Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат №65»
пр. Гагарина, д.10, г. Нижний Новгород, 603022, , тел./факс (831) 433-62-91, 433-66-47
e-mail: [email protected]
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«География»
(6 – 11 класс)
Нижний Новгород
2022 – 2023
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе.
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультур- ном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно- образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль»).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе: в том числе овладение универсальными учебными действиями.
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно вы деленных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также вы- двигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;—выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладение коммуникативными УУД
Общение
Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;сопоставлять свои суждения по географическим в просам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество).
Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
Владеть способами самоконтроля и рефлексии;объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного образования.
Предметные результаты:
Формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе еёэкологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания; создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Выпускник научится: выбирать источники географической информации; ориентироваться в источниках географической; находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач; описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов; оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России; различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России; уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута; описывать погоду своей местности; объяснять расовые отличия разных народов мира; давать характеристику рельефа своей местности; уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться.
Подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности; наносить на контурные карты основные формы рельефа; давать характеристику климата своей области (края, республики); показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты; выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику; объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
Содержание
6 класс
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.
Практическая работа
Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
Практические работы
Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.
РАЗДЕЛ 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы
Определение направлений и расстояний по плану местности.
Составление описания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственнойдеятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы
Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.
РАЗДЕЛ 3. ЗЕМЛЯ ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.
РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
Практическая работа
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океани его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.
Практические работы
Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации.
Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.
Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения.
Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы
Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.
Тема 4. Биосфера — оболочка жизни
Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и расти- тельного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
Характеристика локального природного комплекса по плану.
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ
Тема 1. Географическая оболочка
Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность — и их географические следствия. Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли.
Практическая работа
Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Материки, океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Полезные ископаемые.
Практические работы
Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте.
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры — тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы: географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер подстилающей поверхности и рельефа территории. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их причины. Карты климатических поясов, климатические карты, карты атмосферных осадков по сезонам года. Климатограмма как графическая форма отражения климатических особенностей территории.
Практические работы
1. Описание климата территории по климатической карте и климатограмме.
Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферы
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения его как самостоятельной части Мирового океана. Тёплые и холодные океанические течения. Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Географические закономерности изменения солёности — зависимость от соотношения количества атмосферных осадков и испарения, опресняющего влияния речных вод и вод ледников. Образование льдов в Мировом океане. Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия. Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения. Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана.
Практические работы
Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков.
Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких источников географической информации.
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ
Тема 1. Численность населения
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и плотность населения.
Практические работы
Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по статистическим материалам.
Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по разным источникам.
Тема 2. Страны и народы мира
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии. География мировых религий. Хозяйственная деятельность людей, основные её виды: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод.
Практическая работа
1. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам.
РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИКИ И СТРАНЫ
Тема 1. Южные материки
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Антарктида —ГЕОГРАФИЯ. уникальный материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в XX—XXI вв. Современные исследования в Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента.
Практические работы
Сравнение географического положения двух (любых) южных материков.
Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе
Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану.
Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим картам.
Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Практические работы
Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.
Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пляса.
Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон на основе анализа нескольких источников информации.
Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа страны и т. д.).
Тема 3. Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др.).
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и международные усилия по их преодолению. Про- грамма ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты.
Практическая работа
Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира в результате деятельности человека.
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
Тема 1. История формирования и освоения территории России
История освоения и заселения территории современной Рос- сии в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI— XIX вв. Русские первопроходцы. Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией.
Практическая работа
Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт.
Тема 2. Географическое положение и границы России
Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Географическое положение России. Виды географического положения. Страны — соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье. Моря, омывающие территорию России.
Тема 3. Время на территории России
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей.
Практическая работа
1. Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон.
Тема 4. Административно-территориальное устройство России. Районирование территории
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований и территориального управления. Виды районирования территории. Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Практическая работа
1. Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения.
РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА РОССИИ
Тема 1. Природные условия и ресурсы России
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию.
Практическая работа
1. Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам.
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Особенности рельефа своего края.
Практические работы
Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.
Объяснение особенностей рельефа своего края.
Тема 3. Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Особенности климата своего края.
Практические работы
Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды.
Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны.
Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы
Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Роль рек в жизни населения и раз- витии хозяйства России.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы
Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России.
Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны
Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.
Высотная поясность в горах на территории России. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России.
Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России.
Практические работы
Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах.
Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации.
РАЗДЕЛ 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Тема 1. Численность населения России
Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных регионов России. Геодемографическое положение России. Основные меры современной демографической политики государства. Общий прирост населения. Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная миграционная политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов изменения численности населения России.
Практическая работа
1. Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона.
Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской Федерации. Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Сельская местность и современные тенденции сельского расселения.
Тема 3. Народы и религии России
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. Гео- графия религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России.
Практическая работа
1. Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ».
Тема 4. Половой и возрастной состав населения России
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяю- щие. Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Практическая работа
1. Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид.
Тема 5. Человеческий капитал России
Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия.
Практическая работа
Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения.
10 КЛАСС
РАЗДЕЛ 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Факторы производства. Экономико-географическое положение (ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов. Экономические карты. Общие особенности географии хозяйства России: территории опережающего развития, основная зона хозяйственного освоения, Арктическая зона и зона Севера. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны. Субъекты Российской Федерации, выделяемые в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» как «геостратегические территории».
Производственный капитал. Распределение производственного капитала по территории страны. Условия и факторы размещения хозяйства.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлек- тростанции, электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Основные положения «Энергетической стратегии России на период до 2035 года».
Практические работы
Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургический комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве чёрных и цветных металлов. Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий разных отраслей металлургического комплекса. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения «Стратегии развития чёрной и цветной металлургии России до 2030 года».
Тема 4. Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей среды, значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы развития машиностроения России. Основные положения документов, определяющих стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса.
Практическая работа
1. Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации.
Тема 5. Химико-лесной комплекс.Химическая промышленность
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года».
Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса.Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. развития. Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года».
Практическая работа
Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Растениеводство и животноводство: география основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды. «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Особенности АПК своего края.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.
Тема 7. Инфраструктурный комплекс
Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания, рекреационное хозяйство — место и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.
Транспорт и охрана окружающей среды.
Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития транспорта России на период до 2030 года, Федеральный проект «Информационная инфраструктура».
Практические работы
Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий.
Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.
Тема 8. Обобщение знаний
Государственная политика как фактор размещения производства. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года»: основные положения. Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Кластеры. Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства.
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.
Практическая работа
Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов.
11 класс.
РАЗДЕЛ 5. РЕГИОНЫ РОССИИ
Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
Географические особенности географических районов: Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние различия.
Практические работы
Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам информации.
Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных.
Тема 2. Азиатская (Восточная) часть России
Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние различия.
Практическая работа
1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов Российской Федерации) по заданным критериям.
Тема 3. Обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федереции».
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в составе международных экономических и политических организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕврАзЭС.
Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Колич. час | ПР.р | ЭОР |
6 класс (учебник 5 кл.) |
1. | Введение. География — наука о планете Земля | 4 | 1 | Электронный учебник Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева. 5-6 класс(https://catalog.prosv.ru/item/8479)РЭШ (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7859/start/316107/ |
2. | Тема 1. История географических открытий | 14 | 2 | ЯКласс (https://www.yaklass.ru/p/geografiyaРЭШ(https://resh.edu.ru/subject/lesson/7861/start/251636/) |
3. | Раздел 2. Изображения земной поверхности Тема 1. План местности | 20 10 | 2 | Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-geografii-na-temu-orientirovanie-na-mestnosti-5-klass-5342073.html |
4. | Тема 2. Географические карты | 10 | 2 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7868/start/251294/) |
5. | Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы | 8 | 1 | Инфоурок(https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-mi-vo-vselennoy-umk-polyarnaya-zvezda-1232745.html |
