СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления" для 2 класса программа 8.2СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления" для 2 класса вариант 8.2 СИПР

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления" для 2 класса программа 8.2СИПР»








  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 «А» класса разработана на основе:

- Приказа Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования ОКОУ «Теткинская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Вариант 2).



В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Цели - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

  • сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

  • сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • сформировать способностью пользоваться математическими знаниями

при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Методы:

  • Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

  • Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

  • Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  • Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

  • Метод мониторингов;

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.


Общая характеристика учебного предмета:

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы во 2 классе

Умение различать предметы по форме, величине.

Умение ориентироваться в схеме тела

Умение различать множества (один – много).

Умение различать части суток.

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.

Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами 0, 6, 7,8.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.

Умение пересчитывать предметы.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

Умение складывать, отнимать в пределах 8 на наглядном материале.

К концу года:

  • Усвоить счет в пределах 8.

  • Образование и запись в пределах 8.

  • Сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду.

  • Уметь выделять большее или меньшее число.

  • Соотносить число, количество, цифру.

  • Складывать и вычитать в пределах 8 на конкретном материале.

  • Уметь решать примеры в пределах 8.

  • Составлять и решать задачи по практическим действиям.

  • Работать с геометрическим материалом - отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. 

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. 

  • Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах, сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых УД у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

 Учебные действия и умения:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью; 

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за стола и т. д.); 

  • организовывать рабочее место; 

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность; 

  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 

2. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию

  1. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени;

  • способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. от начала до конца;

  • при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца;

  • с заданными качественными параметрами;

  • ориентируется в качественных параметрах задания.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

  • ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

  • выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

3. Содержание учебного предмета

п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

на изучение раздела

Количество контрольных работ

1

Повторение чисел от 1 – 5.

5


2

Геометрический материал

10


2

Первый десяток. Числа 0 – 8.

51

1


Итого:

66

1



Содержание предмета «Математические представления» представлено основными темами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о величине

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Пространственные представления

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

  1. Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения урока

По плану

Фактич.

1

Повторение изученного в 1 классе. Состав числа 5.

03.09


2

Повторение изученного в 1 классе. Сравнение чисел в пределах 5.

07.09


3

Повторение изученного в 1 классе. Решение примеров в пределах 5.

10.09


4

Повторение изученного в 1 классе. Решение задач в пределах 5.

14.09


5

Составление и решение задач по рисункам.

17.09


6

Геометрический материал. Точка. Линия.

21.09


7

Геометрический материал. Овал.

24.09


8

Число и цифра 0. Образование числа 0.

28.09


9

Решение примеров в пределах 5.

01.10


10

Сравнение чисел в пределах 5.

05.10


11

Решение примеров и задач.

08.10


12

Число и цифра 6. Образование числа 6.

12.10


13

Место числа 6 в числовом ряду.

15.10


14

«Следующее» число.

19.10


15

Решение примеров в пределах 6 на сложение.

22.10


16

«Предыдущее» число.

02.11


17

Решение примеров в пределах 6 на вычитание.

05.11


18

Составление и решение задач по рисункам.

09.11


19

Сравнение чисел в пределах 6.

12.11


20

Решение задач.

16.11


21

Решение задач. Закрепление.

19.11


22

Состав числа 6.

23.11


23

Решение примеров с одним неизвестным.

26.11


24

Решение задач по готовому решению.

30.11


25

Присчитывание и отсчитывание по 1 в пределах 6.

03.12


26

Решение примеров вида: 3+3=6 3+1+1+1=6

07.12


27

Решение примеров вида: 6-3=3 6-1-1-1=3

10.12


28

Присчитывание и отсчитывание по 2.

14.12


29

Решение задач по рисунку.

17.12


30

Решение примеров на вычитание в пределах 6. Закрепление.

21.12


31

Построение прямых линий через одну точку.

24.12


32

Построение прямой линии через две точки.

11.01


33

Число и цифра 7. Образование числа 7.

14.01


34

Место числа 7 в числовом ряду.

18.01


35

«Следующее» число. Решение примеров на сложение.

21.01


36

«Предыдущее» число. Решение примеров на вычитание.

25.01


37

Сравнение чисел в пределах 7.

28.01


38

Решение задач со словами «было, пришёл, стало»?

01.02


39

Решение задач по рисункам.

04.02


40

Решение примеров с двумя, тремя одинаковыми слагаемыми.

08.02


41

Состав числа 7.

11.02


42

Решение примеров с одним неизвестным в пределах 7.

15.02


43

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

18.02


44

Решение примеров на вычитание в пределах 7.

22.02


45

Решение примеров на сложение в пределах 7.

25.02


46

Решение примеров. Закрепление.

01.03


47

Сутки – мера времени.

04.03


48

Неделя. Дни недели.

11.03


49

Отрезок.

15.03


50

Измерение отрезков при помощи мерок.

18.03


51

Число и цифра 8. Образование числа 8.

01.04


52

Место числа 8 в числовом ряду.

05.04


53

«Следующее» и «предыдущее» число.

08.04


54

Сравнение чисел в пределах 8.

12.04


55

Решение примеров на вычитание.

15.04


56

Решение задач по рисунку.

19.04


57

Построение отрезков заданной длины.

22.04


58

Состав числа 8.

26.04


59

Решение примеров с одним неизвестным в пределах 8.

29.04


60

Переместительное свойство сложения.

06.05


61

Применение переместительного свойства сложения при решении задач.

13.05


62

Присчитывание и отсчитывание по 2 в пределах 8.

17.05


63

Построение треугольника.

20.05


64

Итоговая контрольная работа

24.05


65

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

27.05


66

Построение квадрата, прямоугольника.

31.05




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

  • пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

  • мозаики;

  • игрушки разных размеров;

  • шнуровки;

  • пирамидки разные по величине, высоте;

  • пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

  • карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);

  • цветные карандаши;

  • листы бумаги;

  • рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

  • презентации по темам;

  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.


Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:

  • Алышева Т. В. Математика. 1 класс, Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019

  • Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. Учебное пособие для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019