СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся 5 класса с УО

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Орловская средняя общеобразовательная школа»




«Рассмотрено»

«Согласовано» и «Принято»

«Утверждаю»

на заседании МО учителей

на заседании педсовета

директор МКОУ

___________________________

протокол №___9___

«Орловская СОШ»

протокол №______

от «28» августа 2020 г.

_________ Бородина О.Е.

от «_____»___________ 2020___г.


приказ №_212_

____________________


от «_28_» августа 2020 г.

(подпись руководителя МО)









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии



для обучающихся 5 классов с УО







Разработала:

учитель Власова Г.С.,ВКК

















2020 год



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по географии 5 класса составлена в соответствии с

  • ФГОС ООО

  • Примерными программами по учебным предметам. География 5-9 класс (Стандарты второго поколения) Изд. Просвещение 2015.

  • Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. / Под ред. А. И. Алексеева. 2016 г.

  • Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с УО (АООП ООО с УО) МКОУ «Орловская СОШ»

В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования обучающихся с УО, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Коррекционно-развивающие задачи

1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.


2. Корректировать познавательную возможность и интересы.


3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.


4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.


5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

На основе изучения предмета природоведения пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Географические знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.

Коррекционная направленность обучения осуществляется за счет использования коррекционно-развивающих упражнений, игр, увеличение количества тренировочных упражнений, преподавания материала небольшими дозами с постепенным его усложнением за счет использования занимательных форм, увеличения количества иллюстрируемого материала.



Общая характеристика учебного предмета



Вклад географии как учебного предмета в достижении целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

  • комплексного представления о географической среде как о среде (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях.

  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующих и развивающихся по определенным законам;

  • умение ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности

  • организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демографическими и другими принципами как основными ценностями географии;



География в основной школе формирует у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамики главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территории.

ЦЕЛИ изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира

  • формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона),

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов

  • понимание основных природных, социально-экономических, экологических геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных, коммуникативных, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.

  • формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства

  • формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов (план. карта. приборы. объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов

Место географии в учебном плане

Учебным планом МКОУ « Орловская СОШ» предусматривается обязательное изучение географии на этапе основного общего образования в 5 классе в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).

Планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты освоения учебного предмета

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: пат­риотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, оп­ределяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и тра­диционных ценностей многонационального российского общест­ва; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых позна­вательных интересов

  • формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического прост­ранства, её месте и роли в современном мире; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам

  • формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, творческой и других видов деятельности

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и ра­ционального природопользования;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отно­шения к членам своей семьи;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.



Метапредметные результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться



  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

  • умение определять понятия, делать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий

Предметные:

  • характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII–XIX в.в., современные географические исследования и открытия);

  • описывать вклад великих путешественников в географическом изучении Земли, маршруты их путешествий по физической карте; способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

  • выбирать источники географической информации (текстовые, картографические, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие определять вклад российских ученых и путешественников в развитие знаний о Земле;

  • представлять информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках информации;

  • приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: план и географическая карта; орбита и ось Земли, полярный день и полярная ночь; полюса, экватор, тропики и полярные круги; жаркий, умеренный и полярный географические пояса; литосфера: состав и строение, свойства, минералы и горные породы, ядро, мантия, материковая и океаническая земная кора, землетрясение, эпицентр и очаг землетрясения, конус и жерло вулкана, острова (материковые, вулканические и коралловые), планетарные формы рельефа материки, впадины океанов, формы рельефа суши (горы и равнины); формы рельефа дна Мирового океана (шельф, срединно-океанические хребты, ложе океана), полезные ископаемые;

  • распознавать проявление изученных географических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки, в том числе: землетрясение, медленное колебание земной коры, движение литосферных плит, вулканизм, внешние и внутренние процессы рельефообразования, физическое, химическое и биологическое выветривание, круговорот и изменения горных пород;

  • приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

  • приводить примеры использования геоинформационных систем (ГИС) в повседневной жизни.

