Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено
на заседании м/о заместитель директора на заседании директор школы №76
учителей н/о. ____ по учебной работе педагогического совета _________ Тулаева Н.И.
протокол №1 ____Спиридонова А.А. протокол № 1
от «27»08 2018 г. от «29»08 2018 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Андреянова Екатерина Геннадьевна
8 класс
Казань – 2018
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Естествознание» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой, изд. Центр «Владос», 2011г.; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».
Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Программа направлена на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащегося.
В 8 классе учащийся знакомится с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получает сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Цель программы - формирование у ученика готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Задачи программы:
- Освоение знаний о многообразии животного мира и образе жизни некоторых животных;
- Получение сведений о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Естествознание» разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, рассчитана на 17 часов в год, проводится 0,5 ч. в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося.
Ученик должен знать:
1.основные отличия животных от растений;
2.признаки сходства и различия между изученными группами животных;
3.общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
4.места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
5.названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех. Которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
6.основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными ученику).
Ученик должен уметь:
1.узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
2.кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
3.устанавливать взаимосвязи между и животными и их средой обитания; приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
4.проводить несложный уход за домашними животными.
Учебно-методические средства обучения:
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Под ред. В.В.Воронковой: Сб.1.-М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012г.
Учебник «Биология. Животные» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./Сост. А.И.Никишов, А.В.Теремов. - М.: «Просвещение», 2008г.
Расчасовка:
I четверть -4часа (8)
II четверть -3,5 часов(7)
III четверть -5,5часов(11)
IV четверть- 4 часа(8)
Календарно-тематическое планирование по предмету « Естествознание»
Биология. Животные. А.И. Никишов, А. В. Теремов. - М.: « Просвещение», 2009 г. 8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. Вид деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащегося (результат) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
| | | | | | | | План | Факт |
Введение | | | | | | | | |
1 | Многообразие животного мира | 0,5 | Вводный. Беседа. | Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана. | Знать: основные отличия животных от растений. | Индивидуальный | Стр.6 (ответить на вопросы) | | |
Беспозвоночные животные | | | | | | |
Черви | | | | | | | | |
2 | Общие признаки беспозвоночных животных. Черви. | 0,5 | Объяснение нового материала. Работа с учебником. | Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета. Общие признаки червей. Дождевые черви. Многообразие червей. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. | Знать: общие признаки беспозвоночных животных, общие признаки червей, место обитания. образ жизни червей. Уметь: узнавать червей, кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни червей. Устанавливать взаимосвязи между червями и их средой обитания. | Индивидуальный | стр.17-19 | | |
3 | Насекомые Общие признаки насекомых. | 0,5 | Объяснение нового материала. Работа с учебником. | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образе жизни насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. | Знать: общие признаки насекомых, места обитания, образ жизни и поведение насекомых. Уметь: узнавать насекомых, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни насекомых. | Индивидуальный | Стр.21 задания | | |
4 | Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка. Майский жук. Комнатная муха. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Бабочка- капустница ( и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. | Знать: отличия различных видов насекомых, их названия. Уметь: кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных насекомых, устанавливать взаимосвязи между насекомыми и их средой обитания. | Индивидуальный | стр.31 задания | | |
5 | Пчела. Тутовый шелкопряд. | 0,5 | Обобщение и систематизация знаний | Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. | Знать: признаки сходства и различия между насекомыми, основные требования ухода за пчелами. Уметь: кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных насекомых, узнавать изученных насекомых, устанавливать взаимосвязи между насекомыми и их средой обитания. | Индивидуальный | с.38-43 | | |
6 | Позвоночные животные. | 0,5 | Вводный. Беседа. | Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). | Знать: общие признаки позвоночных животных | Индивидуальный | | | |
7 | Рыбы Общие признаки рыб. Внешнее строение рыб. | 0,5 | Объяснение нового материала.. | Общие признаки рыб. Среда обитания - водоемы. Внешнее строение и скелеты рыб. | Знать : общие признаки рыб, места обитания рыб. Уметь: узнавать рыб. | Индивидуальный | стр.49 задание | | |
8 | Внутреннее строение рыбы. Размножение рыб. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Внутреннее строение рыбы (питание, дыхание, кровообращение, нервная система). Размножение и развитие рыб. Икрометание. | Знать: образ жизни и поведение рыб, значение рыб в природе. Уметь: узнавать рыб, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни рыб. | Индивидуальный | стр.50 задание | | |
9 | Речные рыбы. Морские рыбы. Рыболовство и рыбоводство. | 0,5 | Обобщение и систематизация знаний | Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыбы. Рациональное использование рыб. | Знать: названия изученных рыб, значение рыб для хозяйственной деятельности человека.. Уметь: узнавать изученных рыб, устанавливать взаимосвязи между рыбами и их средой обитания.. | Индивидуальный | с.63-71 | | |
| II четверть | 7 | | | | | | | |
1-2 | Земноводные Общие признаки земноводных. Среда обитания. Внутреннее строение земноводных. Лягушка. | 1 | Объяснение нового материала. Работа с учебником. | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. Значение и охрана земноводных. Внутреннее строение земноводных (питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств). Размножение и развитие лягушки. Черты сходства с рыбами и отличие от рыб по строению, образу жизни и размножению. | Знать: общие признаки земноводных; места обитания, образ жизни, значение земноводных; названия: лягушка, жаба. Уметь: узнавать земноводных, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни. Устанавливать взаимосвязь между земноводными и их средой обитания. | Индивидуальный | Стр.74 (ответить на вопросы). Стр.79-81. | | |
3-4 | Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее и внутреннее строение, размножение и среда обитания. | 1 | Объяснение нового материала. Работа с учебником. | Общие признаки пресмыкающихся (передвижение- ползание по суше). Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. Внутреннее строение (питание, дыхание. кровообращение, нервная система, органы чувств). Размножение и развитие пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных. Многообразие пресмыкающихся, признаки сходства и отличия от земноводных. | Знать: общие признаки пресмыкающихся; образ жизни, места обитания, значение; признаки отличия от земноводных; названия: ящерицы, змеи (уж, гадюка), крокодилы, черепахи). Уметь: узнавать пресмыкающихся, кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни, устанавливать взаимосвязь с их средой обитания. | Индивидуальный | Стр.84 (ответить на вопросы). Стр.89-93 | | |
5 | Птицы Общая характеристика птиц: среда обитания. особенности строения. | 0,5 | Объяснение нового материала. Работа с учебником. | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. Особенности скелета птиц. Особенности внутреннего строения птицы. Признаки сходства и различия с пресмыкающимися. | Знать: общие признаки птиц, места обитания. признаки сходства и различия с пресмыкающимися. Уметь: узнавать птиц, кратко рассказывать об основных чертах строения. | Индивидуальный | Стр.97 (ответить на вопросы) | | |
6 | Размножение и развитие птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Размножение и развитие птиц. Особенности образа жизни. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе. | Знать: образ жизни птиц, поведение птиц, кормящихся в воздухе, названия: ласточки, стрижи. Уметь: кратко рассказывать об образе жизни птиц, устанавливать взаимосвязи между птицами и их средой обитания. | Индивидуальный | Стр.104 (ответить на вопросы) |
| |
7 | Птицы леса. Хищные птицы. Водоплавающие птицы. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Птицы леса (большой пестрый дятел, большая синица) и их особенности. Хищные птицы (сова, орел) и их особенности. Птицы пресных водоемов и болот (утка-кряква, цапля). | Знать: места обитания, образ жизни и поведение изученных птиц, названия: дятел, синица, сова, орел, утка-кряква, цапля. Уметь: устанавливать взаимосвязь между изученными птицами и их средой обитания. | Индивидуальный | Стр.116 (ответить на вопросы) |
| |
| III четверть | 11 | | | | | | | |
1 | Птицы, обитающие вблизи жилья. Нелетающие птицы. Птицы зимой. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Птицы, обитающие вблизи жилья человека (голубь, воробей). Нелетающие птицы и особенности их жизнедеятельности. Птицы зимой. Значение птиц в жизни человека. | Знать: места обитания, образ жизни и поведение изученных птиц; значение птиц в природе и жизни человека; названия: голубь, воробей. Уметь: устанавливать взаимосвязи между изученными птицами и их средой обитания. | Индивидуальный | Стр.118 (ответить на вопросы) |
| |
2 | Домашние птицы. Птицеводство. | 0,5 | Обобщение и систематизация знаний. | Домашние куры. Содержание, кормление и разведение кур. Домашние утки и гуси. Содержание, кормление и разведение гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Выращивание цыплят. | Знать: места обитания, обьраз жизни и поведение изученных птиц; основные требования ухода за домашними птицами. Уметь: кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных птиц. | Индивидуальный | стр.135 |
| |
3 | Млекопитающие Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. | 0,5 | Объяснение нового материала. Работа с учебником. | Разнообразие мпекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств. | Знать: общие признаки млекопитающих, признаки отличия от пресмыкающихся. Уметь: узнавать млекопитающих; кратко рассказывать об основных чертах внешнего строения млекопитающих. | Индивидуальный | Стр.140 (ответить на вопросы) |
| |
3 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Внутренние органы млекопитающих. | 0,5 | Обобщение и систематизация знаний. | Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы. Нервная система млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. | Знать: признаки сходства и различия с пресмыкающимися. Уметь: кратко рассказывать об основных чертах строения млекопитающих. | Индивидуальный | стр.142 (ответить на вопросы) |
| |
5 | Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Общие признаки грызунов (мышь, белка, бобр). Внешний вид и отличительные особенности каждого их животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. | Знать: общие признаки грызунов; места обитания, образ жизни и поведение; названия: мышь, белка, бобр. Уметь: узнавать грызунов, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни, устанавливать взаимосвязи между грызунами и их средой обитания. | Индивидуальный | Стр.148 (ответить на вопросы) |
| |
6 | Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Общие признаки зайцеобразных (заяц- беляк, заяц- русак, кролик домашний). Черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве. | Знать: общие признаки зайцеобразных; места обитания. образ жизни, поведение и значение; названия: заяц- беляк, заяц- русак, кролик домашний; основные требования ухода за кроликом домашним. Уметь: узнавать зайцеобразных, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни, устанавливать взаимосвязь между зайцеобразными их средой обита | Индивидуальный | Стр. 156-159 |
| |
7 | Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, Распространение. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Общие признаки хищных зверей (волк, медведь, тигр, лев, рысь). Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. | Знать: общие признаки, характерные для хищных зверей; места обитания, образ жизни, поведение и значение хищных зверей; названия: волк, медведь, лев, рысь. Уметь: узнавать хищных зверей, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни, устанавливать взаимосвязь между хищными зверями и их средой обитания. | Индивидуальный | Стр.165 (ответить на вопросы) |
| |
8 | Дикие и домашние хищные звери. | 0,5 | Обобщение и систематизация знаний | Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверефермах. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. | Знать: признаки сходства и различия между изученными животными: названия: куница, лисица, соболь, норка, основные требования ухода за кошками и собаками. Уметь: узнавать изученных животных, проводить несложный уход за кошками и собаками. | Индивидуальный | Стр.170-171 |
| |
9 | Ластоногие морские животные. Китообразные. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Общие признаки ластоногих (тюлень, морж, морской котик). Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. Общие признаки китообразных (кит, дельфин). Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. | Знать: общие признаки; места обитания, образ жизнии поведение ластоногих и китообразных; названия: тюлень, морж, морской котик, кит, дельфин. Уметь: узнавать ластоногих и китообразных, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни, устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания. | Индивидуальный | Стр.180 (ответы на вопросы) |
| |
10 | Парнокопытные животные | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения. Питания. Дикие свиньи- всеядные животные. | Знать: общие признаки; места обитания. образ жизни и поведение парнокопытных животных. Уметь: узнавать, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни парнокопытных; устанавливать взаимосвязи между парнокопытными и средой их обитания | Индивидуальный | Стр. 183-186 |
| |
1 | Обобщающее занятие. | 0,5 | Обобщение и систематизация знаний | В мире животных. Повторительно- обобщающий урок по результатам изучения животных. | Знать: признаки сходства и различия между изученными группами животных. Уметь: устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных. | Индивидуальный | | | |
| IV четверть | 8 | | | | | | | |
1 | Непарнокопытные животные. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Непарнокопытные животные: лошади. Ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными. | Знать: общие признаки, места обитания, образ жизни непарнокопытных животных. Уметь: узнавать, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни непарнокопытных; устанавливать взаимосвязи между непарнокопытными и средой их обитания. | Индивидуальный | Стр. 188-189 | | |
2 | Приматы. | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни. | Знать: общие признаки, места обитания, образ жизни приматов. Уметь: узнавать, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни приматов. | Индивидуальный | Стр. 192-193 | | |
3 | Сельскохозяйственные млекопитающие Корова | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Внешнее строение, Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. | Знать: место обитания, образ жизни и поведение коров; значение коров для хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за коровами. Уметь: узнавать, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни коров. | Индивидуальный | Стр.197 (ответить на вопросы) | | |
4 | Овца | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее- на фермах и летнее-на пастбищах. Выращивание ягнят. | Знать: место обитания. образ жизни и поведение овец; значение овец для хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за овцами. Уметь: узнавать, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни овец. | Индивидуальный | Стр.205 (ответить на вопросы) | | |
5 | Верблюд | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Особенности внешнего строения- приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. | Знать: место обитания, образ жизни и поведение верблюдов; значение верблюдов для хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за верблюдами. Уметь: узнавать, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни верблюдов. | Индивидуальный | Стр.209 (ответить на вопросы) | | |
6 | Северный олень | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Особенности строения- приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. | Знать: место обитания, образ жизни и поведение северных оленей; значение северных оленей для хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за северными оленями. Уметь: узнавать, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни северных оленей. | Индивидуальный | Стр.211 (ответы на вопросы) | | |
7 | Домашняя свинья | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. | Знать: место обитания, образ жизни и поведение домашних свиней; значение домашних свиней для хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за домашними свиньями. Уметь: узнавать, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни домашних свиней. | Индивидуальный | стр.213 (ответить на вопросы) | | |
8 | Домашняя лошадь | 0,5 | Сообщение новых сведений. Работа с учебником. | Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, .кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. | Знать: место обитания, образ жизни и поведение домашних лошадей; значение домашних лошадей для хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за домашними лошадьми. Уметь: узнавать, кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни домашних лошадей. | Индивидуальный | Стр.218 (ответы на вопросы) | | |
9 | Обобщающее занятие. | 0,5 | Обобщение и систематизация знаний | В мире животных. Повторительно- обобщающий урок по результатам изучения животных. | Знать: признаки сходства и различия между изученными группами животных. Уметь: устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных. | Индивидуальный | | | |