МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 92» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от «30»августа 2017 года Председатель МО ____________________ /Селезнева О.В./ | ПРОВЕРЕНО «30»августа 2017 года Заместитель директора по УВР __________________ /Медведев В.В./ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Школы №92 г.о. Самара __________________ /Романенко Р.В./ Приказ № _____ от «31»августа 2017 года М.П. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МАТЕМАТИКЕ
для учащихся 4 го класса
Программа составлена: учитель начальных классов Исаева К.Н.
Самара, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении данной программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО».
Программа предназначена для учащихся 1-4 начальных классов
Цель курса: формирование у детей предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике.
Задачи:
Образовательная – формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; формирование умения вести поиск информации и работать с ней.
Развивающая - развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения; развитие математической речи; развитие познавательных способностей;
Воспитывающая – воспитание стремления к расширению математических знаний; воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане
По авторской программе на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на540ч: в 1 классе – 132 ч (33 учебные недели), во 2 - 4 классах – по 136 ч. (34 учебные недели в каждом классе).
По учебному плану МБОУ Школы № 92 г.о. Самара на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на540ч: в 1 классе – 132 ч (33 учебные недели), во 2 - 4 классах – по 136 ч. (34 учебные недели в каждом классе).
Учебно-методический комплект
Программа: Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций /М. И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова и др. – 2-е изд. перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 124с.
Учебники:
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.
2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч.
3. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
4. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (85ч)
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000.
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000
Нумерация Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил лионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида:
729-х = 217 + 163, х-137 = 500-140'. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6-х = 429+ 120, х-18 = 270-50, 360: х — 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ Что узнали, чему научились в 4 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
4 класс
Тема | Результаты обучения |
Предметные | Метапредметные |
Числа от 1 до 1000 | Учащийся должен уметь: названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов. единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин; | Учащийся должен уметь: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 |
Нумерация | Учащийся должен уметь: названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов. | Учащийся должен уметь: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Величины | Учащийся должен уметь: единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин; связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др. находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон; узнавать время по часам; выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число); применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами. строить заданный отрезок; строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон. | Учащийся должен уметь: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
Сложение и вычитание | Учащийся должен уметь: названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; связь между компонентами и результатом каждого действия; основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения); правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их; таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления. записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них); находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв. выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений; | Учащийся должен уметь: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Умножение и деление | Учащийся должен уметь: названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; связь между компонентами и результатом каждого действия; основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения); правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их; таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления. | Учащийся должен уметь: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | Учащийся должен уметь: таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления. Решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий; решать задачи в 1—3 действия; связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др. виды углов: прямой, острый, тупой; виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний. названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; связь между компонентами и результатом каждого действия; основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения); правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их; | Учащийся должен уметь: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». |
Личностные результаты обучения
Учащийся должен:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
целостное восприятие окружающего мира.
развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС (136 ч., из расчета 4 ч. в неделю)
Номер урока | Тема урока | Количество часов |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (9 ч.) |
1 | Повторение. Нумерация чисел. | 1 |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 |
4 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел | 1 |
5-6 | Свойство умножения. Умножение трехзначного числа на однозначное | 2 |
7 | Алгоритм и приемы письменного деления | 1 |
8 | Диаграммы | 1 |
9 | Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление». | 1 |
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 (76 ч.) |
Нумерация (6 ч.) |
10 | Класс единиц и класс тысяч. | 1 |
11 | Чтение и запись многозначных чисел. | 1 |
12 | Разрядные слагаемые. Сравнение чисел | 1 |
13 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 |
14 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 |
15 | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация.». | 1 |
Величины (9 ч.) |
16 | Единицы длины. Километр. | 1 |
17-18 | Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. | 2 |
19 | Измерение площади с помощью палетки. | 1 |
20 | Единицы массы. Тонна, центнер. | 1 |
21-22 | Единицы времени. Определение времени по часам. Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | 2 |
23 | Век. Таблица единиц времени. | 1 |
24 | Контрольная работа по теме «Величины». | 1 |
Сложение и вычитание (6 ч.) |
25-26 | Устные и письменные приемы вычислений. Нахождение неизвестного слагаемого. | 2 |
27 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 |
28 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 |
29 | Сложение и вычитание величин. | 1 |
30 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 |
Умножение и деление (46 ч.) |
31 | Свойства умножения. Письменные приемы умножения. | 1 |
32 | Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями. | 1 |
33-34 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 2 |
35 | Деление с числами 0 и 1. | 1 |
36 | Письменные приемы деления | 1 |
37 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | 1 |
38 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 |
39 | Умножение и деление на однозначное число. | 1 |
40-41 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 2 |
42 | Решение задач на движение. | 1 |
43 | Умножение числа на произведение. | 1 |
44-45 | Письменное умножение на число, двух чисел оканчивающееся нулями. | 2 |
46 | Перестановка и группировка множителей. | 1 |
47 | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 |
48-49 | Деление числа на произведение. Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 2 |
50 | Решение задач. | 1 |
51-54 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 4 |
55-56 | Решение задач. | 2 |
57 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 |
58 | Умножение числа на сумму. | 1 |
59-60 | Письменное умножение на двузначное число. | 2 |
61-62 | Письменное умножение на трехзначное число. | 2 |
63 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на трехзначное число». | 1 |
64 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 |
65 | Алгоритм письменного деления на двузначное число. | 1 |
66-67 | Письменное деление на двузначное число. | 2 |
68-69 | Решение задач. | 2 |
70 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». | 1 |
71 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 |
72 | Деление с остатком. | 1 |
73 | Решение задач | 1 |
74-75 | Деление на трехзначное число. | 2 |
76 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначные числа». | 1 |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (9 ч.) |
77 | Нумерация. | 1 |
78 | Выражения и уравнения. | 1 |
79 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | 1 |
80 | Арифметические действия: умножение и деление. | 1 |
81 | Правила о порядке выполнения действий. | 1 |
82 | Величины. | 1 |
83 | Геометрические фигуры. | 1 |
84 | Задачи. | 1 |
85 | Контрольная работа за 4 класс. | 1 |