Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета которые определены стандартом, и с учётом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения для учащихся с ОВЗ ( ЗПР, слабослышащий, РДА) в программе даются дифференцированно. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся и составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ОВЗ.
Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора художественного материала нацелены на единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Материал построен так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории.
1.Планируемые результаты освоения курса.
Ученики научатся знать и понимать:
В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года должен знать/понимать
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;
- искусств и памятники родного края;
- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;
- ведущие художественные музеи России и других стран;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашь
уметь
Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
Создать художественный образ в композициях;
Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных
I.Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»
Учебная программа по ИЗО для детей с ОВЗ предусматривает решение образовательной, воспитательной и коррекционной задач.
К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формулирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально-волевых качеств личности.
Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений
Ученик научится:
•характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников -портретистов и определять их произведения;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками , используя разнообразные графические материалы;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
понимать сочетание различных объемов в здании;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Изобразительное искусство» вводится как обязательный предмет в основной школе.
Сроки реализации программы.
6 класс 35 ч. – 1 час в неделю.
Содержание учебного предмета ИЗО в 6-г классе
Рисование с натуры (5часов)
Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности (3 часа).
Основные теоретические сведения
Наброски с натуры фигуры человека Портрет как жанр изобразительного искусства. Строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы. Одежда русского воина.
Наброски с натуры модели домика. Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива.
Рисование по представлению замка из геометрических фигур Знакомство с произведениями мастеров живописи. Архитектура.
Рисование на темы, по памяти и представлению (9 часов)
Основные теоретические сведения
Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления Виды изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции. Задачи урока ИЗО в учебном году. Правила безопасности труда.
Полный цветовой круг Основы цветоведения. Цвет и цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Смешение красок. Хроматические и ахроматические цвета. Живописные и графические упражнения Техника работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков. Основы рисунка (линия, точка, пятно). Техника работы карандашом.
Осенний лист, бабочка и фрукты
Создание иллюстраций к литературным произведениям (3 часа)
Основные теоретические сведения
История книгопечатания и роль художника в создании книги. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов.
Иллюстрирование сказки как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения.
Особенности анималистического и мультипликационного жанров (3 часа)
Основные теоретические сведения
. Рисование домашних животных. Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас Мультипликационные герои. Мультипликация.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов (4 часов)
Основные теоретические сведения
Золотые узоры. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи.
Рисуем отгадки к народным загадкам. Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге. Узор Эскиз декоративной росписи. Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, Скопин и др.Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета. Новогоднее чудо.
Графика (4 часа)
Основные теоретические сведения
Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Графика как вид изобразительного искусства. «Штрих, линия и пятно» – основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Беседы об изобразительном искусстве (4часа)
Изобразительное искусство. Его виды и жанры. Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. Портрет. Художественный образ и художественно-выразительные.
Учебно – тематический план
№ п.п | Тема урока | часы |
1 | «Рисование с натуры | 5 |
2 | «Тематическое рисование» | 11 |
3 | «Беседы» | 4 |
4 | «Графика» | 4 |
5 | «Декоративно- прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов»». | 10 |
6 | «Итоговый урок-обобщение» | 1 |
| Итого | 35 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»
Рассмотрено на методическом совете протокол №_______ от «___» ___________201__ г. | Принято на педагогическом совете протокол №_______. «___» ___________ 201___ г. | Утверждаю директор ___________/ Г.Г.Граховская «___» _________ 201___ г. |
| | |
Адаптированная рабочая программа
по изобразительному искусству
для учащихся с ЗПР, обучающихся в общеобразовательных 6 «а» классах
на 2017-21 учебный год
(35 часов)
Составлена на основании ФГОС второго поколения, ООП ООО МБОУ «СОШ п. Нивенское», АООП ООО МБОУ «СОШ п. Нивенское»,
Авторской программы ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 6 класс: учебник часть 1/ С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015 ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 6 класс: учебник часть 2 / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2015
Составитель:
учитель
первой категории
Галкина Е.В.