СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектология»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. НоваяБрянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: nskoshi@govrb.ru





«Рассмотрено»


на заседании методического объединения

протокол№________

от________________


«Согласовано»


Зам. директора по УМР_______

З.Б.Бубеева

от___________________

«Утверждено»


Директор школы___________

Е.Г.Сапожникова от_______________







Адаптированная рабочая программа


учителя – дефектолога


коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (УО (ИН) вариант 1)


Класс: 3

Учебный год: 2024-2025

Учитель: Финаева Ольга Сергеевна










Новая Брянь


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектология» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2024-2025 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

Работа учителя-дефектолога организуется на основании:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебного плана (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2024-2025 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

В реализуемый комплекс программ коррекционной работы входят следующие блоки:

диагностический блок (мониторинговые исследования);

программа коррекционной работы;

профилактическая работа;


Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.

Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.

Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

   Задачи:

Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой  психического развития в условиях коррекционной работы.

Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.

Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся.


Специфические задачи коррекционно-развивающего дефектологического сопровождения данной нозологической группы, осваивающей АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1):

Коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки.

Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.

Развитие связной речи.

Формирование учебной мотивации.

Формирование и развитие навыков социального поведения.

Формирование базовых учебных действий.


Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где задания и упражнения подобраны таким образом, что ее задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 3 человека.

Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия – 20 минут.


Программа построена на следующих принципах коррекционно-развивающей работы:

принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;

принцип единства диагностики и коррекции;

приоритетности коррекции причинного типа;

принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;

деятельностный принцип коррекции;

принцип учёта неравномерности детского развития;

принцип комплексности методов коррекционного воздействия;

принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

принцип программированного обучения;

принцип возрастания сложности;

принцип учета объема и степени разнообразия материала;

принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;

принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.


Пути реализации программы:

Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.

Подбор необходимого диагностического инструментария.

Планирование, организация работы.

Мониторинг результатов работы.

Регуляция и корректировка работы.


Условия реализации программы

По результатам обследования каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий. Продолжительность занятия рассчитана на 20 минут (по каждому разделу).




Диагностический блок

При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.

Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.


Практический диагностический материал

Для исследования внимания.

Бланки «Корректурных проб».

Таблицы Шульте.

Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Для исследования восприятия.

Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.

Доски Сегена разных вариантов сложности.

Кубики Коса.

Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать

Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.

Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».

Для исследования мышления.

Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.

Таблицы с заданиями на исключение понятия.

Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.

Бланки к методике «Выделение существенных признаков».

Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».

Таблицы с пословицами и поговорками.

Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.

Набор сюжетных картинок разной степени сложности.

Таблицы с текстами разной сложности.

Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.

 Таблицы с загадками.

Бланки со словами для исследования ассоциаций.

Для исследования памяти.

Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.

Бланки к методике для запоминания 10 слов.

Картинки для запоминания слов с изображением предметов.

Бланки с текстами для воспроизведения.

Познавательные процессы. Восприятие.

Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.

Исследуются процессы:

Зрительно-предметного восприятия:

Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.

Узнавание «зашумленных» предметных картинок.

Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.

Узнавание цвета.

Узнавание пальцев рук.

Акустического восприятия:

Оценка ритмов.

Воспроизведение ритмов.

Узнавание шумов.

Кожно-кинестетического восприятия:

Узнавание предмета на ощупь.

Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).


Основные цели коррекционных занятий в 3 классе

формирование необходимой для развития ребенка сенсорной базы;

формировать своевременное и правильное соединение опыта со словом.

Задачи:

совершенствовать точность и силу движений, способствующих улучшению качества совершаемых действий учебного и повседневного характера;

развивать навык ориентироваться во внутреннем и внешнем пространстве;

закреплять приемы обследования реальных предметов; закреплять представления о цвете, форме и величине предметов, умение самостоятельно называть их, использовать результаты обследования в дидактических играх, упражнениях, действиях с игровым, конструктивным материалом;

развивать умение использовать внешние признаки при выполнении предметных действий в ходе продуктивной деятельности (рисовании, аппликации, конструировании и т. д.);

учить определять и называть распознанный объект, вербализировать свою деятельность, сопровождать свое обследование словесно; развивать умение описывать предмет, используя результаты его анализа (цвет, форма целого и его частей и пр.) по алгоритму;

закреплять навык ориентирования в пространстве листа;

учить определять время по часам


Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы

В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Сформированность следующих умений:

  • целенаправленно выполнять действия по 3-4 инструкции педагога; 

  • дорисовывать незаконченные изображения;

  • определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

  • сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке. 




Сформированность следующих умений:

  • целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;

  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

  • составлять цветовую гамму от темного до светлого;

  • определять на ощупь поверхность предметов;

  • зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам;

  • различать запахи и вкусовые качества;

  • сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»;

  • действовать по звуковому сигналу;

  • адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

  • выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

  • определять время по часам.


Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Достижение базовых учебных действий:

познавательных учебных действий:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.


регулятивных учебных действий:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

коммуникативных учебных действий:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Формы и средства проверки и оценки результатов обучения

В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Программа включает в себя обязательный диагностический блок, нацеленный на выявление актуального уровня развития психомоторного и перцептивного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Первичное и итоговое обследование проводится с использованием диагностической батареи и метода наблюдения, и обеспечивают коррекционный процесс информацией о динамике развития учащихся и позволяют вносить в него необходимые коррективы.


Система оценки достижения обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей дефектологической программы.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.

При организации дефектологических занятий необходимо исходить из возможностей обучающегося с ОВЗ — занятие должно быть умеренной трудности, доступным для ученика, так как на первых этапах коррекционной работы ему необходимо обеспечить субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания. Они должны быть значимы для учащегося, поэтому при организации коррекционного воздействия необходима дополнительная стимуляция. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. В этой связи эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.




Список учащихся


1. Антонов Денис


2.Кузнецова Алина


3. Кокорин Вандан


4.Новицкий Аркадий


5. Плотникова Анжела


6. Плотникова Карина


7. Рохлецов Дмитрий


8. Сокольников Егор


9. Усов Даниил


10.Шурыгин Вадим



























Особенности взаимодействия с семьями учащихся с ОВЗ



Работа с родителями начинается при зачислении ученика на занятия к учителю-дефектологу и ведется по следующим направлениям:

  1. Консультации для родителей: обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики, планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы.

  2. Посещение родителями занятий учителя-дефектолога (по желанию).



Взаимодействие со специалистами методического объединения



Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Основной задачей службы ППС является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по его проблеме, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени / трудностями в обучении.





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 2001. - 96 с.

  2. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М., 2008. – 95 с.

  3. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога. - Москва, 2013 г.

  4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995. -112 с.

  5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб: Издательство «Дрофа», 2014. – 391 с.

  6. Мамайчук И И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб., 2006.

  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.

  8. Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 1-2 часть. – М.: Издательство «Школа», 2010 г.

  9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.

  10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999 – 136с.

  11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1999.

  12. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Методические материалы для работы педагогов-дефектологов.

  13. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ


  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников – С.-П., 2003.

  2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.

  3. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.

  4. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001

  5. Дробинская О.А. Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005.

  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
    - Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.

  7. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007.

  8. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007.

  9. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)

  10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


  1. Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Б.А. Архипов, Е.В. Максимова,
    Н.Е. Семенова. Издательство: Диалог-МИФИ.

  2. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство: Речь, 2009, с. 128.

  3. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.

  4. Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. Сост. С. Бейлезон. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 128 с.: ил.

  5. Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.

  6. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н. Издательство: Феникс, 2010, с. 349.

  7. Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики).

  8. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. 4-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 410 с. : ил.

  9. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.

  10. Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. — 168 с.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ


  1. Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2010, с. 256

  2. Тищенко Т.Н. Учим говорить особенного ребенка / Т.Н. Тищенко. — М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с

  3. Развиваем пространственные представления у детей (ч.1) с особенностями психофизического развития. В 2 ч. Боровская И.К. , Ковалец И.В. Издательство: Владос, 2004, с. 35.

  4. Развиваем пространственные представления у детей (ч.2) с особенностями психофизического развития. В 2 ч. Боровская И.К. , Ковалец И.В. Издательство: Владос, 2004, с. 36.

  5. Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями. А. Кравцова, А. Кукуруза, Н. Михановская. Издание 3-е. Харьков, 2007, с.62.

  6. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Пер. с англ.
    Н.Л. Холмогоровой.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.– (Особый ребенок)

  7. Сказки и игры с «особым» ребенком. Е.Л. Набойкина Издательство: Речь, 2006 ., с. 144.

  8. Полински Л. PEKIP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. Пер. с нем. О.Ю. Поповой. Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007. – 240 с.

  9. Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей. Анисимова Н.В. , Мирошниченко Н.В. , Граш Н.Е. , Дроздовская К.В. Издательство: Феникс, 2010, с. 92.

  10. Саутолл А. Пусть шарик летит. М.: ОГИ, 2002. – 132 с. – (Мы вместе).







Календарно-тематическое планирование


     

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

(1-5)

Диагностическое обследование

6

«Найди отличия».

ЛПЗ.РР. Осень.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, знаний названий осенних месяцев, их последовательности.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря.

7

Зарисовки на листе.

ЛПЗ. М. Ориентировка: правая, левая, верх, низ.

Формирование навыков пространственной ориентировки.

Право, лево, верх-низ.

Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики.

8

Труд людей осенью. ЛПЗ. РЯ. Предложение.

Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью.

Сборка урожая, жатва.

Развитие речи, пополнение словарного запаса.

9

«Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.М. Впереди, сзади, между

Формирование навыков пространственной ориентировки.

Впереди, сзади, между.

Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики.

10

«Школа».

ЛПЗ. Ч. Чтение по слогам.

Формирование знаний о школе.

Класс, парта, доска и т.д.

Развитие речи, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.

11

«Исключи лишнее». ЛПЗ.М. Цифры от 1 до 10

Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10, написание.

Один, два, три, … девять, десять

Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений

12

«Дом» зарисовки.

ЛПЗ. Геометрические фигуры.

Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе

Город, улица, дом, адрес

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка

13

«Найди отличия» ЛПЗ. Десяток

Формирование навыков счёта десятками

Десяток

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций

14

«Угадай слово». ЛПЗ.РР. «Моя семья».

Формирование знаний и представлений о членах семьи

Родители, родственники

Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям

15

«Сходство и различие». ЛПЗ. М. Нумерация

Формирование знаний порядкового счёта.

Первый, второй и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

16

«Сгруппируй предметы». ЛПЗ. Словарь. Одежда, обувь

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними

Женская, мужская, детская, осенне-весенняя, зимняя, летняя

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка

17

«Муха».

ЛПЗ. М. Двузначное число

Формирование знаний двузначного числа.

Двузначное число

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

18

«Дорисуй девятое».

ЛПЗ. М. Состав двузначного числа

Формирование знаний состава двузначного числа 10-15.

Десять, одиннадцать  и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

19

«Исключи лишнее».

ЛПЗ.РЯ. Словарь. Овощи

Формирование знаний об овощах.

Картофель, морковь и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи

20

«Что перепутал художник».

ЛПЗ.М. Состав двузначного числа

Формирование знаний состава двузначного числа 15-20.

Пятнадцать, шестнадцать и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

21

«Зрительный диктант».

ЛПЗ.РР. Фрукты

Формирование знаний о фруктах.

Яблоко, груша и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи

22

«Запутанные дорожки».

ЛПЗ.М. Единицы измерения

Формирование знаний о различных единицах измерения.


Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания

23

«Найди отличия».

ЛПЗ.РЯ. Овощи и фрукты - разные продукты

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты

Овощи, фрукты

Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса

24

Лабиринты.

ЛПЗ.М. Единицы длины. См

Формирование знаний о единице длины см.

Сантиметр

Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти

25

«Снежный ком».

ЛПЗ.Ч .Зима. Зимние забавы

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, знаний зимних месяцев, их последовательность. Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх

Декабрь, январь, февраль, олимпиада

Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие памяти

26

«Внимательный художник».

ЛПЗ.М. Единицы длины. Дм

Формирование знаний об единице длины см

Дециметр

Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти

27

«Продолжи логический ряд».

ЛПЗ.РР.ПДД зимой

Формирование знаний безопасности на дорогах в зимнее время года

Гололёд

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка

28

«Зрительный диктант».

ЛПЗ.М. Второй десяток

Формирование знаний состава двузначного числа 20-29

Двадцать один, двадцать два и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

29

«Что перепутал художник?».

ЛПЗ.РЯ. Жизнь зверей зимой

Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года, формирование знаний как им помочь

Кормушка

Развитие речи, социально-бытовая ориентировка, социализация личности

30

Шнуровочки

ЛПЗ.М. Сложение чисел.

Формирование умения заплетать, завязывать, шнуровать

Бант, шнурок, узел

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений

31

«Составление рассказа».

ЛПЗ. Ч. Деревья

Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход

Клён, тополь и т.д.

Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие словарного запаса

32

«Продолжи логический ряд».

ЛПЗ.М. Числа 11, 12, 13

Формирование знаний чисел 11, 12, 13

Одиннадцать - одиннадцатый

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

33

«Найди отличия».

ЛПЗ.РР. Комнатные растения

Формирование знаний о комнатных растениях, их названия, польза, уход

Бегония, фиалка и т.д. полив, питание

Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора

34

Лабиринты. ЛПЗ.М. Числа 14, 15, 16

Формирование знаний чисел 14, 15, 16

Четырнадцать – четырнадцатый и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

35

«Сходство и различие». ЛПЗ.РР. Зима.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности

Февраль

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

36

«Продолжи числовой ряд».

ЛПЗ.М. Числа 17, 18, 19

Формирование знаний чисел 17, 18, 19

Семнадцать – семнадцатый и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

37

Поиск ошибок в тексте.

ЛПЗ.РЯ. ПДД весной

Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года

Капель, сосульки

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка

38

«Исключи лишнее».

ЛПЗ.М. Число 20. Состав чисел в пределах 20

Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20

Одиннадцатый  и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

39

«Зашифрованный рисунок».

ЛПЗ.РР. Охрана здоровья

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения

Простуда

Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса

40

«Лабиринты».

ЛПЗ.М. Углы

Формирование знаний об углах, их виды

Тупой, острый, прямой

Расширение математических представлений, развитие словарного запаса

41

«Волшебный мешочек».

ЛПЗ.Ч. Кукольный театр

Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром

Персонаж, последовательность

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений

42

«Сходства и различия».

ЛПЗ.РР. Домашние животные

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, жизни совместно с человеком, уходе

Выгул, кормёжка

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

43

«Мозаика».

ЛПЗ.РЯ. Пальчиковый театр

Формирование умения обращаться с пальчиковым театром

Персонаж, последовательность

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений

44

«Найди отличия».

ЛПЗ.РЯ. Инструменты

Формирование знаний об инструментах,  используемых на уроке

Линейка, циркуль

Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

45

«Корректурная проба».

ЛПЗ.М. Правило перестановки слагаемых

Формирование знаний о перестановке слагаемых

Слагаемое, сумма

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

46

«Исключи лишнее».

ЛПЗ.Ч. Дикие животные

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании

Берлога, дупло

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

47

«Графический диктант».

ЛПЗ. М. Форма

Формирование навыка дифференцировать предметы по форме

Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

48

«Зашифрованный рисунок».

ЛПЗ.РР. Цвет

Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету

Основные цвета спектра

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

49

«Запутанные дорожки».

ЛПЗ. М. Равенства

Формирование знаний о равенствах

Больше, меньше, равно

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

50

«Что перепутал художник?».

ЛПЗ.РЯ. Знаки препинания.

Закрепление правил написания знаков в конце предложений.

Точка, восклицательный и вопросительный знак.

Формирование выразительной речи, коррекция речевых навыков, связной речи.

51

«Дорисуй девятое».

ЛПЗ.М. Величина

Формирование навыка дифференцировать предметы по величине

Большой, маленький, средний, больше, меньше

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

52

Поиск ошибок в тексте.

ЛПЗ. Ч. Чтение изучаемых произведений.

Чтения текстов из программных произведений целыми словами.

Объяснение значений слов.

Формирование навыков беглого и правильного чтения целыми словами.

53

Обобщающий урок.

Повторение пройденного.


Коррекция памяти, мыслительных операций.

54

«Поиск ошибок в тексте».

ЛПЗ. РЯ. Зоопарк

Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними

Зоопарк

Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса

55

«Внимательный художник».

ЛПЗ. РР. Части тела

Формирование знаний частей тела человека

Конечности, туловище и т.д.

Развитие представлений о себе, строении собственного тела,  развитие навыков ориентироваться на схеме тела человека

56

«Продолжи логический ряд».

ЛПЗ. М. Неделя

Формирование знаний названий дней недели, их последовательности

Понедельник, вторник и т.д.

