Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МКОУ Маландинской ООШ, утвержденной приказом МКОУ Маландинской ООШ от 24.08.2020 №33
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Маландинская основная общеобразовательная школа
Адаптированная рабочая программа
предмета «География»
для 6-9 класса
для детей с легкой умственной отсталостью
Составитель:
И. В. Булдакова,
учитель географии высшей квалификационной категории
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена с учетом нормативно-правового обеспечения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов», с изменениями на 26.12.2000г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года (утверждено распоряжением правительства РФ от 17.10.2008г. №1662-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Рабочая программа составлена на основе государственной программы под редакцией Воронковой В.В., (автор – Т.М. Лифанова ) 2011 г., Москва, Владос
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по географии имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний. В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы. В программе учебный материал расположен по годам обучения: 7 класс — «Природа нашей Родины», 8 класс — «География материков и океанов», 9 класс — «География России», «География своей местности», «Элементарная астрономия». В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящен изучению географии России.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края. Изучение «Географии материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Подбор материала в 9 классе («География России») предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала — они остаются жить и работать в той местности, в которой учились — основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий. В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель. Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в ближайшее окружение. В 7 классе при изучении природных зон России учитель может больше времени уделить той природной зоне, в которой расположена школа. Более глубокому, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства своего края посвящена вся IV четверть. В данной программе тема «География своей местности» (9 класс, III четверть) венчает весь географический цикл. Географией своей местности можно начать раздел «География России» в 9 классе. Возможно и изучение этого материала при рассмотрении того географического региона, в который входит своя область (край, республика). На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету. В разделе «География материков и океанов» (8 класс) изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем. В 8 классе изучаются государства — бывшие союзные республики. Здесь учителю необходимо уделить внимание страноведению, ознакомить с особенностями хозяйственной деятельности, быта, культуры людей, проживающих в этих странах. В содержании программы (9 класс) выделены два основных блока: 1. Общая географическая характеристика России (история ис следования и освоения России, ее природа, население, ресурсы и народное хозяйство). 2. Характеристика географических регионов России. Учителю необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и региональных вопросов. Требуют внимания учителя вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Больше времени на уроках требуют вопросы миграции населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных республик. При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы — развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел.
Небольшой, но важный раздел, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне; космических полетов, изучению явлений природы на Земле и из космоса, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание выделить его в этой программе в самостоятельный раздел «Элементарная астрономия».
Коррекционная работа:
Основными коррекционными задачами образовательного процесса являются:
- коррекция познавательных функций;
- коррекция эмоционально-волевой сферы;
- коррекция личности.
Направления коррекционной работы
• коррекция внимания, памяти, мыслительных операций
• устранение дефектов произношения
• коррекция мелкой моторики пальцев
• коррекция пространственной ориентировки
• цикличность, систематическое повторение пройденного материала
• коррекция личности
Виды практических работ
• составление рассказов, пересказов, введение упражнений, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности.
• Проведение доступных и безопасных тематических опытов
• осуществление межпредметных связей (рисование)
• использование схем, памяток
• опора на предметно-практическую деятельность воспитанников.
7 класс – «Природа нашей Родины»
Учебник – География. 7 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2008 г.
Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Особенности природы и хозяйства России (11 часов).
1. Географическое положение России на карте мира.
2. Европейская и азиатская части России.
3. Административное деление России.
4. Разнообразие рельефа
5. Полезные ископаемые, их основные месторождения.
6. Климат России.
7. Водные ресурсы России, их использование.
8. Население России. Народы России.
9. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли.
10. Сельское хозяйство, его отрасли.
11. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России (50 часов)
12. Размещение природных зон на территории России.
13. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (5 часов)
14. Положение на карте. Моря и острова.
15. Климат. Особенности природы.
16. Растительный и животный мир.
17. Население и его основные занятия.
18. Северный морской путь.
Зона тундры (7 часов)
19. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
20. Климат. Водоемы тундры.
