Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______ №____________
Адаптированная
рабочая программа
по родному языку
2 класс
(Вариант 7.1)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2020 – 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по родному языку во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вариант 7.1, разработана на основе основополагающих документов современного Российского Образования.
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «ОбутвержденииСанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Учебного плана МОУ – СОШ д. Новые Ивайтенки
Адаптированная рабочая программа по родному языку (вариант 7.1) ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету:
1.1.1.1.4.3 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. В 2-х частях. 2 класс Издательство "Просвещение"
Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по родному языку (вариант 7.1) во 2 классе рассчитана на
17 часа в год, 0,5 часа в неделю.
Срок реализации адаптированной рабочей программы по родному язык (Вариант 7.1) – 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку как к родному;
адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;
понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово как главное средство языка;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)
производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
понимать цель выполняемых действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
понимать важность планирования работы;
осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Содержание учебного предмета «Родной язык»
Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились современные буквы русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, загадках, прибаутках). Объяснять употребление (выбор) эмоционально – окрашенных слов особенностями содержания и стиля текста Проектное задание «Словарь в картинках».Слова, называющие игры, забавы, игрушки (санки, салазки, волчок). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1)слова, называющие домашнюю утварь (ухват, ушать, ступа, плошка); 2) слова, называющие то, что ели в старину (каша, щи, похлёбка); слова, называющие то, во что раньше одевались люди (шапка, валенки, рубаха). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми: правда – ложь, друг – недруг). Слова, называющие природные явления и растения. Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик).
Язык в действии (6 ч)
Как нельзя произносить слова. Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа). Как правильно произносить слова. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. Разные способы толкования значения слов. Как правильно произносить слова. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжица).
Секреты речи и текста ( 4 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Употребление (выбор) эмоционально – окрашенных слов особенностями содержания и стиля текста Проектное задание «Словарь в картинках».Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала. Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения: формы общения. Связь слов в тексте. Создание текстов – повествований: о путешествии по городам, связанных с народными праздниками. Создание текстов – рассуждений с использованием различных способов аргументации.
Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык»
2 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее. | 7 |
2 | Язык в действии. | 6 |
3 | Секреты речи и текста. | 4 |
| итого | 17 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______№____________
Календарно-тематическое планирование
по родному языку
(вариант 7.1)
2 класс
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2020 – 2021 учебный год
Календарно - тематическое планирование по родному языку, 2класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема урока |
План. | Факт. |
Русский язык: прошлое и настоящее –7ч |
1 | По одёжке встречают. | 1ч | | |
2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка | 1ч | | |
3 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. | 1ч | | |
4 | Каша – кормилица наша. | 1ч | | |
5 | Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час. | 1ч | | |
6 | В решете воду не удержишь. | 1ч | | |
7 | Самовар кипит, уходить не велит. | 1ч | | |
Язык в действии –6ч |
8 | Помогает ли ударение различать слова? | 1ч | | |
9 | Для чего нужны синонимы? | 1ч | | |
10 | Для чего нужны антонимы? | 1ч | | |
11 | Как появились пословицы и фразеологизмы? | 1ч | | |
12 | Как можно объяснить значение слова? | 1ч | | |
13 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 1ч | | |
Секреты речи и текста– 4ч |
14 | Учимся вести диалог. | 1ч | | |
15 | Составляем развёрнутое толкование значения слова. | 1ч | | |
16 | Устанавливаем связь предложений в тексте. | 1ч | | |
17 | Создаёт тексты – инструкции и тексты – повествования. Годовой тест промежуточной аттестации. | 1ч | | |