Пояснительная записка
Рекомендации ПМПК: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, вар.7.2.
Количество обучающихся: 1 ч
Количество часов, на которое рассчитана АОП:
Количество часов в неделю: 1ч (0.5часа – очное обучение, 0.5 часа самостоятельное изучение)
Количество часов в год: 33часа (16.5часов – очное обучение, 16.5часов – самостоятельное изучение)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям;
способность к осмыслению и дифференциации музыкальной картины мира, ее временной организации.
Метапредметные результаты:
познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять разносторонний анализ (звучащей музыки);
сравнивать музыкальные произведения;
обобщать-классифицировать музыкальные произведения.
регулятивные универсальные учебные действия:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (прослушать, определить, придумать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, высказывание по результату прослушивания, двигательное изображение по заданию и т.п.);
осуществлять контроль результатов (выучена запевка, стихотворение, куплет и пр.) под руководством учителя и самостоятельно.
коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с учениками и учителем.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Обучающийся 1 класса научится:
– воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально - образного содержания;
– различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
–выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
– воплощать настроение музыкальных произведений в пении;
– отличать русское народное творчество от музыки других народов;
– вслушиваться в звуки родной природы;
– воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях, пении простых мелодий;
– понимать значение музыкальных сказок, шуток.
– слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;
– различать темпы, ритмы марша, танца и песни;
– находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
– определять куплетную форму в тексте песен;
– различать более короткие и более длинные звуки, условные обозначения (форте – пиано и др.).
– исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;
– чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;
– воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;
– различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов.
Обучающийся 1 класса получит возможность научиться:
– воспринимать и понимать музыкальные произведения, доступные возрасту 6–8 лет;
– передавать содержание песенного творчества в пении, движении и др.
– выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений;
– понимать элементарную запись ритма и простой интонации;
– различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты), пение солиста и хора (мужского, женского или детского);
– элементарными музыкальными понятиями: звук, звукоряд, нота, темп, ритм, мелодия и др.
– выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера;
– узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
– различать звучание музыкальных инструментов, голосов.
Содержание учебного предмета, курса
Музыка в жизни человека (15ч). Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Балет.
Отечественные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки.
Основные закономерности музыкального искусства (10ч). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.
Музыкальная картина мира (8ч). Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Поурочно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Коррекционные задачи |
| Очное обучение | Самостоятельное изучение | | |
1 | Музыка в жизни человека –8ч Вводный урок. | | 1 | Формирование учебной мотивации |
2 | | Музыка вокруг нас. | 1 | Расширение знаний и представлений об окружающем |
3 | Музыка осени. | | 1 | Расширение знаний и представлений об окружающем. |
4 | | Музыка и наше настроение. | 1 | Расширение знаний и представлений об окружающем. |
5 | Народные инструменты (гармонь). | | 1 | Развитие наглядно – образного мышления. |
6 | | Народные инструменты (свирель, дудочка). | 1 | Развитие наглядно – образного мышления. |
7 | Народные инструменты (балалайка). | | 1 | Развитие наглядно – образного мышления. |
8 | | Народная музыка. | 1 | Развитие памяти. |
9 | Музыка в жизни человека –7ч Песня | | 1 | Развитие памяти. |
10 | | Танец. | 1 | Развитие чувства ритма |
11 | Марш. | | 1 | Развитие чувства ритма |
12 | | Отечественные музыкальные традиции. | 1 | Развитие внимания. |
13 | Отечественные народные традиции. | | 1 | Повышение уровня словарного запаса. |
14 | | Повторение пройденного. | 1 | Расширение знаний и представлений об окружающем. |
15 | Подготовка к новогоднему утреннику | | 1 | Формирование социальных навыков |
16 | Основные закономерности музыкального искусства - 10ч Музыкальная речь как способ общения между людьми. | Подготовка к новогоднему утреннику | 1 | Развитие наглядно – действенного мышления. |
17 | | Медленная и быстрая музыка. | 1 | Повышение уровня словарного запаса. |
18 | Мажорная и минорная музыка. | | 1 | Развитие наглядно – образного мышления. |
19 | | Музыка в цирке. | 1 | Развитие наглядно – действенного мышления. |
20 | О чем может сказать музыка? | | 1 | Развитие произвольной регуляции. |
21 | | Композитор - исполнитель-слушатель. | 1 | Повышение уровня словарного запаса. |
22 | Образ мамы в музыке. | | 1 | Повышение уровня словарного запаса. |
23 | | Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. | 1 | Развитие внимания. |
24 | Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. | | 1 | Развитие памяти. |
25 | | Закрепление пройденного. | 1 | Расширение знаний и представлений об окружающем. |
26 | Музыкальная картина мира - 8ч Различные виды музыки (хоровая). | | 1 | Развитие памяти. |
27 | | Музыка вокальная, инструментальная. | 1 | Развитие памяти. |
28 | Певческие голоса: детские, женские, мужские. | | 1 | Расширение знаний и представлений об окружающем. |
29 | | Родина Россия в произведениях композиторов. | 1 | Формирование социальных навыков |
30 | Выдающиеся исполнительские коллективы. | | 1 | Расширение знаний и представлений об окружающем. |
31 | | Музыкальные театры. | 1 | Развитие наглядно – образного мышления. |
32 | Музыка для детей. | | 0.5 | Развитие наглядно – образного мышления. |
33 | | Различные виды музыки | 0.5 | Расширение знаний и представлений об окружающем. |
Итого | 16,5 | 16,5 | 33 | |