СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по математике  для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 216»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ № 216

______________А.С. Ситников











Адаптированная рабочая программа по математике


для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития














Составила: учитель нач. классов

Иванова Юлия Николаевна
















2020-2022 учебный год

г.Новосибирск


1. Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития Муниципального Автономного Образовательного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа № 216» представляет собой документ, характеризующий главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – с задержкой психического развития (далее – ЗПР), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Программа предназначена для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития, способных усвоить адаптированную рабочую по алгебре в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий.

Цель реализации рабочей программы обучающихся с ЗПР направлена на создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Нормативно-правовой основой обучения с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития послужили следующие документы:

- «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

- «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 - «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

- Федеральный компонент государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089);

- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

- Устав МАОУ «СОШ № 216;

- Авторская программа к учебнику М. И. Моро 3 кл., 4 кл. - М.: Просвещение, 2019

Основной целью адаптированной рабочей программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально-персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве.

Адаптированная рабочая программа предусматривает решение основных задач:

-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;

- осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

Организуя учебный процесс, нужно постоянно иметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения. В то же время обязательные требования, особенно на первых порах, должны быть очень невелики по охвату материала и, безусловно, доступны детям. Только доступность и понимание помогут вызвать у обучающихся интерес к учению. Важно, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Поэтому стоит руководствоваться следующими принципами:

- динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

- принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

- принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.

- принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т. е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата.

У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).

Существуют определенные психологические особенности школьников, обучающихся по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, а именно: замедленный темп формирования обобщённых знаний, интеллектуальная пассивность детей, повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности. С учётом этих особенностей, в ОО намечены пути обучения:

• обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала);

• обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений;

• обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения;

• постепенное сокращение помощи со стороны;

• постепенное повышение трудности заданий;

• постоянно уделять внимание мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.

При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся. Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии:

• сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися на уроке с целью устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи учащимся;

• коммуникативно-диалоговая технология в целях развития коммуникативной куль- туры, развития речи, памяти;

• из предметных технологий используются в основном игровая технология для раз- вития познавательных интересов обучающихся в соответствии с возрастными особенностями детей.

Исходя из вышеперечисленного, следует соблюдать определенные особенности при обучении по предметам:

- небольшой (дозированный) объем подачи материала;

- подготовительные упражнения;

- постоянное повторение и закрепление материала;

- использование наглядности и связь с жизнью;

- смена видов деятельности на уроке.

На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения материалом строится на многократной тренировке в применении полученных знаний.

Уроки чаще всего имеют следующую структуру:

- обязательный психологический настрой на урок, мотивация;

- проверка домашнего задания;

- актуализация знаний;

- изучение новой темы с обязательным использованием наглядного, раздаточного

- материала;

- закрепление новой темы («сделай по образцу»);

- повторение, формирование умений (найди ошибку);

- подведение итогов уроков (оценка, самооценка).


2. Общая характеристика курса математики


Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы.

Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности.

Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к знаковосимволическому опосредствованию деятельности (т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий.

Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр. При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие пространственновременные отношения, а также математическую терминологию.

Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и возможного упрощения содержания.

Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметнопрактической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение).

Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения.

Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.


3. Место курса в учебном плане


Базисный учебный план на изучение математики в 3 - 4 классах отводит 3 учебных часа в неделю в течение учебного года, всего 102 часа.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся с ЗПР будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (доброте, зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступках, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этническими требованиями;

  • ориентация на здоровый образ жизни;

  • понимание чувств других людей и способность сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

  • использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать собственную учебную деятельность и действия, необходимые для решения учебных задач;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов и с помощью способов контроля результатов;

  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;

  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками.


Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе, схемы для решения учебных задач;

  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тесты);

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать понятия;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формировать собственное мнение и позиции;

  • задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;

  • способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


Предметные результаты.

