Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Обсуждено на ШНО: протокол № 1 от 26.08.2014 г. Руководитель ШМО _______ Л.Н. Дедова | Согласовано: 28.08.2014 г. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____ В.С. Грищенко | Принято на педагогическом совете: протокол № 1 от 29.08.2014 г. Секретарь педагогического совета __________ Л.А. Емельянова | Утверждаю. Директор МКОУ СОШ № 2 __________ М.В. Козликина приказ № 140 от 30.08.2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области искусство
по образовательному компоненту изобразительное искусство
(общеобразовательная программа основного общего образования, учитывающая особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, VIII вида)
для 1 класса
на 2014-2015 учебный год
педагога
Тимощенко Натальи Владимировны
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании Российской Федерации»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Основной задачей при обучении изобразительной деятельности в коррекционной школе в первую очередь является коррекция недостатков психосенсомоторного развития, процессов мышления. По мнению Л.С. Выготского, рисунок ребёнка нужно рассматривать в первую очередь с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи. Содействие нормальному развитию и личностному росту ребёнка с ОВЗ является составной частью занятий. Задачи обучения техническим навыкам работы с различными материалами, развитие творческого воображения являются, с моей точки зрения, задачами второго плана.
Анализ процесса изобразительной деятельности и продуктов этой деятельности позволил выделить характерные для учащихся специальной коррекционной школы черты. Главное, что их отличает от учащихся массовой школы, - это более низкий уровень графической деятельности и её замедленный темп развития. Недостатки изображения предметных форм сохраняются у учащихся коррекционной школы длительное время и исправляются с большим трудом. Особенности изобразительной деятельности учащихся с ОВЗ проявляются в следующем:
Недостаточно развитое умение использовать образец как опору при выполнении задания и обусловленные этим недостатки планирования при построении рисунка;
Отсутствие умения устанавливать определённые связи и отношения между частями объекта (натуры, образца);
Слаборазвитое умение самостоятельно исправлять свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи из-за нарушения самоконтроля;
Механическое (шаблонное) использование ранее усвоенного способа рисования при выполнении нового задания;
Сильно ограниченная способность рисовать по представлению ранее не изображавшиеся предметы и явления;
Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством всестороннего развития и эффективным способом коррекции отклонений в развитии школьников с ОВЗ. Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, т.к. в процессе изображения участвует не отдельная функция, а их комплекс в целом. В процессе целенаправленной изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций учащихся. Кроме того, изобразительная деятельность содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы, способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.
Школьный курс по изобразительному искусству в коррекционной школе VIII вида рассчитан на 1-7классы и направлен на решение следующих основных задач:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
-развитие у уч-ся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения и обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы;
-улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования;
-развитие у уч-ся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое;
-ознакомление уч-ся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры;
-расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
-развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
- декоративное рисование
- рисование с натуры
- рисование на темы
- беседы об изобразительном искусстве.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ № 2 на 2014-2015 уч.год и рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).
Декоративное рисование
Декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для различных предметов обихода, оформления праздничных плакатов, открыток и т.д. Этот вид деятельности наиболее понятен и доступен учащимся коррекционной школы, поэтому систематическое обучение рисованию рекомендуется начинать именно с этого вида работы.
В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующиеся по величине: (например: круг большой - круг маленький); затем предлагаются узоры, включающие две формы и более сложную композицию представляют узоры, состоящие из двух – трёх форм и других геометрических элементов.
Задания декоративного характера даются в определённой системе:
Составление узоров по готовым образцам
Составление узоров из данных элементов
Составление узоров по заданной схеме
Самостоятельное составление узоров
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Основное внимание при обучении декоративному рисованию уделяется овладению учащимися умением правильно воспринимать изображение (образцы), определять последовательность выполнения рисунка, представлять конечный результат своей работы.
