МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО на заседании ГМО учителей русского языка и литературы протокол №____ от ____________________20__г. ___________________ Л.Н.Миронова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________Г.Р. Сказкоподателева «_____»______________20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СШ № 10 ____________Т.Ю. Мерзина «_____»_____________20__ г. |
Приложение к АООП ООО ЗПР
Адаптированная рабочая программа
Наименование курса: литература
Класс: 9Б, В
Уровень общего образования основная школа
Учитель русского языка Малыгина Ольга Николаевна
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю, 68 часов в год
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования (2004г.), программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), рекомендованной Министерством образования РФ, под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006
Учебник: Литература1,2 ч.: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский — М.: Просвещение, 2017.
Рабочую программу составил(а) _______________________Малыгина Ольга Николаевна Подпись
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 9КЛАСС
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, соответствует базисному учебному плану школы.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение 1ч. – Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
Древнерусская литература – 2ч.
«Слово о полку Игореве» - проблема авторства, историческая основа, авторская позиция, язык произведения.
Литература 18 века – 5ч.
Классицизм. Д. И. Фонвизин «Недоросль» - социальная и нравственная проблематика комедии, ее сатирическая направленность. М. В. Ломоносов ода «На день восшествия…» - произведение классицизма. Г. Р. Державин «Памятник»- тема поэта и поэзии. Сентиментализм. А.Н Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» - отражение художественных принципов сентиментализма в повести, конфликт истинных и ложных ценностей.
Литература 19 века – 40 ч.
Романтизм. В. А. Жуковский баллада «Светлана» - жанр баллады в творчестве Жуковского, своеобразие сюжета, национальные черты в образе героини, мотив смирения и тема веры как залог торжества света над тьмой. А. С. Грибоедов «Горе от ума» - история создания, публикации, смысл названия и проблема ума в пьесе, своеобразие конфликта и любовной интриги, образ фамусовской Москвы, афористичность языка, необычность развязки, критика о пьесе. А. С. Пушкин стихотворения «И. И. Пущину», «Я помню чудное мгновенье…», «К Чаадаеву», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. – многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин» - замысел романа, особенности жанра и композиции, единство эпического и лирического начал, сюжетные линии и темы лирических отступлений, образ Онегина, особенности языка, реализм романа. М. Ю. Лермонтов стихотворения «И скучно и грустно…», «Дума», «Печально я гляжу на наше поколенье…», «Смерть поэта», «Пророк» и др. – основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова, чувство трагического одиночества, любовь как страсть, приносящая страдания, характер лирического героя лермонтовской поэзии. Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе, нравственно-философская проблематика, жанровое своеобразие, особенности композиции, особое внимание к внутренней жизни, самоанализу, рефлексии, черты романтизма и реализма. Н. В. Гоголь поэма «Мертвые души» - история создания, смысл названия, жанровое своеобразие, причины незавершенности, авторские лирические отступления, их тематика и идейный смысл, Чичиков в системе образов, образы помещиков и чиновников, образы крестьян, образ Руси, своеобразие гоголевского реализма. Стихотворения Н.А. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. И. С. Тургенев повесть «Первая любовь» - история любви как основа сюжета повести, образ героя-повествователя, идейный замысел повести, роль 12 главы. Ф. М. Достоевский «Белые ночи» - тип петербургского мечтателя, Петербург Достоевского. А. П. Чехов философско-нравственная проблематика «маленькой трилогии».
Литература 20 века – 15ч.