21. Растительный мир тундры.
22. Животные тундры.
23. Население и его основные занятия.
24. Города тундры.
25. Охрана природы тундры.
Лесная зона
26. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые лесной зоны.
27. Климат.
28. Реки, озера, каналы.
29. Растительный мир. Хвойные леса.
30. Смешанные и лиственные леса.
31. Животный мир лесной зоны.
32. Пушные звери.
33 Значение леса.
34. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
35. Города Центральной России.
36. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
37. Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.
38. Западная Сибирь.
39. Восточная Сибирь.
40. Дальний Восток.
41. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Зона степей
42. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки.
43. Растения зоны степей.
44. Животный мир степей.
45. Хозяйство. Население и его основные занятия.
46. Города степной зоны: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.
47. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.
48. Города степной зоны: Ростов – на – Дону, Ставрополь, Краснодар.
49. Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь
50. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
51. Климат. Реки.
52. Растительный мир.
53. Животный мир.
54. Хозяйство. Основные занятия населения. Города: Астрахань, Элиста.
Зона субтропиков.
55. Положение на карте. Климат и природа субтропиков.
56. Население и его основные занятия. Города.
Высотная поясность в горах
57. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
58. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
59. Города и экологические6 проблемы Урала.
60. Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
61. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ. Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного мира, охрана растений (естествознание). Города нашей родины (природоведение 5 класс). Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд). Свойства древесины — лесная зона (столярное дело). Свойства металлов — полезные ископаемые (слесарное дело). Различение цвета и оттенков (изобразительное искусство).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (по теме «Природные зоны России»)
1. Работа с физической картой и картой природных зон России.
2. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.
3. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
4. Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).
5. Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
6. Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Своя область (край, республика)
62. Положение на карте, границы. Практическая работа 1. На карте своей области обозначить условными знаками, вы резанными из картона, месторождения полезных ископаемых, кар тонным кружком — областной и районный центры.
63. Особенности природы.
64. Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. Практическая работа 2. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.
65. Население и его хозяйственная деятельность.
66. Итоговая контрольная работа по географии 7 класса
67. Анализ контрольной работы.
68. Повторение курса «Природа нашей Родины».
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ. Сезонные изменения в природе, поверхность, полезные ископаемые и водоемы нашей местности, средства сообщения (природоведение 5 класс). Вода, полезные ископаемые, почва. Семейство растений, типичных для нашей местности (естествознание 6—7 класс). Транспорт, торговля, средства связи, учреждения и организации (социально-бытовая ориентировка 7 класс). ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 1. На карте своей области обозначить условными знаками, вы резанными из картона, месторождения полезных ископаемых, кар тонным кружком — областной и районный центры. 2. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. 3. Сбор коллекции (образцов) полезных ископаемых своей
местности. 4. Запись в тетрадь названий местных водоемов, форм земной поверхности и т. д. 5. Составление альбома о промышленности и сельском хозяйстве своей области. 6. Регулярное чтение местной периодической печати. 7. Путешествие по карте (до ближайшего моря, гор, столицы и т. д.) Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области; особенности географического положения своей местности и ее природы;
основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе; расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь: показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь планом и картами; показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять простейшие зарисовки географических объектов; делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
Тематическое планирование
№ урока пп | Кол-во часов по теме | № уро ка по теме | Тема программы |
| 11 | | Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) |
1 | | 1 | Географическое положение России на карте мира. |
2 | | 2 | Европейская и азиатская части России. |
