СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке, 1 класс (Вариант 7.1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ, вариант 7.1

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке, 1 класс (Вариант 7.1)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки

Унечского района Брянской области




«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.

Приказ от_______ №____________









Адаптированная

рабочая программа

по литературному чтению

на родном языке

1 класс

(Вариант 7.1)







Учитель: Малышева Л. А.

Первая квалификационная категория









2019 – 2020 учебный год


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке в 1 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вариант 7.1, разработана на основе основополагающих документов современного Российского Образования.

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015)

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «ОбутвержденииСанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Учебного плана МОУ – СОШ д. Новые Ивайтенки


Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке (вариант 7.1) ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету:

1.1.1.1.4.1Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. В 2-х частях 1класс. Издательство «Просвещение»

1.1.1.2.5.1Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.Литературное чтение. В 2-х частях 1 класс. Издательство «Просвещение»


Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке (вариант 7.1) в 1 классе рассчитана на 17 часов в год, 1 час в неделю.

Срок реализации адаптированной рабочей программы по литературному чтению на родном языке (Вариант 7.1) – 1 год














Планируемые результаты освоения учебного предмета

« Литературное чтение на родном языке»»

Личностными результатами являются: 

1)формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; -овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

6)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

8)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

9)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. -осознавать значимость чтения для личного развития;

10)формировать потребность в систематическом чтении;

11)использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);


Метапредметными результатами обучающихся являются:

Регулятивные УУД:

1) работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

2)самостоятельно работать с учебным произведением;

3) работать в парах и группах, литературных играх;

4)определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

1)прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

2)отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

3)ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

Коммуникативные УУД:

1)участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую -позицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

2)участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

3)соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.


Предметными результатами обучающихся являются:

1)осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

2)формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 3)понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

4)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

5)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

6)развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

7)овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического;

8)формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

9)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

10)сформированность понимания  родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

11) обеспечение культурной само идентификации осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

12)сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.


Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

- интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; - - воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;

- этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;

- определять основные события и устанавливать их последовательность;

- озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;

- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

- устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; - устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его

  • событиями;

  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

















Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Устное народное творчество - 4ч.

Потешки. Скороговорки, считалки, небылицы.  Сказка про Василису Премудрую (русская народная сказка)  Терёшечка (русская народная сказка)  Финист - Ясный Сокол (русская народная сказка)

Русские писатели – детям- 4ч.

А. Федоров-Давыдов. Блинок-бегунок. В.Даль. Старик-годовик  Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.  К. Ушинский. Ветер и солнце. Два козлика.  

Книги о животных - 4ч.

В. Бианки. Водяной конь. Где раки зимуют.  Н. Сладков. Неслух Н. Сладков. Песенки подо льдом.  М. Горький. Воробьишко.  

Книги К. И. Чуковского - 3 ч.

 Сказки в стихах. Доктор Айболит,Муха- Цокотуха, Бармалей.

Веселые книги для детей - 2 ч.

Е. Серова. Стихи. Доскажи словечко.  М. Пляцковский. Умка хочет летать.   Г. Остер. Котенок по имени ГАВ.

«Любите книгу» -3ч.

Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам». Информация о возникновении книг в научно-энциклопедических словарях, в специальных справочниках.

Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст.

Книги из далёкого прошлого. Н Кончаловская «В монастырской келье…». Сокровища

духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

«Краски осени» -4ч.

Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.

«Здравствуй, матушка – зима» -2ч.

Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.

Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике. Загадки зимы.

«Весёлый хоровод» - 2ч.

Произведения устного народного творчества для детей.

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Б. Кустодиев. Масленица.

Устное сочинение по картине.

«Мир народной сказки» - 4ч

Известные русские собиратели сказок.

Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке». Текст о лисе, на основе опорных слов, прочитанных в произведении. Выборочное и поисковое чтение.

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная «Заячья избушка». Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Русская народная сказка «Зимовье зверей». Русская народная сказка «Лиса и журавль».

«Весна, весна! И все ей радо!» - 2ч

Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.

Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева. Ах, весна! Т. Белозерова. Стихи русских поэтов о весне.

Русские народные сказки! – 2 ч.

Русская народная сказка «Хаврошечка». Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Зимовье». Подробный пересказ.

Времена года – 3 ч.

Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Весенний дождь». «Мир прекрасных сказок дня» (стихотворения Ю.Шкуты). В.В.Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь» Сравнительный анализ произведений. В.М. Шаповалов «Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек». Определение настроения стихотворения.

Писатели – детям – 6 ч.

Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».Басни. И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и журавль».Л.Н.Толстой. Сказки, истории. К.Г.Паустовский «Дремучий медведь».Сказки русских писателей. А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» «Четыре желания».

Стихи и рассказы о детях и для детей – 3 ч.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». Стихотворения А. Л. Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака. Р. И. Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном».

Наша Родина – Россия – 2 ч.

Стихотворения о Родине. Рассказы о защитниках Родины. Их имена – наша гордость! 

Детская периодическая печать – 1 ч.

По страницам детских журналов «Большая переменка».


Книга в мировой культуре – 4 ч.


Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности. Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах.

Истоки литературного творчества – 5 ч.

Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества.

Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан. Былины. Особенности былинных текстов. Славянский миф. Особенности мифа.


О Родине, о подвигах, о славе – 8 ч.

Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине.

А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.

В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Д. Донской. Куликовская битва. Софья Могилевская Сказка о громком барабане».Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Творческий проект на тему «Нам не нужна война».





















Тематическое планирование учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке»


1 класс

   

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Устное народное творчество.

4

2

Русские писатели – детям.

4

3

Книги о животных.

4

4

Книги К. И. Чуковского.

3

5

Веселые книги для детей.

2


итого

17













































Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа деревни НовыеИвайтенки

Унечского района Брянской области





«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.

Приказ от_______№____________





Календарно-тематическое планирование



по литературному чтению на родном языке



1 класс

(Вариант 7.1)

Учитель: Малышева Л. А.

Первая квалификационная категория















2019 – 2020 учебный год







Календарно - тематическое планирование по литературному чтению на родном языке, 1класс


п/п


Наименование раздела

Кол-во часов

Дата проведения


Тема урока

План.


Факт.


Устное народное творчество- 4 часа

1

Устное народное творчество. Потешки, скороговорки, считалки, небылицы.  



2

Русская народная сказка « Василиса Премудрая».Характеристика героев сказки.



3

Русская народная сказка «Терёшечка». Подробный пересказ.



4

Русская народная сказка «Финист - Ясный Сокол». Составление плана.



Русские писатели – детям – 4 часа

5

А. Федоров-Давыдов « Блинок-бегунок». Характеристика героев сказки.



6

В. И. Даль «Старик-годовик».  Анализ заголовка.



7

К. Д. Ушинский «Ветер и солнце». Главная мысль сказки.



8

К. Д. Ушинский «Два козлика». Подробный пересказ.



Книги о животных – 4 часа

9

В. В. Бианки «Водяной конь». Главные герои рассказа.



10

В. В Бианки «Где раки зимуют». Характеристика героев.



11

Н. И. Сладков «Неслух». Главные герои рассказа.



12

Н. И. Сладков «Песенки подо льдом».



Книги К. И. Чуковского – 3 часа

13

Сказки в стихах. К. И. Чуковский «Доктор Айболит». Анализ сказки.



14

К. И. Чуковский «Муха- Цокотуха». Характеристика героев сказки.



15

К. И. Чуковский «Бармалей». Главная мысль произведений.



Веселые книги для детей – 2 часа

16

М.С. Пляцковский «Умка хочет летать». Характеристика героев. Годовая промежуточная аттестация (проверка техники чтения)



17

Г. Б. Остер «Котёнок по имени ГАВ». Чтение по ролям.