Числа и величины.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

• образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;

• сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;

• устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

• читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

• выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;

• выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;

• выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;

• вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;

• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Работа с текстовыми задачами.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

• составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

• преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;

• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

• решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

• обозначать геометрические фигуры буквами;

• различать круг и окружность;

• чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Учащийся получит возможность научиться:

• различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;

• изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;

• читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

• измерять длину отрезка;

• вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

• выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

Учащийся получит возможность научиться:

• выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;

• вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

Работа с информацией.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

• анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;

• устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

• самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;

• выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

• читать несложные готовые таблицы;

• понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

5. Содержание курса

3 класс

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (6 ч)

Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач.

Табличное умножение и деление (44 ч)

Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.

Внетабличное умножение и деление (21 ч)

Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.

Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)

Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (8 ч)

Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний. Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.

Итоговое повторение (10 ч)

4 класс (102 ч)

Числа от 1 до 1000. Повторение (13ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые не больше 1000. Нумерация (11 ч)

Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил¬лионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0;

переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Итоговое повторение (12 ч)


6. Примерное тематическое планирование

3 класс

п/п

Основное содержание по темам

Кол. часов

Характеристика деятельности

учащихся


  1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (6 ч)







1


Сложение и вычитание двузначных чисел с пере­ходом через десяток.

Выражение с переменной.

Решение уравнений с неизвестным уменьшае­мым.

Обозначение геометриче­ских фигур буквами.






6

  • Выполнять сложение и вычитание в

пределах 100 устно и письменно.

  • Составлять числовые выражения в 2—3

действия со скобками и без скобок, находить значения этих выражений, сравнивать числовые выражения и их значения.

  • Распознавать на чертеже фигуры: прямой

угол, прямоугольник, квадрат.

  • Выбирать наиболее рациональный способ

решения текстовой задачи.

  • Находить и использовать нужную

информацию, пользуясь данными таблицы, схемы, диаграммы.


  1. Табличное умножение и деление (44 ч)


















2

Умножение. Связь между компонента­ми и резуль­татом умно­жения.

Чётные и не­чётные числа.

Таблица умножения и деления на 3.

Решение за­дач с величи­нами: цена, количество, стоимость.

Решение за­дач с величи­нами: масса одного пред­мета, количе­ство предме­тов, общая масса.

Таблица умножения и деления на 4.

Задачи на увеличение и уменьшение числа в не­сколько раз.

Таблица умножения и деления на 5.

Задачи на кратное срав­нение.

Таблица умножения и деления на 6.

Задачи на нахождение четвёртого пропорцио­нального.

Таблица умножения и деления на 7.

Площадь. Единицы площади. Квадратный сантиметр.

Площадь прямоуголь­ника.

Таблица умножения и деления на 8.

Таблица умножения и деления на 9.

Квадратный дециметр, метр.

Умножение на 1, на 0.

Случаи деле­ния вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. Деление нуля на число.

Доли.

Окружность. Круг. Диаметр.

Единицы времени.

Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3, 80 : 20
















44

  • Применять правила о порядке действий в

числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

  • Вычислять значения числовых выражений

в 2—3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий).

  • Анализировать текстовую задачу и

выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

  • Моделировать зависимости между

величинами с помощью схематических чертежей.

  • Решать задачи арифметическими

способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.

  • Составлять план решения задачи.

Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

  • Пояснять ход решения задачи.

  • Наблюдать и описывать изменения в

решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении.

  • Обнаруживать и устранять ошибки

логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении.

  • Работать в паре.

  • Составлять сказки, рассказы с

использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов.


  1. Внетабличное умножение и деление (21 ч)










3

Умножение суммы на чис­ло.

Умножение двузначного числа на од­нозначное.

Решение за­дач.

Выражения с двумя пере­менными.

Деление сум­мы на число.

Приёмы деле­ния вида 69 : 3, 78 : 2.

Связь между числами при делении.

Проверка деления.

Приём деле­ния для слу­чаев вида 87 : 29, 66 : 22.

Деление с остатком. Де­ление с остат­ком методом подбора.

Задачи на деление с остатком.

Случаи деле­ния, когда де­литель больше остатка.










21

  • Выполнять внетабличное умножение и

деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

  • Сравнивать разные способы вычислений,

выбирать наиболее удобный.

  • Использовать разные способы для

проверки выполненных действий умножение и деление. Вычислять значение выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

  • Решать уравнения на нахождение

неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

  • Разъяснять смысл деления с остатком,

выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком. Решать текстовые задачи арифметическим способом.


  1. Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)








4

Устная нуме­рация чисел в пределах 1000.

Разряды счёт­ных единиц.

Письменная нумерация чисел в пре­делах 1000. Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.

Замена трёх­значного чис­ла суммой разрядных слагаемых.

Сравнение трёхзначных чисел.

Единицы мас­сы.

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 450 + 30, 620–200.

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 470 + 80, 560–90.

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 260 + 310, 670–140.







13

  • Читать и записывать трехзначные числа.

Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения.

  • Заменять трехзначное число суммой

разрядных слагаемых.

  • Упорядочивать заданные числа.

  • Устанавливать правило, по которому

составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа.

  • Группировать числа по заданному или

самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.

  • Выполнять задания творческого и

поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел.

  • Читать записи, представленные римскими

цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.


  1. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (8 ч)












5

Письменное сложение трёхзначных чисел.

Виды треугольни­ков.

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 180 · 4, 900 : 3.

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 240 · 4, 203 · 4, 960 : 3.

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 100 : 50, 800 : 400.

Приёмы уст­ных вычисле­ний в преде­лах 1000. За­крепление. Приёмы письменного умножения в пределах 1000.











10

  • Выполнять устно вычисления в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

  • Применять алгоритмы письменного

сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000.

  • Контролировать пошагово правильность

применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений.

  • Различать треугольники по видам

(разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их. Решать задачи творческого и поискового характера.

  • Работать паре.

  • Находить и исправлять неверные

высказывания.

  • Излагать и отстаивать свое мнение,

аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.


  1. Итоговое повторение (10 ч)




6

Приём пись­менного де­ления на од­нозначное число.

Проверка деления.

Знакомство с калькулято­ром.

Сложение и вычитание.

Умножение и деление. Задачи.

Геометриче­ские фигуры и величины.




10



4 класс


п/п

Основное содержание по темам

Кол. Час.

Характеристика деятельности

учащихся

  1. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Повторение (11 часов)

  1. 11

1

Повторение. Нумерация чисел.

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание.

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел

Умножение трёхзначного числа на однозначное.

Алгоритм письменного деления трехзначных чисел на однозначные.

Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число.

Чтение и составление столбчатых диаграмм.





11

  • Читать и строить столбчатые диаграммы.

Работать в паре.

  • Находить и исправлять неверны е

высказывания.

  • Излагать и отстаивать свое мнение,

аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.


  1. Числа, которые больше 1000.

Нумерация (10 часов)







2





Нумерация. Класс единиц и класс тыс.

Чтение и запись многозначных чисел.

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение многозначных чисел

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

Класс миллионов и класс миллиардов .







10

- Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

- Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

- Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

- Выделять в числе единицы каждого разряда.

- Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы.

- Оценивать правильность составления числовой последовательности.

- Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

- Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз.

3.Величины (11 часов)

  1. 33





3

Единица длины – километр

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр.

Таблица единиц площади

Определение площади с помощью палетки

Масса. Единицы массы: центнер, тонна.

Время. Единицы времени. Определение времени по часам.

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.

Век. Таблица единиц времени.


.







11

  • Переводить одни единицы длины в

другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие).

  • Измерять и сравнивать длины.

  • Сравнивать значения площадей разных

фигур.

  • Переводить одни единицы площади в

другие.

  • Определять площади фигур

произвольной формы, используя палетку.

  • Переводить одни единицы массы в

другие.

  • Приводить примеры и описывать

ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот).

  • Исследовать ситуации, требующие

сравнения объектов по массе, упорядочивать их.

4.Сложение и вычитание (8 часов)

  1. 444





4



Устные и письменные приёмы вычислений

Нахождение нескольких долей целого

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий.

Сложение и вычитание значений величин

Решение задач.









8

  • Выполнять письменно сложение и

вычитание многозначных чисел.

  • Осуществлять пошаговый контроль

правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

  • Выполнять сложение и вычитание

значений величин.

  • Моделировать зависимости между

величинами в текстовых задачах и решать их.

  • Выполнять задания творческого и

поискового характера.

  • Оценивать результаты усвоения учебного

материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов.

5.Умножение и деление (51 ч)












5











Письменное умножение многозначного числа на однозначное

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

Деление с числами 0 и 1. Деление многозначного числа на однозначное.

Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

Скорость. Единицы скорости.

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Письменное умножение на трёхзначное число.

Письменное деление на двузначное число.

Письменное деление на двузначное число. Алгоритм письменного деления на двузначное число.

Деление с остатком.

Деление на трёхзначное число.















51

  • Выполнять письменное умножение и

деление многозначного числа на однозначное.

  • Осуществлять пошаговый контроль

правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).

  • Составлять план решения текстовых задач

и решать их арифметическим способом.

  • Оценивать результаты усвоения учебного

материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов.

  • Моделировать взаимозависимости между

величинами: скорость, время, расстояние.

  • Переводить одни единицы скорости в

другие.

  • Решать задачи с величинами: скорость,

время, расстояние.

  • Применять свойство умножения числа на

произведение в устных и письменных вычислениях.

  • Выполнять устно и письменно умножение

на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.

  • Выполнять задания творческого и

поискового характера, применять знания и

способы действий в измененных условиях.

  • Работать в паре. Находить и исправлять

неверны е высказывания.

  • Излагать и отстаивать свое мнение,

аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

  • Применять свойство деления числа на

произведение в устных и письменных вычислениях.

  • Выполнять устно и письменно деление на

числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.

  • Выполнять деление с остатком на числа

10, 100, 1 000.

  • Выполнять схематические чертежи по

текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.

  • Составлять план решения.

  • Сотрудничать с взрослыми и

сверстниками.

  • Применять в вычислениях свойство

умножения числа на сумму нескольких слагаемых.

  • Выполнять письменно умножение

многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

6.Итоговое повторение (11 ч)




6


Нумерация. Повторение.

Выражения и уравнения. Повторение.

Арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление.

Правила о порядке выполнения действий.

Величины. Повторение.

Решение задач. Повторение.







11

  • Объяснять каждый шаг в алгоритмах

письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

  • Выполнять письменно деление

многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

  • Распознавать и называть геометрические

тела: куб, шар, пирамида.

  • Изготавливать модели куба и пирамиды из

бумаги с использованием разверток.


7. Рекомендации по оснащению учебного процесса


УМК по математике для 3-4 классов общеобразовательных организаций:

  1. Моро М. И. Математика. 3 класс : в 2 ч.: учеб. для учащихся общеобразовательных. учреждений - М.: Просвещение, 2019.

  2. Моро М. И. Математика. 4 класс: в 2 ч.: учеб. для учащихся общеобразовательных. учреждений - М.: Просвещение, 2019.

  3. Моро М. И., Волкова С. И. Рабочая тетрадь по математике. 3 класс: в 2 ч.: М.: Просвещение, 2019.

  4. Моро М. И. Волкова С. И. Рабочая тетрадь по математике. 4 класс: в 2 ч.: М.: Просвещение, 2019.

  5. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 класс.: М: Просвещение, 2019.

  6. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 4 класс.: М: Просвещение, 2019.

  7. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 3 класс.: М: Просвещение, 2019.

  8. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 4 класс.: М: Просвещение, 2019.

  9. Информационные средства.

  10. Интернет- ресурсы.



Требования к оцениванию

1. Учитывать психологические особенности ребенка: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др.

2. Объективность оценки, оценивается результат деятельности обучающегося.

3. Сформированность у обучающихся самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению.

4. Формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.

5. Формирование качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению - умения и желания осуществлять самоконтроль.

6. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

Отметка «5» ставится в случае, если обучающийся:

- показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

- не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Отметка «4» ставится в случае, если обучающийся:

- показывает знания всего изученного программного материала;

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

- допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится в случае, если обучающийся:

- показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;

- умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

- допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Отметка «2» ставится в случае, если обучающийся:

- показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале;

- не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

- допускает несколько грубых ошибок, большое число негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, значительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Отметка «1» ставится в случае, если обучающийся показывает полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.



Нормы оценок по программе для обучающихся с задержкой психического развития.

Отметка «5» - Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу; не более 1 недочета.

Отметка «4» - Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочета по пройденному материалу.

Отметка «3» - Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 8 недочетов по пройденному материалу.

Отметка «2» - Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.

Примечания.

Ошибки:

- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

- неправильный выбор действий;

- неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков; пропуск части математических действий, влияющих на получение правильного ответа;

-несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

Негрубыми ошибкам считаются:

- ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена);

- ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий;

- нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи;

-нарушение в правильности расположения записей, чертежей; -небольшая неточность в измерении и черчении

- неправильное списывание и данных;

- ошибки в записи математических терминов;- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; -наличие записи действий;- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.














СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по НМР

_______________ _____ 20 года

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(наименование образовательной организации)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По _______математике___________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Класс___ 3 ___________________________

Учитель____ Иванова Ю.Н ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________

Количество часов: всего ___ 102 часов; в неделю___ 3 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы Ивановой Ю.Н._______

___________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)


Планирование составлено на основе: Авторской программы к учебнику по математике 3 класса, М. И. Моро

В соответствии ­­­­__ФГОС ОО___________________________________________________________

(ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)

Учебник:___________________________________________________________________

(если используется или на его основе составлена программа)

3 класс


п/п

Тема урока

1


Сложение и вычитание.

Сложение и вычитание двузначных чисел с пере­ходом через десяток.

2

Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым.

3

Решение уравнений с неизвестным уменьшае­мым.

4

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.

5

Обозначение геометриче­ских фигур буквами.

6


«Странички для любозна­тельных». Проверочная работа №1 «Числа от 1 до 100. Сло­жение и вы­читание».

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научи­лись».

7

Умножение. Связь между компонента­ми и резуль­татом умно­жения. Чётные и не­чётные числа. Таблица умножения и деления на 3.

8

Решение за­дач с величи­нами: цена, количество, стоимость.

9

Решение за­дач с величи­нами: масса одного пред­мета, количе­ство предме­тов, общая масса.

10

Порядок вы­полнения действий. Тест № 1 «Проверим себя и оце­ним свои до­стижения».

11

Закрепление. Решение за­дач.

12

«Странички для любозна­тельных». Проверочная работа № 2 по теме «Табличное умножение и деление».

13

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

14

Контроль­ная работа № 1 по теме «Табличное умножение и деление».

15

Таблица умножения и деления на 4. Закрепление пройденно­го. Таблица умножения.

16

Задачи на увеличение числа в не­сколько раз

17

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

18

Таблица умножения и деления на 5.

19

Задачи на кратное срав­нение. Решение за­дач на крат­ное сравне­ние.

20

Решение за­дач. Проверочная работа № 3 по теме «Решение за­дач».

21

Таблица умножения и деления на 6.

22

Решение за­дач.

23

Задачи на нахождение четвёртого пропорцио­нального. Решение за­дач.

24

Таблица умножения и деления на 7.

25

«Странички для любозна­тельных». Проект «Математиче­ская сказка».

26

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научи­лись».

Проверочная работа № 4 по теме «Умножение и деление. Решение за­дач».

27

Контрольная работа № 2

28

Площадь. Единицы площади. Квадратный сантиметр.

29

Площадь прямоуголь­ника.

30

Таблица умножения и деления на 8.

31

Решение за­дач.

32

Таблица умножения и деления на 9.

33

Квадратный дециметр.

34

Таблица умножения. Решение за­дач.

35

Квадратный метр.

36

Решение за­дач.

37

«Странички для любозна­тельных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научи­лись». Тест № 2 «Про­верим себя и оценим свои достиже­ния».

38

Умножение на 1.

39

Умножение на 0.

40

Случаи деле­ния вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. Деление нуля на число.

41

Решение за­дач. «Странички для любозна­тельных».

42

Контрольная работа № 3 по теме «Табличное умножение и деление».

43

Доли.

44

Окружность. Круг. Диаметр окружности (круга).

45

Решение за­дач. Проверочная работа № 5 по темам «Таблица умножения и деления. Ре­шение задач».

46

Единицы времени.

47

«Странички для любозна­тельных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научи­лись».

48

Контрольная работа № 4

49

Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3.

50

Случаи деле­ния вида 80 : 20.

51

Умножение суммы на чис­ло.

52

Умножение двузначного числа на од­нозначное.

53

Решение за­дач.

54

Выражения с двумя пере­менными. «Странички для любозна­тельных».

55

Деление сум­мы на число.

56

Приёмы деле­ния вида 69 : 3, 78 : 2.

57

Связь между числами при делении.

58

Проверка деления.

59

Приём деле­ния для слу­чаев вида 87 : 29, 66 : 22.

60

Проверка умножения делением. Решение уравнений.

61

Закрепление пройденного материала. Проверочная работа № 6 по теме «Внетаблич­ное умноже­ние и деле­ние».

«Странички для любозна­тельных». Что узнали. Чему научи­лись.

62

Контрольная работа № 5 по теме «Внетаблич­ное умноже­ние и деле­ние».

63

Деление с остатком.

64

Деление с остатком. Де­ление с остат­ком методом подбора.

65

Задачи на деление с остатком.

66

Случаи деле­ния, когда де­литель больше остатка. Про­верочная ра­бота № 7 по теме «Деле­ние с остат­ком».

67

Проверка де­ления с остат­ком. Наш проект «Задачи-расчёты».

68

«Странички для любозна­тельных». Что узнали. Чему научи­лись. Тест №3 «Проверим себя и оце­ним свои до­стижения».

69

Устная нуме­рация чисел в пределах 1000.

70

Разряды счёт­ных единиц.

71

Письменная нумерация чисел в пре­делах 1000. Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.

72

Замена трёх­значного чис­ла суммой разрядных слагаемых.

73

Письменная нумерация чисел в пре­делах 1000. Приёмы уст­ных вычисле­ний.

74

Контрольная работа № 6 по темам «Решение за­дач и уравне­ний. Деление с остатком».

75

Сравнение трёхзначных чисел.

76

Устная и письменная нумерация чисел в пре­делах 1000. Проверочная работа № 8 по теме «Нумерация чисел в пре­делах 1000».

77

Единицы мас­сы. «Странички для любозна­тельных». Что узнали. Чему научи­лись. Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои дости­жения».

78

Приёмы уст­ных вычисле­ний.

79

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 450 + 30, 620–200.

80

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 470 + 80, 560–90.

81

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 260 + 310, 670–140.

82

Приёмы письменных вычислений.

83

Письменное сложение трёхзначных чисел.

84

Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились».

85

Виды треугольни­ков. Проверочная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание».

86

Закрепление. Решение за­дач. «Странички для любозна­тельных».

87

Контрольная работа № 7 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел».

88

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 180 · 4, 900 : 3.

89

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 240 · 4, 203 · 4, 960 : 3.

90

Приёмы уст­ных вычисле­ний вида: 100 : 50, 800 : 400.

91

Виды тре­угольников. «Странички для любозна­тельных».

92

Приёмы уст­ных вычисле­ний в преде­лах 1000. За­крепление. Приёмы письменного умножения в пределах 1000.

93

Закрепление. Проверочная работа № 10 по теме «Умножение многозначно­го числа на однознач­ное».

94

Приём пись­менного де­ления на од­нозначное число.

95

Проверка деления.

96

Приём пись­менного де­ления на од­нозначное число. Проверочная работа № 11 по теме «Де­ление много­значного чис­ла на одно­значное».

97

Знакомство с калькулято­ром. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научи­лись».

98

Контрольная работа № 8 «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000».

99

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. Нумерация. Сложение и вычитание.

100

Умножение и деление. Задачи.

101

Контрольная работа № 9 за год.

102


Геометриче­ские фигуры и величины. Тест № 5 «Проверим себя и оце­ним свои до­стижения». Правила о по­рядке выпол­нения дей­ствий. Задачи.








































СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

_______________ _____ 20 года

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(наименование образовательной организации)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По _______математике___________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Класс___ 4 ___________________________

Учитель____ Иванова Ю.Н ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬___________________________

Количество часов: всего ___ 102 часов; в неделю___ 3 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы Ивановой Ю.Н._______

___________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)


Планирование составлено на основе: Авторской программы к учебнику по математике 4 класса, М. И. Моро

В соответствии ФГОС ОО___________________________________________________________

(ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)

Учебник:___________________________________________________________________

(если используется или на его основе составлена программа)


4 класс


п/п

Тема урока


Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Повторение (11 часов)

1

Повторение. Нумерация чисел.

2

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание.

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

4

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел

5

Умножение трёхзначного числа на однозначное.

6

Свойства умножения.

7

Алгоритм письменного деления трехзначных чисел на однозначные

8

Входная контрольная работа за курс изученного в 3 классе.

9

Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число

10

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм

11

Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.

Числа, которые больше 1000.

Нумерация (10 часов)

12

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч

13

Чтение многозначных чисел.

14

Запись многозначных чисел

15

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

16

Сравнение многозначных чисел

17

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

18

Класс миллионов и класс миллиардов .

19

Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)»

20

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

21

Контрольная работа № 2 за 1 четверть «Числа от 1 до 1000»

Величины (11 часов)

22

Единица длины – километр.

23

Единицы длины. Закрепление изученного.

24

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр.

25

Таблица единиц площади

26

Определение площади с помощью палетки

27

Масса. Единицы массы: центнер, тонна.

28

Время. Единицы времени. Определение времени по часам.

29

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда.

30

Век. Таблица единиц времени.

31

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

32

Контрольная работа № 3 по теме «Величины»

Сложение и вычитание (8 часов)

33

Устные и письменные приёмы вычислений

34

Нахождение неизвестного слагаемого.

35

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого.

36

Нахождение нескольких долей целого

37

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий.

38

Сложение и вычитание значений величин

39

Решение задач.

40

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

Умножение и деление (51 ч)

41

Умножение и его свойства.

42

Письменное умножение многозначного числа на однозначное

43

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

44

Контрольная работа № 4 за 1 полугодие

45

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

46

Деление с числами 0 и 1. Деление многозначного числа на однозначное.

47

Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное

48

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

49

Письменные приёмы деления многозначного числа на однозначное. Решение задач.

50

Решение задач на пропорциональное деление.

51

Закрепление изученного. «Что узнали. Чему научились.»

52

Умножение и деление на однозначное число.

53

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

54

Решение задач на движение.

55

Решение задач на движение.

56

Решение задач на движение. Закрепление.

57

Контрольная работа № 5 по теме «Задачи на движение»

58

Умножение числа на произведение.

59

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

60

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

61

Решение задач.

62

Перестановка и группировка множителей.

63

Деление числа на произведение.

64

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

65

Решение задач.

66

Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями

67

Решение задач

68

Проект: «Математика вокруг нас»

69

Закрепление изученного. Что узнали, чему научились.

70

Умножение числа на сумму.

71

Письменное умножение на двузначное число.

72

Решение задач.

73

Письменное умножение на трёхзначное число.

74

Письменное умножение на трёхзначное число.

75

Закрепление изученного. Что узнали, чему научились.

76

Контрольная работа № 6 за 3 четверть

77

Письменное деление на двузначное число.

78

Письменное деление на двузначное число. Алгоритм письменного деления на двузначное число.

79

Письменное деление на двузначное число. Алгоритм письменного деления на двузначное число.

80

Закрепление изученного. Решение задач.

81

Закрепление изученного.

82

Письменное деление на двузначное число. Закрепление изученного.

83

Закрепление изученного. Решение задач.

84

Контрольная работа № 7 по теме «Деление на двузначное число»

85

Письменное деление на трёхзначное число.

86

Письменное деление на трёхзначное число.

87

Закрепление изученного.

88

Деление с остатком.

89

Деление на трёхзначное число. Закрепление.

90

«Что узнали. Чему научились»

91

«Что узнали. Чему научились». Закрепление.

Итоговое повторение (11 ч)

92

Итоговая диагностическая работа.

93

Нумерация. Повторение.

94

Выражения и уравнения. Повторение.

95

Арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление.

96

Правила о порядке выполнения действий. Повторение.

97

Итоговая контрольная работа

98

Анализ контрольной работы.

99

Величины. Повторение.

100

Решение задач. Повторение.

101

Решение задач. Повторение.

102

Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»