3 | | 3 | Административное деление России. |
4 | | 4 | Разнообразие рельефа. |
5 | | 5 | Полезные ископаемые, их основные месторождения. |
6 | | 6 | Климат России. |
7 | | 7 | Водные ресурсы России, их использование. |
8 | | 8 | Население России. Народы России. |
9 | | 9 | Промышленность-основа хозяйства, её отрасли. |
10 | | 10 | Сельское хозяйство, его отрасли. |
11 | | 11 | Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. |
| 2 | | Природные зоны России |
12 | | 1 | Размещение природных зон на территории России. |
13 | | 2 | Карта природных зон России. |
| 5 | | Зона арктических пустынь |
14 | | 1 | Положение на карте. Моря и острова. |
15 | | 2 | Климат. Особенности природы. |
16 | | 3 | Растительный и животный мир. |
17 | | 4 | Население и его основные занятия. |
18 | | 5 | Северный морской путь. |
| 7 | | Зона тундры |
19 | | 1 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. |
20 | | 2 | Климат. Водоёмы тундры. |
21 | | 3 | Растительный мир. |
22 | | 4 | Животный мир тундры. |
23 | | 5 | Население и его основные занятия. |
24 | | 6 | Города тундры |
25 | | 7 | Охрана природы тундры. |
| 16 | | Лесная зона |
26 | | 1 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые лесной зоны. |
27 | | 2 | Климат. |
28 | | 3 | Реки, озёра, каналы. |
29 | | 4 | Растительный мир. Хвойные леса (тайга). |
30 | | 5 | Смешанные и лиственные леса. |
31 | | 6 | Животный мир лесной зоны. |
32 | | 7 | Пушные звери. |
33 | | 8 | Значение леса. |
34 | | 9 | Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. |
35 | | 10 | Города Центральной России. |
36 | | 11 | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. |
37 | | 12 | Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. |
38 | | 13 | Западная Сибирь. |
39 | | 14 | Восточная Сибирь. |
40 | | 15 | Дальний Восток. |
41 | | 16 | Заповедники и заказники лесной зоны. |
| 8 | | Зона степей |
42 | | 1 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. |
43 | | 2 | Растения зоны степей. |
44 | | 3 | Животный мир степей. |
45 | | 4 | Хозяйство. Население и его основные занятия. |
46 | | 5 | Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. |
47 | | 6 | Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград |
48 | | 7 | Города степной зоны: Ростов – на – Дону, Ставрополь, Краснодар. |
49 | | 8 | Охрана природы зоны степей. |
| 5 | | Зона полупустынь и пустынь |
50 | | 1 | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. |
51 | | 2 | Климат, реки |
52 | | 3 | Растительный мир. |
53 | | 4 | Животный мир. |
54 | | 5 | Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Астрахань, Элиста. |
| 2 | | Зона субтропиков. |
55 | | 1 | Положение на карте. Климат и природа субтропиков. |
56 | | 2 | Население и его основные занятия. Города. |
| 5 | | Высотная поясность в горах |
57 | | 1 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. |
58 | | 2 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. |
59 | | 3 | Города и экологические проблемы Урала. |
60 | | 4 | Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. |
61 | | 5 | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. |
| 7 | | Своя область (край, республика) |
62 | | 1 | Положение на карте, границы. Практическая работа 1. На карте своей области обозначить условными знаками, вы резанными из картона, месторождения полезных ископаемых, кар тонным кружком — областной и районный центры. |
63 | | 2 | Особенности природы. |
64 | | 3 | Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. Практическая работа 2. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. |
65 | | 4 | Население и его хозяйственная деятельность. |
66 | | 5 | Итоговая контрольная работа по географии 7 класса |
67 | | 6 | Анализ контрольной работы. |
68 | | 7 | Повторение курса «Природа нашей Родины». |
Литература и средства обучения
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2019г.
8 класс – «География материков и океанов»
Учебник – География. 8 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2020 г.
Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Введение (1 ч)
1. Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.
Океаны (4 ч)
2. Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
3. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
4. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
5. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
Африка (6 ч)
6. Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова.
7. Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки.
8. Растения и животные тропических лесов.
9. Растительный и животный мир саванн и пустынь Африки.
10. Население Африки.
11. Государства Африки, их столицы (Алжир, Египет, Судан, Эфиопия, Заир, ЮАР — по выбору учителя).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полу острова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.
2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Австралия (4 ч)
12. Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата.
13. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.
14. Особенности природы Австралии. Охрана природы.
15. Население Австралии (коренное и пришлое). Город Канберра.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра.
2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг нитной карте).
Антарктида (2 ч)
16. Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
17. Особенности природы Антарктиды.
18. Изучение Антарктиды научными экспедициями. Охрана ее природы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте изучаемого материка.
2. Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».
Северная Америка (4 ч)
19. Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Население.
20. Рельеф. Климат. Реки и озера Природа Северной Америки.
21. США. Географическое положение. Столица. Население.
22. Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. Основные занятия населения. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.
Южная Америка (4 ч)
23. Географическое положение, очертания берегов Южной Америки.
24. Рельеф. Климат. Реки Южной Америки.
25. Природа Южной Америки.
26. Население (коренное и пришлое). Государства (Бразилия, Аргентина, Перу, Чили или другие по выбору учителя), их столицы.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка, Магелланова пролива. Нанесение изученных государств и их столиц.
2. Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Евразия — величайший материк земного шара (36 ч).
27. Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией.
28. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.
29. Рельеф. Климат. Разнообразие природных условий Евразии.
30. Реки и озера Евразии.
31. Растительный и животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы.
32. Население Евразии.
33. Европейские государства: Великобритания, Франция.
34. Германия.
35. Испания. Италия.
36. Югославия. Албания. Греция.
37. Польша. Чехия. Словакия.
38. Венгрия. Румыния. Болгария.
39. Норвегия. Швеция. Финляндия.
40. Государства Азии. Турция. Иран. Ирак. Афганистан.
41. Монголия. Китай.
42. Индия.
43. Северная и Южная Корея. Вьетнам. Лаос.
44. Другие государства Юго-Восточной Азии (по выбору учителя).
45. Япония. Государства Ближнего Зарубежья Государства Балтии
46. Эстония. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Крупные города.
47. Латвия. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Крупные города и курорты.
48. Литва. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Крупные города. Белоруссия
49. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Столица. Крупные города. Украина
50. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Столица. Крупные города. Молдова
51. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города. Закавказье
52. Грузия. Географическое положение. Природные условия. Столица. Города.
53. Азербайджан. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города.
54. Армения. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города. Казахстан 55. Географическое положение. Природные условия. Ресурсы. Население. Столица. Города. Средняя Азия
56. Узбекистан. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города.
57. Туркмения. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города.
58. Таджикистан. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города.
59. Киргизия. Географическое положение. Особенности природных условий. Население. Столица. Порода.
60. Государства Ближнего Зарубежья. Обобщающий урок.
61. Повторение курса «География материков и океанов».
62. Контрольная работа
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ. Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание). Распад СССР, бывшие союзные республики — государства Ближнего Зарубежья. Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полу островов (Скандинавский, Пиренейский, Аппенинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц.
2. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.
3. Запись в тетради названий растений и животных.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение; особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка; государства, их положение на материке, основное население и столицы; особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, ресурсы, основное население и столицы этих государств.
Учащиеся должны уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий; находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.
Тематическое планирование
№ урока пп | Кол-во часов по теме | № уро ка по теме | Тема программы |
| 1 | | Введение |
1 | | 1 | Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. |
| 4 | | Океаны |
2 | | 1 | Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. |
3 | | 2 | Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. |
4 | | 3 | Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. |
5 | | 4 | Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. |
| | | Материки и части света |
| 6 | | Африка |
6 | | 1 | Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова. |
7 | | 2 | Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки. |
8 | | 3 | Растения и животные тропических лесов. |
9 | | 4 | Растительный и животный мир саванн и пустынь Африки. |
10 | | 5 | Население Африки. |
11 | | 6 | Государства Африки, их столицы (Алжир, Египет, Судан, Эфиопия, Заир, ЮАР — по выбору учителя). |
| 4 | | Австралия |
12 | | 1 | Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата. |
13 | | 2 | Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. |
14 | | 3 | Особенности природы Австралии. Охрана природы. |
15 | | 4 | Население Австралии (коренное и пришлое). Город Канберра. |
| 3 | | Антарктида |
16 | | 1 | Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. |
17 | | 2 | Особенности природы Антарктиды. |
18 | | 3 | Изучение Антарктиды научными экспедициями. Охрана ее природы. |
| 6 | | Северная Америка |
19 | | 1 | Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. |
20 | | 2 | Рельеф. Климат. Реки и озера. |
22 | | 3 | Природа Северной Америки. |
23 | | 4 | Население. |
24 | | 5 | США. Географическое положение. Столица. Население. |
25 | | 6 | Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. Основные занятия населения. |
| 6 | | Южная Америка |
26 | | 1 | Географическое положение, очертания берегов Южной Америки. |
27 | | 2 | Рельеф. |
28 | | 3 | Климат. Реки Южной Америки. |
29 | | 4 | Природа Южной Америки. |
30 | | 5 | Население (коренное и пришлое). |
31 | | 6 | Государства (Бразилия, Аргентина, Перу, Чили или другие по выбору учителя), их столицы. |
| 37 | | Евразия — величайший материк земного шара. |
32 | | 1 | Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией. |
33 | | 2 | Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова. |
34 | | 3 | Рельеф. Климат. Разнообразие природных условий Евразии. |
35 | | 4 | Реки и озера Евразии. |
36 | | 5 | Растительный и животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. |
37 | | 6 | Население Евразии. |
38 | | 7 | Европейские государства: Великобритания, Франция. |
39 | | 8 | Германия. |
40 | | 9 | Испания. Италия. |
41 | | 10 | Югославия. Албания. Греция. |
42 | | 11 | Польша. Чехия. Словакия. |
43 | | 12 | Венгрия. Румыния. Болгария. |
44 | | 13 | Норвегия. Швеция. Финляндия. |
45 | | 14 | Государства Азии. Турция. Иран. Ирак. Афганистан. |
46 | | 15 | Монголия. Китай. |
47 | | 16 | Индия. |
48 | | 17 | Северная и Южная Корея. Вьетнам. Лаос. |
49 | | 18 | Другие государства Юго-Восточной Азии (по выбору учителя). |
50 | | 19 | Япония. |
51 | | 20 | Государства Ближнего Зарубежья Государства Балтии |
52 | | 21 | Эстония. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Крупные города. |
53 | | 22 | Латвия. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Крупные города и курорты. |
54 | | 23 | Литва. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Крупные города. |
55 | | 24 | Белоруссия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Столица. Крупные города. |
56 | | 25 | Украина. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Столица. Крупные города. |
57 | | 26 | Молдова. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города. |
58 | | 27 | Закавказье. Грузия. Географическое положение. Природные условия. Столица. Города. |
59 | | 28 | Азербайджан. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города. |
60 | | 29 | Армения. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города. |
61 | | 30 | Казахстан. Географическое положение. Природные условия. Ресурсы. Население. Столица. Города. |
62 | | 31 | Узбекистан. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города. |
63 | | 32 | Туркмения. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города. |
64 | | 33 | Таджикистан. Географическое положение. Природные условия. Население. Столица. Города. |
65 | | 34 | Киргизия. Географическое положение. Особенности природных условий. Население. Столица. Города. |
66 | | 35 | Государства Ближнего Зарубежья. Обобщающий урок. |
67 | | 36 | Контрольная работа |
68 | | 37 | Анализ контрольной работы |
Литература и средства обучения
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2020г.
9 класс – «География России», «География своей местности», «Элементарная астрономия».
Учебник – География. 9 класс. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2020 г.
Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Общая географическая характеристика России (2 ч)
1. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
2. Европейская и Азиатская части России. Географические районы России.
Территории России (4 ч)
3. Освоение территории России в IX—XVI веках.
4. Хозяйственное освоение территории России в XVII—XVIII веках. Развитие промышленности в центральной России. Основание Петербурга.
5. Промышленное развитие России. В XIX — начале XX веков. Освоение Сибири. Строительство Великой Сибирской магистрали.
6. Хозяйственное освоение и изучение территории Российской Федерации.
Природа и природные ресурсы России (5 ч)
7. Разнообразие природы России. Основные формы рельефа.
8. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.
9. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.
10. Природные зоны России, значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.
11. Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Население России (2 ч)
12. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения.
13. Народы России.
Народное хозяйство России (3 ч)
14. Промышленность — основа хозяйства, ее виды. Большая доля сырьевых отраслей. Машиностроение.
15. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.
16. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.
Географические районы России (36 ч)
Центральная Россия (8 ч)
17. Географическое положение Центральной России. Рельеф и климат.
18. Полезные ископаемые. Экологические проблемы.
19. Водные ресурсы. Экологические проблемы.
20. Промышленность Центральной России.
21. Сельское хозяйство и транспорт Центральной России.
22. Москва и Подмосковье.
23. Крупные города Центральной части России.
24. Заповедники и заказники России. Охрана природы Центральной России.
Поволжье (2 ч)
25. Среднее Поволжье. Народы Поволжья. Особенности природы и хозяйства. Республики Поволжья. Города.
26. Нижнее Поволжье. Географическое положение. Особенности природы и хозяйства. Города Астраханский заповедник. Калмыкия. Экологические проблемы.
Северо-Западная Россия (3 ч)
27. Приморское положение. Особенности природных условий и ресурсов.
28. Основание Санкт-Петербурга. Его политическое, экономическое и культурное развитие. Дворцово-парковые пригороды.
29. Население и особенности развития хозяйства Северо- Западной России. Города: Новгород, Псков, Калининград. Культурно-исторические достопримечательности, развитие туризма.
Русская равнина (3 ч)
30. Географическое положение. Особенности природных условий и хозяйства города: Архангельск, Сыктывкар, Вологда.
31. Кольский полуостров и Карелия. Природа, население, хозяйство. Города: Мурманск, Петрозаводск.
32. Географическое положение. Природа. Население. Хозяйство. Города: Ростов-на-Дону, Воронеж, Таганрог.
Северный Кавказ (2 ч)
33. Географическое положение. Особенности природы, хозяйства. Города: Ставрополь, Краснодар. Курорты Кавказских минеральных вод.
34. Черноморское побережье Кавказа. Курортное хозяйство. Города: Сочи, Новороссийск, Геленджик, Анапа.
Урал (2 ч)
35. Географическое положение. Особенности природы Урала. Ильменский заповедник.
36. Хозяйство. Города. Экологические проблемы Урала.
Западная Сибирь (2 ч)
37. Географическое положение. Особенности природы, ресурсы, население. Хозяйство Западно-Сибирской низменности и Обского Севера. Города: Новосибирск, Омск, Томск.
38. Алтайские горы. Особенности природы. Население и хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово.
Восточная Сибирь (3 ч)
39. Географическое положение. Особенности природных условий. Реки Восточной Сибири. Озеро Байкал. Экологические проблемы.
40. Природные ресурсы. Хозяйство Восточной Сибири.
41. Население. Крупные города.
Дальний Восток (3 ч)
42. Географическое положение. Особенности природы. Уссурийская тайга.
43. Хозяйство и города. Экологические проблемы.
44. Географические районы России (обобщающий урок).
География своей местности (8 ч)
45. Географическое положение. Природные условия. Население.
46. Растительный мир нашего края. Охрана природы.
47. Животный мир своей местности. «Красная книга» своей области.
48. Промышленность нашего края.
49. Транспорт.
50. Сельское хозяйство.
51. Культурные и исторические памятники в нашей местности.
52. Обобщающая экскурсия.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ История исследования и хозяйственного освоения России (история). Почвы, полезные ископаемые, использование водных ресурсов, особенности растительного и животного мира, экологические проблемы (естествознание). Полеты в космос (литература). ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Обозначение границ России на контурной карте полушарий.
