СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету биология основного общего образования на базовом уровне 10 класса для ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

              Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включѐн в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах . Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

 

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету биология основного общего образования на базовом уровне 10 класса для ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинск





Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО

МО учителей естественнонаучного цикла МС МАОУ СОШ №3 Директор МАОУ СОШ №3

Протокол №_____ от ____________2019 г. Протокол № ____от ___________2019 г. ________________Дубина Н.Г.


Руководитель МО: ___________Ю.В. Клыкова Руководитель МС: _____________Ю.В. Клыкова Приказ № от 2019 г.









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету биология

основного общего образования на базовом уровне 10 класса для

ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

(ВАРИАНТ 6.1)




2019-2020 учебный год





Учитель: Слокенберг Юрий Юрьевич

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для основной школы разработана в соответствии:

  1. с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);

  2. примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2019, требований к уровню подготовки

Структура программы

Программа по биологии для средней школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Программа по биологии для средней школы включает следующие разделы: пояс­нительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной дея­тельности школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии в средней школе направлен на формировании у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках- уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В основе курса лежит концентрическая система изучения, при которой сведения о биологических системах формируются на базе знаний учащихся, полученных ими из систематических и заключительного разделов биологического образования основной школы. Учитывая то, что учащиеся средней школы уже имеют начальную общебиологическую подготовку, в материал программы вошли сведения, дополняющие и развивающие их знания о живой природе как наиболее сложной форме движения материи и способствующие формированию естественно-научной картины мира. В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.

В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов

Программа по биологии определяет цели изуче­ния биологии в средней школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых практических и лабораторных работ, выполняемых учащи­мися, а также планируемые результаты обучения биологии.

На изучении биологии в 10-11 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год для учащихся 10 классов, 33 часа для учащихся 11 классов. Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включѐн в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах . Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.


Планируемые результаты изучения курса биологии 10-11 класс:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными  результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.

3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2.Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).                               

3.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5.Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

6. Вычитывать все уровни текстовой информации.

7.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты изучения курса "Биология" (базовый уровень):

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Основное содержание курса

10класс

Введение (1 ч)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Раздел 1. Клетка – единица живого (17 ч)

Глава 1. Химический состав клетки.

Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки и их функции. Функции белков. Ферменты. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Глава 2. Структура и функции клетки.

Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Глава 3. Обеспечение клеток энергией.

Фотосинтез. Анаэробный гликолиз. Аэробный гликолиз.

Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция транскрипции и трансляции у высших организмов. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология.

Раздел 2. Размножение и развитие организмов (5 ч)

Глава 5. Размножение организмов.

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.

Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.

Раздел 3. Основы генетики и селекции (11 ч)

Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности.

Генетическая символика. Задачи и методы генетики. Первый и второй законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

Глава 8. Закономерности изменчивости.

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.

Глава 9. Генетика и селекция.

Наследственная изменчивость человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез. Успехи селекции.


Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии для

10 классов общеобразовательных учреждений

/Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц (34 часа)


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

по плану

по факту

Введение (1 час)

1

3.09


Основные признаки живого. Уровни организации жизни

КУ


I. Химический состав клетки (5часов)

2

10.09


Неорганические соединения

ЛР

Л.Р.№ 2 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

3

17.09


Углеводы, липиды

КУ


4

24.09


Белки, их строение и функции.

ЛР

Л.Р.№ 3 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».

5

1.10


Нуклеиновые кислоты

КУ


6

8.10


АТФ и другие органические соединения клетки

 УПЗУ


II. Структура и функции клетки (4 часа)

7

15.10


Клеточная теория.

КУ


8

22.10


Плазматическая мембрана. Цитоплазма и ее органоиды.

ЛР

Л.Р. № 1 « Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»

9

5.11


Ядро. Прокариоты, эукариоты

КУ


10

12.11


Обобщение по теме «Химический состав клетки». « Структура и функции клетки»

УОНМ


III. Обеспечение клеток энергией (3 часа)

11

19.11


Фотосинтез


КУ


12

26.11


Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода

КУ


13

3.12


Биологическое окисление при участии кислорода.

УОНМ


IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке (5 часов)

14

10.12


Генетическая информация. Удвоение ДНК

КУ


15

17.12


Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код.

УС


16

24.12


Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции.



17

14.01


Вирусы. Генная и клеточная инженерия.

УПЗУ


18

21.01


Обобщение по теме: «Обеспечение клеток энергией», « Наследственная информация и реализация ее в клетке»

УОНМ


V. Размножение организмов (3 часа)

19

28.01


Деление клетки. Митоз

КУ


20

4.02


Бесполое и половое размножение. Мейоз.

УС


21

11.02


Образование половых клеток и оплодотворение

КУ


VI. Индивидуальное развитие организмов (2 часа)

22

28.02


Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.


ЛР

Л.Р.№4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

23

25.02


Организм как единое целое. Обобщение по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

КУ


VII. Основные закономерности явлений наследственности (6 часов)

24

3.03


Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

ЛР

Л.Р.№5 Составление схем скрещивания. Решение генетических задач

25

10.03


Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

КУ


26

17.03


Сцепленное наследование генов

КУ


27

31.03


Генетика пола.


УОНМ


28

7.04


Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

КУ


29

14.04


Обобщение по теме: «Генетика»

УПЗУ


VIII. Закономерности изменчивости (3 часа)

30

21.04


Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

ЛР

Л.Р. № 6 Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

31

28.04


Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека


ЛР

Л.Р.№7 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния.

32

5.05


Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Обобщение темы: «Изменчивость»

КУ


IX. Генетика и селекция (2 часа)

33

12.05


Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы селекции


УОСЗ


34

19.05


Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции.

Успехи селекции.

ЛР

Л.Р. № 8 Анализ и оценка эстетических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии