СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________
| «Согласовано» Зам. директора по НМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Адаптированная рабочая программа
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 4
Учебный год: 2020-2021
Учитель: Москвитина Ольга Семёновна
Квалификационная категория: первая
с.Новая Брянь
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа М. Ю. Рау «Изобразительное искусство», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.
Программа ориентирована на учебник: «Изобразительное искусство. 4 класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. :Просвещение, 2019».
Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.
Основная цель: развитие у обучающихся эстетических чувств на основе знакомства с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства; формирование изобразительных навыков и коррекция недостатков развития обучающихся с умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:
развитие познавательной деятельности обучающихся путём совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
формирование умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие у младших школьников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы;
исправление недостатков моторики и улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое;
ознакомление обучающихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры;
расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у обучающихся художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе;
формирование интереса и любви к изобразительной деятельности;
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
На уроках предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 4 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В программе принцип коррекционной направленности является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.
Учащиеся, отстающие от одноклассников в умении изображать заданный материал, должны участвовать в подготовительной и основной части урока вместе со всеми учащимися, беседуя с учителем, анализируя объект изображения, повторяя последовательность изображения за учителем или хорошо успевающим учащимся. Во время работы этих учащихся над рисунком с ними проводится индивидуальная работа и оказывается посильная помощь с использованием специальных методических приёмов.
Формы работы:
-урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Основными методами являются:
-словесные методы:
- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;
- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;
- объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
-наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий)
- наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
• знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.; • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); • рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; • применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; • ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. | • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); • знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; • знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.; • знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.; • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; • следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; • применение разнообразных способов лепки; • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. |
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия (у обучающихся будут сформированы):
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Регулятивные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание учебного предмета
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
передавать глубину пространства, используя загораживание одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;
работать акварелью "по-мокрому".
Система оценивания и формы контроля.
Проверка работ, выполненных учащимися, проводится систематически на каждом уроке декоративного рисования, рисования с натуры, рисования на тему. В конце года проводится итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации.
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Контрольно-измерительный материал
Итоговая контрольная работа
1 - вариант
1. Какие краски, цвета называют тёплыми, а какие – холодными? (Укажи стрелками)
тёплые холодные
красный жёлтый голубой оранжевый синий фиолетовый зелёный
2. Какие жанры живописи ты знаешь? (Напиши 2-3названия)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:
Натюрморт – это…
а) изображение какой-либо местности, картин природы;
б) изображение человека или группы людей;
в) изображение предметов обихода, цветов, плодов
4. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:
Очертание предмета, подобное его тени – это…
а) композиция;
б) силуэт;
в) штрих
5.Расставь цифры от 1 до 4, определив последовательность рисования шара:
6. Назовите 1-2 знаменитых художников или скульптористов
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
7. Расшифруйте пословицу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» (перечислите цвета радуги) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какой жанр является изображением человека:
а) пейзаж
б) портрет
в) натюрморт
2- вариант
1. Какие краски, цвета называют основными, а какие – составными (производными)? (Укажи стрелками)
основные составные
красный жёлтый оранжевый синий зелёный фиолетовый розовый
2. Какие жанры живописи ты знаешь? (Напиши 2-3названия)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:
Пейзаж – это…
а) изображение природы;
б) изображение человека в полный рост;
в) изображение внешнего облика и внутреннего мира человека.