2. Нанесение на контурную карту нашей страны контуров географических районов России (Центральная Россия, Поволжье, Северо-Западная Россия, Север Русской равнины. Юг Русской
равнины, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
3. Нанесение на контурную карту изучаемых по программе объектов по каждому району.
4. Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства.
5. Заполнение таблицы «Различия в природе и хозяйстве европейской и азиатской частей России».
6. Обозначение своей области на карте России.
Элементарная астрономия (16 ч)
53. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Звезды. Солнце, его размеры сравнительно с Землей. Значение Солнца для жизни на Земле.
54. Планеты.
55. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли.
56. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи.
57. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
58. Спутники планет. Луна — естественный спутник Земли. Отличие Земли от Луны.
59. Лунные и солнечные затмения.
60. Искусственные спутники. Космические корабли. Полеты людей в космос.
61. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
62. Явления природы: ураганы, штормы. Меры предосторожности во время грозы.
63. Землетрясения.
64. Извержения вулканов.
65. Изучение явлений природы на Земле и из космоса.
66. Повторение элементарной астрономии.
67. Контрольная работа.
68 Анализ контрольной работы.
Практические работы
1. Изготовление из пластилина или глины моделей Солнца, Земли и Луны.
2. Демонстрация теллурия.
3. Изготовление из пластилина модели вулкана.
4. Обозначение на контурной карте полушарий районов наиболее частых землетрясений и извержений вулканов.
5. Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: названия географических районов России; характерные признаки своего региона (географическое положение, рельеф, климат, полезные ископаемые, водные ресурсы, про- мышленность, сельское хозяйство, крупные города, экологические проблемы); Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; Землю как планету, доказательства ее шарообразности; Луну как спутник Земли; отличие Луны от Земли; взаимное положение Солнца, Земли и Луны при солнечных и лунных затмениях; причины смены дня и ночи, времен года; значение запусков в космос искусственных спутников и полетов людей на космических кораблях; имена первых космонавтов.
Учащиеся должны уметь: находить свой регион на карте России и карте полушарий; давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своего региона; устанавливать связи между отраслями промышленности и сельского хозяйства; сопоставлять изучаемые географические районы на физической карте и карте природных зон; давать несложные описания явлений, происходящих в природе; находить на карте полушарий районы наиболее частых землетрясений и извержений вулканов.
Тематическое планирование
№ урока пп | Кол-во часов по теме | № уро ка по теме | Тема программы |
| 2 | | Общая географическая характеристика России |
1 | | 1 | Географическое положение России на карте мира. |
2 | | 2 | Европейская и Азиатская части России. |
| 4 | | Территории России |
3 | | 1 | Освоение территории России в IX—XVI веках. |
4 | | 2 | Хозяйственное освоение территории России в XVII—XVIII веках. |
5 | | 3 | Промышленное развитие России. В XIX — начале XX веков. |
6 | | 4 | Хозяйственное освоение и изучение территории Российской Федерации. |
| 5 | | Природа и природные ресурсы России |
7 | | 1 | Разнообразие природы России. Основные формы рельефа. |
8 | | 2 | Полезные ископаемые, их основные месторождения. |
9 | | 3 | Типы климата России. |
10 | | 4 | Природные зоны России. |
11 | | 5 | Водные (гидроэнергетические) ресурсы России. |
| 2 | | Население России |
12 | | 1 | Численность населения России. Размещение по территории России. |
13 | | 2 | Народы России. |
| 3 | | Народное хозяйство России |
14 | | 1 | Промышленность — основа хозяйства, ее виды. |