Рассмотрим методы и приёмы, направленные на развитие у учащихся умения составлять орнамент, украшать узорами ту или иную форму. Большое значение имеет беседа перед началом работы. В процессе беседы учащиеся знакомятся с предметами декоративно-прикладного искусства, узнают о содержании предстоящей работы, определяют структуру узора, выделяют основные элементы. Особое значение на уроках декоративного рисования отводится таким методам как объяснение и показ. Наиболее эффективным методом является демонстрация постепенно выполняемого учителем рисунка. В младших классах часть задания выполняется вслед за действиями учителя (рисование под диктовку), в старших классах такой способ используется реже. Однако полный показ и развёрнутое объяснение последовательности выполнения орнамента применяется систематически.
В течение одного урока показывается не более трёх-четырёх образцов, отличающихся друг от друга одной особенностью, при этом обязателен всесторонний анализ и изучение образца. Составление узоров на готовых формах, прикреплённых к доске или мольберту, позволяет продемонстрировать различные способы составления орнамента, понять его строение. В конце каждого урока уделяется время для рассматривания и оценки детских работ. Школьники учатся самооценке и взаимооценке выполненных работ.
Рисование с натуры
Формирование чётких представлений о форме предметов, их пропорциях и размерах; активного анализирующего восприятия – одна из первоочередных задач рисования с натуры. Неумение учащихся коррекционной школы правильно воспринимать объект изображения не позволяет учащимся выполнить рисунок, который был бы сходен с натурой.
Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда предшествуют процессу рисования с натуры. Для того, чтобы учащиеся смогли выделить больше характерных признаков предмета используется приём сравнения с другими предметами, с геометрическими формами. Зрительное восприятие объектов дополняется тактильно-моторными ощущениями (обведение рукой очертаний предмета). Ещё один приём для формирования анализирующего восприятия – разделение, раскладывание объекта на части (если объект состоит из нескольких элементов и их можно легко отделить друг от друга). При рисовании с натуры эффективно обучать учащихся планированию своей деятельности через совместное составление плана построения рисунка.
Для предупреждения ошибок композиционного характера рекомендуется на начальной стадии обучения использовать контрольные линии или точки (дополнительные ориентиры), постепенно число таких точек сокращается. Впоследствии учащиеся обучаются использованию осевой линии.
Коррекционно-развивающее влияние уроков рисования с натуры усиливается если осуществляется тесная связь с ручным трудом. Лепка на уроках труда и последующее рисование вылепленного предмета служат этапом от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объёмного предмета к его плоскостному изображению. Это способствует более прочному усвоению знаний и ускоряет процесс формирования элементарных навыков рисования.
Рисование на темы
Тематическое рисование наиболее сложный для школьников с ОВЗ вид занятий, т.к. он основывается на представлениях. Рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из окружающей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков литературных произведений. Качество рисунков, выполненных на заданную тему, напрямую зависит от прошлого опыта учащихся. В связи с этим тематическое рисование можно разделить на 3 раздела:
Рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся и изображавшихся;
Рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся, но не изображавшихся;
Рисование предметов и явлений, которые учащимися никогда не наблюдались и не изображались;
Планирование изобразительной деятельности построено таким образом, чтобы урокам рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры или тщательные наблюдения объекта.
Перед младшими школьниками ставится наиболее простая задача – нарисовать по представлению какие-либо 2-3 хорошо знакомых предмета, при этом учитель кратко характеризует предметы и их части по форме, величине, цвету.
При иллюстрировании рассказов в начальной стадии обучения тематическому рисованию необходимо применять моделирование заданной ситуации. С этой целю приготавливаются модели встречающихся в рассказе предметов.
Для обогащения зрительных представлений школьников используются таблицы с изображениями людей и животных, книжные иллюстрации, репродукции, плакаты, открытки, фотографии, видеоряд (ЦОРы), игрушки, муляжи.
В тематических рисунках учащихся 1-3 классов все предметы изображаются, как правило, в один ряд, на первом плане. Начиная с 4 класса задача усложняется и рисунок разрабатывается с двумя планами. Учащиеся знакомятся с правилами размещения изображений на переднем и заднем планах.
