СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса составлена в соответствии с адаптированной образовательной программой (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса составлена в соответствии с

- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12.2015 № 1577);

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

- Приказа Минобрнауки РФ № 1598 Об утверждении ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ;

- Письма Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;

- СанПиНа для обучающихся с ОВЗ;

2) Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);

3) Примерной основной образовательной программой, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;

4) Авторской программы В.В. Николина, А.И. Алексеева, Е.К. Липкина. Предметная линия «Полярная звезда». 5-9 классы.-М.: Просвещение 2011.


УМК:


  1. Учебник: География 5-6 классы А. И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, под редакцией А.И. Алексеева. М.- Просвещение, 2015.

  2. Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 5-6 классы

  3. Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Методические рекомендации. 5–9 классы

  4. Д. А. Гдалин, Ю. Н. Гладкий, С. И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 классы


Место предмета в учебном плане


Года обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

6 класс

1

34

34







Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР


Содержание учебного материала по биологии, темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с задержкой психического развития. Они не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Учащиеся не могут полно и самостоятельно использовать полученные на уроках биологии знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят слабость обобщения, выделения признаков сходства и различия, трудности в выделении специальных признаков наблюдаемого объекта.

Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы, развивающие у детей с ЗПР навыки наблюдения и описания объектов и сравнения их признаков. Для детей с ЗПР особенно важно любую информацию подкреплять наглядной демонстрацией. Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты.


Планируемые результаты освоения

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дорогах;

• формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

• стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;

• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметными результатами являются:

Регулятивные УУД

Умение планировать решение задачи

Умение формулировать проблему

Умение формулировать познавательную цель

Умение выдвигать гипотезу

Умение оценивать степень и способы достижения цели

Познавательные УУД

Умение искать и выделять информацию

Умение подводить под понятие, выводить следствия

Умение понимать информацию в неявном виде, в виде таблиц, схем, рисунков

Умение устанавливать причинно – следственные связи

Умение использовать знаково – символические средства

Умение анализировать с целью выделения признаков

Умение моделировать

Умение выстраивать логическую цепь рассуждений

Умение синтезировать (как восполнение целого из частей, восполнение недостающих компонентов)

Умение выбирать основания и критерия для сравнения сериации и классификации

Коммуникативные УУД

Умение понимать цель, суть текста

Умение выражать свою точку зрения

Умение разрешать конфликты

Умение инициировать сотрудничество

Умение использовать речевые средства адекватные ситуации общения

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


Планируемые результаты изучения:

6 класс

Источники географической информации

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.



Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности




Наименование

Количество часов

Дата

Виды деятельности

Виды,

Электронные

п/п

разделов и тем программы

изучения


формы контроля

(цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Оболочки Земли

1.1.

Гидросфера —

9

1

1.5

01.09.2022

Называть части гидросферы;

Устный

https://resh.edu.ru/


водная оболочка




27.10.2022

Описывать круговорот воды в природе;

опрос;



Земли





Называть источник энергии круговорота воды в природе;

Контрольная








Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу

работа;








местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-

Практическая








ориентированных задач;

работа;








Определять по картам и различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;

Тестирование;








Применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и









(или) практико-ориентированных задач;









Определять по картам направления тёплых и холодных океанических течений;









Приводить примеры стихийных явлений в Мировом океане;









Называть причины цунами, приливов и отливов;









Описывать положение на карте главных океанических течений, глубоководных желобов и впадин Мирового









океана, крупных островов и полуостровов;









Применять понятия «река», «речная система», «речной бассейн», «водораздел» для объяснения особенностей









питания, режима, характера течения рек;









Различать понятия «питание» и «режим реки»;









Классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным









признакам;









Выявлять на основе представленной информации причинно-следственные связи между питанием, режимом









реки и климатом на территории речного бассейна;









Сравнивать реки по заданным признакам (при выполнении практической работы № 1);









Давать географическую характеристику одного из крупнейших озёр России и оформлять в виде презентации









(при выполнении в групповой форме практической работы № 2);









Приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;









Сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации о глубине Мирового океана, о









направлении океанических течений, о ледниках и многолетней мерзлоте на разных этапах географического









изучения Земли;









Приводить примеры изменений в гидросфере в результате деятельности человека на примере мира и России;









Приводить примеры использования человеком воды;









Различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды»;









Объяснять образование подземных вод;









Различать грунтовые и межпластовые воды, водопроницаемые и водоупорные породы;









Объяснять образование подземных вод;









Сравнивать чистоту межпластовых и грунтовых вод;









Выявлять существенные признаки артезианских вод;









Находить, использовать и систематизировать информацию о поверхностных водных объектах своей









местности;









Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации (при выполнении









практической работы № 3);









Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по проблеме исчерпаемости или неисчерпаемости









ресурсов пресной воды на планете;









Планировать организацию совместной работы при выполнении учебного проекта о повышении уровня









Мирового океана в связи с глобальными изменениями климата;









Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому









опыту;









Оценивать соответствие результата цели;



1.2.

Атмосфера — воздушная оболочка

11

1

1.25

10.11.2022

02.02.2023

описывать строение атмосферы;

сравнивать свойства воздуха в разных частях атмосферы; сравнивать содержание различных газов в составе воздуха;

сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура воздуха, влажность, запылённость);

сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура воздуха, влажность, запылённость);

применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

определять амплитуду температуры воздуха, тенденции изменений температуры воздуха по статистическим данным; устанавливать зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей в течение суток и в течение года на примере своей местности на основе представленных данных;

определять различие в температуре воздуха и атмосферном давлении на разной высоте над уровнем моря при решении практико-ориентированных задач;

различать виды облаков и связанные с ними типы погоды; проводить измерения основных элементов погоды с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер); различать относительную и абсолютную влажность воздуха;

называть причины образования облаков, тумана; различать виды атмосферных осадков;

объяснять направления дневных и ночных бризов, муссонов; различать понятия «погода» и «климат», «бриз» и «муссон»;

объяснять годовой ход температуры воздуха на разных географических широтах;

объяснять влияние различных климатообразующих факторов на климат отдельных территорий; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

различать климатические пояса Земли;

приводить примеры стихийных явлений в атмосфере;

приводить примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

систематизировать географическую информацию в разных формах (при выполнении практической работы № 1);

устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при выполнении практической работы № 2);

использовать географические вопросы для изучения глобальных климатических изменений; оценивать достоверность имеющейся информации;

выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях; находить в текстах информацию, характеризующую погоду и климат своей местности;

планировать организацию совместной работы по исследованию глобальных климатических изменений; выражать свою точку зрения по проблеме глобальных климатических изменений;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; Тестирование;

https://resh.edu.ru/

1.3.

Биосфера — оболочка жизни

5

0

1


характеризовать существенные признаки биосферы; называть границы биосферы;

приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах в Мировом океане с глубиной и географической широтой;

приводить примеры густо и малозаселённых территорий мира; приводить примеры экологических проблем, связанных с биосферой;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; находить и систематизировать информацию о состоянии окружающей среды своей местности (при выполнении практической работы № 1);

использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

составлять план учебного исследования по установлению причинно-следственных связей изменения животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой;

описывать растительность, устанавливать связи между компонентами природы (при выполнении практической работы № 1);

проводить наблюдения и фиксировать и систематизировать их результаты;

планировать организацию совместной работы, распределять роли, принимать цель совместной деятельности;

Устный опрос; Практическая работа; Тестирование;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

25


Раздел 2. Заключение

2.1.

