Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО Руководитель школьного методического объединения Смирнов И.С. Протокол № 1 от «25» августа 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Ефимова С.В. «30» августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора школы-интерната ___________ Шоколева А.Е. Приказ № 49 от «31» августа 2021 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ
для 5-9 классов
Учитель – Смирнов Иван Сергеевич
Квалификационная категория - 1
с. Калинино 2021 г.
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Календарно-тематическое планирование
Приложения
- Учебно-методический комплекс
- Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
- Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
- Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания)
Предметная область: Технология
Учебный предмет: Профильный труд (столярное дело)
Класс: 5-9 кл.
Срок реализации: 5 лет
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
- Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол № 4/15 от 22 декабря 2015 г.).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа БОУ «Калининская общеобразовательная школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики (Приказ № 32 от 31.08/2016г.).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г.
- Учебный план БОУ «Калининская общеобразовательная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики на 2021-2022 учебный год.
- Календарный учебный график БОУ «Калининская общеобразовательная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики на 2021-2022 учебный год.
- Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога БОУ «Калининская общеобразовательная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд, который служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цели образования с учётом специфики учебного предмета.
Цель изучения предмета профильный труд (столярное дело) заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
В процессе занятий по столярному делу решаются следующие задачи:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлен-ности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета профильный труд (столярное дело)
К личностным результатам освоения предмета относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживанияк чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- представления об основных свойствах используемых материалов;
- знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
- представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, деревообрабатывающего станка, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (сверление, литье, пиление, строгание и т. д.);
- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
- представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производство обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);
- понимание значения и ценности труда;
- понимание красоты труда и его результатов;
- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
- понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
- организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
- выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
- посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
- экономное расходование материалов;
- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Содержание учебного предмета.
Учебный материал в программе распределён по годам обучения с учётом возрастных и психофизических особенностей детей с ОВЗ. Данная программа предусматривает подготовку обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) к самостоятельному выполнению заданий по разметке деталей, пилению, строганию, сверлению древесины, креплению деталей в изделиях и их украшению, и рассчитана для обучающихся 5-9 классов. Ее цель – допрофессиональная подготовка обучающихся.
В 5 классе учащиеся знакомятся со столярными инструментами и приспособлениями, промышленной заготовкой древесины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы с инструментами. Формирование навыков работы со столярными инструментами проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы пиление столярной ножовкой, сверление отверстий на станке, выжигание, пиление лучковой пилой, строгание рубанком, соединение деталей с помощью шурупов, изготовление кухонной утвари, соединение рейки с бруском врезкой.
В 6-7 классах продолжается обучение школьников строганию, сверлению, склеиванию. Вырабатывается автоматизация навыков работы со столярными инструментами. Материал программы в 6-7 классах достаточно сложен: изучаются геометрическая резьба по дереву, угловое концевое соединение брусков вполдерева, криволинейное пиление, обработка криволинейной кромки изделия, долбление сквозного и несквозного гнезд, свойства основных пород древесины, угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3, угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1, заточка стамески и долота, фугование, хранение и сушка древесины, угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1, непрозрачная отделка столярного изделия, токарные работы, обработка деталей из древесины твердых пород, угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2, круглые лесоматериалы, угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2, свойства древесины, выполнение криволинейного отверстия и выемки, обработка криволинейной кромки. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс изготовления столярного изделия, анализировать свои действия и их результаты.
В 8-9 классах обучение ведется по модифицированной программе, которая дает реальную возможность соединить трудовое обучение с эстетическим воспитанием учащихся, составлена с учетом региональных особенностей и востребованности специалистов на рынке труда.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи деталей, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления различных изделий, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении столярных операций, способствуют более успешному изучению обучающимися общеобразовательных предметов.
Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями в промкомбинат, на мебельную фабрику, учебные заведения. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.
Обучение столярному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение столярных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Место учебного предмета профильный труд (столярное дело)
в учебном плане школы-интерната.
Учебный предмет «Профильный труд (столярное дело)» входит в предметную область «Технология», включён в учебный план школы-интерната и изучается в 5-9 классах. На изучение профильного труда (столярное дело) в 5- 6 классе по учебному плану отводится 204 часа (по 6 часов в неделю, 34 учебные недели) в 7 классе по учебному плану отводится 238 часов (по 7 часов в неделю, 34 учебные недели), а в 8-9 классах – 272 часа (по 8 часов в неделю, 34 учебные недели)
Для достижения планируемых результатов используются различные формы, методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля знаний, комбинированный урок, урок закрепления полученных знаний и др.
КТП по столярному делу в 6 классе на
2021- 2022 уч. год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов Дата проведения |
I четверть (52 ч.) |
Вводное занятие (2 ч.) |
1-2 | Вводное занятие. Вводный инструктаж по охране труда | 2 |
Изготовление изделия из деталей круглого сечения (13 ч.) |
3 | Знакомство с изделием (ручка для лопаты, граблей или швабры) | 1 |
4-5 | Последовательность изготовления изделия | 2 |
6-7 | Выпиливание заготовки | 2 |
8-9 | Выстрагивание бруска квадратного сечения | 2 |
10 | Разметка центра на торце заготовки | 1 |
11-14 | Скругление углов заготовки | 4 |
15 | Отделка изделия | 1 |
Строгание. Разметка рейсмусом (12 ч.) |
16-17 | Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение | 2 |
18 | Последовательность изготовления заготовки (дощечка) | 1 |
19-20 | Разметка и выпиливание заготовки | 2 |
21-22 | Строгание лицевой пласти и лицевой кромки | 2 |
23 | Разметка толщины заготовки | 1 |
24-25 | Строгание пласти бруска до риски | 2 |
26-27 | Отпиливание бруска в размер по длине | 2 |
Геометрическая резьба по дереву (12 ч.) |
28-29 | Резьба по дереву | 2 |
30-31 | Нанесение рисунка на поверхность заготовки | 2 |
32-33 | Приемы выполнения геометрической резьбы (на отходах материалов) | 2 |
34-37 | Вырезание геометрического орнамента | 4 |
38-39 | Отделка изделия | 2 |
Практическое повторение (8 ч.) |
40 | Изготовление изделий для школы. Подставка для цветов. | 1 |
41-42 | Подставка для цветов. Основание. | 2 |
43-44 | Подставка для цветов. Стойка | 2 |
45-46 | Подставка для цветов. Полочки. | 2 |
47 | Подставка для цветов. Сборка и окраска. | 1 |
Промежуточная аттестация (1 ч.) |
48 | Тестирование | 1 |
Самостоятельная работа (4 ч.) |
49-52 | Изготовление детской лопатки (настенной полочки) с ориентировкой на чертеж. | 4 |
II четверть (44 ч.) |
Вводное занятие (1 ч.) |
53 | Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской | 1 |
Угловое концевое соединение брусков вполдерева (14 ч.) |
54-55 | Угловое концевое соединение брусков вполдерева | 2 |
56 | Последовательность выполнения углового концевого соединения вполдерева | 1 |
57-58 | Выполнение углового концевого соединения брусков вполдерева (из отходов материалов) | 2 |
59 | Свойства столярного клея. Склеивание деталей | 1 |
60 | Знакомство с изделием (подрамник) | 1 |
61 | Последовательность изготовления изделия | 1 |
62 | Заготовка брусков. Разметка шипов | 1 |
63 | Выпиливание шипов | 1 |
64 | Подгонка соединения и разметка для склеивания | 1 |
65 | Склеивание подрамника | 1 |
66 | Выстрагивание сторон и кромок подрамника | 1 |
67 | Зачистка поверхности изделия | 1 |
Сверление (8 ч.) |
68 | Устройство сверлильного станка | 1 |
69 | Правила безопасной работы при сверлении | 1 |
70 | Диаметр отверстия | 1 |
71 | Назначение и устройство зажимного патрона | 1 |
72 | Элементы спирального сверла | 1 |
73 | Инструменты для выполнения больших отверстий | 1 |
74-75 | Работа на сверлильном станке (на материалоот-ходах) | 2 |
Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки (12 ч.) |
76 | Криволинейное пиление | 1 |
77 | Выкружная пила | 1 |
78 | Знакомство с изделием (плечики-вещалка) | 1 |
79 | Последовательность изготовления изделия | 1 |
80 | Разметка деталей изделия | 1 |
81 | Выпиливание деталей изделия | 1 |
82 | Обработка криволинейных кромок | 1 |
83 | Строгание выпуклых кромок | 1 |
84 | Обработка криволинейных кромок стамеской | 1 |
85 | Обработка криволинейных кромок напильником | 1 |
86 | Зачистка кромок шлифовальной шкуркой | 1 |
87 | Сборка кронштейна | 1 |
Практическое повторение (4 ч.) |
88 | Изготовление подрамника с криволинейными деталями | 1 |
89-90 | Изготовление подрамника с криволинейными деталями | 2 |
91 | Изготовление подрамника с криволинейными деталями | 1 |
Промежуточная аттестация (1 ч.) |
92 | Тестирование | 1 |
Самостоятельная работа (4 ч.) |
93-96 | Самостоятельная работа (по выбору учителя) | 4 |
III четверть (54 ч.) |
Вводное занятие (1 ч.) |
97 | Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда | 1 |
Долбление сквозного и несквозного гнезда (14 ч.) |
98 | Гнездо как элемент столярного соединения | 1 |
99 | Столярное долото | 1 |
100-101 | Разметка несквозного и сквозного гнезда | 2 |
102 | Последовательность долбления сквозного гнезда | 1 |
103-104 | Приемы работы долотом | 2 |
105 | Знакомство с изделием (средник для лучковой пилы) | 1 |
106-107 | Разметка гнезд | 2 |
108-109 | Долбление сквозных гнезд | 2 |
110-111 | Отделка изделия | 2 |
Свойства основных пород древесины (4 ч.) |
112-113 | Свойства древесины основных пород древесины | 2 |
114-115 | Определение древесных пород по образцам древесины | 2 |
Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3 (24 ч.) |
116 | Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3 | 1 |
117-118 | Изготовление образца соединения УС-3 (из материа-лоотходов) | 2 |
119 | Знакомство с изделием (скамейка) | 1 |
120 | Последовательность изготовления изделия | 1 |
121 | Выпиливание заготовок | 1 |
122-123 | Выстрагивание деталей | 2 |
124-125 | Выполнение чистовых заготовок | 2 |
126-127 | Изготовление шипов | 2 |
128-129 | Выдалбливание гнезд. | 2 |
130 | Подгонка шипов к гнездам | 1 |
131-132 | Изготовление сиденья. | 2 |
133-134 | Сверление отверстий в брусках сиденья | 2 |
135-136 | Прикрепление брусков к подставкам ножек | 2 |
137-138 | Сборка скамейки | 2 |
139 | Отделка изделия | 1 |
Практическое повторение (8 ч.) |
140 | Изготовление детской скамейки | 1 |
141 | Выпиливание заготовок | 1 |
142 | Изготовление стойки | 1 |
143 | Изготовление сидушки | 1 |
144-145 | Изготовление ножек | 2 |
146 | Сборка изделия | 1 |
147 | Отделка изделия | 1 |
Промежуточная аттестация (1 ч.) |
148 | Тестирование | 1 |
Самостоятельная работа (по выбору учителя 4 ч.) |
149-152 | Самостоятельная работа (по выбору учителя) | 4 |
IV четверть (48 ч.) |
Вводное занятие (1 ч) |
153 | Вводное занятие. Правила безопасной работы в мастерской. | 1 |
Угловое концевое соединение на шип открытый, сквозной, одинарный УК-1 (26 ч.) |
154-155 | Угловое концевое соединение УК-1 Чертеж соединения УК-1. | 2 |
156-157 | Последовательность выполнения соединения УК-1 | 2 |
158 | Выполнение образца соединения УК-1 (из материа-лоотходов) | 1 |
159 | Подбор материала. Изготовление заготовок | 1 |
160 | Разметка проушины с кромок и торца. | 1 |
161 | Запиливание проушины внутрь от линии разметки. | 1 |
162 | Подбор инструмента для долбления. Долбление проушины с двух сторон. | 1 |
163 | Разметка шипа. | 1 |
164 | Запиливание шипа справа и слева. Спиливание щечек. | 1 |
165 | Подгонка и обозначение деталей. | 1 |
166 | Сборка соединения. | 1 |
167 | Оценка качества готового изделия. | 1 |
Практическое повторение (12 ч.) |
168 | Знакомство с изделием (рамка для стенда) | 1 |
169-170 | Изготовление заготовок | 2 |
171-172 | Чистовая разметка деталей и отпиливание | 2 |
173-174 | Изготовление проушин | 2 |
175-176 | Изготовление шипов | 2 |
177 | Подгонка соединения | 1 |
178 | Сборка изделия | 1 |
179 | Отделка изделия. Оценка качества готового изделия | 1 |
Заточка стамески и долота (4 ч.) |
180 | Угол заточки лезвия у стамески и долота | 1 |
181 | Материалы и приспособления для затачивания инструментов | 1 |
182 | Приемы заточки | 1 |
183 | Заточка стамески и долота на бруске. | 1 |
Склеивание (4 ч.) |
184 | Виды клея и их свойства | 1 |
185 | Определение вида клея по внешнему виду и запаху | 1 |
186 | Выбор клея для склеивания изделия | 1 |
187 | Склеивание деталей изделия | 1 |
Практическое повторение (8 ч.) |
188-189 | Выполнение заточки инструмента | 2 |
190-191 | Рамка для табурета | 2 |
192-193 | Рамка для табурета | 2 |
194-195 | Рамка для табурета | 2 |
Промежуточная аттестация (1 ч.) |
196 | Тестирование | 1 |
Контрольная работа (4 ч.) |
197-200 | Изготовление изделий (по выбору учителя). Изготовление УК-1 | 4 |
КТП по столярному делу в 9 «б» классе на
2021- 2022 уч. год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
I четверть (70 ч.) |
Вводное занятие (1 ч.) |
1 | Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда. | 1 |
2 | Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской. | 1 |
Художественная отделка столярных изделий (28 ч.) |
3-4 | Художественная отделка столярных изделий | 2 |
5 | Материал для маркетрии. | 1 |
6 | Инструменты для художественной отделки изделия. | 1 |
7 | Выбор рисунка и его перевод на изделие. | 1 |
8 | Приемы работы инструментами для выполнения маркетрии. | 1 |
9 | Знакомство с изделием (шкатулка). | 1 |
10 | Последовательность изготовления изделия. | 1 |
11 | Изготовление коробки. Черновая разметка и заготовка деталей. | 1 |
12-13 | Выстрагивание деталей. | 2 |
14 | Чистовая разметка и отпиливание деталей по заданным размерам. | 1 |
15 | Выполнение соединения деталей. | 1 |
16 | Подгонка и склеивание соединений рамки. | 1 |
17-18 | Изготовление крышек коробки из фанеры. | 2 |
19 | Соединение крышек с рамкой. | 1 |
20 | Зачистка поверхностей изделия. | 1 |
21 | Выполнение соединения двух рамок с помощью петель. | 1 |
22 | Разметка штапиков и геометрического рисунка. | 1 |
23 | Нарезание заготовок для маркетрии. | 1 |
24 | Нарезание заготовок для маркетрии | 1 |
25 | Набор на бумагу геометрического орнамента. | 1 |
26 | Наклеивание набора на изделие. | 1 |
27 | Отделка готового изделия. | 1 |
28 | Оценка качества готового изделия. | 1 |
29 | Основы пожарной безопасности. | 1 |
30 | Действия при пожаре. | 1 |
Практическое повторение (29 ч.) |
31-32 | Изготовление журнального столика с художественной отделкой. | 2 |
33 | Последовательность изготовления изделия. | 1 |
34 | Подбор материалов для изделия. | 1 |
35 | Разметка деталей изделия | 1 |
36 | Подбор материала для ножек журнального столика | 1 |
37 | Разметка ножек журнального столика. | 1 |
38 | Строгание ножек по разметке | 1 |
39 | Отпиливание припусков | 1 |
40 | Разметка проушины для шипов на ножках журнального столика | 1 |
41-42 | Долбление проушины на ножках журнального столика | 2 |
43 | Подбор материала для царги для журнального столика. | 1 |
44 | Разметка царги на заготовке. | 1 |
45 | Строгание царги по разметке. | 1 |
46 | Изготовление царги | 1 |
47 | Разметка шипов для царги журнального столика | 1 |
48 | Запиливание шипов царги журнального столика | 1 |
49 | Разметка шипов по ширине и зачистка на ус. | 1 |
50 | Изготовление проножек журнального столика | 1 |
51 | Разметка шипов на проножках журнального столика | 1 |
52 | Запиливание шипов на проножках журнального столика | 1 |
53 | Сборка корпуса журнального столика. Подогнка деталей. | 1 |
54 | Склеивание корпуса журнального столика. | 1 |
55 | Подбор материала и выпиливание крышки журнального столика. | 1 |
56-57 | Выпиливание крышки журнального столика. | 2 |
58 | Соединение крышки с корпусом журнального столика. | 1 |
59 | Отделка и покрытие изделия лаком. | 1 |
Промежуточная аттестация (1 ч.) |
60 | Тестирование | 1 |
Самостоятельная работа (10 ч.) |
61 | Изготовление полки для обуви. С. р. | 1 |
62 | Выбор материала. Тестирование. | 1 |
63 | Разметка деталей стенок. | 1 |
64 | Выпиливание стенок | 1 |
65 | Разметка деталей полок. | 1 |
66 | Выпиливание полок. | 1 |
67 | Подгонка деталей изделия. | 1 |
68 | Сверление отверстий для соединения деталей | 1 |
69 | Сборка изделия | 1 |
70 | Отделка изделия | 1 |
II четверть (58 ч.) |
Вводное занятие (2 ч.) |
71-72 | Вводное занятие. Правила безопасности работы в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве. | 2 |
Изготовление моделей мебели (11 ч.) |
73 | Общие сведения о мебельном производстве | 1 |
74 | Виды мебели. | 1 |
75 | Детали и элементы столярных изделий | 1 |
76 | Изучение чертежей изготовления деталей изделия | 1 |
77 | Изучение сборочных чертежей изделия | 1 |
78 | Выбор изделия и составление плана его изготовления. П.р. | 1 |
79 | Выполнение заготовительных операций. | 1 |
80 | Разметка и обработка деталей изделия. | 1 |
81 | Сборка узлов изделия "на сухо" | 1 |
82 | Сборка изделия на клею | 1 |
83 | Оценка качества готового издетия | 1 |
Трудовое законодательство (6 ч.) |
84 | Прием и увольнение с работы. | 1 |
85 | Права и обязанности рабочих. | 1 |
86 | Виды оплаты труда. | 1 |
87 | Охрана труда на предприятиях | 1 |
88 | Трудовая и производственная дисциплина | 1 |
89 | Труд молодежи | 1 |
Практическое повторение (4 ч.) |
90 | Изготовление изделий для школы (табуретка). Подбор материала. | 1 |
91 | Разметка деталей изделия. Выстрагивание деталей по размерам. | 1 |
92 | Изготовление деталей изделия. | 1 |
93 | Сборка изделия. Анализ выполненной работы. | 1 |
Самостоятельная работа (4 ч.) |
94 | Изготовление ручки для молотка. Подбор материала. | 1 |
95 | Разметка, выпиливание заготовки, строгание под размер | 1 |
96 | Придание заготовке овального сечения, обработка торца ручки. | 1 |
97 | Зачистка ручки шкуркой. Насадка молотка на ручку. | 1 |
