Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинск
Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО
МО учителей естественнонаучного цикла МС МАОУ СОШ №3 Директор МАОУ СОШ №3
Протокол №_____ от ____________2019 г. Протокол № ____от ___________2019 г. ________________Дубина Н.Г.
Руководитель МО: ___________Ю.В. Клыкова Руководитель МС: _____________Ю.В. Клыкова Приказ № от 2019 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету биология
основного общего образования на базовом уровне 10 класса для
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
(ВАРИАНТ 6.1)
2019-2020 учебный год
Учитель: Слокенберг Юрий Юрьевич
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для основной школы разработана в соответствии:
с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);
примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2019, требований к уровню подготовки
Структура программы
Программа по биологии для средней школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Программа по биологии для средней школы включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии в средней школе направлен на формировании у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках- уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В основе курса лежит концентрическая система изучения, при которой сведения о биологических системах формируются на базе знаний учащихся, полученных ими из систематических и заключительного разделов биологического образования основной школы. Учитывая то, что учащиеся средней школы уже имеют начальную общебиологическую подготовку, в материал программы вошли сведения, дополняющие и развивающие их знания о живой природе как наиболее сложной форме движения материи и способствующие формированию естественно-научной картины мира. В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов
Программа по биологии определяет цели изучения биологии в средней школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых практических и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения биологии.
На изучении биологии в 10-11 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год для учащихся 10 классов, 33 часа для учащихся 11 классов. Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включѐн в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах . Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Планируемые результаты изучения курса биологии 10-11 класс:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5.Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.
3.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2.Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5.Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты изучения курса "Биология" (базовый уровень):
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Основное содержание курса
10класс
Введение (1 ч)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Раздел 1. Клетка – единица живого (17 ч)
Глава 1. Химический состав клетки.
Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки и их функции. Функции белков. Ферменты. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Глава 2. Структура и функции клетки.
Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Глава 3. Обеспечение клеток энергией.
Фотосинтез. Анаэробный гликолиз. Аэробный гликолиз.
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.
Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция транскрипции и трансляции у высших организмов. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология.
Раздел 2. Размножение и развитие организмов (5 ч)
Глава 5. Размножение организмов.
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.
Раздел 3. Основы генетики и селекции (11 ч)
Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности.
Генетическая символика. Задачи и методы генетики. Первый и второй законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.
Глава 8. Закономерности изменчивости.
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.
Глава 9. Генетика и селекция.
Наследственная изменчивость человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез. Успехи селекции.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии для
10 классов общеобразовательных учреждений
/Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц (34 часа)
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Вид контроля |
по плану | по факту |
Введение (1 час) |
1 | 3.09 | | Основные признаки живого. Уровни организации жизни | КУ | |
I. Химический состав клетки (5часов) |
2 | 10.09 | | Неорганические соединения | ЛР | Л.Р.№ 2 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» |
3 | 17.09 | | Углеводы, липиды | КУ | |
4 | 24.09 | | Белки, их строение и функции. | ЛР | Л.Р.№ 3 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». |
5 | 1.10 | | Нуклеиновые кислоты | КУ | |
6 | 8.10 | | АТФ и другие органические соединения клетки | УПЗУ | |
II. Структура и функции клетки (4 часа) |
7 | 15.10 | | Клеточная теория. | КУ | |
8 | 22.10 | | Плазматическая мембрана. Цитоплазма и ее органоиды. | ЛР | Л.Р. № 1 « Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» |
9 | 5.11 | | Ядро. Прокариоты, эукариоты | КУ | |
10 | 12.11 | | Обобщение по теме «Химический состав клетки». « Структура и функции клетки» | УОНМ | |
III. Обеспечение клеток энергией (3 часа) |
11 | 19.11 | | Фотосинтез | КУ | |
12 | 26.11 | | Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода | КУ | |
13 | 3.12 | | Биологическое окисление при участии кислорода. | УОНМ | |
IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке (5 часов) |
14 | 10.12 | | Генетическая информация. Удвоение ДНК | КУ | |
15 | 17.12 | | Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. | УС | |
16 | 24.12 | | Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции. | | |
17 | 14.01 | | Вирусы. Генная и клеточная инженерия. | УПЗУ | |
18 | 21.01 | | Обобщение по теме: «Обеспечение клеток энергией», « Наследственная информация и реализация ее в клетке» | УОНМ | |
V. Размножение организмов (3 часа) |
19 | 28.01 | | Деление клетки. Митоз | КУ | |
20 | 4.02 | | Бесполое и половое размножение. Мейоз. | УС | |
21 | 11.02 | | Образование половых клеток и оплодотворение | КУ | |
VI. Индивидуальное развитие организмов (2 часа) |
22 | 28.02 | | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. | ЛР | Л.Р.№4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. |
23 | 25.02 | | Организм как единое целое. Обобщение по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | КУ | |
VII. Основные закономерности явлений наследственности (6 часов) |
24 | 3.03 | | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | ЛР | Л.Р.№5 Составление схем скрещивания. Решение генетических задач |
25 | 10.03 | | Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | КУ | |
26 | 17.03 | | Сцепленное наследование генов | КУ | |
27 | 31.03 | | Генетика пола. | УОНМ | |
28 | 7.04 | | Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. | КУ | |
29 | 14.04 | | Обобщение по теме: «Генетика» | УПЗУ | |
VIII. Закономерности изменчивости (3 часа) |
30 | 21.04 | | Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. | ЛР | Л.Р. № 6 Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой» |
31 | 28.04 | | Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека | ЛР | Л.Р.№7 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния. |
32 | 5.05 | | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Обобщение темы: «Изменчивость» | КУ | |
IX. Генетика и селекция (2 часа) |
33 | 12.05 | | Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы селекции | УОСЗ | |
34 | 19.05 | | Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции. Успехи селекции. | ЛР | Л.Р. № 8 Анализ и оценка эстетических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии |