СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей  детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи»

1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основе :

1.Закона об образовании Р. Ф.(от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ)

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014года №1559 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3.СанПиНа 2.4.2.3286-15 для детей с овз.

4.Примерной программы Воронковой.

5.Учебного плана и адаптированной образовательной программы в школе

.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксеновой, Э.В .Якубовской «Русский язык». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2017г.

Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.

Цели: 

  1. расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;

  2. подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи:

  1. обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.

  2. целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;

  3. формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;

  4. совершенствование произносительной стороны речи;

  5. формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;

  6. уточнение, расширение и активизация словарного запаса.



Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому (при котором отводится только 35 часов в год), то количество часов на изучение отдельных тем значительно сокращено.


2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Предметные результаты

Минимальный уровень:

различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;

деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему;

участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

3..Содержание.учебного.предмета
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лент обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащения и уточнения словаря, обучению построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

7 класс

Повторение.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Простые предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Текст.

Слово.

Правописание безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных. Глагол как часть речи, грамматические признаки и правописание глаголов. Местоимение как часть речи. Склонение личных местоимений.

Предложение.

Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

Связная речь.

Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по коллективно составленному плану.

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии картин, по материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.

Деловое письмо: объяснительная записка, телеграмма, заявление.

Повторение.





4 Тематическое планирование по письму и развитию речи 7 класс.



№ п/п

Название раздела,тема урока

Кол-во часов

1

Предложение 3часа .

Главные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. (Словарное слово театр).


1

2

Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении.

1

3

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).


1

4

Звуки и буквы 5 ч

Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных

1

5

Правописание согласных: звонких и глухих, двойных и непроизносимых.

1

6

Слова с разделительным ь. Составление рассказа по данному началу и серии сюжетных картинок.

1

7

Правописание безударных гласных. Правописание слов с безударной гласной в корне слова

1

8

Контрольный диктант за 1 четверть

1

9

Анализ диктанта .Слово. Состав слова.6ч.

Однокоренные слова. Корень слова.

1

10

Приставка. Суффикс. Окончание. Образование слов при помощи приставок и суффиксов

1

11

Приставка и предлог. Правописание приставок с а и о. Приставка пере-.

1

12

Разделительный твёрдый знак после приставок.

1

13.

Тренировочные упражнения по теме «Состав слова». Разбор слов по составу.

1

14

Контрольный диктант за 2 четверть

1

15

Анализ диктанта.

Имя существительное 5 ч.

Части речи. Общее понятие о частях речи.

1

16

Имена собственные и нарицательные.


1

17

Число имен существительных

1

18

Род имен существительных

1

19

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

20

Имя прилагательное 3ч.

Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.


1

21

Изменение имён прилагательных по родам и числам.

1

22

Изменение имён прилагательных по родам и числам.

1

23

Глагол Понятие о глаголе.. Значение глагола в речи.

1

24

Тренировочные упражнения по теме «Части речи». Разбор предложения по частям речи.

1

25

Контрольный диктант за 3 четверть

1

26

Анализ диктанта

Предложение 6 часов

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.

1

27

Главные и второстепенные члены предложения

1

28

Сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но.

1

29

Вопросительный знак в конце предложения. Восклицательный знак в конце предложения.

1

30

Второстепенные члены предложения

1

31

Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении.

1

32

Повторение 3 ч.

1

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Анализ контрольной работы. Основные грамматические категории имени существительного.

1

35

Основные грамматические категории имени прилагательного.

1



































Приложение к тематическому планированию по предмету письмо и развитие речи 7 класс с учетом программы воспитания



№ п\п

Название раздела

Модуль школьный урок рабочей программы воспитания

1

Предложение

установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности

2

Звуки и буквы

включение в урок игровых процедур. решение проблемных ситуаций

3

Слово. Состав слова

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

4

Имя существительное

демонстрация примеров собственного поведения

5

Имя прилагательное

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,

6

Глагол

включение в урок игровых процедур. решение проблемных ситуаций

7

Предложение

проявление человеколюбия и добросердечности,

8

Повторение

демонстрация примеров собственного поведения