Строительное производство. Плотничные работы (9 ч.) |
98 | Плотничные работы. | 1 |
99 | Теска древесины | 1 |
100 | Подготовка инструментов и приспособлений к работе | 1 |
101 | Технология тески бревен | 1 |
102 | Выборка четвертей и пазов. | 1 |
103 | Соединение бревна и бруска с помощью врубок | 1 |
104 | Сплачивание досок и бруска в щит | 1 |
105 | Дисковая электропила: устройство, приемы работы | 1 |
106 | Электрорубанок: устройство, приемы работы | 1 |
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия (6 ч.) |
107 | Хвойные и листовые лесоматериалы | 1 |
108 | Ассортимент пиломатериалов и досок. | 1 |
109 | Ассортимент заготовок из пиломатериалов | 1 |
110 | Ассортимент фрезерованных деревянных деталей для строительства | 1 |
111 | Материалы и изделия для настилки пола. | 1 |
112 | Виды паркета. | 1 |
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ (4 ч.) |
113 | Характеристика строительных инструментов, приспособлений для плотничных работ | 1 |
114 | Знакомство с изделием (малка для штукатурных работ) | 1 |
115 | Подбор материала и его раскрой | 1 |
116 | Изготовление изделия | 1 |
Практическое повторение (6 ч.) |
117 | Изготовление топорища. Последовательность изготовления изделия. Подбор материала. | 1 |
118 | Разметка с припуском по длине и ширине, выпиливание. Строгание по толщине. | 1 |
119 | Разметка топорища по шаблону. Выпиливание топорища. Обработка криволинейных форм топорища. Скругление углов, граней. | 1 |
120 | Подгонка топорища к отверстию в топоре рубанком, стамеской, рашпилем. Зачистка топорища шкуркой. | 1 |
121 | Изготовление клина и пропила в топорище для клина. Насадка топора на топорище. | 1 |
122 | Зачистка топорища. Проверка насадки топора. Заточка топора. | 1 |
Промежуточная аттестация (1 ч.) |
123 | Тестирование | 1 |
Самостоятельная работа (5 ч.) |
124 | Изготовление швабры. Подбор материала. Тестирование. | 1 |
125 | Разметка колодки и разметка ручки. | 1 |
126 | Изготовление колодки. | 1 |
127 | Изготовление ручки. | 1 |
128 | Сборка изделия. Отделка. | 1 |
III четверть (76 ч.) |
Вводное занятие (1 ч.) |
129 | Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда | 1 |
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности (20 ч.) |
130 | Шпон: виды, свойства,производство. | 1 |
131 | Технология облицовки поверхности шпоном. | 1 |
132 | Облицовка поверхности шпоном (на материалоотходах). | 1 |
133 | Облицовочные пленочный и листовой материалы. | 1 |
134 | Технология облицовки поверхности изделия пленками. | 1 |
135 | Выполнение облицовки поверхности пленкой (на материалоотходах). | 1 |
136 | Знакомство с изделием (навесная книжная полка). | 1 |
137 | Последовательность изготовления книжной полки | 1 |
138 | Изготовление навесной книжной полки. Подбор материала. Пр. р. | 1 |
139 | Разметка с припуском на обработку. | 1 |
140 | Выпиливание по разметке деталей | 1 |
141 | Облицовка поверхности деталей пленкой | 1 |
142 | Обработка лицевых кромок деталей | 1 |
143 | Изготовление круглых вставных шипов | 1 |
144 | Выполнение несквозных отверстий в деталях под шипы. Сборка деталей "на сухо" | 1 |
145 | Сборка изделия на клей. | 1 |
146 | Установка задней стенки | 1 |
147 | Застрагивание и зачистка выступающих кромок | 1 |
148 | Установка ушек заподлицо | 1 |
149 | Установка направляющих полозков для стекол. | 1 |
Мебельная фурнитура и крепежные изделия (2 ч.) |
150 | Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц | 1 |
151 | Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц | 1 |
Практическое повторение (10 ч.) |
152 | Изготовление полки для обуви. Знакомство с изделием. Пр. пов. | 1 |
153 | Выбор материала. Составление плана работ. | 1 |
154 | Разметка деталей изделия | 1 |
155 | Выпиливание стенок. | 1 |
156 | Выпиливание полок. | 1 |
157 | Подгонка деталей изделия. | 1 |
158 | Сборка изделия | 1 |
159 | Сверление отверстий для соединения деталей | 1 |
160 | Сборка изделия, отделка | 1 |
161 | Анализ выполненных работ | 1 |
Самостоятельная работа (5 ч.) Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда. |
162 | Изготовление ножек для журнального столика. Подбор материал. Разметка деталей. С. р. | 1 |
163 | Выпиливание деталей. | 1 |
164 | Строгание ножек по разметке. | 1 |
165 | Точение ножек на токарном станке по дереву. | 1 |
166 | Отделка изделия. Анализ выполненных работ. | 1 |
Строительное производство. Изготовление оконного блока (8 ч.) |
167 | Элементы оконного блока. | 1 |
168 | Изготовление оконных блоков в производственных условиях | 1 |
169 | Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. | 1 |
170 | Изготовление элементов оконного блока (форточки). Знакомство с изделием. Подбор материала для изделия. | 1 |
171 | Черновая разметка. Отпиливание. Разметка с учетом припусков на обработку. | 1 |
172 | Обработка заготовок. Изготовление элементов соединения деталей изделия. | 1 |
173 | Сборка элементов оконного блока "насухо". Сборка изделия на клею. | 1 |
174 | Отделка изделия. Оценка качества готового изделия. | 1 |
Столярные и плотничные ремонтные работы (5 ч.) |
175 | Дефекты столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. | 1 |
176 | Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов. | 1 |
177 | Ремонт столярных соединений | 1 |
178 | Ремонт оконноых рам, дверей, встроенной мебели, перегородок. | 1 |
179 | Выполнение ремонта столярно-строительного изделия. | 1 |
Изоляционные и смазочные материалы (3 ч.) |
180 | Теплоизоляционные материалы | 1 |
181 | Гидроизоляционная пленка | 1 |
182 | Смазочные материалы | 1 |
Практическое повторение (16 ч.) |
183 | Практическое повторение. Изготовление навесной книжной полки. Составление плана работ. | 1 |
184 | Подбор материала | 1 |
185 | Разметка полок с припуском. | 1 |
186 | Разметка стенок с припуском. | 1 |
187 | Выпиливание деталей изделия по разметке. | 1 |
188-189 | Обработка наружных и внутренних поверхностей стенок и полок. | 2 |
190 | Обработка кромок стенок и полок. | 1 |
191 | Сборка корпуса насухо | 1 |
192 | Разборка корпуса. Подготовка к отделке. | 1 |
193 | Покрытие элементов лаком. | 1 |
194-195 | Разметка и выпиливание задней стенки. | 2 |
196 | Сборка корпуса на клею. | 1 |
197 | Установка задней стенки | 1 |
198 | Установка ушек | 1 |
Промежуточная аттестация (1 ч.) |
199 | Тестирование | 1 |
Самостоятельная работа (5 ч.) |
200 | Изготовление оконного блока. Подбор материала. Тестирование. С. р. | 1 |
201 | Разметка деталей изделия. | 1 |
202-203 | Изготовление оконной коробки. | 2 |
204 | Изготовление оконного переплета. Отделка изделия. | 1 |
IV четверть (64 ч.) |
Вводное занятие (1 ч) |
205 | Вводное занятие. Правила безопасной работы в мастерской. | 1 |
Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства (5 ч.) |
