муниципальное общеобразовательное учреждение
Мышкинская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель Зам. директора по УВР Директор школы
школьного МО
_________ /______________/ __________/_____________/ ____________ /Е.В.Яковлева/
Приказ № __ от “___” ___________ 20__ г.
Адаптированная рабочая программа
по курсу «Геометрия»
в 7 «Б» классе
на 2019 – 2020 учебный год
Учителя:
Балашовой Л. Н.
Мышкин, 2019 г.
Адаптированная рабочая программа по геометрии для 7 класса.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Геометрия» 7 класса рассчитана на 2019 – 2020 учебный год и составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
В 7-х классах в условиях инклюзии обучаются дети с задержкой психического развития (основание – заключение областной ПМПК). В 7б классе обучается 20 учеников. Из них, в рамках инклюзии, обучается 3 ученика с ЗПР.
Преподавание геометрии в 7 классе ведется из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год) по учебнику: Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.:Просвещение, 2018.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении, учащимися, причиной которых являются различного характера задержки психического развития, влекущие за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления
У данных учеников наблюдаются недостатки памяти, отставание и своеобразие в мыслительной деятельности. Быстро утомляются, работоспособность падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность. Концентрация и распределение внимания снижены, узок объём. Темп запоминания медленный, воспроизведение неполное. Ученики нуждаются в помощи и контроле со стороны учителя.
ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, преобладание игровых интересов. В одних случаях у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.
Содержание программы скорректировано с учетом рекомендаций и изменений, внесенных в программу обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Содержание обучения пересмотрено таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для школьников уровне
Основное внимание при изучении геометрического материала уделяется приобретению учащимися опыта геометрической деятельности, развитию их пространственных представлений, глазомера, наблюдательности, заинтересованности в дальнейшем изучении геометрии. Геометрические понятия возникают в естественном контексте из практической деятельности и ассоциируются со зрительным образом.
Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности.
Важными коррекционными задачами курса геометрии коррекционно-развивающего обучения являются:
- развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
- формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
- развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
- развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по геометрии вызывает большие затруднения у учащихся 7 вида в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей таких учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь геометрии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Для эффективного усвоения учащимися 7 вида учебного материала по геометрии для изучения нового материала используются готовые опорные конспекты, индивидуальные дидактические материалы и тесты на печатной основе.
1.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение геометрии в 7 классе дает возможность достичь результатов развития в личностном, метапредметном и предметном направлении.
В направлении личностного развития
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
В метапредметном направлении
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач.
В предметном направлении
учащиеся научатся:
работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность);
измерять длины отрезков, величины углов;
владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
пользоваться изученными геометрическими формулами;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с помощью перебора возможных вариантов.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ГЕОМЕТРИИ
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Провешивание прямой на местности (ознакомительно). Сравнение отрезков и углов. Понятие равенства геометрических фигур. Измерение отрезков, длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты. Измерение углов, градусная мера угла. Измерение углов на местности (ознакомительно).Смежные и вертикальные углы. Их свойства. Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности(ознакомительно).
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (ознакомительно). Равнобедренный треугольник и его свойства. Окружность. Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение(ознакомительно).
Определение параллельности прямых. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых(ознакомительно). Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
Сумма углов треугольника. Понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника(ознакомительно). Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Уголковый отражатель(ознакомительно).Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми (ознакомительно). Построение треугольника по трём элементам.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ пара-графа | Содержание материала | Коли-чество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Глава I. Начальные геометрические сведения | 10 | Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое радиус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами |
1, 2 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | 2 |
3 | Сравнение отрезков и углов. | 1 |
4, 5 | Измерение отрезков и углов. | 3 |
6 | Перпендикулярные прямые. | 2 |
| Решение задач. | 1 |
| Контрольная работа №1. | 1 |
Глава II. Треугольники | 17 | Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи. |
1 | Первый признак равенства треугольников | 3 |
2 | Медиана, биссек-трисы и высоты треугольника | 3 |
3 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 4 |
4 | Задачи на построение | 3 |
| Решение задач | 3 |
| Контрольная работа № 2 | 1 |
Глава III. Параллельные прямые | 13 | Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, односторонними и соответственными углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. |
1 | Признаки параллельности двух прямых | 4 |
2 | Аксиомы параллельных прямых | 5 |
| Решение задач | 3 |
| Контрольная работа №3 | 1 |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника; проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 300, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи. |
1 | Сумма углов треугольника | 2 |
2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 |
| Контрольная работа №4 | 1 |
3 | Прямоугольные треугольники | 4 |
4 | Построение треугольника по трем элементам | 4 |
| Решение задач | 3 |
| Контрольная работа №5 | 1 |
Повторение. Решение задач | 10 | |