МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 им. А.А. ДРАГОМИРОВОЙ»
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол № 1 27 августа 2019 г. | СОГЛАСОВАНО З аместитель директора по УР _________________ Е.В. Ковальчук 29 августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ от 30.08.2019 г. №115/01-19 Директор ___________________ Н.А. Лоберштык |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
в | 3-Б | классе |
(Индивидуальное обучение с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребёнка с задержкой психического развития. (Вариант 7.1, ФГОС НОО, приказ № 1598) 2019-2020 учебный год |
Учитель
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с ЗПР составлена на основе общеобразовательной программы НОО и адаптированной образовательной программы НОО для обучающихся ЗПР МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой» с учётом рекомендаций ПМПК .
Вариант 7.1. АОП НОО обучающегося с ЗПР определен в коллегиальным заключением Центральной психолого-медико-педагогической комиссии от 25 октября 2017г.: Нарушение нормального темпа психического развития с эмоционально-волевой неустойчивостью. Недостаточная сформированность средств языка.
Программа сохраняет основное содержание по учебному предмету, но отличается коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями психофизического развития обучающейся 3 –Б класса:
- ребёнок имеет ограниченные представления об окружающем мире, нарушения ориентировки в пространстве и времени;
- отмечается нарушение активного восприятия и внимания, неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания, объем его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической; сниженные точность и прочность запоминаемого;
- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно - образное;
- ограниченный объем принятой информации; низкая способность к обобщениям;
- быстрая потеря интереса к занятиям, слабая учебная мотивация.
У обучающегося недостаточно сформированы навыки саморегуляции деятельности. Отмечается выраженная быстрая истощаемость, сниженная работоспособность.
Особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития заключаются в:
• учете особенностей работоспособности при организации всего учебно- воспитательного процесса;
• учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности, самостоятельности и ответственности, трудностей эмоционального контроля);
• обеспечении специальной помощи ребёнкув осознании и преодолении трудностей саморегуляции деятельности и поведения, в осознании ценности волевого усилия;
• обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания;
В обучении больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный, репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т.д.
В основу разработки адаптированной образовательной программы заложены дифференцированный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
В процессе реализации АОП предусматривается возможность:
· частичного выполнения общей учебной программы в соответствии с возможностями учащегося;
· сокращения числа и объема учебных заданий с одновременным усилением внимания к главным, ключевым темам, понятиям, компетенциям;
· возможность замещения объемных устных или письменных заданий другими, более доступными для ребенка видами и формами работы (несколько небольших сообщений вместо одного большого, устное сообщение или рисунок по результатам наблюдения, экскурсии; заучивание стихотворения меньшего объема и т.п.)
Программа реализуется в процессе индивидуальных занятий на дому. Календарно-тематическое планирование соответствует планированию класса.
Общие предметные результаты освоения программы:
формирование необходимого уровня читательской компетентности;
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
умение пользоваться словарями и справочной литературой;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.
К концу изучения в 3 классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Виды речевой и читательской деятельности.
Обучающиеся научатся:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах.
Творческая деятельность.
Обучающиеся научатся:
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика.
Обучающиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Личностные результаты освоения программы.
Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям.
Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях.
Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности
Метапредметные результаты освоения программы.
Регулятивные УУД
Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя.
Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования.
Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку).
Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла.
Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.
Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
I. Самое великое чудо на свете.
Знакомство с учебником. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
II. Устное народное творчество
Русские народные песни. Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка».
III. Поэтическая тетрадь 1
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
IV. Великие русские писатели
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
V. Поэтическая тетрадь 2 Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»;
К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
VI. Литературные сказки
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
VII. Были – небылицы
М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон».
VIII. Поэтическая тетрадь 1
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
IХ. Люби живое
М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «+Малька провинилась», «Еще проМальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Х.Поэтическая тетрадь 2
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
ХI. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
ХII. По страницам детских журналов
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».
ХIII. Зарубежная литература
«Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
3.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название разделов | Кол-во часов |
I. | Самое великое чудо на свете | 2 ч. |
II. | Устное народное творчество | 14 ч. |
III. | Поэтическая тетрадь 1 | 11 ч. |
IV. | Великие русские писатели | 26 ч. |
V. | Поэтическая тетрадь 2 | 6 ч. |
VI. | Литературные сказки | 9 ч. |
VII. | Были – небылицы | 10 ч. |
VIII. | Поэтическая тетрадь 1 | 6 ч. |
IХ. | Люби живое | 16 ч. |
Х. | Поэтическая тетрадь 2 | 8 ч. |
ХI. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 ч. |
ХII. | По страницам детских журналов | 8 ч. |
ХIII. | Зарубежная литература | 8 ч. |
| Итого: | 136 ч. |
3.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата проведения | Примечание |
Самое великое чудо на свете (2 часа). |
1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. | 1 | 02.09. | | |
2 | Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | Самостоятельная работа | | |
Устное народное творчество (14 часов). |
3 | Русские народные песни. Обращение к силам природы | 1 | Самостоятельная работа | | |
4 | Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | 1 | Самостоятельная работа | | |
5 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Входная диагностическая работа. | 1 | 09.09. | | |
6 | Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | Самостоятельная работа | | |
7 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | Самостоятельная работа | | |
8 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана | 1 | Самостоятельная работа | | |
9 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 1 | 16.09. | | |
10 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 1 | Самостоятельная работа | | |
11 | Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк».Деление текста на части. Составление плана. | 1 | Самостоятельная работа. | | |
12 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | Самостоятельная работа | | |
13 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Деление текста на части. Составление плана. | 1 | 23.09. | | |
14 | Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина | 1 | Самостоятельная работа | | |
15 | Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку» | 1 | Самостоятельная работа | | |
16 | Обобщение по теме «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1. Внеклассное чтение. Сказки разных народов. | 1 | 30.09. | | |
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов). |
17 | Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи». Статья Я. Смоленского. | 1 | Самостоятельная работа | | |
18 | Русские поэты XIX-XX вв. Стихотворения русских поэтов. | 1 | Самостоятельная работа | | |
19 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». Олицетворение-средство художественной выразительности. | 1 | Самостоятельная работа | | |
20 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 | Самостоятельная работа | | |
21 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». Эпитеты. | 1 | 07.10. | | |
22 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». | 1 | Самостоятельная работа | | |
23 | И.С. Никитин «Встреча зимы». | 1 | Самостоятельная работа | | |
2 4 | И. Никитин «Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы. | 1 | Самостоятельная работа | | |
25 | И.З. Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о природе. | 1 | Самостоятельная работа | | |
26 | И.З. Суриков «Зима» | 1 | Самостоятельная работа | | |
27 | Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Контрольная работа №1 | 1 | 14.10. | | |
Великие русские писатели (26 часов). |
28 | А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». Проверка техники чтения | 1 | 21.10. | | |
29 | Лирические стихотворения А.С. Пушкина | 1 | Самостоятельная работа | | |
30 | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Самостоятельная работа | | |
31 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | Самостоятельная работа | | |
32 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Тема сказки | 1 | Самостоятельная работа | | |
33 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». События сказочного текста. | 1 | 28.10. | | |
34 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Особенности волшебной сказки. | 1 | Самостоятельная работа | | |
35 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Герои литературной сказки. | 1 | Самостоятельная работа | | |
36 | Нравственный смысл произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». | 1 | 11.11. | | |
37 | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | 1 | Самостоятельная работа | | |
38 | Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 | Самостоятельная работа | | |
39 | И.А. Крылов «Мартышка и Очки». Скульптурный портрет И.Крылову. | 1 | Самостоятельная работа | | |
40 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | 18.11. | | |
41 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица» Характеристика героев на основе их поступков. | 1 | Самостоятельная работа | | |
42 | Басни И.А. Крылова. Инсценирование басни. | 1 | Самостоятельная работа | | |
43 | Мораль басен И. Крылова. Герои басен. | 1 | Самостоятельная работа | | |
44 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | 25.11. | | |
45 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 | Самостоятельная работа | | |
46 | М.Ю. Лермонтов «Утёс» М.Ю. Лермонтов«Осень». | 1 | Самостоятельная работа | | |
47 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 | Самостоятельная работа | | |
48 | Л.Н. Толстой «Акула». Составление различных планов к рассказу «Акула». | 1 | Самостоятельная работа | | |
49 | Л.Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема. | 1 | Самостоятельная работа | | |
50 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 | Самостоятельная работа | | |
51 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | Самостоятельная работа. | | |
52 | Рассказы Л.Н. Толстого. Сравнение текста- рассуждения и текста-описания. Проверочная работа № 2 по теме «Великие русские писатели» | 1 | 02.12. | | |
53 | Оценка достижений по разделу «Великие русские писатели». Внеклассное чтение. Любимые сказки А.С.Пушкина. | 1 | Самостоятельная работа | | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов). |
54 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» | 1 | Самостоятельная работа | | |
55 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Проверка техники чтения. | 1 | 09.12. | | |
56 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 | Самостоятельная работа | | |
57 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы». | 1 | Самостоятельная работа | | |
58 | И.А. Бунин. «Густой зелёный ельник…» Картины природы. Контрольная работа №2 | 1 | 16.12. | | |
59 | Оценка достижений по «Поэтическая тетрадь 2». Внеклассное чтение. Стихи Н.А.Некрасова о детях. | 1 | Самостоятельная работа | | |
Литературные сказки (9 часов). |
60 | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 1 | Самостоятельная работа | | |
61 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Нравственный смысл сказки. Промежуточная диагностическая работа. | 1 | 23.12. | | |
62 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. | 1 | Самостоятельная работа | | |
63 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | 1 | Самостоятельная работа. | | |
64 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. | 1 | Самостоятельная работа | | |
65 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. | 1 | 13.01. | | |
66 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ. | 1 | Самостоятельная работа | | |
67 | Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки. | 1 | Самостоятельная работа | | |
68 | Оценка достижений по разделу «Литературные сказки». Внеклассное чтение .«Авторские сказки русской литературы». | 1 | Самостоятельная работа | | |
Были - небылицы (10 часов). |
69 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | 20.01. | | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 | Самостоятельная работа | | |
71 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Жанр произведения. | 1 | Самостоятельная работа. | | |
72 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. | 1 | Самостоятельная работа | | |
73 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. | 1 | 27.01. | | |
7 4 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | Самостоятельная работа | | |
75 | А.И. Куприн «Слон».Основные события произведения. | 1 | Самостоятельная работа | | |
76 | А.И. Куприн «Слон».Составление различных вариантов плана. Пересказ. | 1 | Самостоятельная работа | | |
77 | А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам. Проверочная работа № 3 по теме «Были - небылицы». | 1 | 03.02. | | |
78 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина. | 1 | Самостоятельная работа | | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов). |
79 | Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…». | 1 | Самостоятельная работа | | |
80 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». Авторское отношение к изображаемому в стихах. С. Черного. | 1 | Самостоятельная работа | | |
81 | Картины зимних забав в стихах .А.А. Блок «Ветхая избушка» | 1 | 10.02. | | |
82 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | 1 | Самостоятельная работа | | |
83 | С.А. Есенин «Черёмуха». Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. | 1 | Самостоятельная работа | | |
84 | Оценка достижений «Поэтическая тетрадь 1». Внеклассное чтение. «Что? Где? Когда?». Энциклопедии, справочники. | 1 | Самостоятельная работа | | |
Люби живое (16 часов). |
85 | Знакомство с названием раздела. М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. | 1 | 17.02. | | |
86 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. Главные герои. | 1 | Самостоятельная работа | | |
87 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 1 | Самостоятельная работа | | |
88 | В.И. Белов «Малька провинилась». Озаглавливание текста, герои рассказа. | 1 | Самостоятельная работа | | |
89 | В.И. Белов «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста, герои рассказа. | 1 | 24.02. | | |
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа. | 1 | Самостоятельная работа | | |
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры. | 1 | Самостоятельная работа | | |
92 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 1 | Самостоятельная работа | | |
93 | Б. Житков «Про обезьянку». | 1 | 02.03. | | |
94 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. | 1 | Самостоятельная работа | | |
95 | Б. Житков «Про обезьянку». Пересказ. Краткий пересказ. | 1 | Самостоятельная работа | | |
96 | Б. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ. | 1 | Самостоятельная работа | | |
97 | Б. Житков «Про обезьянку». Нравственный смысл рассказа. | 1 | Самостоятельная работа | | |
98 | В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | 1 | Самостоятельная работа | | |
9 9 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Проверочная работа № 4 по теме «Люби живое» | 1 | 16.03. | | |
100 | Внеклассное чтение. Б.Житков. Рассказы о животных. | 1 | Самостоятельная работа | | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов). |
101 | Знакомство с названием раздела. С.Я. Маршак «Гроза днём». | 1 | Самостоятельная работа | | |
102 | С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения. Отработка выразительности. | 1 | Самостоятельная работа | | |
103 | А.Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения. | 1 | 23.03. | | |
104 | А. Л. Барто «В театре» Контрольная работа № 3. | 1 | 30.03. | | |
105 | С.В. Михалков «Если». Выразительное чтение. | 1 | Самостоятельная работа | | |
106 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. | 1 | Самостоятельная работа. | | |
107 | Проект «Праздник поэзии». | 1 | Самостоятельная работа | | |
108 | Оценка достижений «Поэтическая тетрадь 2». Внеклассное чтение. Стихи о детях и для детей С.Маршака, А. Барто, С. Михалкова. | 1 | Самостоятельная работа. | | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (11 часов). | | | 04.04. |
109 | Знакомство с названием раздела. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. | 1 | Самостоятельная работа | | |
110 | А.П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа, особенности речи героев. | 1 | Самостоятельная работа | | |
111 | А. П. Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям. | 1 | Самостоятельная работа | | |
112 | А.П. Платонов «Ещё мама».Чтение по ролям. | 1 | Самостоятельная работа | | |
113 | А.П. Платонов «Ещё мама».Чтение по ролям. | 1 | 06.04 | | |
114 | М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа. | 1 | Самостоятельная работа | | |
115 | М.М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои. | 1 | Самостоятельная работа | | |
116 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои. | 1 | Самостоятельная работа | | |
117 | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1 | Самостоятельная работа | | |
118 | Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Проверочная работа №5 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 | 13.04. | | |
119 | Оценка достижений «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе В.Ю.Драгунского. | 1 | Самостоятельная работа. | | |
По страницам детских журналов (5 часов). | | | 29.04. |
120 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. | 1 | Самостоятельная работа | | |
121 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился» Пересказ. Ю. Ермолаев. «Воспитатели» Пересказ. Проверка техники чтения | 1 | 20.04 | | |
1 22 | Г.Б. Остер «Вредные советы». Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, Своего дома. Пересказ. | 1 | Самостоятельная работа | | |
123 | Р. Сеф «Весёлые стихи». Создание сборника добрых советов. Современные детские журналы. Контрольная работа №4 | 1 | 27.04 | | |
124 | Оценка достижений «По страницам детских журналов».Внеклассное чтение. «Все-все-все Алана Милна». | 1 | Самостоятельная работа | | |
Зарубежная литература (5 часов). |
127 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | 1 | Самостоятельная работа | | |
128 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 1 | Самостоятельная работа | | |
129 | Подготовка сообщения о великом сказочнике. Итоговая комплексная контрольная работа. | 1 | 18.05. | | |
130 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». | 1 | Самостоятельная работа | | |
131 | Планы на лето. Итоговый урок «Как хорошо уметь читать. | 1 | Самостоятельная работа | | |
17