Беседы об изобразительном искусстве
В начальных классах (1-4) беседы об изобразительном искусстве проводятся 2 раза в четверть и являются одной из составляющих урока. С 5 класса для бесед выделяются отдельные уроки. Тематика бесед постепенно усложняется. Если в начальной школе ученики рассматривают иллюстрации художников в детских книгах, учатся узнавать и различать изображения предметов, растений из ближайшего окружения, характерные признаки времён года, то с 5 класса школьники обучаются анализировать произведения искусства: учатся определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, отмечать изобразительные средства, эмоциональное состояние героев. В 7 классе у школьников формируется понятие о видах и жанрах изобразительного искусства, представление об основных средствах выразительности в живописи, закрепляются знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
На одном уроке показывают не более 3-4 произведений живописи , скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Беседы об искусстве можно проводить в музеях, картинных галереях, в мастерских художников.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображённых на картине, а также вырабатывается способность рассказывать о средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски). Дети учатся ставить вопросы, составлять план рассказа по картине, описывать картину по плану.
Таким образом, при правильной организации обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы, эмоционально-волевая и двигательная сферы школьников с ОВЗ.
В связи с отсутствием учебников по изобразительной деятельности для специальных (коррекционных) школ, для реализации программы по изобразительному искусству мной используются следующие учебные пособия, рекомендованные Министерством образования РФ в федеральном перечне учебников:
Учебно – методический комплект:
Неменский Б.М. Изобразительное искусство.(1 - 7 класс) (Школа России):
Неменский Б.М. Учебник для общеобразовательных учреждений, 3класс. Изобразительное искусство. «Искусство вокруг нас», Москва, «Просвещение», 2010год;
4. Неменская Л.А.Учебник для общеобразовательных учреждений, 4класс. Изобразительное искусство. «Каждый народ - художник», Москва, «Просвещение», 2011год;
5. Горяева Н.А.Учебник для общеобразовательных учреждений, 5класс. Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва, «Просвещение», 2010год;
6. Неменский Б.М. Учебник для общеобразовательных учреждений, 6 класс. Изобразительное искусство. «Искусство в жизни человека», Москва, «Просвещение», 2011год;
7. Питерских А.С. Учебник для общеобразовательных учреждений, 7-8класс. Изобразительное искусство. «Дизайн и архитектура в жизни», Москва, «Просвещение», 2011год;
Учебно – методический комплект:
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. Учебник для общеобразовательных школ(1 – 2, 3-4 класс), Москва, «Дрофа», 2010г. Рабочие тетради «Изобразительное искусство» (1-2, 3-4 класс) Москва, «Дрофа», 2010г.
В зависимости от вида занятий на уроке используются музыкальные фрагменты, литературное творчество, нетрадиционные техники рисования, арт-терапевтические упражнения и игры.
СОДЕРЖАНИЕ
1 класс
32 часа в год (1час в неделю)
Пропедевтический период -16 час.
В процессе подготовительных упражнений осуществляется сенсорное воспитание первоклассников; школьники учатся
различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
определять разницу в величине между предметами одной и той же формы;
ориентироваться на плоскости листа бумаги: находить середину, верхний, нижний, правый, левый края;
узнавать графические представления формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, различать круг и овал;
находить в нарисованных линиях сходство с предметами;
владеть карандашом: регулировать силу нажима, прекращать движение в нужной точке, ритмично проводить повторные, однородные движения, удерживать направление движения, замедлять и ускорять темп, соблюдать направление штрихов, не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура;
различать цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, чёрный, белый;
В пропедевтический период учитель организует игры и упражнения, которые в зависимости от дидактической цели можно разделит на следующие группы:
1. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине;
2. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме;
3. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цвета;
4. Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях;
Особо нужно выделить группу упражнений, без которых невозможна изобразительная деятельность, - это специальные графические упражнения для формирования технических умений и навыков, гимнастические упражнения для развития движений руки.
Объём и сложность приведённых ниже (см. календарно-тематическое планирование) подготовительных упражнений варьируется с учётом индивидуальных возможностей школьников и уровня их графической подготовленности.
Второе полугодие – 16 часов.
Декоративное рисование – 6ч.
На уроках декоративного рисования первоклассники
учатся свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии ;
учатся пользоваться трафаретом-мерочкой;
упражняются в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контуров рисунка;
учатся различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
Рисование с натуры – 5ч.
При рисовании с натуры школьники
учатся различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства;
правильно размещать рисунок на листе бумаги, аккуратно закрашивать изображение, соблюдая контуры.