Природно- территориальные комплексы

4

1

0


Применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли;

сравнивать почвы разных природных зон по естественному плодородию; называть факторы, влияющие на образование почвы;

объяснять взаимосвязи компонентов природно-территориального комплекса (при выполнении практической работы № 1);

описывать круговороты вещества на Земле;

приводить примеры особо охраняемых территорий мира и России;

приводить примеры природных объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО; называть причины необходимости охраны природы; сохранения биоразнообразия планеты;

извлекать информацию о выявления примеров путей решения экологических проблем из различных источников;

Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; Тестирование;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу:

4


Резервное время

5


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

3.75



Занятия будут проходить один час в неделю по 40 минут. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете биологии. Так же проводятся текущие инструктажи при проведении лабораторных работ.


Инструментарий для оценивания результатов.

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.


Формы промежуточного и итогового контроля.

Для контроля за усвоением учащимися пройденного материала используются такие методы как индивидуальный и фронтальный опрос, метод проектов, а также контрольные работы в виде тестирования ЭОР.










Календарно-тематический план




п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Состав и строение гидросферы.

1

0

0

01.09.2022

Устный опрос;

2.

Мировой океан

1

0

0

08.09.2022

Устный опрос;

3.

Входная контрольная работа

1

1

0

15.09.2022

Контрольная работа;

4.

Воды океана

1

0

0

22.09.2022

Устный опрос;

5.

Реки-артерии Земли Практическая работа

«Сравнение двух рек по заданным признакам»

1

0

0.5

29.09.2022

Практическая работа;

6.

Озера и болота. Практическая работа "Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации"

1

0

0.5

06.10.2022

Практическая работа;

7.

Подземные воды и ледники.

1

0

0

13.10.2022

Устный опрос;

8.

Гидросфера и человек. Практическая работа "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы".

1

0

0.5

20.10.2022

Практическая работа;

9.

Урок обобщения и контроля по теме "Гидросфера".

1

0

0

27.10.2022

Тестирование;

10.

Состав и строение атмосферы.

1

0

0

10.11.2022

Устный опрос;

11.

Тепло в атмосфере.

1

0

0

17.11.2022

Устный опрос;

12.

Тепло в атмосфере.

1

0

0

24.11.2022

Письменный контроль;

13.

Атмосферное давление.

1

0

0

01.12.2022

Письменный контроль;

14.

Ветер.

1

0

0

08.12.2022

Устный опрос;

15.

Влага в атмосфере.

1

0

0

15.12.2022

Устный опрос;

16.

Влага в атмосфере. Практическая работа "Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды".

1

0

0.5

22.12.2022

Практическая работа;

17.

Погода и климат.

1

0

0

12.01.2023

Устный опрос;

18.

Учимся с "Полярной звездой"

1

0

0

19.01.2023

Письменный контроль;

19.

Атмосфера и человек. Практическая работа "Представление результатов наблюдения за погодой своей местности".

1

0

0.75

26.01.2023

Практическая работа;

20.

Урок обобщения и контроля знаний по теме "Атмосфера"

1

1

0

02.02.2023

Контрольная работа;

21.

Биосфера-земная оболочка.

1

0

0

09.02.2023

Устный опрос;

22.

Биосфера-сфера жизни.

1

0

0

16.02.2023

Устный опрос;

23.

Почвы.

1

0

0

02.03.2023

Тестирование;

24.

Биосфера и человек.

1

0

0

09.03.2023

Устный опрос;

25.

Практическая работа "Характеристика растительности участка местности своего края".

1

0

1

16.03.2023

Практическая работа;

26.

Географическая оболочка Земли

1

0

0

23.03.2023

Устный опрос;

27.

Природные зоны Земли

1

0

0

06.04.2023

Тестирование;

28.

Культурные ландшафты

1

0

0

13.04.2023

Устный опрос;

29.

Природное и культурное наследие

1

0

0

20.04.2023

Устный опрос;

30.

Повторение темы "Гидросфера"

1

0

0

27.04.2023

Устный опрос;

31.

Повторение темы "Атмосфера"

1

0

0

04.05.2023

Устный опрос;

32.

Итоговая аттестация

1

1

0

11.05.2023

Контрольная работа;

33.

Повторение

1

0

0

18.05.2023

Устный опрос;

34.

Повторение

1

0

0

25.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

3.75