ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
методическим объединением И.о. директора ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат »
учителей начального общего образования _____________ Т.А.Ткаченко
Протокол № ____ «____» ______________20____ г
от «____» ______________20____ г
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
2-4 класс
Составители:
Гайворонская Н.П.
Лысенко Л.А.
Щербина Л.А
с. Лемешкино
Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для 2-4 класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе:
1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Учебного плана ГКОУ «Лемешкинская школа» Руднянского района Волгоградской области на 2019-2020 учебный год.
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.
5. Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».
6. Положения ГКОУ «Лемешкинская школа», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся».
7. Положения ГКОУ «Лемешкинская школа» Руднянского района Волгоградской области «О рабочих программах».
8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).
Рабочая программа ориентирована на учебники по предмету «Чтение» 2-4 класс:
1. С.Ю.Ильина, А.К.Аксенова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова. Чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018.
2. С.Ю.Ильина, А.К.Аксенова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова. Чтение.. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы. В 2 ч. . – М.: Просвещение, 2018.
3. С.Ю.Ильина, А.К.Аксенова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова. Чтение.. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018.
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения во 2 –4 классах
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
элементарные представления о дисциплинированном и воспитанном поведении на уроке и вне его;
представления о смысле учения в школе;
способность проявлять заботу и внимание к окружающим людям и животным;
способность вступать в коммуникацию;
элементарные представления о дружбе и товариществе, трудолюбии и лени, и др. качествах;
элементарные представления о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку, выражение сочувствия, благодарности, выполнение общепринятых правил);
Предметные результаты
Минимальный уровень:
воспринимать на слух небольшие по объёму и несложные по содержанию тексты;
отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
устанавливать несложные смысловые отношения с опорой на вопросы или иллюстрации;
читать по слогам короткие тексты;
соотносить прочитанный текст или отрывок из него с иллюстрацией;
читать наизусть 2 – 3 небольших по объёму стихотворения.
Достаточный уровень:
отвечать на вопросы по фактическому содержанию прослушанного и прочитанного текста;
устанавливать несложные смысловые связи, в том числе причинно-следственные, с опорой на вопросы и иллюстрации;
читать плавно по слогам небольшие по объёму тексты с переходом на плавное чтение целыми словами двухсложных слов, простых по семантике и структуре;
пересказывать тексты по вопросам, картинному плану;
выразительно читать наизусть 3 – 5 стихотворений.
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
проявление эмоционального отклика на произведения литературы;
способность давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
способность поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
способность обращаться за помощью;
владение разнообразными средствами коммуникации;
элементарные представления о смысле некоторых нравственных понятий (правда, ложь, добро, трудолюбие и др.), отражённых в литературных произведениях;
уважительное и бережное отношение к людям труда и их деятельности;
Предметные результаты
Минимальный уровень:
правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целым словом двух и трехсложных слов;
отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
определять главных действующих лиц произведения;
соотносить иллюстрацию с определённым отрывком прочитанного и предварительно разобранного текста;
пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;
определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);
выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений.
Достаточный уровень:
правильно читать вслух целыми словами;
выразительно читать наизусть 5 – 7 стихотворений;
давать элементарную оценку поступков героев и событий;
читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора).
4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональное восприятие художественного текста;
эмоциональное отношение к поступкам героев прочитанных произведений;
первоначальные представления о нравственном смысле некоторых понятий (доброта, сострадание, уважение к старшим и некоторые другие), отражённых в литературных произведениях;
чувство любви к Родине и малой Родине;
ориентация в нравственном содержании поступков героев прочитанных произведений (с помощью учителя).
Предметные результаты
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5 – 7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста вслух целыми словами после предварительного анализа (сложные по семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпа речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после его предварительного анализа;
чтение текста про себя с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения, элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Содержание учебного предмета «Чтение» во 2 – 4 классах
Содержание уроков по чтению представлено в программе следующими разделами: «Содержание чтения (круг чтения)»; «Примерная тематика произведений»; «Жанровое разнообразие»; «Навык чтения»; «Работа над текстом»; «Внеклассное чтение».
Содержание чтения (Круг чтения)
Произведения устного народного творчества (пословицы, скороговорки, загадки, потешки, заклички, песни, сказки). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений.
Произведения о Родине, родной природе, об отношениях человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения
Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
2 класс
Правильность чтения. Чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ. Чтение простых по структуре слов без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения.
Беглость чтения. Чтение слов по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целыми словами простых по структуре слов, состоящих из 2-3 слогов
Осознанность чтения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Установление с помощью учителя несложных смысловых связей между событиями, поступками героев, описанными в произведении. Установление в несложных по содержанию произведениях основной мысли с помощью учителя. Коллективная работа по толкованию идеи произведения, прямо сформулированной в тексте или представленной в учебнике.
Выразительность чтения. Чтение с интонацией, соответствующей знакам препинания в конце предложения. Соблюдение пауз между предложениями. Передача голосом интонации,
соответствующей характеру героя (после предварительного анализа). Чтение по ролям коротких диалогов (после предварительного анализа).
3 класс
Правильность чтения. Чтение простых слов без искажения их звукового состава и с правильной постановкой ударения. Чтение многосложных слов и слов со стечением согласных без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения после предварительной отработки.
Беглость чтения. Переход к чтению целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, после предварительной отработки. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двухсложных слов. Чтение текстов, молча с выполнением заданий учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.
Осознанность чтения. Установление причинно- следственных связей между событиями и поступками героев. Определение эмоционального состояния героев и выбор слов и предложений, характеризующих его. Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка характера героев и их поступков с опорой на содержание текста, вопросы учителя, личный опыт. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективная работа по определению идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Толкование смысла пословиц и поговорок. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения. Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа.
Выразительность чтения. Определение настроения автора. Подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам, воссозданным в лирических стихотворениях. Эмоциональная оценка содержания текста (с помощью ответов на вопрос: «Какое настроение возникает, когда читаешь стихотворение? Почему?») Чтение текста с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания. Определение подходящего тона голоса для пере дачи эмоционального содержания текста. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи. Чтение по ролям. Драматизация текста.
Работа с текстом.
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
2 класс
Пересказ прочитанного произведения с опорой на вопросы учителя или вопросы, представленные в учебнике (полный подробный пересказ). Пересказ прочитанного произведения с опорой на картинный план или одну сюжетную картинку и вопросы учителя. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию к тексту. Соотнесение названия и содержания произведения. Объяснение значения непонятных слов с опорой на наглядный материал и вопросы учителя. Элементарная оценка поступков героев с опорой на вопросы и иллюстрацию. Разучивание небольшого по объёму стихотворения.
3 класс
Объяснение значения слов с опорой на наглядный материал после предварительного разбора.
Нахождение в тексте незнакомых слов и обращение за разъяснениями к учителю или одноклассникам. Установление последовательности событий или поступков, описанных в произведении. Сравнение поведения в схожих ситуациях персонажей разных произведений. Элементарная оценка поступков героев и их характеров. Обмен впечатлениями, элементарными суждениями по содержанию прочитанного и разобранного текста. Пересказ текста по частям близко к тексту с опорой на картинный план или без него. Нахождение в тексте произведения слов и выражений, характеризующих героев, и использование их в пересказе. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам и иллюстрации. Ориентировка в книге по оглавлению.
4 класс
Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их значения с опорой на материал учебника, на дополнительный иллюстративный материал; обращение за помощью в их толковании к учителю или одноклассникам. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или на вопросы, представленные в учебнике. Элементарные рассуждения на материале прочитанных произведений. Определение эмоционального состояния героев произведения. коллективное деление текста на части с помощью готового плана. Подбор заголовков, представленных в учебнике или данных учителем, к иллюстрациям или отдельным частям текста. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал. Составление рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Подробный пересказ текста своими словами. Пересказ текста с опорой на картинный план. Работа с картинными и словесно-логическими планами. Выборочный пересказ с использованием слов и выражений авторского текста. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам. Составление рассказа по картинке. Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Ориентировка в книге по оглавлению.
Тематическое планирование
2 класс (170ч.)
№ п /п | Тема раздела | К-во часов |
1. | Осень пришла - в школу пора! | 20 |
2. | Почитаем – поиграем. | 10 |
3. | В гостях у сказки. | 15 |
4. | Животные рядом с нами. | 16 |
5. | Ой, ты, зимушка- зима! | 17 |
6. | Что такое хорошо и что такое плохо. | 18 |
7. | Весна идёт! | 19 |
8. | Чудесное рядом. | 13 |
9. | Лето красное. | 8 |
| | 170ч |
3 класс (170 ч.)
№ п /п | Тема раздела | К-во часов |
1. | Здравствуй школа! | 10 |
2. | Осень наступила… | 13 |
3. | Учимся трудиться | 14 |
4. | Ребятам о зверятах. | 14 |
5. | Чудесный мир сказок. | 10 |
6. | Зимушка-зима. | 20 |
7. | Так нельзя, а так можно. | 10 |
8. | Весна в окно стучится. | 19 |
9. | Весёлые истории. | 8 |
10. | Родина любимая. | 9 |
11. | Здравствуй, лето! | 9 |
| | 170ч |
4 класс (136 ч.)
№ п /п | Тема раздела | К-во часов |
1. | Школьная жизнь. | 12 |
2. | Время листьям опадать. | 17 |
3. | Делу – время, потехе – час. | 7 |
4. | В мире животных. | 13 |
5. | Жизнь дана на добрые дела. | 9 |
6. | Зима наступила. | 24 |
7. | Весёлые истории. | 8 |
8. | Полюбуйся, весна наступает… | 13 |
9. | В мире волшебных сказок. | 10 |
10. | Родная земля. | 10 |
11. | Лето пришло. | 11 |
12. | Резерв | 2 |
| | 170ч |