206 | Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии | 1 |
207 | Механизация и автоматизация сторлярных работ | 1 |
208 | Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. | 1 |
209 | Производительность труда и себестоимость продукции | 1 |
210 | Мебельное производство | 1 |
Изготовление секционной мебели (16 ч.) |
211 | Секционная мебель | 1 |
212 | Способы установки и соединения. | 1 |
213 | Способы установки и соединения стенок секции. | 1 |
214-215 | Изготовление секций. Подбор материала. Пр.р. | 2 |
216-217 | Разметка деталей. | 2 |
218-220 | Отпиливание по разметке. | 3 |
221-222 | Обработка деталей изделия. | 2 |
223-224 | Отделка деталей изделия. | 2 |
225-226 | Сборка изделия из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. | 2 |
227-228 | Монтаж секционной мебели. Установка фурнитуры. Проверка качества выполненной работы. | 2 |
Практическое повторение (10ч.). Изготовление изделий для школы и других организаций. |
229 | Изготовление полки для обуви. Составление плана работ. Пр. пов. | 1 |
230 | Подбор материала. | 1 |
231 | Разметка стенок с припуском. | 1 |
232 | Разметка полок с припуском. | 1 |
233-235 | Обработка наружних и внутренних поверхностей стенок и полок изделия. | 3 |
236-237 | Обработка кромок изделия. | 2 |
238 | Сборка изделия. Отделка. | 1 |
Контрольная работа (5ч.). Выполнение технологической операции или изготовление изделия (по выбору учителя). |
239-240 | Контрольная работа. Установка на двери ручки различной конструкции. | 2 |
241-242 | Установка замка на дверь. | 2 |
243 | Установка задвишки на дверь. | 1 |
Строительное производство. Плотничные работы (4 ч.) |
244 | Перегородка: устройство, технология монтажа. | 1 |
245 | Дощатый пол: устройство, технология ностилки. | 1 |
246 | Правила безопасности при выполнении плотничных работ. | 1 |
247 | Монтаж перегордки в нежилом помещении. Пр. р. | 1 |
Кровельные и облицовочные материалы (2 ч.) |
248-249 | Кровельные материалы. Облицовочные материалы. | 2 |
Настилка линолеума (2 ч.) |
250 | Линолеум и его применение. Резка линолеума. | 1 |
251 | Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Возможные дефекты в линолеумных полах и их предупреждение. | 1 |
Фанера и древесные плиты (4 ч.) |
252 | Фанера: виды, изготовление, применение. | 1 |
253 | Свойства фанеры и ее сорта. | 1 |
254 | Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. | 1 |
255 | Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит. | 1 |
Промежуточная аттестация (1 ч.) |
256 | Тестирование | 1 |
Практическое повторение (12 ч.). Выполнение производственных заказов. Подготовка к экзаменам. |
257 | Изготовление парниковой рамы. Подбор материала. Разметка брусков с припуском. Выпиливание и строгание под размер. | 1 |
258-259 | Разметка мест соединений. Изготовление шипов, гнезд и проушин. | 2 |
260 | Строгание фальца. Спиливание щечек. | 1 |
261 | Сборка изделия "насухо", подгонка соединений. | 1 |
262-263 | Обработка внутренних сторон деталей. | 2 |
264 | Склеивание рамы, проверка прямоугольности, сверление отверстий и установка нагелей. | 1 |
265 | Обработка наружных сторон деталей. Зачистка грани шкуркой. | 1 |
266-267 | Покрытие изделия олифой. Шпаклевание неплотности мест соединений, зачистка. Покраска рамы. | 2 |
268 | Остекление рамы и нанесение замазки между кромкой стекла и бортом фальца. | 1 |