МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании МО общественно- гуманитарного цикла Протокол №1 от «25» августа 2021 г. Руководитель МО ______А.С. Аджимуллаева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Л.Р.Джалилова от «25 » августа 2021 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ №212-ОД от «26» августа 2021 г. Директор МБОУ «Роскошненская школа- детский сад»: ______________А.А.Адамек |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам социальной жизни
для обучающегося 6 класса
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Мустафаева Шамшунура Усейновна,
учитель технологии
с. Роскошное, 2021г.
Адаптированная программа по основам социальной жизни составлена для обучающегося 6 класса с умственной отсталостью(интеллектуальной отсталостью) МБОУ «Роскошненская школа-детский сад» Яшкова Никиты Евгеньевича с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию. Основанием для создания данной адаптационной общеобразовательной программы является коллегиальное заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии №24 от 08.04.2020 г.
Адаптированная общеобразовательная программа реализовывается в форме обучения на дому. Нормативно-правовой базой для создания данной программы являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2004 №1598.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МОУ «Роскошненская школа». Приказ № 240-ОД от 30.08.2019г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Предметные результаты:
Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома (приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола и др.)
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, лекарства и др., соблюдая правила безопасности.
Представления об окружающих людях: профессиональные роли – учитель, врач, повар, продавец, водитель и др.; социальные роли –пассажир, покупатель, пешеход и др.
Умение соблюдать правила поведения дома, в школе, общественных местах.
Развитие межличностных и групповых отношений.
Представления о правах, обязанностях и др.
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам, понимание их значения для здорового образа жизни человека;
умение приготовить несложные виды блюд под руководством учителя; представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними;
знание правил личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; умения совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого;
представление о статьях семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
представление о различных видах средств связи;
знание и соблюдение некоторых правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социального назначения и их назначение.
Достаточный уровень:
знание о способах хранения и переработки продуктов питания; умение составлять меню из предложенных продуктов питания; умение самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда; умения самостоятельно совершать покупки различных видов товара; умения ежедневного соблюдения правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
умения соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; усвоение морально-этических норм поведения;
навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
умение обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.;
умение пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет-средствами;
знание основных статей семейного бюджета, умение вести его расчет; составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.
К концу обучения в 6 классе учащиеся должны знать:
- правила закаливания организма, приёмы обтирания и мытья ног, правила соблюдения личной гигиены;
- санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами, правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;
- способы выбора доброкачественных продуктов, приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния, способы хранения продуктов и готовой пищи, правила составления рецепта блюда;
- место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье;
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками;
- гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения сухой влажной уборки, правила пользования электропылесосом, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
- виды междугороднего транспорта, стоимость проезда на всех видах городского транспорта;
- виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы, правила поведения в магазине и общения с работниками магазина, правила покупки товаров, стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других, частоиспользуемых товаров);
- виды почтовых отправлений,телеграмм;
- способы вызова врача на дом, меры по предупреждению глистных заболеваний, функции основных врачей-специалистов;
- виды детских учреждений и назначение, адрес Дома культуры, какие кружки, секции имеются и чем в них занимаются дети.
Учащиеся должны уметь:
- закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены дома, в школе;
- пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки, зашивать одежду по распоровшемуся шву, подшить платье, брюки, рубашки, подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей, гладить их;
- пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности, приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности, составить рецепт блюда, вымыть, вычистить посуду;
- рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности, выполнять определённые обязанности в семье;
- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале, тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
- производить сухую и влажную уборку помещения, чистить электропылесосом ковры, соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами;
- выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании движения пригородных поездов, определять направление и зоны;
- выбрать нужный товар, оплатить, проверить чек и сдачу, хранить чек в течение срока гарантии на товар, вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя;
- определить стоимость почтовых отправлений;
- записаться на приём к врачу, вызвать врача на дом, в экстренных случаях врачей «скорой помощи», приобрести лекарство в аптеке;
- обращаться к работникам Дома культуры, правильно вести себя на занятиях, в читальном зале, соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одежда и обувь
Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке. Правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.
Личная гигиена
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приёмы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных ванн, физических упражнений. Сезонная одежда, обувь, головной убор. Правила и приёмы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения.
Транспорт
Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы-интерната. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Семья
Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, их продуктивная деятельность. Права и обязанности каждого члена семьи.
Учреждения и организации
Дошкольные учреждения – детские сады, школа, Дома культуры и их назначение.
Средства связи
Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Питание
Гигиена приготовления пищи. Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки. Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд.
Жилище
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.).
Торговля
Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.
Медицинская помощь
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинских учреждений. Работники медицинских учреждений. Виды врачебной помощи. Меры предупреждения глистных заболеваний.
Культура поведения Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. Экскурсия в библиотеку. Итоговое повторение. «Чему научились».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
№ | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Практическая часть |
1 | Одежда и обувь | 2 | 1 |
2 | Личная гигиена | 2 | - |
3 | Транспорт | 3 | - |
4 | Семья | 2 | 1 |
5 | Учреждения и организации | 2 | - |
6 | Средства связи | 3 | 1 |
7 | Питание | 7 | 6 |
8 | Жилище | 4 | 2 |
9 | Торговля | 3 | 1 |
10 | Медицинская помощь | 3 | - |
11 | Культура поведения | 2 | - |
| Итоговое повторение. «Чему научились». | 1 | - |
| Итого | 34 | 12 |
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| Одежда и обувь (2ч.) | | | |
1 | Значение опрятного вида человека. Практическая работа. Пришивание пуговиц. | 1 | 02.09 | |
2 | Значение опрятного вида человека. Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. | 1 | 09.09 | |
| Личная гигиена (2 ч.) | | | |
3 | Значение закаливания организма для здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур. | 1 | 16.09 | |
4 | Гигиена тела. Гигиенические требования к использованию личного белья. | 1 | 23.09 | |
| Транспорт (3ч.) | | | |
5 | Основные транспортные средства. Оплата проезда на всех видах транспорта. Маршруты передвижения. | 1 | 30.09 | |
6 | Пригородные автобусы. Расписание, направления, зоны. Способы заказа и приобретения билетов через интернет. | 1 | 07.10 | |
7 | Экскурсия на автовокзал. Наблюдение за приобретением билетов. | 1 | 14.10 | |
| Семья (2ч.) | | | |
8 | Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность. Права и обязанности каждого члена семьи. | 1 | 21.10 | |
9 | Практическая работа. Запись сведений о членах семьи. | 1 | 28.10 | |
| Учреждения и организации (2ч.) | | | |
10 | Дошкольные учреждения, их назначение. Школьные учреждения, их назначение. Дом культуры, его назначение для жителей. | 1 | 11.11 | |
11 | Экскурсия Дом культуры . | 1 | 18.11 | |
| Средства связи (3ч.) | | | |
12 | Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер). Почта. Виды почтовых отправлений. | 1 | 25.11 | |
13 | Виды писем. Порядок отправления письма различного вида. Практическая работа. Написание адреса на почтовом конверте. | 1 | 02.12 | |
14 | Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Экскурсия на почту | 1 | 09.12 | |
| Питание (7ч.) | 1 | | |
15 | Гигиена приготовления пищи. Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов. | 1 | 16.12 | |
16 | Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов. | 1 | 23.12 | |
17 | Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки. Практическая работа. Чтение рецептов. Блюда из круп. Практическая работа. Приготовление каши на воде. | 1 | 30.12 | |
18 | Блюда из овощей. Практическая работа. Приготовление картофельного пюре. Блюда из яиц. Практическая работа. Приготовление омлета. | 1 | 13.01 | |
19 | Приготовление чая. Практическая работа. Заварка чая. Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. | 1 | 20.01 | |
20 | Практическая работа. Мытье кухонной посуды с применением моющих средств. | 1 | 27.01 | |
21 | Составление рецепта приготовления собственного блюда. | 1 | 03.02 | |
| Жилище (4ч.) | | | |
22 | Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. | 1 | 10.02 | |
23 | Повседневная сухая и влажная уборка помещения. | 1 | 17.02 | |
24 | Пылесос. Использование в уборке пылесоса. Практическая работа. Уборка спальной комнаты с использованием пылесоса. | 1 | 24.02 | |
25 | Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Практическая работа. Уход за мебелью в классе. | 1 | 03.03 | |
| Торговля (3ч) | | | |
26 | Специализированные продовольственные магазины. Виды товаров. Экскурсия в продовольственный супермаркет «Яблоко». | 1 | 10.03 | |
27 | Виды товаров, стоимость, порядок приобретения. | 1 | 17.03 | |
28 | Правила выбора доброкачественных продуктов питания. Практическая работа. Определение срока годности товара на упаковке. | 1 | 31.03 | |
| Медицинская помощь (3ч.) | | | |
29 | Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в оказании медицинской помощи. | 1 | 07.04 | |
30 | Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др. | 1 | 14.04 | |
31 | Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём, госпитализация. Сюжетно-ролевая игра: «Вызов скорой помощи». Меры предупреждения глистных заболеваний. | 1 | 21.04 | |
| Культура поведения(2ч.) | 1 | 28.04 | |
32 | Правила поведения в театре, кинотеатре. Ролевая игра: «Посещение кинотеатра». | 1 | | |
33 | Правила поведения в музее, библиотеке. Повторение. Правила поведения в школе во время занятий и на перемене. Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | 05.05 | |
34 | Итоговый урок по теме «Чему научились». Тестирование. | 1 | 12.05 | |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
Причина | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Подпись ЗД по УВР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |