СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке(русском) для обучающегося с ТНР ( 3 класс )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая  программа объемом 34 часа для обучающегося на домус ТНР.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке(русском) для обучающегося с ТНР ( 3 класс )»

ВВЕДЕНИЕ 

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (5.1) Якушева Виктора (3-А класс) по литературному чтению на родном (русском) языке составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами 

1 Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями).

2. Законом Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».

4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

7. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».

9. Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011.

10. Авторской рабочей программой Литературное чтение. Рабочими программами. Предметной линией учебников системы «Школа России». 1-4 классы. В. Г. Горецкий , В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. -М:Просвещение, 2014 г.;

11. Положением 2.1 «О рабочих программах учебных предметов учителей, реализующих ФКГОС, ФГОС ООП» приказ№305/1 от 30.08.2016г.

12. Основной образовательной программой начального общего образования школы.

13. Учебным планом образовательной организации.

14. Приказом по школе № 443 от 29.08.20 г. «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе в 2020/2021 учебном году».

15. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

  1. Приказом № 313 Министерства образования Крыма от 26.11. 2014 года « Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих образовательные программы»».

  2. Письмом МОНМ РК от 01.09.2015 № 01-14/2546» Об организации обучения по медицинским показаниям по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому и в медицинской организации».

  3. Положением МБОУ «ЯСШ № 2 «Школа будущего» «Об организации обучения на дому или в медицинской организации обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ОУ», утверждённого приказом МБОУ «ЯСШ № 2 «Школа будущего» от 30.08.2017г. №341.

  4. Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011.

  5. Авторской рабочей программой Литературное чтение. Рабочими программами. Предметной линией учебников системы «Школа России». 1-4 классы. В. Г. Горецкий , В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. -М:Просвещение, 2014 г.;


В программе учитываются требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Цели: развитие личности ребёнка средствами предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке».

 Познавательная цель связана с представлением научной картины мира, формированием логического и абстрактного мышления учеников. Формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира , развитие знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке .

Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи). 

   Задачи: 

 - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 

-  развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке. 

В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала.

Программа строит обучение  детей с ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. 

 Коррекционные задачи: 

-формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения. 

- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия 

-формирование и развитие фонематических процессов; 

-уточнение и расширение лексического запаса; 

-формирование и развитие  грамматического строя речи; 

-формирование полноценной связной устной и письменной  речи.  

-формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся; 

- помочь овладеть осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, научить ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире; 

-формировать умение составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. 

Основные направления коррекционной работы:  

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;  

- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса; 

- коррекция недостатков развития познавательной деятельности. 

- развитие артикуляционной моторики; 

- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму; 

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; 

- расширение представлений об окружающем мире; 

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. 

- развитие фонематического слуха у детей.   

- развитие  зрительного восприятия. 

      - развитие дикции.   

- развитие  смысловой догадки. 

- развитие зрительной памяти. 

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР (5.1)

Обучающемуся ребенку по программе ТНР очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. ТНР сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. 

Психолого-педагогическая характеристика Якушева Виктора

Виктор испытывает ярко выраженные трудности в усвоении учебных программ, обусловленные крайне недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности. Имеются выраженные недостатки в развитии высших психических функций, замедленный темп формирования познавательной деятельности, явно выраженные трудности в саморегуляции. Отмечается очень слабая память (всех видов), концентрация внимания, умственная работоспособность. Быстро истощается, не может начать деятельность, забывает, что нужно делать после многократных повторений.

.Несформированность всех компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения программного материала. Нескорректированные стороны устной речи отражаются на чтении и письме.

Системное нарушение всех компонентов речи у Виктора характеризуется следующими проявлениями:

- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;

- ограниченным словарным запасом;

- наличием многочисленных словесных замен;

-бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений

- связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития.

Недостаточно сформированные языковые средства задерживают формирование коммуникативной и обобщающей функции речи.

Недостаточно сформированы психические процессы - память, мышление, внимание. Их коррекция является приоритетной и на этой основе возможно устранение ТНР (как вторичного дефекта).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировке, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения). 

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования смыслового чтения. Тексты отобраны с учетом их доступности восприятию детей конкретной возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений классической и современной отечественной литературы, включая писателей и поэтов родного края. 

Существенной проблемой является методический отбор текстов для начального этапа обучения. В силу ограниченности языковых возможностей учащихся данной ступени тексты для чтения приходится обрабатывать и адаптировать. К приемам обработки и адаптации относятся сокращение, замена сложных грамматических конструкций на более легкие. При этом могут быть сохранены сложные слова, ранее незнакомые учащимся, но доступные пониманию. Важную роль играет также приведение текста в соответствие с условиями восприятия при помощи сносок, бокового словаря, иллюстраций. Именно использование опор является наиболее продуктивным способом методической обработки текстов. Одновременно происходит наращивание словаря учащихся, обогащается их языковой опыт, что позволяет постепенно усложнять смысловое содержание текстов, развивать читательские умения школьников. 

Вывод: чтение на родном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым на данном этапе. Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на родном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации. 

Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу. 

Для обучающихся с ТНР, осваивающих АООП НОО (вариант 5.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:

- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

 - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

 - создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;

 - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

 - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

 - возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

 - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

Оптимизация коррекционного обучения детей с ТНР заключается в одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:

- звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем.

- фонематическим восприятием (подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. )

В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).

Программа направлена на развитие таких компетенций:

  • коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • информационная - умение работать со всеми видами информации;

  • автономизационная- умения саморазвития;

  • социальная - умение жить и работать с другими людьми;

Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для ребенка.

Данная программа предполагает коррекционную помощь для обучающихся с ТНР:

- инструкция учителя для освоения работы с книгами,

-переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика,

- опора на жизненный опыт ребёнка,

- использование наглядных, дидактических материалов,

- для выступления даётся опорная схема-алгоритм,

-реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,

- использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,

- использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма,

- использование перфокарт индивидуального содержания,

- при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные, дидактические материалы

Оказание помощи на уроке.



ЭТАПЫ УРОКА



ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ


1. В процессе контроля за

подготовленностью учащихся

Создание атмосферы доброжелательности при опросе.

При опросе разрешать дольше готовиться у доски.

Давать примерный план опроса.

Разрешать при ответе пользоваться пособиями, схемами.

Поощрять первые же успехи при опросе.


2. При изложении нового материала

Более часто обращаться к обучающемуся с вопросами, выясняющими степень понимания им учебного материала.

Привлечение ребенка в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий.

Вовлекать ребенка в беседу в ходе проблемного обучения.


3. В ходе самостоятельной работы

Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр.

Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в работе, активизируя усилия.

Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе и акцентировать на них внимание , чтобы предупредить их повторение


4. При организации самостоятельной работы

Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений.

Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе.

Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий.

Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы.

Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях.


МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 3 классе на изучение предмета отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Для обучающихся с ОВЗ количество часов по программе не уменьшено (не изменено). Сложные для восприятия темы даются в ознакомительном плане. Базовые знания сопровождаются созданием специальных условий на уроке ( таблицы, памятки и т.д.)

Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому изменения в программу не внесены.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное чтение на родном языке (русском) как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение на родном языке как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения на родном языке продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно - нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. 

Рабочая программа позволяет достичь планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты 

У обучающегося будут сформированы:  

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;  

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; 

 – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;  

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;  

– способность к оценке своей учебной деятельности;  

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; 

 – ориентация в нравственном содержании и смысле,  как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; 

 – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;   

 Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:  

– принимать и сохранять учебную задачу; 

 – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; 

 – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;  

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия;  

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.  

Обучающийся получит возможность научиться:  

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  

– преобразовывать практическую задачу в познавательную; 

 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; 

 – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;  

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. 

 Познавательные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится: 

 – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;  

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; 

 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  

– строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять синтез как составление целого из частей; 

 – проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;  

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; 

 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;  

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;  

– устанавливать аналогии;  

– владеть рядом общих приемов решения задач.  

Обучающийся получит возможность научиться

 – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 

 – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 

 – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;  

– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 

 Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:  

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;  

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 

 – формулировать собственное мнение и позицию;  

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;  

– задавать вопросы;  

– контролировать действия партнера;  

– использовать речь для регуляции своего действия;  

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.  

Обучающийся получит возможность научиться:  

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;  

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 

 – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;  

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;  

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.  

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 

Обучающийся научится: 

 – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;  

 – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);  

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;  

– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;  

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.  

Обучающийся получит возможность научиться:  

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.  

Работа с текстом, преобразование и интерпретация информации: 

Обучающийся научится:  

– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.  

Обучающийся получит возможность научиться: 

 – делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;  

– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.  

Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится:  

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;  

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

 Обучающийся получит возможность научиться:  

– сопоставлять различные точки зрения; 

 – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;  

– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.  

Предметные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:  

– формировать первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоить основные единицы и грамматические категории родного языка, позитивному отношению к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;  

– использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); 

 – осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 

 – достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 

 – понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  

Обучающийся получит возможность научиться: 

 – обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развить культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;  

 – относится к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 

 – овладеть первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач; 

 – овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 

 – осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 

 – осознать значимость чтения на родном языке для личного развития; формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле. 

СОДЕРЖАНИИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». 

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). 

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. 

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного чтения вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. 

Работа с текстом и книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг- сборников. 


Россия- наша Родина - 4ч 

Изучение произведений патриотической направленности. Знание содержания. 

Фольклор нашего народа - 10ч

Расширенное представление и изучение устного народного творчества Знание содержания. Характеристика сказок и персонажей произведений. 

О братьях наших меньших - 10ч Анализировать героев произведения. Составлять монолог о произведении с опорой на авторский текст. Определять жанровую принадлежность. 

Времена года –10ч.  Изучение тематических произведений о временах года. Представления времен года через словестное выражение. Характеристика произведений. 


Тематический план

по литературному чтению на родном языке (русском) для обучающегося 3-А класса Якушева Виктора

( 1 час в неделю, 34часа на год: 34 часа для аудиторной работы)

п\п

Название раздела / темы

Количество часов для аудиторной работы

1

Россия - наша Родина

4

2

Фольклор нашего народа

10

3

О братьях наших меньших

10

4

Времена года

10


Всего

34