СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «адаптивная физкультура»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адоптированная рабочая программа по предмету "Адаптивная физкультура" для детей ОВЗ 8 вид, 2 вариант

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «адаптивная физкультура»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 с. Отказного

Советского района»

Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена приказом № 300

учителей начальных классов Зам.директора по УВР по МОУ «СОШ №7 с. Отказного»

протокол №1 от 29.08.2024 г. от 02.09.2024 г.

Руководитель МО______Л.В.Дудкина _________Д.Г. Барсукова Директор школы_____Г.В.Руденко





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»





Класс: 4

Всего часов: 68

Часы работы с учителем: 17 ч (0,5)

Часы самоподготовки : 51 ч (1,5)

Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом АООП обучающихся с умственной отсталостью



Учитель начальных классов С.И. Морозов



2024- 2025 г




Аннотация

Данная рабочая программа разработана для ученицы 4б класса Куманиной Маргариты Александровны на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому».

В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа включает в себя следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане, планируемые образовательные результаты, содержание программы, поурочно – тематическое планирование

Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. В примерной рабочей программе представлен учебный материал, который может быть скорректирован с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, а также профилактика вторичных нарушений и сохранение жизненно важных функций организма.

Основные задачи:

  • повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности;

  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки и гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

  • формирование и совершенствование двигательных и прикладных, жизненно важных умений и навыков;

  • увеличение двигательной активности и обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;

  • повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;

  • коррекция нарушений физического развития и психомоторики;

  • обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;

  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре, и ее значение в жизни человека;

  • формирование достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

  • воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.

В примерном годовом учебном плане АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусмотрено 68 часов в год, 2 часа в месяц. Продолжительность учебного года составляет 34 недели.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Возможные предметные результаты:

  • правильное выполнение упражнений

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья.

  • формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений.

  • укрепление здоровья и закаливание занимающихся учащихся;

  • развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умение расслаблять мышцы;

  • укрепление опорно-двигательного аппарата и зрительного нерва;

  • воспитание общей выносливости, ловкости, чувства коллективизма и командного духа;

  • изучение техники ходьбы, бега, прыжков, метания, бросков;

  • выполнение упражнений разного плана с использованием тренажеров;

  • изучение нетрадиционных форм дыхательной и двигательной гимнастики;


2. Содержание учебного курса.

Распределение учебного материала

Раздел программы

Количество часов

Физическая подготовка

36

Коррекционные подвижные игры

14

Лыжная прогулка. Игры на свежем воздухе

10

Велосипедная подготовка

8

Каждый из четырех разделов программы предполагает освоение двигательных навыков на одном из доступных уровней:

  • минимальный уровень, содержание которого предполагается к освоению детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения, тяжелые и глубокие интеллектуальные нарушения, предполагающему в процессе работы постоянную ассистентскую помощь взрослого;

  • достаточный уровень, включающий в себя освоение более сложных двигательных навыков (элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений, игры с соблюдением правил и пр.).

Содержание программы по предмету «Адаптивная физическая культура» направлено на целостное обучение с последующим усложнением, углублением и совершенствованием упражнений. Рабочая программа предполагает выработать у обучающихся прочный двигательный стереотип в основных упражнениях различных разделов учебной программы. Достигается это постоянным повторением и совершенствованием ранее изученного учебного материала из урока в урок, из года в год. Обучение осуществляется посредством специально отобранных упражнений и игр. Применяются общеразвивающие, имитационные подготовительные и специальные упражнения, общеразвивающие и специальные игры, направленные на развитие двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации.

Физическая подготовка 36ч

Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному. Бег в колонне. Выполнение строевых команд.

Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, приставным шагом, широким шагом. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.

Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места.

Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия. Перелезание через препятствия.

Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза. Развитие физических качеств.

Корригирующие упражнения:

Упражнения на дыхание: правильное глубокое дыхание без упражнений (учение выполнению медленного вдоха и медленного выдоха в И.П. стоя, сидя, лежа). Дыхание по подражанию: «понюхать цветок» - вдох; «дуем на кашу» - выдох.

Упражнения на осанку: упражнения в движении, имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «ползание на четвереньках как собачка», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения у г/стенки; удерживание мешочка на голове, стоя у стенки.

Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «хождение на носках», хождение на пятках», «серп»); ходьба приставными шагами по канату с поддержкой; ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на общую и мелкую моторику: с массажными мячами- ежиками большого размера (сжимание, перекладывания, вращения, катания); с гимнастическими палками (скольжения, переставления рук, повороты); со

средними мячами (перекатывание партнеру сидя, катание вдоль гимнастической скамейки, броски в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, удары в стену; удары об пол).

Коррекционные подвижные игры 14 ч

Игры с элементами общеразвивающих упражнений, с мячами, с бегом, с прыжками, с метанием и бросками. Подвижные игры «Паровоз», «На праздник», «Возьми ленточки», «Беги ко мне», «Перепрыгни через ручеек» и другие.

Элементы спортивных игр и упражнений

Баскетбол: удержание мяча в руках в течение пяти секунд с поддержкой, захват и отпускание мяча с поддержкой, толчок мяча от груди/тела по направлению цели с поддержкой, захват и удержание мяча в течение пяти секунд без поддержки, захват и удержание мяча продолжительное время, захват и толчок мяча от груди/тела по направлению цели без поддержки, передача мяча по кругу с поддержкой.

Пионербол: касание рукой подвешенного мяча с помощью взрослого; удар рукой по подвешенному мячу с помощью взрослого, броски волейбольного мяча в сторону сетки без поддержки.

Футбол: отталкивание ногой мяча разного размера и фактуры из положения лежа, сидя, стоя с помощью взрослого, удар ногой по мячу из различных исходных положений с помощью взрослого.

Бочче: катание малого и больших шаров на различные расстояния, в указанную цель.

Лыжная прогулка, игры на свежем воздухе.10ч

Организующие команды и приемы. Переноска лыж. Передвижение ступающим шагом без палок. Подвижные игры на санках, со снежками.

Велосипедная подготовка 8ч Работа на велосипеде.


  1. Календарно-тематическое планирование по курсу «адаптированная физкультура» в 4 классе


Тема раздела, урока

Количество часов

Домашнее задание

(самоподготовка)

Дата проведения


Раздел программы: Физическая подготовка - 18 часов




1

Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе


06.09

2

Построения и перестроения

1



3

Ходьба с различными движениями рук и ног

1

+


4

Ходьба с изменением темпа

1

+

20.09

5

Бег с изменением направления и темпа движения



6

Ходьба и бег на короткие отрезки

1

+


7

Катание мяча по полу

1



8

Катание мяча по полу

1

+

04.10

9

Преодоление препятствий при ходьбе



10

Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед

1

+


11

Прыжки на одной ноге на месте и с продвижением вперед

1

+


12

Прыжки в длину с места

1



13

Прыжки в длину с места

1

+

18.10

14

Передача предметов

1

+


15

Прыжки вверх

1

+


16

Преодоление небольших препятствий



17

Метание мяча в стену

1


08.11

18

Метание мяча в стену

1

+



Раздел программы: Коррекционные подвижные игры - 14 часов



19

Подвижные игры с элементами ОРУ

1

+


20

Подвижные игры с элементами ОРУ

1

+


21

Подвижные игры с мячом. Броски и ловля мяча.

1


22.11

22

Подвижные игры с мячом. Броски и ловля мяча.



23

Подвижные игры с бегом

1

+


24

Подвижные игры с бегом

1

+


25

Подвижные игры с метанием, бросками мяча


06.12

26

Подвижные игры с метанием, бросками мяча

1

+


27

Элементы спортивных игр (баскетбол): передача мяча

1



28

Элементы спортивных игр (баскетбол): передача мяча



29

Бочче: броски и катание шаров

1

+


30

Бочче: броски и катание шаров

1

+

20.12

31

Бочче: броски и катание шаров

1

+


32

Бочче: броски и катание шаров

1




Раздел программы: Лыжная прогулка. Игры на свежем воздухе - 10 часов

1

+


33

Игры на свежем воздухе

1

+

10.01

34

Игры на свежем воздухе



35

Лыжная прогулка

1

+


36

Лыжная прогулка

1



37

Лыжная прогулка



38

Лыжная прогулка

1


24.01

39

Игры на свежем воздухе

1



40

Игры на свежем воздухе



41

Игры на свежем воздухе

1



42

Игры на свежем воздухе

1


07.02


Раздел программы: Велосипедная подготовка – 8 часов



43

Работа на велотренажере

1



44

Работа на велотренажере

1



45

Работа на велотренажере

1


21.02

46

Работа на велотренажере

1



47

Работа на велотренажере

1



48

Работа на велотренажере



49

Работа на велотренажере

1



50

Работа на велотренажере

1


07.03


Раздел программы: Физическая подготовка - 18 часов



51

Элементы спортивных игр: футбол

1



52

Элементы спортивных игр: футбол

1



53

Лазанье по наклонной г/скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами


21.03

54

Лазанье по наклонной г/скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами

1



55

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз

1



56

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз

1



57

Равновесие

1


04.04

58

Равновесие



59

Спрыгивание с высоты

1



60

Подбрасывание мяча вверх и ловля его

1



61

Сбивание предметов

1



62

Сбивание предметов

1



63

Передача большого мяча в колонне

1


18.04

64

Метание малого мяча с места через натянутую веревку



65

Метание малого мяча с места через натянутую веревку

1



66

Метание теннисного мяча в вертикальную цель и на дальность

1



67

Метание теннисного мяча в вертикальную цель и на дальность

1



68

Упражнения с фитболами

1


16.05