И. А. Бунин - мотивы русской литературы в новелле «Тёмные аллеи». М. А. Булгаков повесть «Собачье сердце» - мифологические и литературные источники сюжета, образ Шарикова и «шариковщина» как социальное явление, проблема исторической ответственности интеллигенции, символика имен, названий, художественных деталей, приемы сатирического изображения. М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» - изображение трагедии народа в военные годы, образ Андрея Соколова, тема военного подвига, непобедимости человека, воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения, особенности композиции. А. И. Солженицын рассказ «Матренин двор» - историческая и биографическая основа рассказа, изображение народной жизни, образ рассказчика, притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования, нравственная проблематика, тема праведничества в русской литературе. А. Блок - лирический герой поэзии Блока, символика и реалистические детали, образ Родины. В. В. Маяковский - словотворчество и яркая метафористичность, своеобразие ритмики и рифмы. С. А. Есенин – образ Родины, лирический герой и мир природы, своеобразие метафор, сравнений. А. А. Ахматова - трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Б. Л. Пастернак. Н. Заболоцкий. М. И. Цветаева. А. Т. Твардовский стихотворение «Я убит подо Ржевом». Ю Бондарев «Горячий снег». В. М. Шукшин - своеобразие шукшинских героев – «чудиков»: доброта, доверчивость, душевная красота, их столкновение с миром грубости и практической приземленности, внутренняя сила шукшинского героя.
Зарубежная литература – 3ч.
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. У. Шекспир «Гамлет» - трагический характер конфликта, противопоставление благородства мыслящей души и суетности времени, Гамлет как вечный образ, тема жизни как театра. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия. И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст»
Обобщение и повторение в конце года (2ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во час |
По плану | Фактически |
| | | Введение (1час) | |
| | | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 |
| | | Древнерусская литература (2 часа) | |
| | | Литература о Древней Руси . «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 1 |
| | | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 1 |
| | | XVIII век (5 часов) | |
| | | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 |
| | | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Ода…». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и | 1 |
| | | Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Державина. | 1 |
| | | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение русской действительности. Особенности повествования в «Путешествии…».Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 |
| | | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 |
| | | XIX век (40 часов) | |
| | | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | 1 |
| | | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 |
| | | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | 1 |
| | | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения | 1 |
| | | Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 |
| | | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. | 1 |
| | | Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. | 1 |
| | | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. | 1 |
| | | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Обучение анализу стихотворения. | 1 |
| | | Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | 1 |
| | | А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 |
| | | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 |
| | | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 |
| | | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 |
| | | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 |
| | | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений | 1 |
| | | Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 |
| | | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | 1 |
| | | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 |
| | | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова | 1 |
| | | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. | 1 |
| | | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя | 1 |
| | | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции. | 1 |
| | | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 |
| | | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», | 1 |
| | | «Фаталист». Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 |
| | | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 |
| | | Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 |
| | | | 1 |
| | | Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. | 1 |
| | | Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 1 |
| | | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 |
| | | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 |
| | | Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 1 |
| | | Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. | 1 |
| | | Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». | 1 |
| | | Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. | 1 |
| | | А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века «Тоска». Тема одиночества человека в мире | 1 |
| | | Р.Р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? | 1 |
| | | Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | 1 |
| | | XX век (15часов) Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 |
| | | М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 |
| | | Поэтика Булгакова-сатирика. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести | 1 |
| | | М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека» Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования | 1 |
| | | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 |
| | | Контрольная работа (зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и ХХ века) | 1 |
| | | Русская поэзия «серебряного века». А.А. Блок. Страницы жизни. Своеобразие лирически. Образы и ритмы поэта. | 1 |
| | | С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. | 1 |
| | | В.В. Маяковский: страницы жизни. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта | 1 |
| | | М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.Особенности поэтики Цветаевой Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Н | 1 |
| | | .А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта | 1 |
| | | А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики. Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака | 1 |
| | | Внеклассное чтение. «Серебряный век» русской поэзии. Любимые стихотворения | 1 |
| | | А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. | 1 |
| | | Внеклассное чтение. «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков Стихотворения о ВОВ | 1 |
| | | Зарубежная литература (3 часов) Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | 1 |
| | | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 |
| | | И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии | 1 |
| | | Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения | 1 |
| | | Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения | 1 |