МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Зам. по УВР Приказом от ______ №____
начальных классов
____________/В.С.Кулагина/ ______________/Т.Н.Шестакова/
Протокол от___________№___ Протокол от _________ № ____
Адаптированная рабочая программа
по предмету адаптивная физкультура
7 класс
Программу разработала
Яковлева Елена Витальевна
учитель начальных классов
МБОУ Первомайская СОШ»
на 2022 – 2023 учебный год
1. Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации (Чтение и развитие речи ) составлена на основе :
1.Закона об образовании Р. Ф.(от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ)
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014года №1559 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3.СанПиНа 2.4.2.3286-15 для детей с овз.
4.Примерной программы Воронковой.
5.Учебного плана и адаптированной образовательной программы в школе
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания учащейся с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этих уроках учащаяся учится осознавать красоту родной природы, знакомится с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учится давать им оценку. Сила воспитательного воздействия произведения зависит от его эмоциональной выразительности, от умения учителя довести её до учащейся, связать с конкретными детскими переживаниями. На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащейся, расширяются её представления о мире. Она узнает много нового о людях, их труде, природе. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи. Эффективность дальнейшего обучения учащейся всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у неё навыки чтения. Уроки чтения в специальной школе также выполняют функцию коррекции недостатков. У учащейся улучшается произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления. Работа над содержанием прочитанного в большей степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь, усовершенствовать словесную систему мышления. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
Главная цель уроков чтения: выработка у учащейся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения.
Задачи:
Формирование у учащейся умения читать про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
Развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
Воспитание нравственно-эстетического и гражданского поведения школьницы на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащейся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанницы с ограниченными возможностями здоровья.
Для формирования качественного навыка чтения в программе выделяется подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащейся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу приложен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.
Основным видом чтения остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому в программе предусмотрено формирование у учащейся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьницы на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащейся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 7 классе предусмотрена работа по объяснительному чтению, для этого в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащегося.
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому (при котором отводится только 35 часа в год), то количество часов на изучение отдельных тем значительно сокращено.
ношения.
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к уроку литературного чтения;
- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
- восприятие семейных традиций, в том числе семейного чтения;
- чувство любви к природе родного края;
- основы для развития творческого воображения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;
- основы для эмоционального переживания художественного текста;
- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;
- понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;
- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
- стремления к взаимопониманию детей и взрослых;
- позитивной самооценки;
- ориентации на здоровый образ жизни;
- стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- понимать важность планирования своей деятельности;
- выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
- осуществлять первоначальный контроль своих действий;
- участвовать в оценке результатов деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
- понимать фактическое содержание текста;
- выделять события, видеть их последовательность в произведении;
- выделять в тексте основные части;
- выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
- работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;
- пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- структурировать знания;
- группировать тексты по заданному основанию;
- различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
- работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
- понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
- принимать участие в обсуждении содержания прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
- проявлять интерес к общению на уроке;
- уважать мнение собеседников;
- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
- читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
- понимать содержание прочитанного;
- пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
- эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
- находить и придумывать рифмы;
- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
- отличать монолог от диалога;
- уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- пересказывать небольшие по объему тексты;
- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
- определять главную мысль литературного произведения;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
- строить высказывание по образцу;
- формулировать несложные выводы;
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;
- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.
3.Содержание учебного предмета
Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества.
Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества.
Русская литература XIX века.
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов.)
Биография и творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, А.П.Чехова, А.И.Куприна и др.
Русская литература XX века.
Биография и творчество М.Горького, В.В. Маяковского, С.А.Есенина, н.А.Островского, А.А.Платонова, К.Г.Паустовского, А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, А.Т. Твардовского, К.М.Симонова, Н.А.Рыленкова, Р.М. Рождественского, Ю.И.Коваля, Р.П.Погодина, В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, А.Г.Алексина.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения.
Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в остальных случаях – после анализа. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом
Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их мотивы. Анализ ( с помощью учителя) литературного произведения с позиции его нравственной ценности.
Составление характеристики героя ( с помощью учителя).
Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление воображаемых диалогов главных действующих лиц.
Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.
Различение частей текста описательного и повествовательного характера.
Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми словами, развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка, их использование в пересказе.
Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора.
Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов. Обсуждение прочитанных книг. Составление отзывов. Ведение коллективных дневников внеклассного чтения ( с помощью учителя).
Рекомендуемая литература (на выбор):
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».
В. П. Катаев «Белеет парус одинокий».
С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер - Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».
А. Н. Мамин - Сибиряк«Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
Я. Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Ю. К. Олеша «Три толстяка».
Е. А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
Г. А. Скребицкий«Длинноносые рыболовы», „Замечательный сторож».
К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
А. Я. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино
4.Тематическое планирование по предмету чтение и развитие речи 7 класс
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов |
1 | Устное народное творчество (4 ч.) Устное народное творчество. Жанры устного народного творчества. | 1 |
2 | Виды сказок. Русская народная сказка «Сивка – бурка». Бытовая сказка «Умный мужик». | 1 |
3 | Былины. «Три поездки Ильи Муромца». | 1 |
4 | Народные песни. Пословицы, поговорки, загадки. | 1 |
5 | Из произведений Русской литературы XIX века (11ч) Из произведений русской литературы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин. Страницы жизни. | 1 |
6 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». | 1 |
7 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». | 1 |
8 | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». | 1 |
9 | А.С. Пушкин «У Лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). | 1 |
10 | М.Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Бородино». | 1 |
11 | И.А. Крылов. Страницы жизни и творчества. Басни «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська». | 1 |
12 | Н.А. Некрасов. Страницы жизни и творчества. Стихотворения «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин». | 1 |
13 | Л.Н. Толстой. Страницы жизни и творчества. «Кавказский пленник» (в сокращении). | 1 |
14 | А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества. «Хамелеон». | 1 |
15 | В.Г. Короленко. Страницы жизни и творчества. «Дети подземелья» (в сокращении). | 1 |
16 | Из произведений Русской литературы XX века (20ч) Максим Горький. Страницы жизни и творчества. «Детство» (отрывки из повести). | 1 |
17 | Максим Горький «В людях» (Отрывки из повести) | 1 |
18 | М.В. Исаковский. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Детство» | 1 |
19 | М.В. Исаковский. Стихотворение «Ветер» | 1 |
20 | М.В. Исаковский. Стихотворение «Весна». | 1 |
21 | К.Г. Паустовский. Страницы жизни и творчества. «Последний чёрт» | 1 |
22 | М.М. Зощенко. Страницы жизни и творчества. «Великие путешественники» | 1 |
23 | К.М. Симонов. Страницы жизни и творчества. «Сын артиллериста» (отрывки). | 1 |
24 | В.П. Катаев. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Флаг». | 1 |
25 | Н.И. Рыленков. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Деревья». | 1 |
26 | Н.И. Рыленков. Стихотворение «Весна без вещуньи-кукушки…» | 1 |
27 | Н.И. Рыленков. Стихотворение «Все в тающей дымке…» | 1 |
28 | Ю.И. Коваль. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Капитан Клюквин». | 1 |
29 | Ю.И. Коваль. Рассказ «Картофельная собака». | 1 |
30 | Ю.Я. Яковлев. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Багульник» | 1 |
31 | Р.П. Погодин. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Время говорит – пора». | 1 |
32 | А.Г. Алексин. Страницы жизни и творчества. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»). | 1 |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 |
34 | К.Я. Ваншенкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Мальчишка». | 1 |
35 | К.Я. Ваншенкин. Стихотворение «Снежки». Урок-обобщение пройденного за год. | 1 |
Приложение к тематическому планированию по предмету чтение 7 класс с учетом программы воспитания
№ п\п | Название раздела | Модуль школьный урок рабочей программы воспитания |
1 | Устное народное творчество | установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности |
2 | Из произведений Русской литературы XIX века | включение в урок игровых процедур. решение проблемных ситуаций |
3 | Из произведений Русской литературы XX века | побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; |
Календарно-тематическое планирование
Чтение и развитие речи 7 класс
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов |
1 | Устное народное творчество. Жанры устного народного творчества. | 1 |
2 | Виды сказок. Русская народная сказка «Сивка – бурка». Бытовая сказка «Умный мужик». | 1 |
3 | Былины. «Три поездки Ильи Муромца». | 1 |
4 | Народные песни. Пословицы, поговорки, загадки. | 1 |
5 | Из произведений русской литературы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин. Страницы жизни. | 1 |
6 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». | 1 |
7 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». | 1 |
8 | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». | 1 |
9 | А.С. Пушкин «У Лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). | 1 |
10 | М.Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Бородино». | 1 |
11 | И.А. Крылов. Страницы жизни и творчества. Басни «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська». | 1 |
12 | Н.А. Некрасов. Страницы жизни и творчества. Стихотворения «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин». | 1 |
13 | Л.Н. Толстой. Страницы жизни и творчества. «Кавказский пленник» (в сокращении). | 1 |
14 | А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества. «Хамелеон». | 1 |
15 | В.Г. Короленко. Страницы жизни и творчества. «Дети подземелья» (в сокращении). | 1 |
16 | Максим Горький. Страницы жизни и творчества. «Детство» (отрывки из повести). | 1 |
17 | Максим Горький «В людях» (Отрывки из повести) | 1 |
18 | М.В. Исаковский. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Детство» | 1 |
19 | М.В. Исаковский. Стихотворение «Ветер» | 1 |
20 | М.В. Исаковский. Стихотворение «Весна». | 1 |
21 | К.Г. Паустовский. Страницы жизни и творчества. «Последний чёрт» | 1 |
22 | М.М. Зощенко. Страницы жизни и творчества. «Великие путешественники» | 1 |
23 | К.М. Симонов. Страницы жизни и творчества. «Сын артиллериста» (отрывки). | 1 |
24 | В.П. Катаев. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Флаг». | 1 |
25 | Н.И. Рыленков. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Деревья». | 1 |
26 | Н.И. Рыленков. Стихотворение «Весна без вещуньи-кукушки…» | 1 |
27 | Н.И. Рыленков. Стихотворение «Все в тающей дымке…» | 1 |
28 | Ю.И. Коваль. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Капитан Клюквин». | 1 |
29 | Ю.И. Коваль. Рассказ «Картофельная собака». | 1 |
30 | Ю.Я. Яковлев. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Багульник» | 1 |
31 | Р.П. Погодин. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Время говорит – пора». | 1 |
32 | А.Г. Алексин. Страницы жизни и творчества. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»). | 1 |
33 | К.Я. Ваншенкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «Мальчишка». | 1 |
34 | К.Я. Ваншенкин. Стихотворение «Снежки». Урок-обобщение пройденного за год. | 1 |