СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (3 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (3 класс)»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

« СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 им. А.А. ДРАГОМИРОВОЙ»


РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Протокол № 1

27 августа 2019 г.


СОГЛАСОВАНО

З аместитель директора по УР

_________________ Е.В. Ковальчук

29 августа 2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ от 30.08.2019 г.

№115/01-19

Директор ___________________

Н.А. Лоберштык




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературному чтению


в

3-Б

классе

(Индивидуальное обучение

с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребёнка с задержкой психического развития. (Вариант 7.1, ФГОС НОО, приказ № 1598)

2019-2020 учебный год



Яловенко Н.В.

Учитель


1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с ЗПР составлена на основе общеобразовательной программы НОО и адаптированной образовательной программы НОО для обучающихся ЗПР МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой» с учётом рекомендаций ПМПК .

Вариант 7.1. АОП НОО обучающегося с ЗПР определен в коллегиальным заключением Центральной психолого-медико-педагогической комиссии от 25 октября 2017г.: Нарушение нормального темпа психического развития с эмоционально-волевой неустойчивостью. Недостаточная сформированность средств языка.

Программа сохраняет основное содержание по учебному предмету, но отличается коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями психофизического развития обучающейся 3 –Б класса:

- ребёнок имеет ограниченные представления об окружающем мире, нарушения ориентировки в пространстве и времени;

- отмечается нарушение активного восприятия и внимания, неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания, объем его снижен;

- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической; сниженные точность и прочность запоминаемого;

- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно - образное;

- ограниченный объем принятой информации; низкая способность к обобщениям;

- быстрая потеря интереса к занятиям, слабая учебная мотивация.

У обучающегося недостаточно сформированы навыки саморегуляции деятельности. Отмечается выраженная быстрая истощаемость, сниженная работоспособность.

Особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития заключаются в:

• учете особенностей работоспособности при организации всего учебно- воспитательного процесса;

• учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности, самостоятельности и ответственности, трудностей эмоционального контроля);

• обеспечении специальной помощи ребёнкув осознании и преодолении трудностей саморегуляции деятельности и поведения, в осознании ценности волевого усилия;

• обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания;

В обучении больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный, репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т.д.

В основу разработки адаптированной образовательной программы заложены дифференцированный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

В процессе реализации АОП предусматривается возможность:

· частичного выполнения общей учебной программы в соответствии с возможностями учащегося;

· сокращения числа и объема учебных заданий с одновременным усилением внимания к главным, ключевым темам, понятиям, компетенциям;

· возможность замещения объемных устных или письменных заданий другими, более доступными для ребенка видами и формами работы (несколько небольших сообщений вместо одного большого, устное сообщение или рисунок по результатам наблюдения, экскурсии; заучивание стихотворения меньшего объема и т.п.)

Программа реализуется в процессе индивидуальных занятий на дому. Календарно-тематическое планирование соответствует планированию класса.

Общие предметные результаты освоения программы:

  • формирование необходимого уровня читательской компетентности;

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

  • умение пользоваться словарями и справочной литературой;

  • осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

  • умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;

  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.

К концу изучения в 3 классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Виды речевой и читательской деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

  • ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • читать вслух бегло, осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах.


Творческая деятельность.

Обучающиеся научатся:

  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Литературоведческая пропедевтика.

Обучающиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).


Личностные результаты освоения программы.

  • Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).

  • Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.

  • Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.

  • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.

  • Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям.

  • Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.

  • Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.

  • Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.

  • Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.

  • Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.

  • Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.

  • Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.

  • Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.

  • Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.

  • Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.

  • Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.

  • Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.

  • Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).

  • Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях.

  • Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.

  • Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.

  • Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.

  • Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.

  • Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

  • Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.

  • Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.

  • Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.

  • Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.

  • Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.

  • Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности


Метапредметные результаты освоения программы.


Регулятивные УУД

  • Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

  • Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.

  • Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

  • Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.


Познавательные УУД

  • Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.

  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя.

  • Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования.

  • Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку).

  • Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла.

  • Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.

  • Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.

  • Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.

  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.

  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).


Коммуникативные УУД

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.

  • Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).

  • Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  • Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

  • Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.

  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.

  • Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.







































2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

I. Самое великое чудо на свете.

Знакомство с учебником. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

II. Устное народное творчество

Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка».

III. Поэтическая тетрадь 1

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

IV. Великие русские писатели

А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

V. Поэтическая тетрадь 2 Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»;

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

VI. Литературные сказки

Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

VII. Были – небылицы

М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон».

VIII. Поэтическая тетрадь 1

С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

IХ. Люби живое

М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «+Малька провинилась», «Еще проМальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».



Х.Поэтическая тетрадь 2

С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

ХI. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

ХII. По страницам детских журналов

Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».

ХIII. Зарубежная литература

«Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».





















3.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название разделов

Кол-во часов

I.

Самое великое чудо на свете

2 ч.

II.

Устное народное творчество

14 ч.

III.

Поэтическая тетрадь 1

11 ч.

IV.

Великие русские писатели

26 ч.

V.

Поэтическая тетрадь 2

6 ч.

VI.

Литературные сказки

9 ч.

VII.

Были – небылицы

10 ч.

VIII.

Поэтическая тетрадь 1

6 ч.

IХ.

Люби живое

16 ч.

Х.

Поэтическая тетрадь 2

8 ч.

ХI.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12 ч.

ХII.

По страницам детских журналов

8 ч.

ХIII.

Зарубежная литература

8 ч.


Итого:

136 ч.















3.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока


Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

проведения

Примечание

Самое великое чудо на свете (2 часа).

1


Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника.

1


02.09.



2

Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

Самостоятельная работа



Устное народное творчество (14 часов).

3

Русские народные песни. Обращение к силам природы

1

Самостоятельная работа



4

Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

1

Самостоятельная работа



5

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Входная диагностическая работа.

1

09.09.



6


Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1


Самостоятельная работа



7

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

Самостоятельная работа



8


Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана

1


Самостоятельная работа



9

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

1

16.09.



10

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

1

Самостоятельная работа



11


Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк».Деление текста на части. Составление плана.

1


Самостоятельная работа.



12

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

Самостоятельная работа



13

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Деление текста на части. Составление плана.

1

23.09.



14

Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина

1

Самостоятельная работа



15

Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку»

1

Самостоятельная работа



16


Обобщение по теме «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1.

Внеклассное чтение. Сказки разных народов.

1


30.09.



Поэтическая тетрадь 1 (11 часов).

17


Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи».

Статья Я. Смоленского.

1


Самостоятельная работа



18

Русские поэты XIX-XX вв. Стихотворения русских поэтов.

1

Самостоятельная работа



19

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». Олицетворение-средство художественной выразительности.

1

Самостоятельная работа



20

Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

1

Самостоятельная работа



21

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». Эпитеты.

1

07.10.



22

И.С. Никитин «Полно, степь моя…».

1

Самостоятельная работа



23

И.С. Никитин «Встреча зимы».

1

Самостоятельная работа



2 4

И. Никитин «Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы.

1

Самостоятельная работа



25


И.З. Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о природе.

1

Самостоятельная работа



26

И.З. Суриков «Зима»

1

Самостоятельная работа



27

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Контрольная работа №1

1

14.10.



Великие русские писатели (26 часов).

28


А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина».

Проверка техники чтения

1


21.10.



29

Лирические стихотворения А.С. Пушкина

1

Самостоятельная работа



30

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

1

Самостоятельная работа



31

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

1

Самостоятельная работа



32

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Тема сказки

1

Самостоятельная работа



33

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». События сказочного текста.

1

28.10.



34

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Особенности волшебной сказки.

1

Самостоятельная работа



35

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Герои литературной сказки.

1

Самостоятельная работа



36

Нравственный смысл произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

1

11.11.



37

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

1

Самостоятельная работа



38

Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

1

Самостоятельная работа



39

И.А. Крылов «Мартышка и Очки». Скульптурный портрет И.Крылову.

1

Самостоятельная работа



40

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

18.11.



41

И.А. Крылов «Ворона и Лисица» Характеристика героев на основе их поступков.

1

Самостоятельная работа



42

Басни И.А. Крылова. Инсценирование басни.

1

Самостоятельная работа



43

Мораль басен И. Крылова. Герои басен.

1

Самостоятельная работа



44

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

25.11.



45

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

1

Самостоятельная работа



46

М.Ю. Лермонтов «Утёс» М.Ю. Лермонтов«Осень».

1

Самостоятельная работа



47


Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

1


Самостоятельная работа



48

Л.Н. Толстой «Акула». Составление различных планов к рассказу «Акула».

1

Самостоятельная работа



49

Л.Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема.

1

Самостоятельная работа



50

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1

Самостоятельная работа



51

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

Самостоятельная работа.



52


Рассказы Л.Н. Толстого. Сравнение текста- рассуждения и текста-описания.

Проверочная работа № 2 по теме «Великие русские писатели»

1


02.12.



53


Оценка достижений по разделу «Великие русские писатели». Внеклассное чтение. Любимые сказки А.С.Пушкина.

1


Самостоятельная работа




Поэтическая тетрадь 2 (6 часов).

54

Н.А. Некрасов «Славная осень!» Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

1

Самостоятельная работа



55

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Проверка техники чтения.

1

09.12.



56

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

Самостоятельная работа



57

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы».

1

Самостоятельная работа



58

И.А. Бунин. «Густой зелёный ельник…» Картины природы. Контрольная работа №2

1

16.12.



59


Оценка достижений по «Поэтическая тетрадь 2». Внеклассное чтение. Стихи Н.А.Некрасова о детях.

1


Самостоятельная работа



Литературные сказки (9 часов).

60

Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

1

Самостоятельная работа



61


Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Нравственный смысл сказки. Промежуточная диагностическая работа.

1


23.12.



62

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки.

1

Самостоятельная работа



63

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.

1

Самостоятельная работа.



64

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки.

1

Самостоятельная работа



65

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки.

1

13.01.



66

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ.

1

Самостоятельная работа



67

Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки.

1

Самостоятельная работа



68


Оценка достижений по разделу «Литературные сказки». Внеклассное чтение .«Авторские сказки русской литературы».

1


Самостоятельная работа



Были - небылицы (10 часов).

69

Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

20.01.



70

М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

1

Самостоятельная работа



71

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Жанр произведения.

1

Самостоятельная работа.



72

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения.

1

Самостоятельная работа



73

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев.

1

27.01.



7 4

А.И. Куприн «Слон».

1

Самостоятельная работа



75

А.И. Куприн «Слон».Основные события произведения.

1

Самостоятельная работа



76

А.И. Куприн «Слон».Составление различных вариантов плана. Пересказ.

1

Самостоятельная работа



77

А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам. Проверочная работа № 3 по теме «Были - небылицы».

1

03.02.



78

Внеклассное чтение. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.

1

Самостоятельная работа



Поэтическая тетрадь 1 (6 часов).

79

Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…».

1

Самостоятельная работа



80

С. Чёрный «Воробей», «Слон». Авторское отношение к изображаемому в стихах. С. Черного.

1

Самостоятельная работа



81

Картины зимних забав в стихах .А.А. Блок «Ветхая избушка»

1



10.02.



82

А.А. Блок «Сны», «Ворона».

1

Самостоятельная работа



83

С.А. Есенин «Черёмуха». Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему.

1

Самостоятельная работа



84


Оценка достижений «Поэтическая тетрадь 1».

Внеклассное чтение. «Что? Где? Когда?». Энциклопедии, справочники.

1


Самостоятельная работа



Люби живое (16 часов).

85


Знакомство с названием раздела. М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

1


17.02.



86

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. Главные герои.

1

Самостоятельная работа



87

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

1

Самостоятельная работа



88

В.И. Белов «Малька провинилась». Озаглавливание текста, герои рассказа.

1

Самостоятельная работа



89

В.И. Белов «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста, герои рассказа.

1

24.02.



90

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа.

1

Самостоятельная работа



91

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры.

1

Самостоятельная работа



92

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

1

Самостоятельная работа



93

Б. Житков «Про обезьянку».

1

02.03.



94

Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения.

1

Самостоятельная работа



95

Б. Житков «Про обезьянку». Пересказ. Краткий пересказ.

1

Самостоятельная работа



96

Б. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ.

1

Самостоятельная работа



97

Б. Житков «Про обезьянку». Нравственный смысл рассказа.

1

Самостоятельная работа



98

В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

1

Самостоятельная работа



9 9

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Проверочная работа № 4 по теме «Люби живое»

1

16.03.



100

Внеклассное чтение. Б.Житков. Рассказы о животных.


1

Самостоятельная работа



Поэтическая тетрадь 2 (8 часов).

101

Знакомство с названием раздела. С.Я. Маршак «Гроза днём».

1

Самостоятельная работа



102

С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения. Отработка выразительности.

1

Самостоятельная работа



103

А.Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения.

1

23.03.



104

А. Л. Барто «В театре» Контрольная работа № 3.

1

30.03.



105

С.В. Михалков «Если». Выразительное чтение.

1

Самостоятельная работа



106

Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

1

Самостоятельная работа.



107

Проект «Праздник поэзии».

1

Самостоятельная работа



108


Оценка достижений «Поэтическая тетрадь 2». Внеклассное чтение. Стихи о детях и для детей С.Маршака, А. Барто, С. Михалкова.

1


Самостоятельная работа.



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (11 часов).



04.04.

109


Знакомство с названием раздела. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

1


Самостоятельная работа



110

А.П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа, особенности речи героев.

1

Самостоятельная работа



111

А. П. Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям.

1

Самостоятельная работа



112

А.П. Платонов «Ещё мама».Чтение по ролям.

1

Самостоятельная работа



113

А.П. Платонов «Ещё мама».Чтение по ролям.

1

06.04



114

М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа.

1

Самостоятельная работа



115

М.М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои.

1

Самостоятельная работа



116

М.М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои.

1

Самостоятельная работа



117

Н.Н. Носов «Федина задача».

1

Самостоятельная работа



118

Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

Проверочная работа №5 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

13.04.



119


Оценка достижений «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе В.Ю.Драгунского.

1


Самостоятельная работа.



По страницам детских журналов (5 часов).



29.04.

120


Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

1


Самостоятельная работа



121

Ю.И. Ермолаев «Проговорился» Пересказ. Ю. Ермолаев. «Воспитатели» Пересказ. Проверка техники чтения

1

20.04



1 22

Г.Б. Остер «Вредные советы». Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, Своего дома. Пересказ.

1

Самостоятельная работа



123

Р. Сеф «Весёлые стихи». Создание сборника добрых советов. Современные детские журналы. Контрольная работа №4

1


27.04



124

Оценка достижений «По страницам детских журналов».Внеклассное чтение. «Все-все-все Алана Милна».

1

Самостоятельная работа



Зарубежная литература (5 часов).

127

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

1

Самостоятельная работа



128

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

1

Самостоятельная работа



129

Подготовка сообщения о великом сказочнике. Итоговая комплексная контрольная работа.

1

18.05.



130

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

1

Самостоятельная работа



131

Планы на лето. Итоговый урок «Как хорошо уметь читать.

1

Самостоятельная работа




17