6. | Раздел 4. Оболочки Земли Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли | 14 | 1 | Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева. 5-6 класс (https://catalog.prosv.ru/item/8479 Интерактивное пособие (https://geografkrim.jimdofree.com/ ) |
7. | Заключение | 4+4р. | | |
Итого: | 68 | Пр. р. 10 | |
7 класс (учебник 6 кл.) |
1. | Раздел 4. Оболочки Земли (продолжение) Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли | 18 | 3 | ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya/6-klass/gidrosfera-i-ee-chasti-5987235/izuchenie-mirovogo-okeana-6400708 |
2. | Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка | 22 | 2 | Инфоурок: https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-sostav-i-stroenie-atmosfery-6-klass-4440967.html |
3. | Тема 4. – Биосфера - оболочка жизни | 10 | 1 | Мультиурок: https://demo.multiurok.ru/files/prezentatsiia-pochva-6.html |
4. | Заключение. Природно-территориальные комплексы. | 10+8 р. | 1 | Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева. 5-6 класс (https://catalog.prosv.ru/item/8479) |
Итого | 68 | Пр.р 7 | |
8 класс (ученик 7 кл.) |
1. | Раздел 1. Главные закономерности природы Земли Тема 1. Географическая оболочка | 10 1 | Пр.р 1 | ЯКласс: https://www.yaklass.ru/p/geografiya/7-klass/obshchaia-kharakteristika-prirody-zemli-240707/materiki-chasti-sveta-i-okeany-235304 |
2. | Тема 2. Литосфера и рельеф Земли | 4 | 2 | ЯКласс: https://www.yaklass.ru/p/geografiya/7-klass/obshchaia-kharakteristika-prirody-zemli-240707/relef-zemli-323331 |
3. | Тема 3. Атмосфера и климаты Земли | 3 | 1 | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1660/ https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-geografii-raspredelenie-temperatu.html |
4. | Тема 4. Мировой океан – основная часть гидросферы | 2 | 2 | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1661/https://resh.edu.ru/subject/lesson/1662/ |
5. | Раздел 2. Человечество на Земле Тема 1. Численность населения | 4 2 | 2 | Географические задачи (https://learningapps.org/index.php?category=6&s= ) ЯКласс (https://www.yaklass.ru/p/geografiya ) |
6. | Тема 2. Страны и народы мира | 2 | 1 | Географические задачи (https://learningapps.org/index.php?category=6&s= ) ЯКласс: https://www.yaklass.ru/p/geografiya/7-klass/naselenie-zemli-247657/razmeshchenie-naseleniia-236776 https://www.yaklass.ru/p/geografiya/7-klass/naselenie-zemli-247657/tipy-poselenii-236779 |
7. | Раздел 3. Материки и страны Тема 1. Южные материки | 20 8 | 5 | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1667/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1669/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2939/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1677/ |
8. | Тема 2. Северные материки | 8 | 4 | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1678/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1679/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1682/ |
9. | Тема 3. Взаимодействие природы и общества | 4 | 1 | Электронный учебник Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева (https://catalog.prosv.ru/item/8480 )Географические задачи (https://learningapps.org/index.php?category=6&s= )ЯКласс (https://www.yaklass.ru/p/geografiya )РЭШ (https://resh.edu.ru/subject/4/) |
Итого: | 34 | Пр.р.19 | |
9 класс (учебник 8 кл.) |
1. | Раздел 1. Географическое пространство России Тема 1. История формирования и освоения территории России | 8 2 | Пр.р 1 | ЯКласс: https://www.yaklass.ru/p/geografiya/8-klass/rossiiskaia-federatciia-na-karte-mira-6583318/geograficheskoe-polozhenie-nashei-rodiny-6583319 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1686/ https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-geografii-na-temu-formirovanie-te.html |
2. | Тема 2. Географическое положение и границы России | 4 | - | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1676/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-geograficheskoe-polozhenie-i-granici-rossii-2550031.html |
3. | Тема 3. Время на территории России | 1 | 1 | Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева (https://catalog.prosv.ru/item/8481) Географические задачи (https://learningapps.org/index.php?category=6&s= ) РЭШ (https://resh.edu.ru/subject/4/) |
4. | Тема 4. Административно-территориальное устройство России. Районирование территории | 1 | 1 | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1686/ Якласс: https://www.yaklass.ru/p/geografiya/8-klass/rossiiskaia-federatciia-na-karte-mira-6583318/subekty-rossiiskoi-federatcii-6585182 |
5. | Раздел 2. Природа России Тема 1. Природные условия и ресурсы России | 20 2 | 1 | ЯКлас https://www.yaklass.ru/p/geografiya/8-klass/prirodnye-raiony-rossiiskoi-federatcii-6779027/prirodno-khoziaistvennye-zony-6779028 |
6. | Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 4 | 2 | РЭШhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/1672/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1688/ |
7. | Тема 3. Климат и климатические ресурсы | 2 | 3 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1690/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1673/ ,https://resh.edu.ru/subject/lesson/1674/https://resh.edu.ru/subject/lesson/1692/ |
8. | Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы | 2 | 2 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1695 /https://resh.edu.ru/subject/lesson/1694/ |
9. | Тема 5. Природно-хозяйственные зоны | 10 | 2 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1700/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1702/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1704/ |
10. | Раздел 3. Население России Тема 1. Численность населения России | 6 1 | 1 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1707/https://rosstat.gov.ru/folder/12781https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-po-teme-chislennost-i-vosproizvodstvo-naseleniya-rossii-klass-2746291.html |
11. | Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России | 1 | - | Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева (https://catalog.prosv.ru/item/8481)https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-po-ghieoghrafii-rossii-8-klass-po-.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-klass-na-temu-razmeschenie-naseleniya-1013170.html |
12. | Тема 3. Народы и религии России | 2 | 1 | Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева (https://catalog.prosv.ru/item/8481)https://resh.edu.ru/subject/lesson/1708/https://rosstat.gov.ru/folder/12781https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-narodi-rossii-klass-1851422.html https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-8-klass-religii-narodov-rossii.html |
13. | Тема 4. Половой и возрастной состав населения России | 1 | 1 | Электронный учебник Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева (https://catalog.prosv.ru/item/8481)https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-k-uroku-polovozrastnoj-sostav-rossii-4082406.html https://rusind.ru/raspredelenie-naseleniya-rossii-po-vozrastnym-gruppam.html https://rosstat.gov.ru/folder/12781 |
14. | Тема 5. Человеческий капитал России | 1 | 1 | Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева (https://catalog.prosv.ru/item/8481)РЭШ (https://resh.edu.ru/subject/4/)https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-chelovecheskiy-kapital-i-kachestvo-naseleniya-trudovie-resursi-i-ekonomicheski-aktivnoe-nasele-1071871.html |
Итого: | 34 | Пр.р 17 | |
10 класс (по учебнику 9 кл. Отрасли промышленности РФ) |
1. | Раздел 4. Хозяйство России Тема 1. Общая характеристика хозяйства | 28 3 | Пр.р | Электронный учебник Географические задачи (https://learningapps.org/index.php?category=6&s= ) РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2688/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3033/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-razvitie-hozyajstva-9-klass-5293680.html https://infourok.ru/prezentaciya_po_geografii_na_temu-116867.htmhttp://www.myshared.ru/slide/360917/ |
2. | Тема 2. ТЭК | 4 | 2 | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1872/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1873/ https://infourok.ru/prezentaciya-k-ciklu-urokov-po-teme-tek-rossii-klass-1986472.html |
3. | Тема 3.Металлургический комплекс | 4 | - | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1875/ https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-geografii-chernaia-metallurgiia-9.html https://www.youtube.com/watch?v=ZbVKUdWILps https://infourok.ru/cvetnaya-metallurgiya-rossii-9-klass-polyarnaya-zvezda-4595854.html |
4. | Тема 4. Машиностроительный комплекс | 4 | 1 | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1874/ https://infourok.ru/mashinostroenie-rossii-9-klass-polyarnaya-zvezda-4603759.html |
5. | Тема 5. Химико-лесной комплекс | 4 | 1 | Электронный учебник Географические задачи (https://learningapps.org/index.php?category=6&s= ) Сайт ФИПИ: (http://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-8 ) РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3034/https://resh.edu.ru/subject/lesson/1876/https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-khimichieskaia-promyshliennost.html |
6. | Тема 6. Агропромышленный комплекс | 4 | 1 | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2751/https://resh.edu.ru/subject/lesson/1877/https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-agropromishlenniy-kompleks-pischevaya-i-legkaya-promishlennost-2909411.html https://www.youtube.com/watch?v=7AUS4WgiW7Yhttps://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-selskoe-hozyaystvo-rossii-klass-1213861.html |
7 | Тема 7. Инфраструктурный комплекс | 4 | 2 | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1878/https://resh.edu.ru/subject/lesson/1879/https://resh.edu.ru/subject/lesson/1880/https://www.youtube.com/watch?v=DCUJe6qjR6Q https://uchitelya.com/georgrafiya/94223-prezentaciya-infrastrukturnyy-kompleks-9-klass.html |
8 | Тема 8. Обобщение знаний | 4 | 1 | |
| Итого 34 | (28+6 р.) | Пр.р 8 | |
11 класс (по учебнику 9 кл. Регионы России) |
9 | Раздел 5. Регионы России Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России | 30 15 | Пр.р 2 | Электронный учебник Тренировочные задания(https://obr.1c.ru/mapkit/geography.html#Russia_1) Географические задачи (https://learningapps.org/index.php?category=6&s= ) Сайт ФИПИ: (http://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-8 ) https://online.seterra.com/ru/vgp/3699 РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1528/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1882/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1883/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1884/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1885/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1887/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2750/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2749/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1889/ |
10. | Тема 2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) России | 12 | 1 | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1891/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2748/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1892/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1893/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-dalnij-vostok-5636476.html https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-prostranstvo-sibiri.htmlhttps://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-sibir-osvoenie-territorii-i-naselenie-klass-1702883.html |
11. | Тема 3. Обобщение знаний | 3 | - | |
12. | Раздел 6. Россия в современном мире | 4 | - | Электронный учебник https://resh.edu.ru/subject/lesson/1894/https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-po-geografii-mesto-rossii-v-mire-pol.html |
Итого: | 34 | Пр.р 3 | |
Обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» с 5 по 9 класс.
УМК для 6 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих про- грамм. Предметные линии «Полярная звезда».
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 5—6 классы. Учебник, 2021 г.
В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы
Атлас. 5—6 классы
Контурные карты. 5 класс
Контурные карты. 5 класс
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы
УМК для 7 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—9 классы.
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 6 класс. Учебник, 2021 г.
В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 6 класс
Атлас. 6 класс
Контурные карты. 6 класс
В. В. Николина и др. География. Поурочные разработки. 7 класс
УМК для 8 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих про- грамм. Предметные линии «Полярная звезда». 5—9 классы.
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 7 класс. Учебник, 2021 г.
В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс
Атлас. 7 классы
Контурные карты. 7 класс
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 7 класс
УМК для 9 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—9 классы.
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 8 класс. Учебник, 2021 г.
В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс
Атлас. 8—9 классы
Контурные карты. 8- 9 класс
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс
Электронно-образовательные ресурсы по географии:
УМК для 10-11 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5—9 классы.
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 9 класс. Учебник, 2021 г.
В. В. Николина. География. Мой тренажёр.9 класс
Атлас. 8—9 классы
Контурные карты. 8- 9 класс
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс
1.Используемые сайты:
1.Единая коллекция ЦОР.
1)Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28
2)География 6-10 классы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940-984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28
3) География. Планета Земля. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f53331e47b/106075/?interface=catalog&class=48&subject=28
2.Географический атлас (geography.su/atlas) http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/
3.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/
4.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ. http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ
5.Мир карт (mirkart.ru). http://www.mirkart.ru/
6.Электронное приложение к газете “1 сентября» (geo.1 september.ru/urok). http://geo.1september.ru/urok/
7.Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ http://www.fipi.ru/
8.Официальный портал ЕГЭ (ege.edu.ru). http://www.ege.edu.ru/ru/main/
9.Официальный портал ГИА (gia.edu.ru) http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/exam/
10.Презентации по географии (ppt4web.ru/geografija) http://ppt4web.ru/geografija
11.География http://geographyofrussia.com/
12.Интерактивные карты http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/
13.Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2
14. Презентации по географии http://900igr.net/prezentacii-po-geografii.html
15. Презентации по географии http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/
16. Федеральная служба статистики http://www.gks.ru/
Интерактивные карты:
6 класс:
1.Открытия и исследования.
2.Физическая карта полушарий.
7 класс:
1.Карта мирового океана.
2.Климатическая карта мира.
3.Почвенная карта мира.
4.Природные зоны мира.
5.Распределение тепла на Земле.
6.Строение земной коры.
7.Температура в Океане.
8 класс:
1.Геология России.
2.Климат России.
10 класс:
1.Политическая карта мира
3.СD и DVD диски:
1.Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс. – М. «Кирилл и Мефодий», 2019.
2.Уроки географии. 10-11 класс. Электронное приложение: - М.: Глобус, 2019.
3.Уроки географии. 6-9 классы. Электронное приложение. – М.: Глобус, 2019.
4.Повторение и контроль знаний. География. 6-7 классы. Интерактивные дидактические материалы. – М.: Планета, 2019.
5.География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы. Электронное приложение.- М.: Планета, 2019.
6.Керженский заповедник.- Н.Новгород,2014.
Презентации учащихся.
7
Материки и страны
1.Африка: путешествие.
2.Египет.
3.Амазония.
8
Россия в мире
1.Освоение Сибири. Поход Ермака
Природа
2.Геохронологическая таблица
9
Европейская Россия. Центральная Россия.
1.Центральная Россия.
2. Народные промыслы Центральной России.
3.Москва.
Северо-Запад
4.Северо-Запад.
5.Санкт-Петербург – вторая столица.
Северный Кавказ
6.Северный Кавказ.
7.Европейский юг.
8.Развитие рекреации Северного Кавказа.
Поволжье
9.Поволжье
Азиатская часть. Сибирь.
10.Транссибирская железная дорога.
Дальний Восток.
11.Развитие Дальнего Востока.
10
География культуры, религий, цивилизаций.
1.Мировые религии. Буддизм.
2.Индуистская цивилизация.
3.Всемирное культурное наследие.
4.Россия: Восток или Запад.
География мировой экономики
5.Международное разделение труда.
Регионы и страны.
6.Андорра.
7.Германия.
8.Италия.
9.Канада.
10.Монако.
11.Нидерланды.
12.Финляндия.
13.Франция.
14.Япония.