Рисование на темы – 5ч.
Тематическое рисование направлено на
обучение объединению предметов по форме;
развитие умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из сказки;
передавать в рисунке пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький)
Беседы об изобразительном искусстве – 4ч.
Дети учатся
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения;
сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Основные требования к знаниям и умениям уч-ся 1 класса:
Учащиеся 1класса должны уметь:
-организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать альбом и карандаш;
-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа;
-обводить карандашом шаблоны (трафареты) несложной формы; соединять точки, поставленные учителем на листе бумаги; проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги, находить середину, верхний, нижний, правый, левый края;
-закрашивать рисунок карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
-различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый;
-узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб; различать круг и овал;
-передавать в рисунках основную форму предметов: устанавливать её сходство с известными формами с помощью учителя;
-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя.
2 класс
34 часа в год (1 час в нед.)
Декоративное рисование – 16ч.
На уроках декоративного рисования второклассники учатся
проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные);
делить отрезок на равные части;
рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету;
составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге.
Совершенствуется навык раскрашивания рисунка: необходимо добиваться равномерного штрихования без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур. Продолжается обучение использованию в узорах красного, синего, зеленого, желтого, коричневого, оранжевого и фиолетового цвета.
Рисование с натуры – 13ч.
При рисовании с натуры продолжается обучение школьников
правильному размещению изображения на листе бумаги;
различению формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развитию умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную форму отдельных предметов;
соблюдению в рисунке пространственных отношений предметов и обозначению этих отношения словами (посередине, справа, слева);
определению существенных признаков предмета;
выявлению характерных деталей путем расчленения относительно сложной формы; аккуратному раскрашиванию рисунка, подбору цветных карандашей в соответствии с натурой.
Рисование на темы – 5ч.
На уроках тематического рисования
уточняются и обогащаются зрительные представления учащихся об окружающей действительности.
Школьники учатся передавать в рисунке основную форму знакомых предметов;
развиваются умения объединять эти предметы в одном рисунке,
изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве – 8
Через беседы об изобразительном искусстве у второклассников развиваются умение
узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок,
называть действующих лиц, изображенных на картинке,
сравнивать их между собой;
называть и дифференцировать цвета.
Учащиеся знакомятся с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Чарушина и др).
Основные требования к знаниям и умениям уч-ся 2класса:
Учащиеся 2класса должны уметь:
-свободно, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не переворачивая при этом лист бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме (полосе, квадрате, круге) в соответствии с инструкцией учителя: посередине, сверху, снизу, слева, справа, между;
-использовать опорные точки и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
-закрашивать изображение цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
-дифференцировать формы округлых, прямоугольных, квадратных и треугольных предметов и называть их;
-изображать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
-сравнивать два предмета по форме, цвету, величине;
-проводить в квадрате осевые линии;
-понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре по форме и цвету;
Различать и знать названия цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый;
-узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
4 класс
34 часа в год (1 час в нед.)
Декоративное рисование – 10ч.
Уроки декоративного рисования в 4 классе способствуют обучению детей
последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии;
располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края;
размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям;
пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента,
подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование с натуры – 16ч.
Четвероклассники продолжают учиться: анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей);
изображать предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении;
правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги;
передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей;
пользоваться осевыми линиями при построении рисунка;
подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью
Рисование на темы – 7ч.
Тематическое рисование в 4 классе способствует:
развитию у учащихся зрительных представлений и умений передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного;
правильному расположению изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве – 8ч.
Через беседы об изобразительном искусстве дети учатся:
рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного .искусства;
отвечать на вопросы, связанные с простейшим анализом содержания произведения,
высказывать свое мнение о картинах (что в них больше всего понравилось).
Основные требования к знаниям и умениям уч-ся 4 класса:
Учащиеся 4 класса должны уметь:
-правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических в несложном пространственном положении;
-использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
-передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
-подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цв. карандаш, гуашь);
-пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов, узоров;
-анализировать свой рисунок и рисунок товарища по вопросам учителя;
-рассказывать о содержании произведения изобразительного искусства (основная мысль художника, как она выражена)
4. Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся
Оценке результатов практической работы ученика на уроке изобразительной деятельности всегда предшествует самооценка ученика и взаимооценка товарищей. В конце каждого урока выделяется время для этой работы. Форма обсуждения практических работ:
1.«Что нравится в рисунке».