4. Выбери правильный ответ для продолжения фразы:
Узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов форм растительного и животного мира – это…
а) композиция;
б) силуэт;
в) орнамент
5.Расставь цифры от 1 до 4, определив последовательность рисования шара:
6. Назовите 1-2 знаменитых художников или скульптористов:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Расшифруйте пословицу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» (перечислите цвета радуги) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какой жанр является изображением человека:
а) пейзаж
б) портрет
в) натюрморт
Поурочное планирование 4 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ урока Тема урока
| Формируемые личностные и предметные результаты | Уровни | |
Предметные результаты | Базовые учебные действия | ||
|
| 1четверть – 9 часов |
|
1. Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником. Наблюдай, вспоминай, изображай. Аппликация из обрывков цветной бумаги «Дети собирают грибы в лесу». С.4-5 | Составлять целое изображение способом обрывной аппликации | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Работать с текстом и иллюстрацией; правильно размещать изображение на листе бумаги. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе. | Достаточный. Беседуют на тему «Лето. Осень»; рассматривают картину в учебнике; отвечают на вопросы учителя; сравнивают рисунки(деревья летом и осенью); выполняют аппликацию из отрывков цветной бумаги самостоятельно. Минимальный. Принимают участие в беседе; сравнивают рисунки, показывают осенние деревья и летние; выполняют аппликацию1 осеннего дерева из отрывков цветной бумаги самостоятельно (ствол дерева рисуют, используют готовые заготоввки)
|
2. «Как и чем создаются пейзажи и натюрморты. Какие материалы использует художник. (Краски, гуашь, акварель, пастель, карандаши, тушь и т. д ).» С. 6-7 урок-путешествие | Дать представление о работе художников, средствах изобразительного искусства ( краски т.д.) | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Работать с текстом и иллюстрацией; правильно размещать изображение на листе бумаги, соблюдая пространственные отношения. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Беседуют на тему « Натура для художника»; рассматривают репродукции картин в учебнике; отвечают на вопросы учителя; игра «угадай, что нарисовал художник», дорисовывают рисунок простым карандашом, раскрашивают гуашью самостоятельно Минимальный. Беседуют на тему « Натура для художника»; рассматривают репродукции картин в учебнике; отвечают на вопросы учителя; игра «угадай, что нарисовал художник», дорисовывают рисунок с помощью учителя простым карандашом, раскрашивают цветными карандашами самостоятельно
|
3. Рассматривай, изучай, любуйся! Рисование предметов с натуры. Рисуй похоже, как видишь (с натуры)
| Уметь дорисовывать элементы объекта, выполнять изображения по образцу | Л. Формировать положительное отношение к школе. П. Работать с текстом и иллюстрацией; правильно размещать изображение на листе бумаги, обводить карандашом шаблон. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Рассматривают иллюстрации в учебнике; отвечают на вопросы учителя; применяют приемы и способы передачи графических образов дорисовывают элементы самостоятельно, по выбору лепят одного насекомого Минимальный. Рассматривают картины в учебнике; отвечают на вопросы учителя; обводят по шаблону, пластилином на картоне выполняют барельеф насекомого, опираясь на образец в учебнике.
|
4. Рисуй похоже, как видишь (с натуры). «Осенние листья» раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.С. 10-11 | Формировать умения рисования акварельными красками «по-сырому». | Л.Формировать положительное отношение к школе. П. Правильно размещать изображение на листе бумаги. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Выполняют рисунок по показу учителя; раскрашивают, применяют приемы и способы передачи графических образов в рисунке. Минимальный. Обводят по шаблону, раскрашивают самостоятельно (с помощью учителя или по показу учителя). |
5. Наблюдай, сравнивай, потом изображай. Цвет листьев зеленый — светлый и тёмный Аппликация «Листья березы на солнышке и в тени». С. 14-15 | Умение передавать форму, строение и пропорции дерева посредством аппликации | Л.Формировать положительное отношение к школе. П. Работать с текстом и иллюстрацией; правильно размещать изображение на листе бумаги, обводить карандашом трафарет; чередовать рисунок. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Работа в технике аппликации над образом дерева.( составление целого изображения дерева( по усмотрению) способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветового пятна. Минимальный. Работа в технике аппликации над образом дерева.( составление целого изображения дерева( по усмотрению) способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветового пятна под руководством учителя.
|
6. Наблюдай, сравнивай, изображай похоже. Веточка с листьями, освещённая солнечными лучами. Веточка с листьями в тени. Рисование на тему: «Ветка с листьями в тени или освещенная солнечным светом» (акварель в технике «по-мокрому»). С. 16-17 | Формировать умения рисования акварельными красками «по-сырому»; Учить осветлять (затемнять) краски путем их смешивания; раскрашивать картины холодными и теплыми цветами. | П.Применять разные способы раскрашивания гуашью с помощью учителя. Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К.Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный: Рассматривают образцы в учебнике, учатся смешивать краски по показу учителя, добиваясь нужного цвета, выполняют работу самостоятельно. Минимальный. Рассматривают образцы в учебнике, учатся смешивать краски по показу учителя, добиваясь нужного цвета, выполняют работу с помощью учителя.
|
7. Рассматривай, изучай, любуйся. Картина «Пейзаж». Как рисуют природу (пейзаж). Беседа «Картина «Пейзаж». С. 20-23 | Дать понятие картина «Пейзаж». Учить рассматривать пейзажи на репродукциях известных художников. | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Различать разные состояния в природе на изображенном пейзаже Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Рассматривают репродукции картин в учебнике, отвечают на вопросы учителя, учатся определять разные состояния в природе, игра «словесный пейзаж сегодняшнего дня». Минимальный. Рассматривают репродукции картин в учебнике, отвечают на вопросы учителя, учатся определять разные состояния в природе, рассказывают по плану с помощью учителя, что видят на репродукции.
|
8. Нарисуй картину-пейзаж. Рисование деревьев близко-дальше-совсем далеко. Учимся рисовать картину-пейзаж. С. 24-26 | Научить изображать предметы на листе бумаги, расположенные близко, далеко. | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги, обводить карандашом трафарет; различать и знать названия цветов. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Находят из предложенных репродукций пейзаж, участвуют в беседе, рассматривают задания в учебнике; выполняют тренировочные упражнения, изображая разные предметы с помощью уменьшения размера. Минимальный. Находят из предложенных репродукций пейзаж, участвуют в беседе, рассматривают задания в учебнике; выполняют тренировочные упражнения, изображая разные предметы с помощью уменьшения размера, используя шаблоны.
|
9. Рисование на тему: «Осенний пейзаж». С. 27
| Продолжать учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи ; применять цвета для передачи графических образов в рисовании. | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.правильно размещать изображение на листе бумаги. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Находят из предложенных репродукций осенний пейзаж, участвуют в беседе, из предложенных заготовок на доске составляют картину «Пейзаж», применяя основные правила его изображения, Рисуют «Осенний пейзаж» самостоятельно, опираясь на образец в учебнике. Минимальный. Находят из предложенных репродукций осенний пейзаж, участвуют в беседе, рассматривают образец рисунка в учебнике; с помощью учителя используя шаблоны рисуют пейзаж.
|
|
| 2 четверть – 7 часов |
|
1. Рассматривай предметы вокруг, любуйся!» Картина «Натюрморт». Какая картина называется натюрмортом. Составление натюрмортов. Учимся рисовать картину-натюрморт. С. 28-30 | Познакомить с понятием натюрморт. Способствовать формированию умения осваивать практические приемы изображения. | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Слушание стихотворения о натюрморте, перечисление, что нарисовал художник. Беседа по вопросам учителя, рассматривание репродукций картин в учебнике. Знакомство с правилами изображения натюрморта (показ образца учителем на доске). Дети повторяют за учителем в альбоме. Минимальный. Слушание стихотворения о натюрморте, запоминание нескольких слов предметов из стихотворения. Беседа по вопросам учителя, рассматривание репродукций картин в учебнике. Знакомство с правилами изображения натюрморта (показ образца учителем на доске). Составляют в альбоме натюрморт из приготовленных учителем заготовок .
|
2. Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй пожоже. Как рисовать натюрморт. Рисование на тему: «Чайная пара». С. 31 | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги, карандашом, различать и знать названия цветов. К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Рассматривают различные чайные сервизы; рассматривают в учебнике образец сервиза; с помощью трафаретов изображают силуэты чайника, кружки, блюдца; самостоятельно выполняют рисунок по плану в учебнике. Минимальный. Рассматривают различные чайные сервизы; рассматривают в учебнике образец сервиза; с помощью трафаретов изображают силуэты чайника, кружки, блюдца; под руководством учителя выполняют рисунок по плану в учебнике.
|
3. Рисование на тему: «Ваза с цветами» (композиция в прямоугольном формате)». | Построение композиции в прямоугольнике с учётом центральной симметрии | Л.Формировать положительное отношение к школе. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги, карандашом, различать и знать названия цветов. Р. Уметь планировать и осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Рассматривают различные рисунки ваз с цветами (презентация или образцы); с помощью трафаретов изображают вазу; самостоятельно дорисовывают цветы. Коллективно вспоминают правила раскрашивания рисунка гуашью. Минимальный. Рассматривают различные рисунки ваз с цветами (презентация или образцы); с помощью трафаретов изображают вазу; самостоятельно дорисовывают цветы. Коллективно вспоминают правила раскрашивания рисунка гуашью.
|
4. Наблюдай людей: какие они? Изображай их. Портрет человека. Третьяковская галерея. Урок-путешествие « Как художники (скульптуры) создают портреты». С. 32-41 | Познакомить с историей жанра и разновидностями портрета. | Л.Сформировать осознанное стремление к формированию новых знаний. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги, обводить карандашом трафарет; различать и знать названия цветов. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Сформировать умение принимать участие в диалоге. | Достаточный. Дискуссия по вопросу: что значит красивый человек. Рассказ учителя об истории жанра портрета, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассказ с показом учителя изображения головы (лица) человека. Дети выполняют по образцу в альбоме. Минимальный. Дискуссия по вопросу: что значит красивый человек (даны слова-опоры- выбирает нужное). Рассказ учителя об истории жанра портрета, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассказ с показом учителя изображения головы (лица) человека. Дети выполняют по образцу в альбоме.
|
5. Аппликация с дорисовыванием на тему: «Игрушки» («Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка»-по выбору учащихся из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги. Дорисовывание глаз, носа и др. элементов выполняется фломастером.) С. 40-41 | Составление целого изображения из частей с соблюдением центральной симметрии, умение передавать форму, строение и пропорции в аппликации. |
Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. П. Развивать способность воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции учителя. | Достаточный. Рассматривают игрушки или образцы работ; отвечают на вопросы учителя; обводят по шаблону, вырезают, наклеивают, дорисовывают элементы самостоятельно. Минимальный. Рассматривают игрушки или образцы работ; отвечают на вопросы учителя; обводят по шаблону, вырезают, наклеивают, дорисовывают элементы с учителем.
|
6. «Игрушки»- зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка по выбору учащихся: «Чебурашка,», «Неваляшка» или «Мишка». | Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти.
| Л. Формировать эстетические чувства, фантазию, воображение. П.Правильно размещать изображение на листе бумаги. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К. Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Стихотворения, загадки об игрушках, рассматривание и анализ игрушек (формы, цвета, пропорций) по наводящим вопросам учителя. Самостоятельное изображение игрушки с помощью шаблонов, раскрашивание. Организация выставки. Минимальный. Стихотворения, загадки об игрушках, рассматривание и анализ игрушек (формы, цвета, пропорций) по наводящим вопросам учителя. Самостоятельное изображение игрушки с помощью шаблонов по образцу учителя, раскрашивание. Организация выставки.
|
7. Как художник (скульптур) работает над портретом человека. Лепка: барельеф на картоне «Голова человека» (мужчины или женщины, по выбору ученика). С. 42-43 | Умение отражать форму и части головы человека, черты лица | Л. Формировать эстетические чувства, фантазию, воображение. П.Формировать умение выполнять анализ (выделение признаков). Р.Работать по плану. К.Уметь строить речевые высказывания.
| Достаточный. Словарная работа :скульптор, барельеф, красота человека, черты лица. Рассматривание образцов разных барельефов. Анализ плана выполнения барельефа по учебнику. Самостоятельное выполнение работы. Минимальный. Словарная работа :скульптор, барельеф, красота человека, черты лица. Рассматривание образцов разных барельефов. Анализ плана выполнения барельефа по учебнику. Выполнение работы с частичной помощью учителя по готовому рисунку головы человека. |
|
| 3 четверть – 10 часов. |
|
1. Автопортрет. Рассматривай человека: какой он. Нарисуй его с натуры. Изучай себя: какой (ая) ты? Нарисуй свой автопортрет. Рисование головы человека: «Мой портрет (Это-Я )» (карандаш). С. 44-45, 47
| Познакомить с жанром портрета. Учить рассматривать картины художников. Уметь отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица | П.Применять разные способы рисования. Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Знакомство с жанром портрета, автопортрета, именами известных художников; сравнение изображений портретов и автопортретов разных художников (с. 44). Рассматривание и называние частей лица, изображение их, сравнение с оригиналом (смотрят в зеркало). Передают в изображении характер и настроение. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка. Самостоятельная проверка работы по алгоритму изображения автопортрета с.47. Минимальный. Знакомство с жанром портрета, автопортрета, именами известных художников; Рассматривание и называние частей лица, изображение их, сравнение с оригиналом (смотрят в зеркало). Передают в изображении характер и настроение. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка под руководством учителя. |
2. Как изображать портрет человека (рисовать, лепить), чтобы получилось похоже. Рисование портрета. Рисование на тему «Мой друг». С. 46 | Уметь отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица | П.Применять разные способы лепки: раскатывать, отщипывать ,самостоятельно с помощью учителя. Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Вспоминают понятия: контур, контраст, изображение, портрет. Анализируют форму частей лица своего друга, рисуют его портрет, соблюдая пропорции изображения. Передают в изображении характер и настроение. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка. Минимальный. Анализируют форму частей лица своего друга, рисуют его портрет, соблюдая пропорции изображения. Передают в изображении характер и настроение. Закрепляют навыки работы от общего к частному. Подбирают необходимые цвета для выполнения рисунка с частичной помощью учителя. |
3. Придумывай, изображай, радуйся! Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки» (возможно сочетание с аппликацией). С.48-49 | Учить построению сюжетной композиции. Дать представление о планах в пространстве: переднем, заднем, среднем. | Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Рассматривание разных открыток, определение события изображенного на них (или тематики). Групповое составление лаконичного изображения новогодней тематики из готовых элементов на доске (или в парах). Работа с учебником с.48-49. Самостоятельная работа в создании Новогодней открытки (разные уровни сложности). Выбор и написание поздравления. Выставка открыток. Минимальный. Рассматривание разных открыток, определение события изображенного на них (или тематики). Раскрашивание готового шаблона Новогодней открытки. Выбор и написание поздравления. |
4.Рисование на тему: «Ребята катаются с горки». | Учить построению сюжетной композиции. Дать представление о планах в пространстве: переднем, заднем, среднем. | Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Работать в группе и в паре. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. П.ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности | Достаточный. Рассматривание репродукций картин «Зимние забавы». Групповое составление лаконичного изображения «Ребята катаются с горки» из готовых элементов на доске (или в парах). Самостоятельная работа по изображению (разные уровни сложности: дорисовывание готовой иллюстрации, раскрашивание, элементы аппликации). Выставка рисунков. Минимальный. Рассматривание репродукций картин «Зимние забавы». Самостоятельная работа по изображению (разные уровни сложности: дорисовывание готовой иллюстрации, раскрашивание, элементы аппликации) под руководством учителя. |
5. Беседа: «Художники – о тех, кто защищает Родину». С. 50-52 | Дать понятие: герой-защитник. Познакомить с именами художников, изображающих защитников, богатырей, героев. | Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. П. узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. | Достаточный. Беседа о Родине, о тех, кто ее защищает с сопровождением презентации (картины, фото, скульптуры). Рассматривание богатырей в учебнике с. 50. Определение настроения защитника, которое художник передает цветом, позой, выражением лица. Сравнение по вопросам учителя былинных и современных защитников Родины. Минимальный. Просмотр презентации «Защитники Родины». Рассматривание богатырей в учебнике с. 50. Определение настроения защитника, которое художник передает цветом, позой, выражением лица. Сравнение по вопросам учителя былинных и современных защитников Родины. |
6. Рисование на тему: «Доспехи богатыря». С. 53 | Продолжать знакомить с понятием «форма». Отрабатывать умение выполнять работу поэтапно. | Л.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. П.Делать простейшие обобщения, сравнивать и классифицировать на наглядном материале. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Словарная работа с понятием БОГАТЫРЬ, ДОСПЕХИ. Рассматривание иллюстрации с. 53 , анализ формы доспехов. Выполнение работы поэтапно, опираясь на образец учителя. Самостоятельный подбор цвета. Выставка рисунков. Минимальный. Словарная работа с понятием БОГАТЫРЬ, ДОСПЕХИ. Рассматривание иллюстрации с. 53 , анализ формы доспехов. Выполнение работы поэтапно, опираясь на образец и помощь учителя. Самостоятельный подбор цвета. Выставка рисунков. |
7. Читай, думай, сравнивай. Как художники изображают добрых и злых героев сказки. Как рисовать добрых и злых героев сказки. Рисование добрых сказочных персонажей (Царевна-лебедь, Золушка -по выбору учащихся). С. 54-57 | Передавать характер персонажа с помощью красок, подбор цветовых сочетаний при использовании ярких и тусклых цветов. | Л.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. П. Адекватная передача цвета изображаемого объекта | Достаточный. Беседа о добрых и злых сказочных героях с сопровождением иллюстраций. Анализ изображения разных героев с.54-55 по вопросам учителя (настроение, характер или выражение лица цвет красок). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Василисы по учебнику с.56. Самостоятельное выполнение рисунка на заданную тему, выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою. Минимальный. Беседа о добрых и злых сказочных героях с сопровождением иллюстраций. Анализ изображения разных героев с.54-55 по вопросам учителя (настроение, характер или выражение лица цвет красок). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Василисы по учебнику с.56. под руководством учителя. Раскрашивание готового шаблона. |
8 Читай, думай, сравнивай. Как художники изображают добрых и злых героев сказки. Как рисовать добрых и злых героев сказки. Рисование злых сказочных персонажей (Кащей, Баба-Яга- по выбору учащихся). С. 54-57 | Передавать характер персонажа с помощью красок, подбор цветовых сочетаний при использовании ярких и тусклых цветов. | Л.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. П.Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Викторина по сказкам (называние и узнавание сказочных героев). Словесное дорисовывание(раскрашивание) изображения разных героев с помощью учителя (настроение, характер или выражение лица цвет красок). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Бабы-Яги по учебнику с.57. Самостоятельное выполнение рисунка на заданную тему, выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою. Минимальный. Викторина по сказкам (называние и узнавание сказочных героев). Рассматривание поэтапного выполнения изображения Бабы-Яги по учебнику с.57. Раскрашивание готового шаблона. |
9. Знакомство с картинами И. Билибина «Доброе и злое в сказке». С. 58-63
| Обсуждать репродукции с картин художников. | Л. Уметь замечать прекрасное в произведениях искусства. П. Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Просматривают презентацию; работают по рисункам и заданиям учебника с.58-63 под руководством учителя. Практическая работа по дорисовыванию или раскрашиванию цветка, дерева, бабочки. Выставка и анализ работ по определенным критериям. Минимальный. Просматривают презентацию; работают по рисункам и заданиям учебника с.58-63 под руководством учителя. Практическая работа по дорисовыванию или раскрашиванию цветка, дерева, бабочки по показу учителя. Участие в выставке работ.
|
10. Рисунок с элементами аппликации «Сказочная птица».
| Познакомить с понятием «фантазия», выразительными средствами сказочного изображения. Уметь изображать различных сказочных птиц.
| Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. К. Работать в группе и в паре. Обращаться за помощью и принимать помощь. П.Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. По презентации рассматривают фотографии разных птиц; словарная работа: знакомятся с понятиями «фантазия» и «реальность»; выполняют в парах упражнение «Составь сказочную птицу» - используя части тела разных птиц, составляют сказочную на доске из предложенных заготовок; рисуют свою птицу; раскрашивают, организуют выставку. Минимальный. По презентации рассматривают фотографии разных птиц; словарная работа: знакомятся с понятиями «фантазия» и «реальность»; выполняют в парах упражнение «Составь сказочную птицу» - используя части тела разных птиц, составляют сказочную; рисуют с учителем (используют трафареты частей тела птицы) свою птицу; раскрашивают, организуют выставку. |
|
| IV четверть – 8 часов |
|
1. Узнай больше о человеке. Наблюдай, запоминай, потом изображай. Фигура человека в движении. Рисуем фигуру человека в движении. С. 64-65
| Уметь передавать форму, строение и пропорции фигуры человека в движении. | Л.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. П. Рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, предметов несложной формы К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р. Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Рассматривание иллюстраций человека в движении и статической позе с. 64-65. Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Анализ формы частей, соблюдение пропорции по вопросам учителя. Выполняют работу последовательно, опираясь на объяснение и образец учителя. Оценивают свою работу, сравнивая ее с другими. Минимальный. Рассматривание иллюстраций человека в движении и статической позе с. 64-65. Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Выполняют работу последовательно, опираясь на образец и помощь учителя. |
2. Лепка: «Фигура человека в статической позе или в движении». С. 64-65 | Уметь передавать форму, строение и пропорции фигуры человека в лепке. | Л.Развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески. Р. Работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место. П. Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки. | Достаточный. Вспоминают изображение человека в движении и статической позе с. 64-65 (рассматривают свои работы). Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Выполняют работу последовательно, опираясь на образец в учебнике с.65. Выставка работ. Минимальный. Вспоминают изображение человека в движении и статической позе с. 64-65 (рассматривают свои работы). Объяснение понятий: человек бежит, стоит. Выполняют работу последовательно, опираясь на образец в учебнике с.65. Выставка работ. |
3. Рисование с элементами аппликации на тему: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев). С. 84-85 | Учить изображать объемные предметы по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции. | Л.положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результатам Р.Уметь планировать и осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. П. Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки. | Достаточный. Рассматривание и анализ картин художников, изображающих улицы города с.84-85. Словарная работа над понятиями: перспектива, передний и задний план. Закрепление знаний о правилах поведения пешеходов на улице. Самостоятельное выполнение рисунка (возможны элементы коллажа). Выставка и оценивание работ. Минимальный. Рассматривание и анализ картин художников, изображающих улицы города с.84-85. Рассказывание правил поведения пешеходов на улице, опираясь на видеоряд. Выполнение коллажа с помощью учителя. |
4. Узнай больше о художниках и скульпторах. Как изображают море. Барельеф на картоне: «Море». С. 66-67 | Учить изображать объемные предметы по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции с помощью пластилина. | Л.Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. П. Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки. Р.Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу. К.Принимать участие в работе, обращаться за помощью, принимать помощь. | Достаточный. Рассматривание и сравнение картин художников-маринистов. Рассказ учителя о настроении и разных состояниях морского пейзажа. Объяснение понятий: морской пейзаж, волна, буря. Анализ образца барельефа «Море». Повторение основных видов работы с пластилином (намазывание разной толщины, рисование волн стекой,…). Самостоятельное его выполнение по плану. Минимальный. Рассматривание картин художников-маринистов. Анализ образца барельефа «Море». Повторение основных видов работы с пластилином (намазывание разной толщины, рисование волн стекой,…). Выполнение по плану под контролем учителя. |
5.Урок-сказка «Волшебная Гжель». С. 78-83 | Дать представление о работе мастеров народных промыслов. Тренироваться в выполнении несложных элементов росписи гжельской посуды. | Л. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. П. Наблюдать, работать с информацией. Р. Работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место.
| Достаточный. Знакомство с разнообразием русских народных промыслов, профессией гончара (презентация, рассказ учителя). Рассматривание и называние характерных особенностей Гжельской посуды (цвет, орнамент). Упражнение в рисовании частей узора в гжельской росписи с. 79. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Самостоятельное расписывание чашки, блюдца, чайника, вазы гжельской росписью с.78.(образцы на доске). Минимальный. Рассматривание и называние характерных особенностей Гжельской посуды (цвет, орнамент). Упражнение в рисовании частей узора в гжельской росписи с. 79. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Расписывание вазы гжельской росписью с.78 под руководством учителя. |
6. Беседа: «Как изображают животных». С. 68-71, 73 | Учить рассматривать изображения животных на рисунке, в скульптуре. | Л. Положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результатам П. Наблюдать, работать с информацией. Р. Работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место. Активно участвовать в деятельности. | Достаточный. Загадки о животных с использованием зрительного ряда. Рассматривание и называние основных характеристик животного по вопросам учителя ( части тела, поза, размер, цвет, …) Рассказ учителя «Как изображают животных», рассматривание рисунков с.68-69. Показ презентации «Поэтапное изображение кошки», «Лепка медведя из глины, пластилина» (представление о работе скульптора). |
7. Наблюдай, изучай, любуйся, изображай. Удивительные животные жарких стран. Лепка: «Жираф». С. 72 | Учить изображать объемные предметы по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции из пластилина. | Л. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. П.Формировать умение выполнять иллюстрации к сказкам. К.Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. | Достаточный. Словарная работа над понятиями: зоопарк, жаркие страны, жираф. Узнавание и называние зверей жарких стран. Анализ формы частей при изображении животного, соблюдение пропорции. Просмотр презентации о жирафе. Самостоятельное выполнение работы в технике лепка по образцу (плану) с.72. Выставка работ и оценивание по заданным критериям. Минимальный. Анализ формы частей при изображении животного, соблюдение пропорции. Просмотр презентации о жирафе. Выполнение работы в технике лепка по образцу (плану) с.72 под контролем учителя. |
8. Фарфоровые изделия с росписью. Гжель. Части узора гжельской росписи. Работа кистью. Декоративное рисование с элементами аппликации «Венок из цветов». С. 86-87 | Уяснить, что такое «дары природы». Знать признаки лета. Изображать венок из полевых цветов по образцу. | Л. Выражать своё отношение к природе художественными средствами, бережливо относиться к природе. П. Рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, предметов несложной формы и конструкции; К. Обращаться за помощью и принимать помощь. Р.Выполнять задания по инструкции в учебнике. | Достаточный. Рассматривание репродукций картин о лете, перечисление признаков лета. Узнавание и называние цветов, растущих летом с. 86-87. Анализ изображения венка из цветов по вопросам учителя.(цвет, форма, чередование) С. 87. Самостоятельное выполнение работы с частичной помощью учителя, товарища (использование шаблонов). Минимальный. Рассматривание репродукций картин о лете, перечисление признаков лета. Узнавание и называние цветов, растущих летом с. 86-87. Анализ изображения венка из цветов по вопросам учителя.(цвет, форма, чередование) С. 87. Выполнение работы с частичной помощью учителя по шаблонам. |
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Материально – техническое обеспечение.
Средства обучения и воспитания учебного предмета «Изобразительное искусство» включают:
Учебно-методический комплект:
1.Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 4 класс.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2019.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.
(Программа по предмету «Изобразительное искусство», автор М.Ю. Рау.
Печатные пособия:
Таблицы по построению орнамента; схемы по правилам рисования предметов,
растений, деревьев, животных, птиц, человека; таблицы «Хохломская роспись»,
«Городецкая роспись», «Дымковская игрушка».
