Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______ №____________
Адаптированная
рабочая программа
по литературному чтению
на родном языке
1 класс
(Вариант 7.1)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке в 1 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вариант 7.1, разработана на основе основополагающих документов современного Российского Образования.
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «ОбутвержденииСанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Учебного плана МОУ – СОШ д. Новые Ивайтенки
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке (вариант 7.1) ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету:
1.1.1.1.4.1Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. В 2-х частях 1класс. Издательство «Просвещение»
1.1.1.2.5.1Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.Литературное чтение. В 2-х частях 1 класс. Издательство «Просвещение»
Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке (вариант 7.1) в 1 классе рассчитана на 17 часов в год, 1 час в неделю.
Срок реализации адаптированной рабочей программы по литературному чтению на родном языке (Вариант 7.1) – 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
« Литературное чтение на родном языке»»
Личностными результатами являются:
1)формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; -овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
6)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
8)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
9)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. -осознавать значимость чтения для личного развития;
10)формировать потребность в систематическом чтении;
11)использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Регулятивные УУД:
1) работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
2)самостоятельно работать с учебным произведением;
3) работать в парах и группах, литературных играх;
4)определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
1)прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
2)отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
3)ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
Коммуникативные УУД:
1)участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую -позицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
2)участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
3)соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Предметными результатами обучающихся являются:
1)осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
2)формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
3)понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
4)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
5)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
6)развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
7)овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического;
8)формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
9)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
10)сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
11) обеспечение культурной само идентификации осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
12)сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
- интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; - - воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;
- этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
- определять основные события и устанавливать их последовательность;
- озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; - устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его
событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Устное народное творчество - 4ч.
Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы. Сказка про Василису Премудрую (русская народная сказка) Терёшечка (русская народная сказка) Финист - Ясный Сокол (русская народная сказка)
Русские писатели – детям- 4ч.
А. Федоров-Давыдов. Блинок-бегунок. В.Даль. Старик-годовик Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. К. Ушинский. Ветер и солнце. Два козлика.
Книги о животных - 4ч.
В. Бианки. Водяной конь. Где раки зимуют. Н. Сладков. Неслух Н. Сладков. Песенки подо льдом. М. Горький. Воробьишко.
Книги К. И. Чуковского - 3 ч.
Сказки в стихах. Доктор Айболит,Муха- Цокотуха, Бармалей.
Веселые книги для детей - 2 ч.
Е. Серова. Стихи. Доскажи словечко. М. Пляцковский. Умка хочет летать. Г. Остер. Котенок по имени ГАВ.
«Любите книгу» -3ч.
Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам». Информация о возникновении книг в научно-энциклопедических словарях, в специальных справочниках.
Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст.
Книги из далёкого прошлого. Н Кончаловская «В монастырской келье…». Сокровища
духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.
«Краски осени» -4ч.
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.
Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
«Здравствуй, матушка – зима» -2ч.
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.
Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике. Загадки зимы.
«Весёлый хоровод» - 2ч.
Произведения устного народного творчества для детей.
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Б. Кустодиев. Масленица.
Устное сочинение по картине.
«Мир народной сказки» - 4ч
Известные русские собиратели сказок.
Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке». Текст о лисе, на основе опорных слов, прочитанных в произведении. Выборочное и поисковое чтение.
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная «Заячья избушка». Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Русская народная сказка «Зимовье зверей». Русская народная сказка «Лиса и журавль».
«Весна, весна! И все ей радо!» - 2ч
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.
Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева. Ах, весна! Т. Белозерова. Стихи русских поэтов о весне.
Русские народные сказки! – 2 ч.
Русская народная сказка «Хаврошечка». Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Зимовье». Подробный пересказ.
Времена года – 3 ч.
Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Весенний дождь». «Мир прекрасных сказок дня» (стихотворения Ю.Шкуты). В.В.Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь» Сравнительный анализ произведений. В.М. Шаповалов «Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек». Определение настроения стихотворения.
Писатели – детям – 6 ч.
Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».Басни. И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и журавль».Л.Н.Толстой. Сказки, истории. К.Г.Паустовский «Дремучий медведь».Сказки русских писателей. А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» «Четыре желания».
Стихи и рассказы о детях и для детей – 3 ч.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». Стихотворения А. Л. Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака. Р. И. Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном».
Наша Родина – Россия – 2 ч.
Стихотворения о Родине. Рассказы о защитниках Родины. Их имена – наша гордость!
Детская периодическая печать – 1 ч.
По страницам детских журналов «Большая переменка».
Книга в мировой культуре – 4 ч.
Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности. Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах.
Истоки литературного творчества – 5 ч.
Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества.
Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан. Былины. Особенности былинных текстов. Славянский миф. Особенности мифа.
О Родине, о подвигах, о славе – 8 ч.
Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине.
А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.
В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Д. Донской. Куликовская битва. Софья Могилевская Сказка о громком барабане».Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Творческий проект на тему «Нам не нужна война».
Тематическое планирование учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
1 класс
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Устное народное творчество. | 4 |
2 | Русские писатели – детям. | 4 |
3 | Книги о животных. | 4 |
4 | Книги К. И. Чуковского. | 3 |
5 | Веселые книги для детей. | 2 |
| итого | 17 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни НовыеИвайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______№____________
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению на родном языке
1 класс
(Вариант 7.1)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2019 – 2020 учебный год
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению на родном языке, 1класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема урока | План. | Факт. |
Устное народное творчество- 4 часа |
1 | Устное народное творчество. Потешки, скороговорки, считалки, небылицы. | 1ч | | |
2 | Русская народная сказка « Василиса Премудрая».Характеристика героев сказки. | 1ч | | |
3 | Русская народная сказка «Терёшечка». Подробный пересказ. | 1ч | | |
4 | Русская народная сказка «Финист - Ясный Сокол». Составление плана. | 1ч | | |
Русские писатели – детям – 4 часа |
5 | А. Федоров-Давыдов « Блинок-бегунок». Характеристика героев сказки. | 1ч | | |
6 | В. И. Даль «Старик-годовик». Анализ заголовка. | 1ч | | |
7 | К. Д. Ушинский «Ветер и солнце». Главная мысль сказки. | 1ч | | |
8 | К. Д. Ушинский «Два козлика». Подробный пересказ. | 1ч | | |
Книги о животных – 4 часа |
9 | В. В. Бианки «Водяной конь». Главные герои рассказа. | 1ч | | |
10 | В. В Бианки «Где раки зимуют». Характеристика героев. | 1ч | | |
11 | Н. И. Сладков «Неслух». Главные герои рассказа. | 1ч | | |
12 | Н. И. Сладков «Песенки подо льдом». | 1ч | | |
Книги К. И. Чуковского – 3 часа |
13 | Сказки в стихах. К. И. Чуковский «Доктор Айболит». Анализ сказки. | 1ч | | |
14 | К. И. Чуковский «Муха- Цокотуха». Характеристика героев сказки. | 1ч | | |
15 | К. И. Чуковский «Бармалей». Главная мысль произведений. | 1ч | | |
Веселые книги для детей – 2 часа |
16 | М.С. Пляцковский «Умка хочет летать». Характеристика героев. Годовая промежуточная аттестация (проверка техники чтения) | 1ч | | |
17 | Г. Б. Остер «Котёнок по имени ГАВ». Чтение по ролям. | 1ч | | |