В начальных классах коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные комнаты и уголки, дидактические пособия и стимульный материал.
В основе программы лежит комплексный подход, что способствует целостному психическому развитию ребенка. В программу включены занятия, позволяющие формировать адекватное восприятие окружающего мира на основе активизации работы всех органов чувств, а также мероприятия, развивающие способность воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Основными задачами являются:
-формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств на основе активизации работы всех органов чувств;
-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-формирование пространственно-временных ориентировок;
-развитие слухоголосовых координаций;
-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
-формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.
Ценностные ориентиры содержания курса. Программно-методический материал включает 9 разделов: «Развитие моторики, графомоторных навыков», «Тактильно-двигательное восприятие»; «Кинестетическое и кинетическое развитие» «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»; «Развитие зрительного восприятия»; «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств»; «Развитие слухового восприятия»; «Восприятие пространства»; «Восприятие времени». При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.