Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На методическом совете школы Протокол № ___ от _______2016 г. ________ / Нагоева Э.Г. председатель методического совета | «Согласовано» _________ Нечаева Н.А. заместитель директора школы по УВР «___» _________ 2016 г. | «Утверждено» на педагогическом совете школы, протокол №___ от _______2016 г. __________ Богданова Т.Б. председатель педагогического совета |
Адаптированная рабочая программа
для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью
по предметно-практической деятельности
4 год обучения
Учитель: Коротаева Ольга Павловна
2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Рабочая программа составлена на основе Программы для классов (групп) «Особый ребенок» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Пермь, 2004;
Методических рекомендаций по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта: Пермь, ПКИПКРО, 2010.
Пояснительная записка
Темп развития глубоко отсталого ребенка чрезвычайно замедлен. Без специального обучения с самого младшего возраста это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Все это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития этих детей чрезвычайно низок. Поэтому коррекция детей младшего школьного возраста (7-12 лет) должна осуществляться в большей мере в тех видах деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста. Эти виды деятельности для детей с выраженной умственной отсталостью наиболее доступны, мотивированы и интересны.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, свойственных глубоко умственно отсталым детям. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-моторной координации непосредственно отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности и требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений.
Рабочая программа надомного обучения по предметно-практической деятельности разработана для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью.
При разработке рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности ребенка. Обучение осуществляется индивидуально на дому.
Нормативно-правовая база
1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2014.г. № 273-ФЗ.
2.Разъяснения Минобнауки РФ по вопросам организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.08.2016 № ВК-1788/07
3. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15…»
Психолого-педагогическая характеристика учащегося.
Максим обучается по программе «Особый ребенок» (4 год обучения).
У мальчика диагностирована тяжелая умственная отсталость. Мальчик не говорит. По подражанию пытается повторять звукоподражательные слова (лай, мяуканье, мычание и др.)
Работоспособность крайне низкая, зрительное и слуховое восприятие пассивное. Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью.
Обращенную речь, смысл заданий и вопросов не понимает. В различные виды деятельности включается при дополнительной стимуляции. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.).
Мелкая моторика рук развита слабо. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, не сформированы графомоторные умения. Самостоятельно не пишет, не обводит, не раскрашивает (хаотично черкает на листе бумаги).
Динамика развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.) незначительная. Познавательная активность проявляется очень слабо.
Эмоциональный фон неустойчивый. Часто проявляет положительные эмоции (особенно бурно выражает радость по окончанию выполнения задания), но тут же может наблюдаться всплеск агрессии (щиплет, тянет за одежду к выходу).
Проявляет интерес к предметно-манипулятивным заданиям (сборка и разборка пирамидки, доска Сегена и др.)
Навыки самообслуживания развиты слабо. Нуждается в постоянной помощи взрослого. Трудовые навыки отсутствуют.
Цель: коррекция недостатков развития психофизических функций (восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, речи) в процессе практической деятельности.
Задачи:
развитие целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами;
развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
Коррекционная работа направлена на
- создание условий для развития коммуникативных умений и навыков , в том числе, формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
- воспитание положительного отношения к обучению, адекватной реакции на помощь;
- развитие тактильной чувствительности, слухового, зрительного восприятия, что будет способствовать развивать более дифференцированное и активное восприятие окружающего мира.
Место курса в учебном плане:
«Предметно-практическая деятельность» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты:
Ученик получит возможность научиться:
- фиксировать взгляд на предметно-манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);
- уметь захватывать и удерживать предмет;
- открывать емкости для хранения;
- разрывать полоски бумаги на кусочки;
- захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- приемам работы с пластилином;
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
Литература:
Программы для классов (групп) «Особый ребенок» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Пермь, 2004;
Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. /сост. Лестова Н.Л., Ворошнина О.Р., Аюпова Е.Е.,- Пермь, ПКИПКРО, 2010.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Екжанова Е.А., Стрелебева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение», 2003.
Маллер А.Р., Цикото Г. В., Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.- М.: Академия, 2003.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М., 1993.
Тематическое планирование
№ | Тема | Содержание | Задачи | Кол-во часов |
Предметно-манипулятивные действия (20 ч.) |
1 | Движение рук и кистей по подражанию. | Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»: движения рук, кистей («Птички», «Кулачки-ладошки», «Молоток» и пр.) | Развитие способности к подражанию, развитие крупной моторики, зрительно-моторной координации. | 1 |
2 | Подражательные действия со сменой вида движения | Смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движениями учителя. Чередование хлопков относительно своего тела (над головой, за спиной и т.д.) | 1 |
3 | Действия с предметами: мячи, кубики | Катание шариков в определённом направлении, бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком, перекладывание предметов из одной коробки в другую. | Отработка навыка захвата круглых и квадратных предметов, обучение правильным действиям с предметами. | 1 |
4 | Действия с предметами: доставание предмета из коробки, опускание предмета в коробку. | Выполнение упражнений по захвату предмета по заданию учителя, перекладывание из одной ёмкости в другую. Укладывание предметов. | Обучение навыку захвата предмета по заданию учителя, перекладывание из одной ёмкости в другую | 1 |
5 | Действия с предметами: закручивание, нанизывание. | Закручивание крышки, нанизывание предметов с отверстиями на стержень; нанизывание шаров на шнур («бусы»); открывание и закрывание коробок, шкатулок, матрёшек. | Обучение навыку вращательных движений, открыванию и закрыванию ёмкостей, коробочек, разборных игрушек. | 2 |
6 | Действия с предметами: предмет как орудие действия. | Доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета; сталкивание палкой предмета со стола; использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко. | Обучение навыку действия с предметом для доставания (сталкивания) другого предмета. Обучение навыку доставания предметов, расположенных высоко. | 2 |
7 | Группировка предметов по цвету | Выбор по образцу и инструкции « Дай такой» предмет одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т. Д.). Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы). | Развитие навыка группировки предметов по цвету. | 2 |
8 | Группировка объемных фигур по форме | Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 6-10 предметов двух контрастных объемных форм. Группировка по форме предметов двух контрастных форм. Раскладывание, подбор, раздача по образцу. | Развитие навыка группировки объемных и плоскостных фигур по форме. | 1 |
9 | Группировка плоскостных фигур по форме. | Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой». | 2 |
10 | Развитие соотносящих действий: разрезные овощи. | Беседа об овощах. Показ овощей на картинках по просьбе учителя. Соединение 2-х частей игрушки по показу учителя. | Развитие соотносящих действий, развитие двуручной деятельности. | 1 |
11 | Развитие соотносящих действий: разрезные фрукты. | Беседа о фруктах. Показ фруктов на картинках по просьбе учителя. Соединение 2-х частей игрушки по показу учителя. | 1 |
12 | Действия с предметами: пирамидка, матрёшка. | Демонстрация действий с пирамидками. Сбор и разбор пирамидки, матрёшки совместно с учителем и самостоятельно. Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение частей ее (не переворачивая вниз головой и т. Д.). | Обучение последовательному сбору и разбору пирамидки, матрёшки | 1 |
13 | Группировка объемных фигур по величине. | Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой». | Развитие навыка группировки предметов по величине. Отработка и закрепление приемов захвата крупных (ладонью) и мелких (пальцами) предметов | 2 |
14 | Группировка парных предметов по величине | Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку – больших предметов, в маленькую – маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе из двух размеров резко контрастных – больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера). | 2 |
Элементарное конструирование (10 часов) |
15 | Конструирование из счетных палочек | Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу (молоток, ворота, домик для собаки, окно) По возможности учить детей строить эти фигуры по словесной инструкции. | Развитие навыка конструирования из палочек по образцу. | 2 |
16 | Конструирование из кубиков | Постройка башни из 4-кубиков одинаковой величины (по показу и одновременной словесной инструкции сопряжённо с учителем. Постройка пирамиды из 3- 5 кубиков. | Закрепление навыка захвата квадратных предметов, обучение правильным действиям с предметами, точности действий. Развитие двуручной деятельности | 2 |
17 | Работа с мозаикой | Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий – красный – синий и т. д. | Отработка умения правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивать ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. | 2 |
18 | Лепка. Приемы разминания и раскатывания материала. | Раскатывание прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске; Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч); Деление пластилина на части; Сплющивание между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба). | Обучение правилам работы с глиной или пластилином, закрепление правильного положения рук – обе руки до локтя на столе, обучение правильным движениям рук, пальцев в процессе работы. | 2 |
19 | Лепка. Приемы соединения двух частей. | Соединение двух частей (лепка баранки, гриба со шляпой, снеговика). | 2 |
Работа с бумагой (4 часа) |
20 | Работа с бумагой. Сминание и разглаживание бумаги. | Сминание и разглаживание разных видов бумаги. | Обучение приемам сминания и разглаживания разных видов бумаги. Отработка умения сгибать бумагу по прямым линиям произвольно (в любом направлении), разгибать ее и разглаживать по месту сгиба; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. | 1 |
21 | Работа с бумагой. Сгибание, разгибание бумаги. | Разрывание бумаги произвольно; отрывание небольших кусочков; сгибание бумаги по прямым линиям произвольно (в любом направлении), пополам, совмещая углы и стороны. | 1 |
22 | Работа с бумагой. Конструирование. | Складывание и соединение (склеивание) изделий, состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т. д., правильно соотнося части. | Закрепление приемов работы с бумагой. Отработка приема соотнесения двух частей. | 1 |
23 | Итоговое игровое занятие | | Применение полученных умений и навыков в практической деятельности. | |
Итого | 34 |