Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 «А» класса разработана на основе:
- Приказа Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования ОКОУ «Теткинская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Вариант 2).
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Цели - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
сформировать способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Методы:
Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Метод мониторингов;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы во 2 классе
Умение различать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела
Умение различать множества (один – много).
Умение различать части суток.
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами 0, 6, 7,8.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.
Умение пересчитывать предметы.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
Умение складывать, отнимать в пределах 8 на наглядном материале.
К концу года:
Усвоить счет в пределах 8.
Образование и запись в пределах 8.
Сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду.
Уметь выделять большее или меньшее число.
Соотносить число, количество, цифру.
Складывать и вычитать в пределах 8 на конкретном материале.
Уметь решать примеры в пределах 8.
Составлять и решать задачи по практическим действиям.
Работать с геометрическим материалом - отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах, сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых УД у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Учебные действия и умения:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за стола и т. д.);
организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени;
способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. от начала до конца;
при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца;
с заданными качественными параметрами;
ориентируется в качественных параметрах задания.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
3. Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов на изучение раздела | Количество контрольных работ |
1 | Повторение чисел от 1 – 5. | 5 | |
2 | Геометрический материал | 10 | |
2 | Первый десяток. Числа 0 – 8. | 51 | 1 |
| Итого: | 66 | 1 |
Содержание предмета «Математические представления» представлено основными темами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
По плану | Фактич. |
1 | Повторение изученного в 1 классе. Состав числа 5. | 03.09 | |
2 | Повторение изученного в 1 классе. Сравнение чисел в пределах 5. | 07.09 | |
3 | Повторение изученного в 1 классе. Решение примеров в пределах 5. | 10.09 | |
4 | Повторение изученного в 1 классе. Решение задач в пределах 5. | 14.09 | |
5 | Составление и решение задач по рисункам. | 17.09 | |
6 | Геометрический материал. Точка. Линия. | 21.09 | |
7 | Геометрический материал. Овал. | 24.09 | |
8 | Число и цифра 0. Образование числа 0. | 28.09 | |
9 | Решение примеров в пределах 5. | 01.10 | |
10 | Сравнение чисел в пределах 5. | 05.10 | |
11 | Решение примеров и задач. | 08.10 | |
12 | Число и цифра 6. Образование числа 6. | 12.10 | |
13 | Место числа 6 в числовом ряду. | 15.10 | |
14 | «Следующее» число. | 19.10 | |
15 | Решение примеров в пределах 6 на сложение. | 22.10 | |
16 | «Предыдущее» число. | 02.11 | |
17 | Решение примеров в пределах 6 на вычитание. | 05.11 | |
18 | Составление и решение задач по рисункам. | 09.11 | |
19 | Сравнение чисел в пределах 6. | 12.11 | |
20 | Решение задач. | 16.11 | |
21 | Решение задач. Закрепление. | 19.11 | |
22 | Состав числа 6. | 23.11 | |
23 | Решение примеров с одним неизвестным. | 26.11 | |
24 | Решение задач по готовому решению. | 30.11 | |
25 | Присчитывание и отсчитывание по 1 в пределах 6. | 03.12 | |
26 | Решение примеров вида: 3+3=6 3+1+1+1=6 | 07.12 | |
27 | Решение примеров вида: 6-3=3 6-1-1-1=3 | 10.12 | |
28 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 14.12 | |
29 | Решение задач по рисунку. | 17.12 | |
30 | Решение примеров на вычитание в пределах 6. Закрепление. | 21.12 | |
31 | Построение прямых линий через одну точку. | 24.12 | |
32 | Построение прямой линии через две точки. | 11.01 | |
33 | Число и цифра 7. Образование числа 7. | 14.01 | |
34 | Место числа 7 в числовом ряду. | 18.01 | |
35 | «Следующее» число. Решение примеров на сложение. | 21.01 | |
36 | «Предыдущее» число. Решение примеров на вычитание. | 25.01 | |
37 | Сравнение чисел в пределах 7. | 28.01 | |
38 | Решение задач со словами «было, пришёл, стало»? | 01.02 | |
39 | Решение задач по рисункам. | 04.02 | |
40 | Решение примеров с двумя, тремя одинаковыми слагаемыми. | 08.02 | |
41 | Состав числа 7. | 11.02 | |
42 | Решение примеров с одним неизвестным в пределах 7. | 15.02 | |
43 | Решение задач на нахождение суммы и остатка. | 18.02 | |
44 | Решение примеров на вычитание в пределах 7. | 22.02 | |
45 | Решение примеров на сложение в пределах 7. | 25.02 | |
46 | Решение примеров. Закрепление. | 01.03 | |
47 | Сутки – мера времени. | 04.03 | |
48 | Неделя. Дни недели. | 11.03 | |
49 | Отрезок. | 15.03 | |
50 | Измерение отрезков при помощи мерок. | 18.03 | |
51 | Число и цифра 8. Образование числа 8. | 01.04 | |
52 | Место числа 8 в числовом ряду. | 05.04 | |
53 | «Следующее» и «предыдущее» число. | 08.04 | |
54 | Сравнение чисел в пределах 8. | 12.04 | |
55 | Решение примеров на вычитание. | 15.04 | |
56 | Решение задач по рисунку. | 19.04 | |
57 | Построение отрезков заданной длины. | 22.04 | |
58 | Состав числа 8. | 26.04 | |
59 | Решение примеров с одним неизвестным в пределах 8. | 29.04 | |
60 | Переместительное свойство сложения. | 06.05 | |
61 | Применение переместительного свойства сложения при решении задач. | 13.05 | |
62 | Присчитывание и отсчитывание по 2 в пределах 8. | 17.05 | |
63 | Построение треугольника. | 20.05 | |
64 | Итоговая контрольная работа | 24.05 | |
65 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 27.05 | |
66 | Построение квадрата, прямоугольника. | 31.05 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
мозаики;
игрушки разных размеров;
шнуровки;
пирамидки разные по величине, высоте;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
цветные карандаши;
листы бумаги;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
презентации по темам;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:
Алышева Т. В. Математика. 1 класс, Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019
Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. Учебное пособие для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019