Учебно-практическое оборудование:
Набор конструкторов; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага
цветная; картон, клей, фломастеры; кисти; ножницы; пластилин; шаблоны
геометрических фигур и предметов; набор муляжей «Фрукты, овощи, грибы»
(комплект); трафареты пластиковые: «Геометрические фигуры», «Птицы»,
«Животные», «Одежда», «Фрукты», «Овощи», натуральные предметы и игрушки
для рисования по темам.
Технические средства обучения –компьютер.
Литература для учителя:
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 2005.
- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.
- Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 2015 г.
- Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 2008 г.
- Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 2012 г.
М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.
Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.
И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».
Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 2005 год.
Плакаты, наглядность, презентации к уроку.
Интернет ресурсы: http://www.solnet.ee/index.htmlе
journal.edusite.ru/p84aa1.html http://mirdetok.tomsk.ru/
tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур
http://www.uroki.net/docnach.htm
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...
planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2.. nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_...
planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download
Фестиваль «Открытый урок» [email protected]
Литература для учащихся:
Изобразительное искусство. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. :Просвещение, 2019.
Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 2004.Туберовская, О. М.
В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 2013.
Литература для родителей:
Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 2005.
Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 2008.
Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 2014.
.Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001
И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 2009. п-ма «Детство»
Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.
Диагностика
В системе обучения и воспитания обучающихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида важное значение имеют уроки изобразительного искусства. Задача учителя состоит не в том, чтобы научить рисовать, сколько в том, чтобы в процессе занятий преодолеть или сгладить присущее обучающимся недостатки.
Особенность восприятия и передачи формы изображаемых предметов (определение формы предмета, величины, строение, цвета).
Отражение в рисунках пространственных отношений предметов (композиция- расположение, соединение частей в единое целое).
Цвет в рисунках обучающихся (использование цветов и оттенков, их сочетание)
Понимание различного вида инструкций (объяснения, указания, рекомендации).
Осуществление контроля за своей работы (восприятие, представление).
Самооценка результатов изодеятельности (установление и устранение допущенных ошибок).
Карта определения сформированности изобразительных умений и навыков обучающихся.
Расположение на листе;
Рисование с натуры;
Рисование по представлению;
Смешивание красок;
Смешивание цветов и оттенков;
Применение цвета (орнамент в полосе, квадрате, круге и т.д);
Копирование элементов, дорисовывание.
№ п\п | Фамилия, имя | Расположе ние на листе | Рисование с натуры | Рисование по представлению | Смешивание красок | Смешивание цветов и оттенков | Копирование элементов, дорисовывание | ||||||
1 полуг. | 2 полуг. | 1 полуг. | 2 полуг. | 1 полуг. | 2 полуг. | 1 полуг. | 2 полуг. | 1 полуг. | 2 полуг. | 1 полуг. | 2 полуг. | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:
«В» - высокий уровень развития
«С» - средний уровень развития
«Н» - низкий уровень развития
Уровни освоения программы по изобразительной деятельности.
Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Ниже высокого
Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них. Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Выше или ниже среднего.
Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные] окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Выше низкого.
Анализ процесса изобразительной деятельности.
1.Характер линии
а) характер линии:
слитная;
линия прерывистая;
дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
средний;
сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
не всегда регулирует силу нажима и размах;
не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2.Регуляция деятельности
а) отношение к оценке взрослого:
адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком созданного им изображения:
адекватна;
неадекватна (завышенная, заниженная);
отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:
к предложенному заданию;
к процессу деятельности;
к продукту собственной деятельности.
3.Уровень самостоятельности:
выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4.Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
Заключение
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью.
Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую
действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.
Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Карта определения сформированности изобразительных умений и навыков обучающихся 3 класса 2019-2020 учебного года
№ п\п | Фамилия, имя | Расположение на листе | Рисование с натуры | Рисование по представлению | Смешивание красок | Смешивание цветов и оттенков | Копирование элементов, дорисовывание | ||||||
1 полуг. | 2 полуг. | 1 полуг. | 2 полуг. | 1 полуг. | 2 полуг. | 1 полуг. | 2 полуг. | 1 полуг. | 2 полуг. | 1 полуг. | 2 полуг. | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:
«В» - высокий уровень развития
«С» - средний уровень развития
«Н» - низкий уровень развития
Контрольно- измерительные материалы.
Тесты для детей по развитию познавательных процессов: зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Найди закономерность и в пустых клетках нарисуй недостающие предметы. Найди закономерность и в пустых клетках нарисуй недостающие предметы:
1 четверть: