государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района.
Рассмотрена и рекомендована на утверждение
МО педагогов первой ступени.
от ___._______.2015 г. Протокол № ____
Руководитель МО: _________Селиванова Н.А /
Обсуждена и принята на заседании педагогического совета
от __._____2015 г. Протокол № ____
Утверждена.
Директор: ________/Л.Г. Землянская/
Прик. .№ ____ от _____ ______2015 г.
Адаптированная рабочая программа
по письму
1 класс
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Кострубина Н.В.,
учитель первой категории.
Пояснительная записка.
1.Цели изучения предмета: выработка основных орфографических навыков, выработка практических навыков устной и письменной речи.
Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер и направлено на решение задач:
усвоить элементы грамматики и орфографии одновременно с умственным и речевым развитием;
развивать лексическую сторону речи (правильно и последовательно излагать свои мысли);
повышать уровень общего развития обучающихся;
формировать нравственные качества обучающихся;
развивать общую и мелкую моторику.
2.Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по русскому языку для 1-4 классов (автор В.В. Воронкова) и требований к уровню подготовки обучающихся. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня знаний по русскому языку, которые необходимы им для социальной адаптации. Особое внимание обращено на коррекцию недостатков общего и речевого развития в процессе овладения учебным предметом: коррекция речи, развитию ВПФ. Программа состоит из разделов: «Добукварный период», «Букварный период 1,2, 3.4 этапы», «Устная речь», «Повторение».
Содержание обучения имеет достаточные коррекционные возможности в
а) развитии высших психических функций на предметном материале;
б) обучении связной устной и письменной речи:
в) отработке навыков грамотного письма.
При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся.
2.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.Закон «Об образовании» в РФ от 30.12.2012 г.
2.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года №
3.Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
4.Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр. МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
5.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под ред. В.В. Воронковой М., «Просвещение», 2001 год.
6.Учебный план государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района на 2015-2016 год.
3.Учебное пособие для обучающихся: В.В. Воронкова И.В. Коломыткина «Букварь». М. Просвещение 2006г.
4.Используемая методическая литература:
А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку». М. «Владос».1999 г.
А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка». М. «Просвещение» 1998г.
Г.И. Данилкина «Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе». Ленинград 1979 год
С. И. Кульневич «Нетрадиционные уроки в начальной школе». М. «Владос» 2002 год.
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». М. «Владос» 1995 год.
5.В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 165 часов в год (5 часов в неделю). Для оценки знаний и умений обучающихся применяется Положение об оценке знаний, умений и навыков обучающихся 1-9 классов ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида. Контроль осуществляется с помощью контрольно-измерительных материалов, разработанных и утвержденных методическим объединением учителей начальных классов. Уровень умений и навыков обучающихся воспитанников 1класса не оценивается.
6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- таблицы по русскому языку;
- индивидуальные карточки;
- обучающее видео;
- технические средства обучения (интерактивная доска, магнитофон);
- схемы построения предложений .
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий | Планируемые результаты на базовом уровне | Планируемые результаты на пониженном уровне |
знать | уметь | знать | уметь |
1 | Добукварный период. Подготовка к обучению письму. | 25 | Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Игра с мозаикой. Составление фигурок из тонких палочек, бумажных полосок по данному учителем образцу. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные). | Правила поведения на уроке, правильной посадки за столом. Название основных цветов. Как правильно расположить тетрадь и пользоваться карандашом. | Правильно сидеть за партой, правильно расположить тетрадь и пользоваться карандашом. | Правила поведения на уроке, правильной посадки за столом. Название основных цветов. Как правильно расположить тетрадь и пользоваться карандашом (с помощью учителя). | Правильно сидеть за партой, правильно расположить тетрадь и пользоваться карандашом( с помощью учителя). |
2 | Букварный период. 1-й этап. Обучение письму. Письмо букв: а, о, у, м, с , х . | 14 | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных. Письмо слогов с этими буквами. | Основные элементы рукописных букв. | Писать строчные и прописные буквы; списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слоги, слова. | Основные элементы рукописных букв( с помощью учителя). | Списывать с доски начертания изучаемых строчных и прописных букв ( о, м , с) ( с помощью учителя). |
3 | 2-й этап. Письмо букв: ш, л, н, ы, р. | 34 | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р. Списывание с доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов(ма- ма, мы-ла) | Правильное написание и соединение букв. | Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа. | Основные элементы, ранее изученных рукописных букв. | Писать строчные и прописные буквы. |
4 | 3й-этап. Повторение пройденных букв и написание новых: к , п , и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. | 34 | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. | Правильное написание и соединение букв. | Писать строчные и прописные буквы; списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения. | Как правильно расположить тетрадь и пользоваться ручкой. Основные элементы, ранее изученных рукописных букв. Правильное написание и соединение букв( с помощью учителя). | Писать строчные и прописные буквы. |
5 | 4й-этап. Повторение пройденных букв и написание новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. | 38 | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из 3-4 слов. Написание заглавной буквы в именах людей. | Правильное написание и соединение букв | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски. | Как правильно расположить тетрадь и пользоваться ручкой. Основные элементы, ранее изученных рукописных букв. Правильное написание и соединение букв( с помощью учителя). | Писать строчные и прописные буквы. |
6 | Устная речь. | На каждом уроке. | Участие в беседе( умение слушать вопрос, отвечать на него, говорить отчетливо, не торопясь). Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. | Организованное участие в общей беседе; составление простых нераспространенных предложений . Подготовка к связанному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса. | | | |
7 | Повторение. | 20 | Самостоятельное выполнение обучающимися заданий по изученным темам. | Изученный ранее материал. | Выполнять задания по пройденному материалу | Изученный ранее материал. | Правильно писать и соединять буквы. |
Проверено «___» ______________ 2015 г. И.о.зам. дир. по УР _______ Л.Н.Полуэктова |
Календарно-тематическое планирование по письму для 1 класса.
1 полугодие
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
устная | письменная |
1 четверть ч.) |
| | Письмо: Выявление знаний и умений уч-ся. | 1 | Беседа по вопросам учителя. | Умение держать ручку. |
| | Знакомство с более распространенными цветами. | 1 | Название основных цветов. | Обводка по шаблону груши, яблока. |
| | Работа с цветными полосками. Различие их по цвету. | 1 | Название основных цветов. | Обведение трафаретов. |
| | Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок. | 1 | Название основных цветов. | Обведение трафаретов. |
| | Различие по цвету двух комбинаций из цветных полосок. | 2 | Название основных цветов. | Обведение трафаретов. |
| | Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей. | 1 | Название основных цветов | Письмо строчных палочек. |
| | Геометрические фигуры: круг, квадрат, Треугольник. | 1 | Название элементов букв. | Письмо элементов букв. Закрашивание рисунков. |
| | Различие геометрических фигур. | 1 | Название элементов букв. | Письмо элементов букв. Закрашивание рисунков. |
| | Письмо палочек. | 3 | | Письмо элементов букв. Закрашивание рисунков |
| | Письмо палочек. Различие геометрических фигур. | 3 | | Письмо элементов букв. Закрашивание рисунков |
| | Разложение предметов на отдельные части. Письмо палочек с закруглением внизу. | 1 | Название элементов букв | Письмо элементов букв. Закрашивание рисунков |
| | Письмо элементов букв: р, у, д. | 2 | Название элементов букв. | Письмо элементов букв. Закрашивание рисунков.. |
| | Пропись первого элемента букв: А, М, Л | 1 | Название элементов букв. | Письмо элементов букв. Закрашивание рисунков. |
| | Письмо полуовала элемента буквы «с». | 1 | . Название элементов букв. | Письмо элементов букв. Закрашивание рисунков |
| | Письмо овала соединением. | 1 | Название элементов букв. | Письмо элементов букв. Закрашивание рисунков. |
| | Письмо полуовала элемента буквы «э» | 1 | Название элементов букв. | Письмо элементов букв. Закрашивание рисунков |
| | Букварный период. | | | |
| | Буква «а» строчная. | 3 | Составление буквы из элементов. | Письмо прописных букв. |
| | Буква « А» заглавная. | |
| | Буква «у» строчная. | 3 | Составление буквы из элементов | Письмо слогов и слов |
| | Буква « У» заглавная. Письмо слогов. | |
| | Буква «м» строчная. | 4 | Составление буквы из элементов. | Письмо слогов и слов. |
| | Буква « М» заглавная. | |
| | Письмо слогов. | |
| | Буква «о» строчная. | 3 | Составление буквы из элементов. | Письмо слогов и слов. |
| | Буква « О» заглавная. | |
| | Письмо слогов. | |
| | Буква «с» строчная. | 4 | Составление буквы из элементов. | Письмо слогов и слов. |
| | Буква « С» заглавная. | |
| | Письмо слогов, слов. | |
| | Буква «х» строчная. | 5 | Составление буквы из элементов. | Письмо слогов и слов, предложений. |
| | Буква « Х» заглавная. | |
| | Письмо слогов, слов ,предложений. | |
| | Буква «ш» строчная. | 3 | Составление буквы из элементов. | Письмо слогов и слов, предложений. |
| | Буква « Ш» заглавная. | |
| | Письмо слогов, слов ,предложений. | |
| | Буква «л» строчная. | 3 | Составление буквы из элементов. | Письмо слогов и слов, предложений. |
| | Буква « Л» заглавная. | |
| | Письмо слогов, слов ,предложений. | |
| | Буква «ы» строчная. | 3 | Составление буквы из элементов. | Письмо слогов и слов, предложений. |
| | Письмо слогов, слов ,предложений. | |
| | Буква «н» строчная. | 3 | Составление буквы из элементов. | Письмо слогов и слов, предложений. |
| | Буква « Н» заглавная. | |
| | Письмо слогов, слов ,предложений. | |
| | Буква «р» строчная. | 7 | Составление и анализ предложений | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква « Р» заглавная. | |
| | Письмо слогов, слов ,предложений. | |
| | Буква «к» строчная. | 6 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква « К» заглавная. | |
| | Письмо слогов, слов ,предложений. | |
| | Буква «п» строчная. | 7 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква « П» заглавная. | |
| | Письмо слогов, слов ,предложений. | |
| | Буква «т» строчная. | 3 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква «Т» заглавная. | |
| | Письмо слогов, слов ,предложений. | |
Проверено «___» ______________ 2016 г.
И.о.зам. дир. по УР _______ Л.Н.Полуэктова
Календарно - тематическое планирование по обучению грамоте (письму) для 1 класса.
2 полугодие. 3-4 четверть ( 85 часов)
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Устная | Письменная |
| 11.01 | Повторение. | 1 | | Письмо слогов. |
| 12.01 | Буква «п» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| 13.01 | Буква « П» заглавная. | 1 |
| 14.01 16.01 | Письмо слогов, слов, предложений. | 2 |
| 1801 | Буква «т» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| 19.01 20.01 | Буква «Т» заглавная. | 2 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 2 |
| | Буква «и» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. Игра «Собери букву» | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква «И» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 2 |
| | Буква «з» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква «З» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 3 |
| | Буква «в» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква «В» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 1 |
| | Буква «ж» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква «Ж» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 3 |
| | Буква «б» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. Игра «Собери букву» |
| | Буква «Б» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 2 |
| | Буква «г» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква «Г» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 1 |
| | Буква «д» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква «Д» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 1 |
| | Буква «й» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Игра «Собери букву» Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | | |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 4 |
| | Буква «ь» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Игра «Собери букву» |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 3 |
| | Буква «е» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. Игра «Собери букву» |
| | Буква «Е» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 2 | |
| | Буква «е» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. Игра «Собери букву» |
| | Буква «Е» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 2 |
| | Буква «я» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. Игра «Собери букву» |
| | Буква «Я» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 2 |
| | Буква «ю» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква «Ю» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 1 |
| | Буква «ц» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Игра «Собери букву». Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква «Ц» заглавная. Письмо слогов, слов, предложений. | 1 |
| | Буква «ч» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Игра «Собери букву». Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста. |
| | Буква «Ч» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 1 |
| | Буква «щ» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Игра «Собери букву». Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста |
| | Буква «Щ» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 2 |
| | Буква «ф» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Игра «Собери букву». Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста |
| | Буква «Ф» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 2 |
| | Буква «э» строчная. | 1 | Звукобуквенный анализ слов. Составление и анализ предложений. | Игра «Собери букву». Письмо букв по образцу. Списывание с печатного и прописного текста |
| | Буква «Э» заглавная. | 1 |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 1 |
| | Буква «ъ» . | 1 | | Писать строчные и прописные буквы. Списывать с доски и букваря. |
| | Письмо слогов, слов, предложений. | 6 |
17