СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 216»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ № 216

______________А.С. Ситников











Адаптированная рабочая программа по окружающему миру


для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития














Составила: учитель нач. классов

Иванова Юлия Николаевна
















2020-2022 учебный год

г.Новосибирск

1. Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития Муниципального Автономного Образовательного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа № 216» представляет собой документ, характеризующий главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – с задержкой психического развития (далее – ЗПР), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Программа предназначена для обучающихся 3 – 4 классов с задержкой психического развития, способных усвоить адаптированную рабочую по окружающему миру в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий.

Цель реализации рабочей программы обучающихся с ЗПР направлена на создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Нормативно-правовой основой обучения с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития послужили следующие документы:

- «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

- «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 - «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

- Федеральный компонент государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089);

- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

- Устав МАОУ «СОШ № 216;

- Авторская программа к учебнику А. А. Плешакова и др.3 класс, 4 класс - М.: Просвещение, 2019.

Основной целью адаптированной рабочей программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально-персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве.

Адаптированная рабочая программа предусматривает решение основных задач:

-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;

- осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

Организуя учебный процесс, нужно постоянно иметь в виду следующее: учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения. В то же время обязательные требования, особенно на первых порах, должны быть очень невелики по охвату материала и, безусловно, доступны детям. Только доступность и понимание помогут вызвать у обучающихся интерес к учению. Важно, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Поэтому стоит руководствоваться следующими принципами:

- динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

- принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

- принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.

- принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т. е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата.

У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).

Существуют определенные психологические особенности школьников, обучающихся по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, а именно: замедленный темп формирования обобщённых знаний, интеллектуальная пассивность детей, повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности. С учётом этих особенностей, в ОО намечены пути обучения:

• обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала);

• обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений;

• обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения;

• постепенное сокращение помощи со стороны;

• постепенное повышение трудности заданий;

• постоянно уделять внимание мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.

При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся. Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии:

• сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися на уроке с целью устранения причин, вызывающих трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи учащимся;

• коммуникативно-диалоговая технология в целях развития коммуникативной куль- туры, развития речи, памяти;

• из предметных технологий используются в основном игровая технология для развития познавательных интересов обучающихся в соответствии с возрастными особенностями детей.

Исходя из вышеперечисленного, следует соблюдать определенные особенности при обучении по предметам:

- небольшой (дозированный) объем подачи материала;

- подготовительные упражнения;

- постоянное повторение и закрепление материала;

- использование наглядности и связь с жизнью;

- смена видов деятельности на уроке.

На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения материалом строится на многократной тренировке в применении полученных знаний.

Уроки чаще всего имеют следующую структуру:

- обязательный психологический настрой на урок, мотивация;

- проверка домашнего задания;

- актуализация знаний;

- изучение новой темы с обязательным использованием наглядного, раздаточного

- материала;

- закрепление новой темы («сделай по образцу»);

- повторение, формирование умений (найди ошибку);

- подведение итогов уроков (оценка, самооценка).


2. Общая характеристика курса «Окружающий мир»


Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


3. Место курса в учебном плане

Базисный учебный план на изучение окружающего мира в 3 – 4 классах отводит 2 учебных часа в неделю в течение учебного года, всего 68 часов.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

3 класс

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся с ЗПР будут сформированы:

  • Овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как

гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • Проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-

культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • Формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе

знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • Целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное

рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе

знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • Формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной

жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • Внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного

ученика;

  • Мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного

смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • Осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему

здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • Эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство

с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • Этические чувства и нормы на основе представления о внутреннем мире человека, его

душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

(при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

  • Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • Сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения

работы на различных этапах урока);

  • Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • Планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для

раскрытия темы, приводить примеры);

  • Планировать свои действия в течение урока;

  • Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

(с помощью средств, разработанных совместно с учителем);

  • Объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • Оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и

критерии, заданные учителем;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • Контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях

и других компонентах УМК для передачи информации;

  • Выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-

познавательной);

  • Использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы

для решения учебных задач;

  • Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную

информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • Анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с

выделением отличительных признаков;

  • Классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • Сравнивать объекты по различным признакам;

  • Осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в

природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии

с возрастными нормами;

  • Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных

знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе,

круговорот веществ)

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

  • Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и

вопросов;

  • Формулировать ответы на вопросы;

  • Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове,

вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • Проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в

общении;

  • Признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • Готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • Составлять рассказ на заданную тему;

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты.

Ученик научится:

  • Находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры

достопримечательностей этих городов;

  • Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • Находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • Определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • Осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного

отношения к природе;

  • Различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления

внутреннего мира человека;

  • Различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • Проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • Исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать

круговорот воды в природе;

  • Классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим

изученным группам;

  • Пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с

помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • Приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • Использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска

ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • Устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов

человека;

  • Использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и

укрепления своего здоровья;

  • Оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • Вырабатывать правильную осанку;

  • Выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • Понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • Правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • Соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных

групп, следовать их указаниям;

  • Понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую

опасность и избегать её;

  • Соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • Понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической

безопасности в повседневной жизни;

  • Раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • Осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,

необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • Различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • Понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • Объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов

гражданами страны;

  • Понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • Обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические

прогнозы.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других

источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • Приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские

отношения между странами и народами;

  • Использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о

человеке и обществе.

4 класс

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся с ЗПР будут сформированы:

  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,

ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

  • Умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих

представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

  • Чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за

свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

  • Осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской

гражданственности «Единство в многообразии»;

  • Понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего

человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

  • Целостный, социально ориентированным взгляд на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • Уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их

взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

  • Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том

числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;

  • Осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии

с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

  • Самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов

природы, будущее России;

  • Эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного

края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

  • Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии

России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным

и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

  • Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

  • Сохранять учебную задачу в течение всего урока;

  • Ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

  • Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по

изучаемой теме;

  • Планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для

раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

  • Планировать свои действия;

  • Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей

работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые

коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции

своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

  • Понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными

знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

  • Осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека,

Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

  • Выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов

(художественных и познавательных);

  • Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения

учебных задач;

  • Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную

информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • Устанавливать причинно-следственные связи;

  • Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • Строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными

нормами;

  • Проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов,

оформлении итогов проектных работ и пр.;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

  • Моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающиеся с ЗПР научатся:

  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и

вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • Формулировать ответы на вопросы;

  • Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,

вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

  • Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • Аргументировать свою позицию;

  • Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на

позицию партнера в общении;

  • Понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении

заданий;

  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом

возрастных особенностей, норм);

  • Готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • Составлять рассказ на заданную тему;

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

  • Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его

участников;

  • Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • Использовать речь для регуляции своего действия;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • Достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую

партнёру.

Предметные результаты.

Ученик научится:

  • Понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях,

открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

  • Находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской

Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

  • Называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

  • Называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы

государства;

  • Понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и

государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

  • Объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них —

  • Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные

примеры прав ребёнка;

  • Раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных

символов других стран;

  • Называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о

традициях и праздниках народов России;

  • Рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • Проводить несложные астрономические наблюдения;

  • Изготавливать модели планет и созвездий;

  • Использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

  • Анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

  • Приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной

книги;

  • Находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на \

карте природных зон России — основные природные зоны;

  • Объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику

природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

  • Приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в

Красную книгу России;

  • Выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью

моделей;

  • Оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие

экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

  • дДавать краткую характеристику своего края;

  • Различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-

определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

  • Давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

  • Выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью

моделей;

  • Оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных

сообществах;

  • Рассказывать об охране природы в своём крае;

  • Различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего

края;

  • Приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники

информации о прошлом;

  • Соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте

времени»;

  • Читать историческую карту;

  • Перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко

характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

  • С помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

  • Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по

иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

  • Показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды

истории, места некоторых важных исторических событий;

  • Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях

истории России;

  • Соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных

событий в истории России;

  • Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о

них;

  • Описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их

достопримечательности;

  • Называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

  • Раскрывать связь современной России с её историей;

  • Использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и

подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

5. Содержание курса

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


6. Примерное тематическое планирование

3 класс


п/п

Основное содержание по темам

Количество часов

Характеристика деятельности

учащихся


1

  1. Как устроен мир (9 ч)

Природа

Человек

Общество

Российская Федерация

О чем расскажет план

Что такое экология

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»


9

  • Различать понятия: неживая природа, живая

природа, организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

  • Различать, чем человек отличается от других

объектов живой природы. Выделять ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.

  • Различать понятия государство,

территория. Определять герб, флаг России.

  • Отличать экологию от других похожих наук.

  • Определять экологические связи. Применять правила

поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.


Эта удивительная природа (19 ч)

22

Звездное небо.

Тела, вещества, частицы.

Воздух и его охрана.

Вода.

Превращения и круговорот воды.

Что такое почва.

Разнообразие растений

Солнце, растения и мы с вами

Размножение и развитие растений.

Охрана растений.

Разнообразие животных

В царстве грибов

19

  • Определять понятия: тело, вещество, частица.

  • Распознавать вещества: соль, сахар, крахмал,

кислота. Правильно пользоваться этими веществами.

  • Определять состав и свойства воздуха.

  • Определять основные свойства воды. Знать о

значении воды.

  • Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры

охраны водоёмов от загрязнения.

  • Распознавать основные свойства почвы.

  • Знать классификацию растений.

  • Распознавать классификацию животных.

  • Распознавать съедобные и несъедобные грибы.

  • Устанавливать взаимосвязь между растениями и

животными.

  • Определять причины исчезновения животных.


Мы и наше здоровье (10 ч)

33

Организм человека.

Органы чувств

Опора тела и движение.

Наше питание.

Дыхание и кровообращение.

Умей предупреждать болезни

Здоровый образ жизни

10

  • Иметь представление о внутреннем строении

человека.

  • Иметь представление об органах чувств.

  • Оказывать первую помощь при небольших

повреждениях.

  • Показывать основные кости скелета.

  • Соблюдать правила питания.

  • Выполнять правила безопасности (пожарной, ПДД).


Наша безопасность (8 ч)

44

Огонь, вода и газ

Дорожные знаки

Природа и наша безопасность

Экологическая безопасность.

8

  • Соблюдать правила дорожного движения.

  • Узнавать основных дорожные знаки,

ориентироваться на дороге.

  • Выполнять правила личной экологической

безопасности.


Чему учит экономика (12 ч)

55

Для чего нужна экономика

Полезные ископаемые.

Растениеводство.

Животноводство

Какая бывает промышленность.

Что такое деньги.

Государственный бюджет

Семейный бюджет

12

  • Определять понятие экономика, главную задачу

экономики

  • Распознавать основные полезные ископаемые.

  • Отличать культурные растения от дикорастущих.

  • Различать продукцию каждой отрасли

промышленности.

  • Определять роль денег в экономике.

  • Распознавать современные российские монеты.


Путешествие по городам и странам (10 ч)

66

Золотое кольцо России

Наши ближайшие соседи

На севере Европы

Что такое Бенилюкс

В центре Европы

По Франции и Великобритании

На юге Европы


10

  • Распознавать некоторые города Золотого кольца

России и их главные достопримечательности.

  • Распознавать государства – ближайшие соседи

России, показывать их на карте.

  • Распознавать северные европейские государства,

показывать их на карте.

  • Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их

экономики.

  • Называть страны, расположенные в центре Европы,

показывать их на карте.


4 класс


п/п

Основное содержание по темам

Кол. часов

Характеристика деятельности

учащихся


  1. Земля и человечество (8 ч)

1

Мир глазами астронома.

Планеты Солнечной системы.

Мир глазами географа.

Мир глазами историка.

Мир глазами эколога.

Международная Красная книга.

8

  • Объяснять значения слов: «астрономия»,

«астроном».

  • Характеризовать планеты Солнечной системы.

Называть естественные спутники планет.

  • Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить

условные знаки на карте полушарий.

  • Составлять рассказы о мире с точки зрения историка.

  • Рассказывать о Международной Красной книге.

Рассказывать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида. Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезновения.


  1. Природа России (10 ч)

2

Равнины и горы России.

Моря, озёра и реки России.

Зона арктических пустынь.

Тундра.

Леса России.

Лес и человек.

Зона степей.

Пустыни.

У черного моря.

10

  • Находить и показывать на физической карте

России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.

  • Характеризовать формы земной поверхности

России.

  • Находить и показывать на физической карте

России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте.

  • Знакомиться с картой природных зон России.

  • Характеризовать зону тундры по плану;

сравнивать природу тундры и арктических пустынь.


  1. Родной край- часть большой страны (11 ч)

3

Поверхность нашего края.

Водные богатства нашего края.

Наши подземные богатства.

Земля-кормилица.

Жизнь леса.

Жизнь луга.

Жизнь в пресных водах.

11

  • Находить и показывать на карте зону тайги, зону

смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте.

  • Учить распознавать на практике деревья, кусты,

травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

  • Определять с помощью атласа-определителя

растения луга в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лугового сообщества.


  1. Страницы всемирной истории (5 ч)

4

Мир древности: далёкий и близкий.

Средние века: время рыцарей и замков.

Новое время: встреча Европы и Америки.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

5

  • Определять по «ленте времени» длительность

периода первобытной истории.

  • Древнего мира. Находить на карте

местоположение древних государств.

  • Обсуждать методы изучения истории Древнего

мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени.


  1. Страницы истории России (26 ч)

5

Государство Русь.

Куликовская битва.

Иван Третий.

Россия в правлении царя Ивана Васильевича Грозного.

Пётр Великий.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Екатерина Великая.

Отечественная война 1812 года.

Страницы истории XIX века.

Россия вступает в XX век.

Страницы истории 1920-1930-х годов.

Великая Отечественная война и Великая Победа.

Страна, открывшая путь в космос.

26

  • Анализировать карту расселения племён древних

славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

  • Анализировать карту расселения племён древних

славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

  • Извлекать из дополнительной литературы и

Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

  • Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из

Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры.

  • Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая

стала называться Великой.

  • Отмечать на «ленте времени» Отечественную

войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

  • Делиться впечатлениями от фотографий военных

лет и от картин на тему войны и Парада Победы.


  1. Современная Россия (8 ч)

8

Основной закон России и права человека.

Мы - граждане России.

Славные символы России.

Такие разные праздники.

Путешествие по России.

6

  • Находить на политико-административной карте

РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

  • Знакомиться с особенностями герба Российской

Федерации, его историей, символикой.

  • Рассказывать по личным впечатлениям о разных

уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.


7. Рекомендации по оснащению учебного процесса


УМК по окружающему миру для 3 – 4 классов общеобразовательных организаций:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс: в 2 ч.: учеб. для учащихся общеобразовательных. учреждений - М.: Просвещение, 2019.

  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч.: учеб. для учащихся общеобразовательных. учреждений - М.: Просвещение, 2019.

  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс: в 2 ч.: - М.: Просвещение, 2019.

  4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: в 2 ч.: - М.: Просвещение, 2019.

  5. Плешаков А.А., Плешаков С.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 3 класс: - М.: Просвещение, 2019.

  6. Плешаков А.А., Плешаков С.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс: - М.: Просвещение, 2019.

  7. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 3 класс: - М.: Просвещение, 2019.

  8. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 4 класс: - М.: Просвещение, 2019.

Информационные средства.

Интернет- ресурсы.

Требования к оцениванию

1. Учитывать психологические особенности ребенка: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др.

2. Объективность оценки, оценивается результат деятельности обучающегося.

3. Сформированность у обучающихся самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению.

4. Формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.

5. Формирование качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению - умения и желания осуществлять самоконтроль.

6. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

Отметка «5» ставится в случае, если обучающийся:

- показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

- не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Отметка «4» ставится в случае, если обучающийся:

- показывает знания всего изученного программного материала;

- умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

- допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится в случае, если обучающийся:

- показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;

- умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

- допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Отметка «2» ставится в случае, если обучающийся:

- показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале;

- не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

- допускает несколько грубых ошибок, большое число негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, значительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Отметка «1» ставится в случае, если обучающийся показывает полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.



Нормы оценок по программе для обучающихся с задержкой психического развития.

Отметка «5» - учащийся правильно употребляет в речи лексику по изучаемой теме; - строит рассказ в соответствии с программными требованиями и материалом предмета; - правильно ставит вопрос, владеет навыками сжатого и полного пересказа; - самостоятельно строит высказывания, излагает материал логично и последовательно.

Отметка «4» - учащийся допускает 3-4 ошибки при употреблении лексики по изученной теме; - нуждается в помощи при построении сложных предложений; - требует помощи в логическом построении предложения, диалога

Отметка «3» - учащийся недостаточно владеет лексикой по изученной теме; - употребляет при пересказе простые предложения; - нуждается в систематической помощи учителя при построении самостоятельных высказываний; - дает краткие односложные ответы на поставленные вопросы; - не может объединить отдельные высказывания в логической последовательности.

Отметка «2» - учащийся не овладел учебным материалом. Допускается словесное оценивание «Не справился».
























СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по НМР

_______________ _____ 20 года

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(наименование образовательной организации)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По _______окружающему миру___________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Класс___ 3 ___________________________

Учитель____ Иванова Ю.Н ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________

Количество часов: всего ___ 68 часов; в неделю___ 2 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы Ивановой Ю.Н._______

___________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)


Планирование составлено на основе: Авторской программы к учебнику по окружающему миру 3 класс. А. А. Плешаков

В соответствии ­­­­__ФГОС ОО___________________________________________________________

(ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)

Учебник:___________________________________________________________________

(если используется или на его основе составлена программа)



3 класс


№ урока

п/п


Тема урока


Как устроен мир (10 ч)

1

Природа

2

Человек

3

Общество

4

Российская Федерация

5

О чем расскажет план

6

Что такое экология

7

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

8

Странички для любознательных: «Как мы познаем мир»

9

Проверим себя им оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир»


Эта удивительная природа (19 ч)

10

Звездное небо – Великая книга Природы

11

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1

12

Разнообразие веществ. Практическая работа №2

13

Воздух и его охрана. Практическая работа №3

14

Вода. Практическая работа №4

15

Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5

16

Берегите воду!

17

Что такое почва. Практическая работа №6

18

Разнообразие растений

19

Солнце, растения и мы с вами

20

Размножение и развитие растений. Практическая работа №7

21

Охрана растений. Проверочная работа.

22

Разнообразие животных

23

Кто что ест

24

Размножение и разнообразие животных

25

Охрана животных

26

В царстве грибов

27

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

28

Странички для любознательных: Великий круговорот жизни. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа»


Мы и наше здоровье (10 ч)

29

Организм человека. Практическая работа №8

30

Органы чувств

31

Надежная защита организма. Практическая работа №9

32

Опора тела и движение

33

Наше питание. Практическая работа №10

34

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №11

35

Умей предупреждать болезни

36

Здоровый образ жизни

37

Наши проекты: «Школа кулинаров»

38

Странички для любознательных: Как устроены и работают наши органы чувств. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье»


Наша безопасность (8 ч)

39

Огонь, вода и газ

40

Чтобы путь был счастливым

41

Дорожные знаки

42

Опасные места

43

Природа и наша безопасность

44

Экологическая безопасность. Практическая работа №12

45

Наши проекты: «Кто нас защищает»

46

Странички для любознательных: Маленький справочник дорожных знаков. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»


Чему учит экономика (12 ч)

47

Для чего нужна экономика

48

Природные богатства и труд людей – основа экономики

49

Полезные ископаемые. Практическая работа №13

50

Растениеводство. Практическая работа №14

51

Животноводство

52

Какая бывает промышленность

53

Что такое деньги. Практическая работа №15

54

Государственный бюджет

55

Семейный бюджет

56

Экономика и экология

57

Наши проекты: Экономика родного края»

58

Странички для любознательных: подробнее о растениеводстве и животноводстве. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика»


Путешествие по городам и странам (10 ч)

59

Золотое кольцо России

60

Наши ближайшие соседи

61

На севере Европы

62

Что такое Бенилюкс

63

В центре Европы

64

По Франции и Великобритании

65

На юге Европы

66

Всемирное наследие

67

Наши проекты: «Музей путешествий»

68

Странички для любознательных: По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие по городам и странам»





























СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

_______________ _____ 20 года

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(наименование образовательной организации)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По _______окружающему миру___________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Класс___ 4 ___________________________

Учитель____ Иванова Ю.Н ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬___________________________

Количество часов: всего ___ 68 часов; в неделю___ 2 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы Ивановой Ю.Н_______

___________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)


Планирование составлено на основе: Авторской программы к учебнику по окружающему миру 4 класс. А. А. Плешаков

В соответствии ФГОС ОО___________________________________________________________

(ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)

Учебник:___________________________________________________________________

(если используется или на его основе составлена программа)

4 класс


урока

п/п


Тема урока


Земля и человечество (8 ч)

1

Мир глазами астронома

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

3

Мир глазами географа

4

Мир глазами историка

5

Когда и где?

6

Мир глазами эколога

7

Международная Красная книга

8

Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа.


Природа России (10 ч)

9

Равнины и горы России

10

Моря, озёра и реки России

11

Зона арктических пустынь

12

Тундра

13

Леса России

14

Лес и человек

15

Зона степей

16

Пустыни

17

У черного моря

18

Проверим себя и оценим свои достижения


Родной край- часть большой страны (11 ч)

19

Поверхность нашего края

20

Водные богатства нашего края

21

Наши подземные богатства

22

Земля-кормилица

23

Жизнь леса

24

Жизнь луга

25

Жизнь в пресных водах

26

Наши проекты

27

Странички для любознательных: Заповедники России

28

Обобщение по разделу «Родной край- часть большой страны»

Проверим себя и оценим свои достижения.

29

Контрольная работа за I полугодие.


Страницы всемирной истории (5 ч)

30

Мир древности: далёкий и близкий

31

Средние века: время рыцарей и замков

32

Новое время: встреча Европы и Америки

33

Новейшее время: история продолжается сегодня

34

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа


Страницы истории России (26 ч)

35

Государство Русь

36

Государство Русь

37

Страна городов

38

Страна городов

39

Из книжной сокровищницы Руси

40

Трудные времена на Русской земле

41

Русь расправляет крылья

42

Куликовская битва

43

Иван Третий

44

Россия в правлении царя Ивана Васильевича Грозного

45

Патриоты России

46

Пётр Великий

47

Пётр Великий

48

Михаил Васильевич Ломоносов

49

Екатерина Великая

50

Екатерина Великая

51

Отечественная война 1812 года

52

Обобщение по пройденным темам раздела «Страницы истории России».

Контрольная работа

53

Страницы истории XIX века

54

Россия вступает в XX век

55

Россия вступает в XX век

56

Страницы истории 1920-1930-х годов

57

Великая Отечественная война и Великая Победа

58

Великая Отечественная война и Великая Победа

59

Страна, открывшая путь в космос

60

Повторение и обобщение пройденного материала. Проверим себя и оценим свои достижения. Тест по разделу «Страницы истории России»


Современная Россия (8 ч)

61

Основной закон России и права человека

62

Мы- граждане России

63

Славные символы России

64

Такие разные праздники

65

Путешествие по России

66

Странички для любознательных: мир и люди прошлого на полотнах великих мастеров. Наши проекты.

67

Обобщение изученного материала по курсу «Окружающий мир 4 класс»

68

Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговая контрольная работа.