Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______ №____________
Адаптированная
рабочая программа
по литературному чтению
3 класс
(Вариант 7.1)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению в 3 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вариант 7.1, разработана на основе основополагающих документов современного российского образования.
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «ОбутвержденииСанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Учебного плана МОУ – СОШ д. Новые Ивайтенки
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету:
1.1.1.2.5.3Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.Литературное чтение. В 2-х частях 3 класс. Издательство «Просвещение»
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Место учебного предмета в учебном плане.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (7.1) рассчитана на 136 часа в год, 4 часа в неделю.
Срок реализации адаптированной рабочей программы по литературному чтению – 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты:
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
В конце 3 класса обучающиеся
научатся:
- рассказывать наизусть не менее 15 стихотворений;
- определять названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- определять элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация);
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- определять тему и главную мысль произведения;
- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
- подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
- делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
- сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
получат возможность научиться:
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) самостоятельного чтения книг;
2) высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
3) самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
4) работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Введение (1 ч)
Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Знакомство с названием раздела. Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.
Устное народное творчество (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Сивка-бурка». Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Проект «Сочиняем волшебную сказку. Оценка достижений.».
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...». «Встреча зимы». И. З. Суриков. «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).
Великие русские писатели (24 ч)
Знакомство с названием раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А. Пушкин. Лирические стихотворения. «Зимнее утро». «Зимний вечер».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. «Мартышка и очки». «Зеркало и Обезьяна». «Ворона и Лисица».
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». «Утёс», «Осень». Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. «Акула». «Прыжок». «Лев и собачка».
«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».
«Дедушка Мазай и зайцы». К. Бальмонт «Золотое слово». И. Бунин. Выразительное чтение стихотворение. Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).
Литературные сказки (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В. Гаршин «Лягушка-путешественница». В. Одоевский «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10 ч)
Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». К. Паустовской «Растрёпанный воробей». А. Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». С. Чёрный «Воробей», «Слон». А. Блок «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черёмуха».
Люби живое (16 ч)
Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В. Белов «Малька провинилась». В. Белов «Ещё раз про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б. Житков «Про обезьянку». В. Дуров «Наша Жучка». В. Астафьев «Капалуха». В. Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А. Барто «Разлука». «В театре». С. Михалков «Если». «Рисунок». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. А. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». М. Зощенко «Золотые слова».
«Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача». «Телефон». В. Драгунский «Друг детства».
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. Ермолаев «Проговорился». Ю. Ермолаев «Воспитатели». «Вредные советы». Г. Остер «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».
Зарубежная литература (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение»
3 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Вводный урок по курсу литературного чтения. | 1 |
2. | Самое великое чудо на свете. | 4 |
3. | Устное народное творчество. | 14 |
4. | Поэтическая тетрадь 1. | 11 |
5. | Великие русские писатели. | 24 |
6. | Поэтическая тетрадь 2. | 6 |
7. | Литературные сказки. | 8 |
8. | Были- небылицы. | 10 |
9. | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
10. | Люби живое. | 16 |
11. | Поэтическая тетрадь 2. | 8 |
12. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. | 12 |
13. | По страницам детских журналов. | 8 |
14. | Зарубежная литература. | 8 |
| итого | 136 |
Приложение
к адаптированной рабочей программе
по литературному чтению
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______ №____________
Календарно - тематическое планирование
по литературному чтению
3 класс
(Вариант 7.1)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2021 – 2022 учебный год
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема урока |
План. | Факт. |
Вводный урок по курсу литературного чтения- 1ч |
1 | Самое великое чудо на свете. Введение. Знакомство с учебником. | 1ч | | |
| Самое великое чудо на свете (4ч) | | | |
2 | Знакомство с названием раздела. | 1ч | | |
3 | Рукописные книги древней Руси. | 1ч | | |
4 | Первопечатник Иван Фёдоров | 1ч | | |
5 | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. | 1ч | | |
Устное народное творчество ( 14ч) |
6 | Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела. | 1ч | | |
7 | Русские народные песни. | 1ч | | |
8 | Докучные сказки. | 1ч | | |
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1ч | | |
10 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1ч | | |
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1ч | | |
12 | Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Фантастические события. | 1ч | | |
13 | Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Волшебные предметы. | 1ч | | |
14 | Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». Художественные особенности. | 1ч | | |
15 | Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Осуждение грубости и лени. | 1ч | | |
16 | Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Составление планп | 1ч | | |
17 | Художники- иллюстраторы В. Васнецов и И.Билибин. | 1ч | | |
18 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1ч | | |
19 | Оценка достижений. Обобщение по теме: «Устное народное творчество» | 1ч | | |
Поэтическая тетрадь 1. ( 11ч) |
20 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1ч | | |
21 | Проект: «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского). | 1ч | | |
22 | Ф.И. Тютчев. Лирическое стихотворение «Весенняя гроза». | 1ч | | |
23 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра « О чём расскажут осенние листья» | 1ч | | |
24 | А. А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой …» Эпитеты. | 1ч | | |
25 | И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно!» Олицетворение как приём создания картины природы. | 1ч | | |
26 | И.С. Никитин «Встреча зимы». Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. | 1ч | | |
27 | И.З. Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1ч | | |
28 | И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1ч | | |
29 | Путешествие в Литературную страну . Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь» | 1ч | | |
30 | Оценка достижений. (Тест) | 1ч | | |
Великие русские писатели. (24ч) |
31 | Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели». Выставка книг. | 1ч | | |
32 | А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | 1ч | | |
33 | Лирические стихотворения А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…». Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. | 1ч | | |
34 | Лирическое стихотворение А. С. Пушкин «Зимнее утро». Приём контраста как средство создания картины природы. | 1ч | | |
35 | Лирическое стихотворение А. С. Пушкин «Зимний вечер».Настроение стихотворения. | 1ч | | |
36 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди.» Знакомство с литературной сказкой. | 1ч | | |
37 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди.» Сравнение литературной сказки и народной. | 1ч | | |
38 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди.» Главная мысль произведения. Характеристика героев. | 1ч | | |
39 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди.» Звукозапись как средство создания образа. | 1ч | | |
40 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 1ч | | |
41 | Иван Андреевич Крылов Сообщения об И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1ч | | |
42 | И. А. Крылов «Мартышка и очки». Характеристика героев басен. | 1ч | | |
43 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». Мораль, характеристика персонажей. | 1ч | | |
44 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица». Мораль, характеристика героев. | 1ч | | |
45 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Статья В Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1ч | | |
46 | Лирические стихотворения М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…». Сравнение произведений музыки, живописи и литературы. | 1ч | | |
47 | Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». Сравнение произведений музыки, живописи и литературы. | 1ч | | |
48 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | 1ч | | |
49 | Л. Н. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. | 1ч | | |
50 | Л. Н. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Сравнение рассказов Л. Н. Толстого. | 1ч | | |
51 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Тема и главная мысль произведения. | 1ч | | |
52 | Л, Н. Толстой «Какая бывает роса на траве. «Куда девается вода из моря?» Сравнение двух типов текста – рассуждения и описания. | 1ч | | |
53 | Оценка достижений. Тест «Великие русские писатели». | 1ч | | |
54 | Литературный праздник. Обобщение по разделу: «Великие русские писатели» | 1ч | | |
Поэтическая тетрадь 2. (6ч) |
55 | Знакомство с названием раздела. Выставка книг. | 1ч | | |
56 | Н.А. Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором…» Картины природы, настроение, средства художественной выразительности. | 1ч | | |
57 | Повествовательное произведение в стихах. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. | 1ч | | |
58 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». Средства художественной выразительности. | 1ч | | |
59 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». Создание словесных картин. | 1ч | | |
60 | Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений.(Тест «Поэтическая тетрадь 2») | 1ч | | |
Литературные сказки. (8ч) |
61 | Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». Выставка книг. | 1ч | | |
62 | Литературная сказка Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 1ч | | |
63 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение сказок Д. Н. Мамин – Сибиряк. Характеристика героев сказок. | 1ч | | |
64 | В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Неизвестный смысл сказки. | 1ч | | |
65 | В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Характеристика героев | 1ч | | |
66 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение русской народной и литературной сказки. | 1ч | | |
67 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Герои сказки. | 1ч | | |
68 | Оценка достижений «Литературные сказки». Контрольная работа за 1 полугодие. | 1ч | | |
Были-небылицы.( 10ч) |
69 | Знакомство с названием раздела «Были – небылицы» | 1ч | | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. | 1ч | | |
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ текста. | 1ч | | |
72 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Характеристика героев. | 1ч | | |
73 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Выборочный пересказ. | 1ч | | |
74 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Основные события произведения. | 1ч | | |
75 | А.И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Определение жанра. | 1ч | | |
76 | А.И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. | 1ч | | |
77 | А.И. Куприн «Слон». Пересказ подробный, выборочный, краткий. | 1ч | | |
78 | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. Тест «Были – небылицы» | 1ч | | |
Поэтическая тетрадь 1. (6ч) |
79 | Знакомство с названием раздела 2Поэтическая тетраьI». С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?». Стихи о животных. | 1ч | | |
80 | Саша Чёрный «Воробей», «Слон». Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. | 1ч | | |
81 | А.А. Блок «Ветхая избушка». Средства художественной выразительности для создания образа. | 1ч | | |
82 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». Средства художественной выразительности для создания образа. | 1ч | | |
83 | С.А. Есенин «Черемуха». Средства художественной выразительности для создания образа цветущей черёмухи. | 1ч | | |
84 | Оценка достижений. Урок -викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1ч | | |
Люби живое (16ч) |
85 | Знакомство с названием раздела. «Люби живое». Выставка книг. | 1ч | | |
86 | М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь в текст». Основная мысль текста. | 1ч | | |
87 | И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. Заголовок – «входная дверь в текст». | 1ч | | |
88 | И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек». Листопадничек – главный герой произведения. Рассказ о герое. | 1ч | | |
89 | В.И. Белов «Малька провинилась». Заголовок – «входная дверь в текст». Герои рассказа. | 1ч | | |
90 | В. И. Белов «Ещё про Мальку». Заголовок – «входная дверь в текст». Герои рассказа. | 1ч | | |
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». Знакомство с произведением. | 1ч | | |
92 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа. | 1ч | | |
93 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. | 1ч | | |
94 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Подробный пересказ. | 1ч | | |
95 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ. | 1ч | | |
96 | В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | 1ч | | |
97 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | 1ч | | |
98 | Урок-конференция «Земля-наш дом родной» | 1ч | | |
99 | Обобщение по разделу «Люби живое». | 1ч | | |
100 | Оценка достижений. Тест «Люби живое» | 1ч | | |
Поэтическая тетрадь 2. (8ч) |
101 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». Выставка книг. | 1ч | | |
102 | С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». Заголовок стихотворения. | 1ч | | |
103 | А.Л. Барто «Разлука». Отношение автора к изображаемому. | 1ч | | |
104 | А. Л. Барто «В театре». Авторское отношение к изображаемому. | 1ч | | |
105 | С.В. Михалков «Если». Авторское отношение к изображаемому. | 1ч | | |
106 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Авторское отношение к изображаемому. | 1ч | | |
107 | Проект «Праздник поэзии». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1ч | | |
108 | Оценка достижений. Тест «Поэтическая тетрадь 2» | 1ч | | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (12ч) |
109 | Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Выставка книг. | 1ч | | |
110 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания. | 1ч | | |
111 | А.П. Платонов «Цветок на земле». Языковое своеобразие рассказа. | 1ч | | |
112 | А.П. Платонов «Цветок на земле». Характеристика героев рассказа. | 1ч | | |
113 | А.П. Платонов «Ещё мама». Замена диалога косвенной речью. | 1ч | | |
114 | А.П. Платонов «Ещё мама». Выборочный пересказ эпизодов. Замена диалога косвенной речью. | 1ч | | |
115 | Образы детей в произведении М.М. Зощенко «Золотые слова». | 1ч | | |
116 | Общение и поступки детей . М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1ч | | |
117 | Юмористический рассказ для детей. Н.Н. Носов «Федина задача». | 1ч | | |
118 | Юмористический рассказ для детей. Н.Н. Носов «Телефон». | 1ч | | |
119 | В. Драгунский «Друг детства». Герои рассказа. | 1ч | | |
120 | Обобщение по разделу: «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» | 1ч | | |
По страницам детских журналов. (8ч) |
121 | Знакомство с названием раздела. Детские журналы | 1ч | | |
122 | Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1ч | | |
123 | Юмор в рассказе Ю. Ермолаев «Проговорился». | 1ч | | |
124 | Юмор в рассказе Ю. Ермолаев «Воспитатели». | 1ч | | |
125 | Весёлые стихи для детей. Г. Остер «Вредные советы». | 1ч | | |
126 | Весёлые стихи для детей. Г. Остер «Как получаются легенды» | 1ч | | |
127 | Шутливое искажение действительности. Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1ч | | |
128 | Обобщение по разделу: «По страницам детских журналов». Оценка достижений. | 1ч | | |
Зарубежная литература(8ч) |
129 | Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература» Понятие «Миф». Древнегреческий миф. Храбрый Персей. | 1ч | | |
130 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Характеристика героев произведения. | 1ч | | |
131 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Греческая мифология. | 1ч | | |
132 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 1ч | | |
133 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Выборочный пересказ эпизодов. | 1ч | | |
134 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Характеристика героев произведения. | 1ч | | |
135 | Обобщение по разделу: «Зарубежная литература». Годовая промежуточная аттестация (проверка техники чтения) | 1ч | | |
136 | Оценка достижений. Тест «По страницам детских журналов» | 1ч | | |