Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Истории России» для 7 «в» класса составлена на основании:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
3. Закон Республики Башкортостан от 01 июля 2013 года N 696-з «Об образовании в Республики Башкортостан».
4. «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями).
5. Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки РФ.
6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089;
7. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»);
8. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с последующими дополнениями и изменениями);
9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год.
10. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
11. Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Филиал г. Сибай) на 2017– 2018 учебный год;
12. История России: учеб. для учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.- М. Владос, 2012г.
Особенности обучения в данном классе:
Класс состоит из 2 учащихся и по плану занимаются 1 час в неделю, в год 34 часов. Все учащиеся могут активно работать в рамках заявленных целей и задач.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование.
Основными задачами курса являются:
освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории; помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов; развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности; овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия. Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи; гражданское воспитание учащихся, патриотическое воспитание, воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание, правовое воспитание, формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи.
Настоящий курс «История Отечества» предназначен для учащихся, изучающих историю в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.
Данный курс истории отечества на конкретных примерах родной истории способствует формированию нравственных черт личности наших учащихся. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе. В курсе «Истории Отечества» целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегрированный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации. Данная программа отражает основные положения учебника История России для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Пузанова Б.П., Бородиной О.И., Сековец Л.С., Редькиной Н.М.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии, направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Планируемые результаты обучения на конец учебного года:
В конце изучения курса истории Отечества учащиеся должны знать: основные понятия курса; даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей); основные исторические события; какие исторические даты называются точными, приблизительными; когда произошли события; кто руководил основными сражениями.
Уметь: читать историческую карту (условные цвета и основные знаки);
составлять описания изучаемых объектов и событий с опорой на карту, иллюстрации и учебник; показывать на карте объекты, указанные в программе, пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
Методические пособия для учителя.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.- М.: «Владос»,2003г.
учебно-методическое пособие «Уроки истории» в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.- М.: «Владос»,2003г.
Учебное пособие для 7-8 классов общеобразовательных учреждений «История Сибири. Часть 1. Присоединение к России», Ф.С.Кузнецова: – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс,1997.
Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений «История Сибири. Часть 2. Сибирь в составе Российской империи», В.А.Зверев, А.С.Зуев, Ф.С.Кузнецова: - – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс,1997.
материалы для работы: индивидуальные карточки, кроссворды, хронологическая таблица, лента времени, иллюстрации к темам, исторические карты: «9- начале 12 века», «Борьба народов против иноземных захватчиков», схемы в учебнике.
www.pedgazeta.ru
www.pedmir.ru
www.nsportal.ru
www.gendocs.ru
Календарно-тематическое планирование. 7 «в» класс. История.
Количество часов: 34 часа. Режим занятий 1 час в неделю.
№ п/п | Дата предполагаемая | Дата фактическая | Тема урока | Домашнее задание |
Раздел I. Введение в историю. |
1 | 04.09 | | История – наука о прошлом. Исторические памятники. | § 1, 2 читать, ответить на вопрос № 1 |
2 | 11.09 | | Наша Родина – Россия. Моя родословная. | § 3, 4 читать, ответить на вопрос № 2. |
3 | 18.09 | | Счет лет в истории. Историческая карта. | § 5, 6 читать, ответить на вопрос № 1, 2. |
4 | 25.09 | | Повторение по разделу I. | |
Раздел II. История нашей страны древнейшего периода. |
5 | 02.10 | | Восточные славяне: роды, племена и их старейшины. Славянский поселок. | § 1- 3 читать, ответить на вопросы. |
6 | 09.10 | | Занятия, ремесла, обычаи и верования восточных славян. Соседи славян. Славянские войны и богатыри. | Ответить на вопросы устно. |
7 | 16.10 | | Объединение восточных славян под властью Рюрика. | § 10 читать, ответить на вопросы. |
8 | 23.10 | | Повторение по разделу II. | |
Раздел III. Образование государства Русь. |
9 | 06.11 | | Образование государства восточных славян – Руси. Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | § 1, 2 читать, ответить на вопросы. |
10 | 13.11 | | Укрепление власти князя. Оборона Руси от врагов. Крещение Руси. | § 3-5 читать |
11 | 20.11 | | Былины – источник знаний Древней Руси. Культура и искусство. | § 6,7 читать, ответить на вопросы. |
12 | 27.11 | | Княжеское и боярское подворье. Жизнь и быт людей Древней Руси. | § 8, 9 читать. |
13 | 04.12 | | Правление Ярослава Мудрого. Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы. | § 10-12 читать. |
14 | 11.12 | | Правление князя Владимира Мономаха. | § 13 читать, ответить на вопросы. |
15 | 18.12 | | Рост и укрепление древнерусских городов. | § 14 читать, ответить на вопросы. |
16 | 25.12 | | Повторение по разделу III. | |
Раздел IV. Распад Руси на отдельные самостоятельные государства. |
17 | 15.01 | | Причины распада государства Русь. Формирование самостоятельных государств на территории Руси. | § 1,2 читать, ответить на вопросы устно. |
18 | 22.01 | | Киевское княжество в XII веке. | § 3 читать, ответить на вопрос № 2. |
19 | 20.01 | | Владимиро-Суздальское княжество. | § 4 читать, ответить на вопрос № 1. |
20 | 05.02 | | Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородское вече. | § 6-8 читать. |
21 | 12.02 | | Русская культура в XII – XIII веках. | § 9 читать, ответить на вопрос № 3. |
22 | 19.02 | | Повторение по разделу IV. | |
Раздел V. Борьба Руси с иноземными завоевателями. |
23 | 26.02 | | Монгольские орды. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских против монгольского нашествия. | § 1-3 читать. |
24 | 05.03 | | Русь под ордынским игом. Рыцари-крестоносцы. | § 4,5 читать, ответить на вопросы устно. |
25 | 12.03 | | Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва. Ледовое побоище. | § 6-8 читать. |
26 | 19.03 | | Повторение по разделу V. | |
Раздел VI. Объединение русских земель вокруг Москвы. |
27 | 02.04 | | Усиление Московского княжества. Князь Иван Калита, его успехи. | § 1,2 читать |
28 | 09.04 | | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | § 3 читать, ответить на вопрос № 2. |
29 | 16.04 | | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | § 4 читать, ответить на вопрос № 1. |
30 | 23.04 | | Сергей Радонежский. | § 5 читать, ответить на вопрос № 2. |
31 | 30.04 | | Битва на Куликовом поле. Значение Куликовской битвы для русского народа. | § 6,7 читать. |
32 | 07.05 | | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | § 8 читать, ответить на вопрос № 4 |
33 | 14.05 | | Укрепление Московского государства. | § 9 читать, ответить на вопрос № 1. |
34 | 21.05 | | Повторение по разделу VI. | |