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

57

«Исключи лишнее»

ЛПЗ.Ч. Правила гигиены

Формирование знаний гигиены

Гигиена

Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления

58

«Зашифрованный рисунок».

ЛПЗ.М. Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат, треугольник

Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать

59

«Найди отличия».

ЛПЗ. РЯ. Птицы

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела

Ворона, сорока, крылья, хвост и т.д.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

60

«Графический диктант».

ЛПЗ.М. Многоугольники

Формирование знаний о многоугольниках

Многоугольник

Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса

61

«И мы…».

ЛПЗ.РР. Насекомые

Формирование знаний о насекомых, их разнообразии

Муха, комар и т.д.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса

62

«Зрительный диктант».

ЛПЗ. М. Нумерация чисел в пределах 20

Формирование знаний порядкового счёта до 20

Первый, десятый и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

63

«Угадай слово».

ЛПЗ.Ч. Моя мечта

Формирование навыка составления рассказа самостоятельно


Развитие монологической речи, развитие мышления, развитие памяти

64

«Что перепутал художник?».

ЛПЗ. РЯ. Путешествие по стране

Формирование знаний о природе и достопримечательностях нашей страны

Достопримечательность

Расширение кругозора, развитие воображения, развитие описательной стороны речи, развитие наглядно-образного мышления

65

Обобщающий урок.

ЛПЗ. РР. Лето

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их последовательности

Июнь, июль, август

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря

(66-68)

Диагностическое обследование

Методика для определения уровня развития мелкой моторики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич

Цельопределение уровня развития мелкой моторики рук.

Детям предлагаются следующие упражнения:

1. "Обведи кисти рук". Ребенок должен обвести кисть своей руки, после чего просим его положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. Затем предлагаем ребенку поднять указанный палец, при этом все остальные пальцы руки должны лежать на поверхности рисунка. При выполнении "нужного" движения указанного пальца, могут появляться "ненужные" движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.

Эти "лишние" движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы.

2. "Ребро, кулак, ладонь". Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

На основе полученных результатов нами были выделены четыре уровня развития мелкой моторики рук:

Высокий - задания выполнены хорошо-4 балла;

Средний – присутствие «лишних» движений-3 балла;

Низкий – «лишние» движение присутствуют в большом количестве, во 2 задании не уловил суть - -2 балла,

низший – не справился с первым и со вторым заданием– 1 балл.

Приложение Б

Методика 2, диагностика графических навыков

«Рисование бус» (методика И. И. Аргинской)

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку.

У каждого ребёнка должно быть шесть разноцветных карандашей (синий обязателен)Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);

2) самоконтроль и в случае необходимости перерисовывание бус.

Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза):

«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».

Инструкция ко 2-й части задания:

«Сейчас я ещё раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется ещё раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять, их форма (круглая или близкая к круглой, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;

3-й уровень: учтены три условия;

2-й уровень: учтены два условия;

1-й уровень: учтено одно условие.

Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Приложение В

Методика 3«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г. Ф. Кумариной)

Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносит его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Организация работы. Узор-образец заранее выполняется на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикреплённом к доске).

Узор выполняется двумя цветами, например, красным и синим. Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребёнком лежит шесть цветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) срисовывание и продолжение трёх узоров;

2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание узора (узоров, в котором (в которых) допущены ошибки.

Инструкция к 1-й части задания состоит из трёх этапов:

а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске,- и продолжите его до конца строки».

б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и тоже продолжите до конца строки».

в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки»

Инструкция ко 2-й части задания:

«Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (преподаватель показывает где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно; соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередование цветов;

3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора;

2-й уровень: срисован правильно третий вариант;

1-й уровень: все узоры срисованы неправильно.

Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Оценка развития графических навыков

4-3-й уровень: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;

2-1-й уровень: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.

Ф

Приложении Г

Сводная таблица по итогам констатирующего эксперимента

№ п/п Фамилия, имя ребёнка Уровень развития Итоговый уровень развития графических навыков

(констатирующий эксперимент)

Среднее значение по методике Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич.

Среднее значение по методике методика И. И. Аргинской

Среднее значение по методике Г. Ф. Кумариной)

Среднее значение по трем методикам

«Обведи кисти рук» «Ребро, кулак, ладонь".

1 Ребенок. 3 3 2 3 2,75 Средний