общее требование — правильное приземление. Оно должно быть без потери равновесия, мягким. Надо научить ребенка правильно приземляться и падать. Поэтому вначале следует обучать выполнению прыжков с небольшой высоты, в глубину. Это будет способствовать преодолению страха.

При обучении прыжку в длину и в высоту с разбега надо обратить внимание на сам разбег и отталкивание. В 1−2 классах можно учить отталкиванию без обозначения места, но недалеко от гимнастического мата, прыжковой ямы. Как подготовительные упражнения к любому прыжку (в длину, высоту, опорному) можно использовать прыжки на одной-двух ногах на месте, в движении, развивая тем самым у детей прыгучесть, силу отталкивания.

Но необходимо осторожно подходить к детям, у которых имеются сопутствующие отклонения в состоянии здоровья, нарушения опорнодвигательного аппарата (сколиоз, лордоз, плоскостопие) и нарушения соматического характера.

Прыжки, включенные в программу 1—4 классов, можно разделить на два вида: а) через вертикальное препятствие (прыжок в высоту); б) через горизонтальное препятствие (прыжок в длину). Основная задача: создать правильное представление о конкретном виде прыжка, что является основой в обучении прыжкам. Следует обучать раздельно элементам прыжка: правильному разбегу, сильному отталкиванию, координации движений в полете, мягкому приземлению, а также разбегу с трех—пяти шагов; место отталкивания необходимо постепенно приближать к постоянной зоне отталкивания.

У детей с нарушениями интеллекта общая ошибка — они длительное время отталкиваются двумя ногами, а приземляются на одну ногу. Вот почему при обучении прыжкам в длину и в высоту добиваются отталкивания одной ногой, а в опорных, в глубину (обучениеначинается только с 3 класса, а опорный прыжок через гимнастического козла дети выполняют лишь в 4 классе) — двумя.

Метание. В начальной школе главная задача — научить школьников правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном использовании метаний на уроке можно положительно и избирательно воздействовать на развитие нервно-мышечного и костно-связочного аппарата как верхних конечностей и плечевого пояса, так и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища; глазомер и умение соизмерять свои усилия.

Но у достаточно большого количества детей с нарушениями интеллекта не получается манипулировать с мячом, они с трудом собирают разбросанные по полу мячи, не могут удерживать мяч, выпускают его из рук, резко сжимают, боятся уронить; у некоторых, наоборот, слишком слабый захват, и мяч они удержать долго не могут, он у них выскальзывает из рук.

Следовательно, кисть не готова к манипуляции с мячом. Вот почему в программе большое место отводится подготовке кисти рук к метанию и только потом броскам и ловле мяча. Метание вводится со 2 класса в виде метания с места и на дальность. Метание в цель очень полезно начинать в конце 3 класса, продолжать в 4 классе. Для этого необходимо широко практиковать использование подводящих и подготовительных упражнений.

Характерным для детей с нарушениями интеллекта данного возраста является то, что они как будто правильно воспринимают указание учителя и пытаются выполнить метание, но, как правило, у них это плохо получается.

Это свидетельствует о несовершенстве координационных возможностей детей. Метание в цель учитель должен рассматривать как упражнение, обучающее правильно метать на дальность. Закрепление навыков метания можно осуществлять при проведении подвижных игр с бросанием, ловлей и метанием.

Подвижные игры. При выборе подвижных игр на конкретный урок учитываются дидактические требования при изучении основного материала и степень сложности изучаемых упражнений. Например, если на уроке основным упражнением является бег или прыжки в длину и в высоту, то вводятся игры с элементами метания, ловлей мяча, коррекционные игры.

Если дети выполняют упражнения в ловле, передаче предметов, метании, то вводятся игры с бегом, прыжками и, естественно, закрепляются навыки метания, бросков, ловли.

В программе подвижные игры для 1—3 классов распределены по признаку наличия преимущественно двигательных действий: с элементами бега («Быстро по местам»; «Кошка и мышки»); с прыжками («Точный прыжок»; «Волк во рву»); с бросанием и метанием («Пустое место; «Подвижная цель»); зимние игры («Снайпер»; «Снегурочка»; «Крепость»).

Объяснение игры должно быть кратким. Сам учитель может принять участие в игре. Дети видят действия учителя, стараются ему подражать, спрашивают.

Начиная с 3 класса можно практиковать игры с элементами соревнований. Но эти игры не всегда понятны детям с нарушениями интеллекта. Часто возникают конфликты, в проигрыше обвиняют более слабого ученика, угрожают ему, не хотят, чтобы он был в их команде. Учителю необходимо помнить, что игра не только закрепление сформированных умений и навыков, но и важное средство воспитания.

Иногда дети, усвоив на занятиях гимнастикой элементы метаний, прыжков, бега, в играх выполняют движения неточно, неправильно и даже небрежно, без желания. И здесь учитель должен так организовать игровую обстановку, чтобы дети были заинтересованы в самой игре, в ее конечном результате и выполняли движения правильно и рационально. Вот почему в 1—2 классах часто используются ритмические и имитационные упражнения, способствующие развитию чувства ритма, такта, внимания, координации движений, памяти. Включение этих упражнений в игровые ситуации помогает решать коррекционные задачи. Такие игры называются коррекционными, они есть в программе по каждому классу.

Лыжная подготовка.Занятия лучше проводить на территории школьного двора или недалеко от школы (желательно без переходов через улицу). На школьном дворе следует проложить две учебные лыжни — внутреннюю и внешнюю — длиной по 150 м каждая. Лыжни должны иметь небольшие уклоны. Обучение попеременному двухшажному ходу начинается в 4 классе, а в 1—3 классах учащиеся изучают скользящий шаг, передвижение на лыжах без палок и с палками. На уроках учащиеся должны преодолевать на лыжах следующие расстояния: во 2 классе до 600 м, в 3 классе до 800 м, в 4 классе до 1,5 км. Указанные нормативы условны и строго индивидуализированы.

Основные задачи на уроках по лыжной подготовке — ознакомить учащихся с простейшими правилами обращения с лыжами и палками, научить готовиться к занятиям, обучить нескольким строевым приемам с лыжами и построениям. Самые простые способы передвижения на лыжах в период начального обучения: ступающий ход, скользящий ход и попеременный двухшажный ход; подъемы ступающим шагом (3 класс), елочкой, лесенкой (4 класс); спуски в основной и в средней стойках (3—4 классы); повороты переступанием вокруг пяток лыж (2 класс), вокруг носков лыж (4 класс).

Средства, используемые при реализации программы:

1. физические упражнения;

2. корригирующие упражнения;

3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

5. наглядные средства обучения.













Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся на 2018 – 2019 учебный год

1в класс





урока

Планируемая

дата

проведения


Фактическая

дата

проведения

Тема урока







Примечания

Лёгкая атлетика (12ч)

Личностные: Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; проявление учебных мотивов. Познавательные: понимание и принятие цели, включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы.

1

04.09


1 модуль

Организационно – методические требования на уроках физической культуры. Техника безопасности на уроках подвижных игр. Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики.


2

06.09


Возникновение физической культуры и спорта. Понятие о разминке. Изучение разминки в движении.


3

11.09


Обучение строевым упражнениям: понятие о шеренге; построение в одну шеренгу.


4

13.09



Правильная постановка дыхания в ходьбе и беге. Дыхательные упражнения. Обучение прыжкам на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево.


5

18.09


Обучение строевым упражнениям: понятие о правой и левой стороне, повороты направо, налево.


6

20.09


Развитие аэробной выносливости. Бег в медленном темпе 1-2 минуты за учителем. Обучение правильной постановке стопы в беге.


7

25.09


Развитие мелкой моторики. Хват и ловля малого мяча.


8

27.09


Обучение строевым упражнениям: представление о колонне; построение в колонну по одному.


9

02.10


Координация частей тела в беге. Обучение бегу в колонне по одному по ориентирам в медленном темпе.


10

04.10


Коррекция правильной осанки. Ходьба с сохранением правильной осанки.


11

09.10


Координация частей тела во время прыжка с места. Обучение прыжкам с места через начерченную линию, шнур.


12

16.10


Обучение технике бега. Бег с ускорением на отрезках 15 – 20 метров.


Гимнастика (20ч)

Личностные: Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; проявление учебных мотивов; предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; ориентация на содержательные моменты школьной действительности и адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. Познавательные: Понимать и принимать цели, сформулированные учителем; уметь использовать наглядные модели; находить ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по образцу; Коммуникативные: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

13

18.10


Техника безопасности на уроках гимнастики. Развитие координации частей тела. Прыжки с ноги на ногу на месте и с продвижением вперед.


14

23.10


Метание малого мяча с места правой и левой рукой. Бросок мяча в стену и ловля после отскока.


15

25.10


Прыжок в глубину с высоты 20-30 см. в обозначенный ориентир.


16

06.11


2 модуль

Разучивание строевых упражнений: выполнение команд «Шагом марш!», «На месте стой!».


17

08.11


Упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад.


18

13.11


Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук.


19

15.11


Разучивание строевых упражнений: понятие о дистанции; ходьба в колонне по одному с сохранением заданной дистанции.


20

20.11


Обучение технике выполнения группировки лежа на спине и в упоре присев..


21

22.11


Обучение технике выполнения перекатов. Разновидности перекатов.


22

27.11


Обучение технике выполнения перекатов из группировки.


23

29.11


Обучение технике выполнения кувырка вперед.


24

04.12


Совершенствование техники выполнения кувырка вперед.


25

06.12


Обучение технике выполнения стойки на лопатках, упражнения ‒ «Мост».


26

11.12


Стойка на лопатках, «Мост» ‒ совер-шенствование.


27

13.12


Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке с переступанием через предметы (малые мячи).


28

18.12


Лазанье по гимнастической стенке одноименным способом. Техника выполнения.


29

20.12


Ползание «По-пластунски» по коридору длиной 15 метров.


30

25.12


Подлезание под препятствие высотой 40 – 50 см. (под коня, козла и т.п.).


31

27.12


Прыжок в глубину с высоты 20 – 30 см. в обозначенный ориентир. Техника приземления на обе стопы.


32

10.01


3 модуль

Лазанье по гимнастической стенке разноименным способом. Техника выполнения.


Лыжная подготовка (12ч)

Личностные: Дают адекватную позитивную самооценку; проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, проявление учебных мотивов. Познавательные: Уметь использовать наглядные модели; Находить ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию. Регулятивные: Принимать учебную задачу; осуществлять контроль по образцу;вносить необходимые коррективы в лействие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; понимание и принятие цели, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

33

15.01


Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Основы знаний: «Одежда и обувь для занятий на улице в зимний период».


34

17.01


Элементарные понятия о лыжах и передвижении на лыжах с опорой на лыжные палки.


35

22.01


Передвижение к месту занятий, держа лыжи в руках. Одевание и снимание лыж.


36

24.01


Овладение умением стоять на лыжах. Комплекс подводящих к ходьбе на лыжах упражнений.


37

29.01


Обучение технике «ступающего шага»: согласованная работа рук и ног.


38

31.01


Обучение технике «ступающего шага»: перенос веса тела с опорной ноги на маховую.


39

05.02


Обучение технике «ступающего шага»: удлинение шага и отталкивание палками.


40

07.02


Обучение поворотам на месте «переступанием» вокруг пяток лыж в одной шеренге.


41

12.02


Обучение технике «скользящего шага»: поочередное отталкивание левой и правой ногой без палок.


42

14.02


Обучение технике «скользящего шага»: поочередное отталкивание левой и правой ногой с опорой на палки.


43

26.02


4 модуль

Обучение технике «скользящего шага»: согласованная работа рук и ног. Координация движений.


44

28.02


Обучение технике «скользящего шага»: перенос веса тела с толчковой ноги на маховую ногу. Скольжение.


Гимнастика (12ч)

Личностные: Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; проявление учебных мотивов; предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; ориентация на содержательные моменты школьной действительности и адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. Познавательные: Понимать и принимать цели, сформулированные учителем; уметь использовать наглядные модели; находить ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по образцу; Коммуникативные: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

45

05.03


Техника безопасности на уроках гимнастики. Разучивание комплекса упражнений на фитболах. Развитие силы мышц спины и живота.


46

07.03


Лазание по гимнастической стенке «Одноименным» способом.


47

12.03


Обучение технике простого виса на перекладине хватом ладони сверху.


48

14.03


Лазание по гимнастической стенке «Разноименным» способом.


49

19.03


Корригирующие упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими палками


50

21.03


Обучение лазанию по наклонной гимнастической скамье стоя на коленях.


51

26.03


Обучение лазанию по наклонной гимнастической скамье в упоре присев.


52

28.03


Обучение поворотам на месте и ходьба по ориентирам по заданию учителя.


53

02.04


Обучение прыжкам со скакалкой. Техника выполнения прыжков.


54

04.04


Совершенствование прыжков со скакалкой.


55

16.04


Прыжок в глубину с высоты 20 – 30 см. в обозначенный ориентир. Техника приземления на обе стопы.


56

18.04


Пространственное ориентирование. Ходьба по залу без зрительного контроля по командам учителя.


Лёгкая атлетика (12ч)

Личностные: Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; проявление учебных мотивов. Познавательные: понимание и принятие цели, включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы.

57

23.04


Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. Ходьба по гимнастической скамейке: обычная, в полуприсяде, в полномприсяде, боком.


58

25.04


Обучение технике метания малого мяча в вертикальную цель с места, расстояние 10 – 15 метров.


59

30.04


Совершенствование техники метания малого мяча в вертикальную цель с места.


60

02.05


Зачет: метание малого мяча в вертикальную цель с места.


61

07.05


Освоение бега на дистанцию 30 метров в различном темпе: техника постановки стопы.


62

14.05


Освоение бега на дистанцию 30 метров в различном темпе: координация работы рук и ног.


63

16.05


Освоение бега на дистанцию 30 м в различном темпе: постановка дыхания в беге.


64

21.05


Зачет. Бег на дистанцию 30 метров на время.


65

23.05


Обучение прыжку в длину с места: основная стойка, техника отталкивания.


66

28.05


Обучение прыжку в длину с места: координация частей тела во время прыжка.


67

30.05


Обучение прыжку в длину с места: техника приземления на обе стопы.


68



Зачет. Прыжок в длину с места.