15 | | 2 | Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. |
16 | | 3 | Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. |
| | | Географические районы России |
| 8 | | Центральная Россия |
17 | | 1 | Географическое положение Центральной России. Рельеф и климат. |
18 | | 2 | Полезные ископаемые. Экологические проблемы. |
19 | | 3 | Водные ресурсы. Экологические проблемы. |
20 | | 4 | Промышленность Центральной России. |
21 | | 5 | Сельское хозяйство и транспорт Центральной России. |
22 | | 6 | Москва и Подмосковье. |
23 | | 7 | Крупные города Центральной части России. |
24 | | 8 | Заповедники и заказники России. Охрана природы Центральной России. |
| 2 | | Поволжье |
25 | | 1 | Среднее Поволжье. Народы Поволжья. Особенности природы и хозяйства. |
26 | | 2 | Нижнее Поволжье. Географическое положение. Особенности природы и хозяйства. |
| 3 | | Северо-Западная Россия |
27 | | 1 | Приморское положение Северо-Западной России. Особенности природных условий и ресурсов. |
28 | | 2 | Основание Санкт-Петербурга. |
29 | | 3 | Население и особенности развития хозяйства Северо- Западной России. |
| 3 | | Русская равнина |
30 | | 1 | Географическое положение севера Русской равнины. Особенности природных условий и хозяйства. |
31 | | 2 | Кольский полуостров и Карелия. Природа, население, хозяйство. |
32 | | 3 | Юг Русской равнины. Географическое положение. Природа. Население. Хозяйство. |
| 2 | | Северный Кавказ |
33 | | 1 | Географическое положение Северного Кавказа. Особенности природы, хозяйства. |
34 | | 2 | Черноморское побережье Кавказа. Курортное хозяйство. |
| 2 | | Урал |
35 | | 1 | Географическое положение Урала. Особенности природы Урала. |
36 | | 2 | Хозяйство Урала. |
| 2 | | Западная Сибирь |
37 | | 1 | Географическое положение. Особенности природы, ресурсы, население. Хозяйство. |
38 | | 2 | Алтайские горы. Особенности природы. Население и хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. |
| 3 | | Восточная Сибирь |
39 | | 1 | Географическое положение. Особенности природных условий. |
40 | | 2 | Природные ресурсы. Хозяйство Восточной Сибири. |
41 | | 3 | Население. Крупные города. |
| 3 | | Дальний Восток |
42 | | 1 | Географическое положение. Особенности природы. Уссурийская тайга. |
43 | | 2 | Хозяйство и города. Экологические проблемы. |
44 | | 3 | Географические районы России (обобщающий урок). |
| 8 | | География своей местности |
45 | | 1 | Географическое положение. Природные условия. Население. |
46 | | 2 | Растительный мир нашего края. Охрана природы. |
47 | | 3 | Животный мир своей местности. «Красная книга» своей области. |
48 | | 4 | Промышленность нашего края. |
49 | | 5 | Транспорт. |
50 | | 6 | Сельское хозяйство. |
51 | | 7 | Культурные и исторические памятники в нашей местности. |
52 | | 8 | Обобщающий урок. География своей местности. |
| 16 | | Элементарная астрономия |
53 | | 1 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Звезды. |
54 | | 2 | Планеты. |
55 | | 3 | Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. |
56 | | 4 | Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. |
57 | | 5 | Движение Земли вокруг Солнца. |
58 | | 6 | Спутники планет. Луна — естественный спутник Земли. |
59 | | 7 | Лунные и солнечные затмения. |
60 | | 8 | Искусственные спутники. Космические корабли. Полеты людей в космос. |
61 | | 9 | Явления природы: ветер, дождь, гроза. |
62 | | 10 | Явления природы: ураганы, штормы. |
63 | | 11 | Землетрясения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте полушарий районов наиболее частых землетрясений. |
64 | | 12 | Извержения вулканов. Практическая работа. Изготовление из пластилина модели вулкана. |
65 | | 13 | Изучение явлений природы на Земле и из космоса. |
66 | | 14 | Повторение элементарной астрономии. |
67 | | 15 | Итоговая контрольная работа по географии. |
68 | | 16 | Анализ контрольной работы |
21