Учащиеся получат возможность научиться:

Использовать планы, топографические и географические карты, глобус для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практикоориентированных задач: определения направлений, азимута, определения расстояний при помощи масштаба, определения географических координат, описания местоположение крупнейших форм рельефа на территории материков и стран;

  • характеризовать географические следствия влияния Солнца и Луны, формы, размеров и движения Земли на мир живой и неживой природы;

  • объяснять причины смены дня и ночи и времен года;

  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;

  • классифицировать: горные породы по происхождению, формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

  • называть причины землетрясений и вулканических извержений;

  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли.



Содержание учебного предмета

Развитие географических знаний (5 часов)

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Земля во Вселенной. Движения Земли(4 часа)

Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и на жизнь людей. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.

1.Составление плана местности

2.Чтение карты. Определение направлений, расстояний. Местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам

3.Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты».

Построение содержания учебного курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных компетенций. Основу познавательных учебных действий составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, составляют такие действия, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Основу коммуникативных учебных действий сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изменения в программе обучения по географии 5 класс по специальной коррекционной программе VIII вида. В коррекционных классах для детей с УО при изучении учебного курса географии ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в массовой общеобразовательной школе. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы. Трудности, испытываемые детьми с УО при изучении географии, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу общеобразовательной школы: выделено дополнительное время для изучения наиболее важных вопросов, повторения пройденного материала, некоторые темы даны в ознакомительном плане; отдельные темы упрощены либо вообще исключены из изучения.

Изображения Земной поверхности.(Изучается ознакомительно)

(13 часов)

 Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Относительная высота местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Глазомерная съемка. Не следует требовать от учащихся умения выполнять элементы глазомерной съемки.

Не следует требовать от учащихся запоминания длины окружности Земли и ее среднего радиуса.

Изучается ознакомительно: Географические координаты.

Литосфера – твёрдая оболочка Земли( Изучается ознакомительно) Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов, влияние человека.

Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов, влияние человека. Изучение рельефа дна Мирового океана.



Планируемый уровень подготовки учащихся с УО 5 класса к концу учебного года

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач.





Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 часов)

1.

Зачем нам география? Методы географических исследований.

1

2.

Как люди открывали Землю

1

3.

Вводная контрольная работа (выполняется с помощью учебника)

1

4.

География сегодня.

1

5.

Географические исследования Новейшего времени.

1

Тема 2. Земля во Вселенной. Движения Земли (4 часа)

6.

Мы во вселенной.

1

7.

Движение Земли вокруг оси.

1

8.

Движение Земли вокруг Солнца.

1

9.

Пояса освещённости.

1

Тема 3. Изображение Земной поверхности.

План и карта (13 часов)

10.

Ориентирование на местности.

1

11.

Земная поверхность на плане и карте.

1

12.

Земная поверхность на плане и карте.

1

13.

Учимся с Полярной звездой.

1

14.

Географическая карта.

1

15.

Градусная сетка.

1

16.

Градусная сетка.

1

17.

Географические координаты.

1

18.

Географические координаты.

1

19.

Учимся с Полярной звездой.

1

20.

Контрольная работа по изученным темам(выполняется с помощью учебника)

1

21.

Повторение изученного.

1

22.

Влияние космоса на Землю и людей.

1


Тема 4. Оболочки Земли. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (12 часов)

23.

Земная кора.- верхняя часть литосферы

1

24.

Горные породы и минералы.

1

25.

Полезные ископаемые.

1

26.

Движение земной коры.

1

27.

Движение земной коры.

1

28.

Рельеф Земли. Равнины..

1

29.

Рельеф Земли. Горы.

1

30.

Учимся с Полярной звездой. Литосфера и человек..

1

31

Итоговая контрольная работа

(выполняется с помощью учебника)

1

32.

Урок экскурсия

«Природные объекты»

1

33.

Урок экскурсия

«Природные объекты»

1

34

Итоговый урок за курс 5 класса

1


Итого: 34 часа