Комитет Администрации Баевского района по образованию
Прослаухинская СОШ – филиал МБОУ «Баевская СОШ»
РАССМОТРЕНО протокол заседания педагогического совета от 06.09.2017 № 2 | УТВЕРЖДЕНО приказом от 06.09.2017 № 15 директор школы-филиала __________ Н. А. Стахнёва |
Адаптированная рабочая программа
по математике 3 класса обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 8-е издание. Москва: «Просвещение» 2013.
Разработчик:
Бардикова Л Н
учитель начальных классов
Прослауха
2017
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
Образовательная программа составлена на основе федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г., №288).
Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание – М.: Просвещение, 2013 г.
Конвенции ООН о правах ребенка, ст.23, Конституции РФ, приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего и среднего общего образования,
Согласно письму Министерства Народного образования РСФСР от 14.11.1987 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 года № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях», на основании ходатайств ОУ и медицинских заключений.
Приказа комитета Администрации Баевского района по образованию «Об индивидуальном обучении» от 09.09.2016 № 113
Локальных актов ОО
Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п
"Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Математике» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013 г.
Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Задачи:
Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
Научить читать и записывать числа в пределах 100.
Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Примечания.
1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление.
Основные цели преподаваемого предмета
Образовательные:
- формирование умения правильно производить арифметические действия и пользоваться устными вычислительными приемами
-формирование представлений о единицах измерения
Коррекционно-развивающие:
- развитие речемыслительной деятельности и обогащение ее математической терминологией
- развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной)
- развитие внимания
- развитие глазомера
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности и уверенности, чувства ответственности, дисциплинированности, трудолюбия.
Продолжительность программы:
По программе: 68 часа, 2 часов в неделю
Основное содержание тем:
1. Повторение
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длины: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.
2. Умножение и деление чисел
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.
3. Сотня
Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи. Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание, умножение и деление.
4. Меры длины, времени, массы, стоимости.
Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год. Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5 минут. Мера стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.
5. Геометрический материал (в течение года)
Окружность. Круг. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий.
6. Повторение
Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.
Тематический план
Раздел программы | Количество часов |
Повторение. (Второй десяток) | 18 |
Умножение и деление чисел | 13 |
Сотня | 34 |
Повторение | 3 |
Итого за год: | 68 ч |
Календарно-тематическое планирование уроков математики 3 класс
(2 часа в неделю-68 часов)
Номер урока | Название разделов и тем | Содержание урока | Дата |
По плану | По факту |
| Повторение (второй десяток) (18 ч) | | | |
1, 2, 3 | Нумерация. | Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20. Следующее и предыдущее число. Четные и нечетные числа. Однозначные и двузначные числа. Разложение двузначных чисел на десятки и единицы. | | |
4 | Проверочная работа по теме «Нумерация» | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
5, 6, 7, 8 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. | Название компонентов действия сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20.Решение простых задач на нахождение суммы и разности. | | |
9 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
10 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение. Прибавление числа 9. | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
11 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение. Прибавление числа 8. | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
12 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение. Прибавление числа 7. | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
13 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение. Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2. | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
14 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Вычитание. Вычитание числа 9. | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
15 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Вычитание. Вычитание числа 8. | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
16 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Вычитание. Вычитание числа 7. | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
17 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Вычитание. Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2. | Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | | |
18 | Контрольная работа по теме «Повторение (второй десяток)». | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
| Умножение и деление. (13 ч) | | | |
19 | Конкретный смысл действия умножения. | Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. | | |
20 | Конкретный смысл действия деления. | Деление. Знак деления. Название компонентов деления. | | |
21 | Таблица умножения числа 2. | Таблица умножения числа 2. | | |
22 | Деление на равные части. | Деление на равные части. | | |
23 | Таблица деления на 2. | Таблица деления на 2. | | |
24 | Таблица умножения числа 3. | Таблица умножения числа 3. | | |
25 | Таблица деления на 3. | Таблица деления на 3. | | |
26 | Таблица умножения числа 4. | Таблица умножения числа 4. | | |
27 | Таблица деления на 4. | Таблица деления на 4. | | |
28 | Таблицы умножения чисел 5 и 6. | Таблицы умножения чисел 5 и 6. | | |
29 | Таблицы деления на 5 и на 6. | Таблицы деления на 5 и на 6. | | |
30 | Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6. | Взаимосвязь таблицы умножения и деления. | | |
31 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление». | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
| Сотня. (34 ч) | | | |
32, 33, 34, 35 | Нумерация. | Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. | | |
36 | Меры длины. | Сантиметр, дециметр, метр и соотношение между ними. | | |
37 | Меры времени. | Час, сутки, соотношение между ними. Год, месяц, соотношение между ними. | | |
38 | Окружность, круг. | Круг и окружность. Центр и радиус окружности. Построение окружности по заданному радиусу. Измерение радиуса окружности. | | |
39 | Углы. | Углы. Виды углов. Построение углов. | | |
40 | Контрольная работа по теме «Сотня. Нумерация». | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
41, 42 | Сложение и вычитание круглых десятков. | Сложение и вычитание круглых десятков. | | |
43 | Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. | Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. | | |
44 | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | | |
45 | Сложение круглых десятков и двузначных чисел | Сложение круглых десятков и двузначных чисел | | |
46 | Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. | Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. | | |
47, 48 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | Сложение и вычитание двузначных чисел. | | |
49 | Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. | Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. | | |
50 | Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. | Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. | | |
51, 52 | Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. | Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни. | | |
53 | Контрольная работа по теме «Сотня. Сложение и вычитание» | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
54, 55, 56 | Числа, полученные при счете и при измерении. | Числа с наименованиями. | | |
57 | Проверочная работа по теме «Числа, полученные при счете и при измерении». | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
58, 59 | Деление на равные части. Деление по содержанию. | Деление на равные части. Деление по содержанию. | | |
60 | Взаимное положение линий на плоскости. | Геометрические фигуры на плоскости и их взаимное расположение. | | |
61 | Геометрический материал. | Прямая, луч, отрезок. Многоугольники. | | |
62, 63, 64 | Порядок арифметических действий. | Действия I и II ступени. Скобки. Порядок арифметических действий | | |
65 | Проверочная работа по теме «Порядок арифметических действий». | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
| Повторение. (3 ч) | | | |
66, 67 | Повторение. | Повторение изученного в 3 классе. | | |
68 | Итоговая контрольная работа. | Проверка знаний, умений и навыков. | | |
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой Подготовительный, 1-4классы. М.: «Просвещение» 2013 г.
2. В.В.Эк . Математика. В 2 частях. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2009 г.
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс)
Составитель программы
Класс Дата заполнения
Эксперт
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | | |
2 | Планируемые результаты. Описание уровней воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности. | | |
3 | Содержание курса, количество часов курса | | |
| Количество часов, отводимых на реализацию рабочей программы, должно соответствовать учебному плану ОУ | | |
4 | Учебно-тематическое планирование | | |
| - соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | | |
| -изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование | | |
| - соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | | |
5 | Перечень учебно-методических средств обучения | | |
6 | Таблица контрольных и практических работ по предмету | | |
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу
№ п/п | Предмет | Дата | Основание для изменений | Содержание откорректированных разделов (тем) | Способ внесения изменений (слияние тем) | Подпись |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
13