У кого получилось лучше то или иное изображение. Например, в новогодней композиции: у кого самая нарядная ёлочка, самая пушистая ёлочка, много подарков, у какого Деда Мороза самый тяжёлый мешок с подарками, самая добрая Снегурочка, самая весёлая Снегурочка, самая современная Снегурочка, праздничный фейерверк, сильный снегопад, где дед Мороз со Снегурочкой очень спешат, дед Мороз со Снегурочкой замёрзли? и т.д.
2. «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.
С 5 класса постепенно усложняется уровень обсуждения и защиты своей работы: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Например, в 5 классе ученики выполняют творческую композицию «Иллюстрация к сказке». Учеников знакомят с критериями оценивания , защита и обсуждение работ осуществляется по критериям оценки.
Оценка учителем устных ответов и практической работы учащихся должна осуществляться с учётом их индивидуальных ограниченных возможностей здоровья.
Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.
Критерии оценки:
Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).
Знание основных законов композиции, названия красок.
Оригинальность исполнения.
Творческая активность.
Умения учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий, при этом учитывается доля самостоятельности при выполнении работы.
Оценка практических работ
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Ученик хорошо владеет материалом, знает основы композиции (правильно располагает изображение на листе бумаги), легко ориентируется в задании, творчески подходит к выполнению работы;
Оценка «4» - выставляется ученику за аккуратное выполнение работы, ученик хорошо владеет материалом, но допускает неточности в выполнении работы, несмотря на помощь учителя; испытывает затруднения при выполнении работы творческого характера
Оценка «3» - выставляется, ученику за неаккуратную работу, имеющую грубые неточности в выполнении работы (в восприятии формы, конструкции, величины, цвета предметов, расположения в пространстве), выполненную со значительной помощью и требующую корректировки со стороны учителя, изобразительная деятельность только репродуктивного характера.
При сомнительных результатах практической работы, оценка всегда ставится в пользу ученика.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов во время бесед об изобразительном искусстве принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения материала; б) полнота ответа; в) последовательность изложения и речевое оформление ответа;
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя логично сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности; делает некоторые ошибки в речи; недостаточно свободно владеет материалом;
Оценка «3» ставится, если ученик излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить своё высказывание примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в значительной помощи учителя.
Литература
Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства». – М.: Просвещение, 2006.
Календарно-тематическое планирование в 1 классе (34 ч)
№ п/п | Тема урока | Час | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | Дата |
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. 1 четверть (8 часов) |
1. | Рисование предметов разной формы и цвета. | 1 | Урок введения новых знаний. | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности. | Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы, величины и окраски (после наблюдения и показа учителем). | Текущий. Практическая работа. | |
2. | Высокий забор, столбы. | I | Урок введения новых знаний. | Рисование прямых вертикальных линий. | Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии. | Текущий. Практическая работа. | |
3. | Цветные дорожки, веревочки. | I | Урок развития умений и навыков. | Рисование прямых горизонтальных линий. | Текущий. Практическая работа. | |
4. | Туристическая палатка. Идет косой дождь. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Рисование прямых лилий в различных направлениях. | Текущий. Практическая работа. | |
5. | Шахматная доска. | 1 | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу). | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
6. | Разноцветные клубки ниток. | 1 | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Рисование замкнутых круговых линий (по показу). | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
7. | Воздушные шарики. | 1 | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Рисование замкнутых круговых линий. | Уметь проводить округлые (замкнутые) линии. | Текущий. Практическая работа. | |
8. | Фрукты и овощи: груши, яблоки, лимоны, сливы и др. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Рисование (по показу) предметов круглой и овальной формы. | Уметь правильно держать карандаш, проводить от руки округлые, прямые замкнутые линии: закрашивать рисунок цветным карандашом, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов. | Текущий. Практическая работа. | |
2 четверть (8 часов) |
9. | Альбом, линейка, книга, папка, треугольник. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы. | Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать тетрадь и карандаш; соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, замкнутые линии. | Текущий. Практическая работа. | |
10. | Флажки. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий. Практическая работа. | |
11. | Дорожные знаки. | 1 | Урок рефлексии. | Текущий. Практическая работа. | |
12 | Дом. | 1 | Урок введения новых знаний. | Выполнение рисунка по опорным точкам. | Текущий. Практическая работа. | |
13. | Скворечник. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий. Практическая работа. | |
14. | Узор в полосе. | 1 | Урок введения новых знаний. | Построение по клеткам несложного узора в полосе, соблюдая ритмичность элемента. Чередование элементов по форме и цвету (круг и квадрат). | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
15. | Геометрический орнамент в квадрате. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий. Практическая работа. | |
16. | Круг. | 1 | Урок введения новых знаний. | Рисование круга по шаблону. Деление круга на части. | Уметь «читать» образец и последовательно рисовать. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
3 четверть (10 часов) |
17. | Снеговик. | 1 | Урок введения новых знаний. | Рисование кругов разных по размеру. | Уметь рисовать замкнутые округлые линии, закрашивать их. | Текущий. Практическая работа. | |
18. | Бусы. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Рисование предметов состоящих из нескольких элементов. | Уметь видеть и передавать в рисунке характерн. особенности формы предметов и его частей. | Текущий. Практическая работа. | |
19. | Праздничные флажки. | 1 | Урок развития и коррекцииумений и навыков. | Текущий. Практическая работа. | |
20. | Узор в полосе из веточек ели. | 1 | Урок введения новых знаний. | Создание равномерного симметричного узора в полосе. | Уметь равномерно заполнять плоскость полосы бумаги декоративными элементами; делить полосу на равные части, соблюдать симметрию. | Текущий. Практическая работа. | |
21. | Узор в полосе из снежинок. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
22. | Елочные игрушки. | 1 | Урок введения новых знаний. | Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги). | Уметь правильно передавать основную форму, строение и цвет предметов. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
III. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. |
23. | Узор на рукавице. | 1 | Урок введения новых знаний. | Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов. | Уметь выбирать узор, равномерно размещать его в пределах контурного изображения; аккуратно закрашивать элементы, соблюдая контур рисунка; различать и называть цвета. | Текущий. Практическая работа. | |
24. | Узор из цветов для коврика прямоугольной формы. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Составление узора из прямоугольников. | Уметь правильно размещать изображение на листе бумаги. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
25. | Башенка. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Составление предмета из геометрич. фигур. | Уметь изображать постройку на листе, соблюдая пропорц. | Текущий. Практическая работа. | |
IV. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ. |
26. | Листья. | 1 | Урок введения новых знаний. | Передача в рисунке характерных особенностей рисуемой модели. | Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Текущий. Практическая работа. | |
4 четверть (8 часов) |
27. | Ученический портфель. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Передача в рисунке характерных особенностей рисуемой модели. | Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом. | Текущий. Практическая работа. | |
28. | Тарелка, чашка | 1 | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
29. | Веточка ели. | 1 | Урок рефлексии. | Текущий. Практическая работа. | |
30. | Грибы (белый, мухомор, подосиновик). | 1 | Урок развития умений и навыков. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
31. | Рыбки в аквариуме среди водорослей. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Составление композиции, правильное размещение предметов. | Уметь определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали. | Практическая работа. Анализ работ. | |
32. | Праздничный флажок и воздушные шары. | 1 | Урок развития умений и навыков | Рисование кругов и прямоугольников. | Уметь рисовать круг и квадрат. | Текущий. Анализ работ. | |
33. | Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди». | 1 | Урок развития умений и навыков | Передача в рисунке характерных особенностей рисуемой модели из сказки. | Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных; передавать в рисунке величинные отношения предметов. | Текущий. Практическая работа. | |
34. | Весна. | 1 | Урок рефлексии. | Элементарная передача образных представлений об окружающей действительности и ее явлениях. | Уметь изображать постройку на листе бумаги, соблюдая пропорции. | Текущий. Практическая работа. анализ работ. | |