СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аканинская средняя общеобразовательная школа им. П.С. Егорова»


РАСМОТРЕНО

Руководитель МО

____________/С.Г. Аргунова/

31 августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. дир. по УВР

__________/А.А.Лукина/

31 августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_________ /Е.Ф.Мигалкина/

3 сентября 2024 г.











АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»












Класс: 9

Учитель: Иванова А.С.

Всего: 136 часов, в неделю: 4 часа

Планирование составлено на основе программы для ОУ «Русский язык», Э.В. Якубовская, УМК «Русский язык» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)












Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 9 классе для обучающихся, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (умственная отсталость), которым рекомендовано обучение по программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, создана на основе программы «Русский язык. 5-9 классы» А.К.Аксеновой, Н.Г.Галунчиковой и реализуется через учебное пособие Н.Г. Галунчиковой, Н.Г.Якубовской «Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Адаптированная программа по русскому языку в 9 классах для детей с ОВЗ имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются такие разделы, как грамматика, правописание, развитие речи, которые направлены на освоение языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы, причем работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико- орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме. В 9 классе программа по русскому языку включает подразделы «Состав слова» «Части речи»,

«Предложение», «Текст». Эти подразделы подытоживают все изученное по программе

«Русский язык» с 5 по 8 классы, углубляя и расширяя умения и знания по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», Местоимение», «Глагол», «Наречие», «Имя числительное», «Простые и сложные предложения».


Основные задачи обучения грамматике и правописанию:

-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование

практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;

-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;

- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;

- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;

- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы;


Цели:


- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;

- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;

- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.


Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.


Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка


Планируемые результаты освоения предмета «русский язык» в 9 классе


Предметные результаты

Выпускник научится:

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80 слов);

• составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

• писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);

• составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;

• подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;

• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;

• находить и решать орфографические задачи;

• оформлять все виды деловых бумаг;

• пользоваться школьным орфографическим словарем.

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;

• принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

• составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов);

• составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);

• решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);

• пользоваться школьным орфографическим словарем


Личностные результаты

Выпускник научится:

  • осознавать роль речи в жизни людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

  • оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

  • понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

  • соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класс.


Содержание программы по русскому языку в 9 классе (136 часов в год, 4 часа в неделю)


Предложение. Текст (5 ч)


Повторение. Простые и сложные предложения без союзов и с союзами а,и,но. Знаки препинания. Обращение. Использование обращения в диалоге. Использование простых и сложных предложений в структуре текста. Дополнение текста с недостающими сведениями (фактами, примерами) с опорой на рисунок.

Текст. Повторение пройденного.


Состав слова (13 ч)


Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них. Сложносокращённые слова. Использование в тексте сложных и сложносокращённых слов.

Текст . Повторение пройденного.


Части речи (95 ч)

Существительное. Значение существительных в речи. Смысловые группы существительных. Составление сочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова. Несклоняемые существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несколькими существительными. Тематический подбор несклоняемых существительных. Дополнение диалога завершающими репликами двух собеседников.

Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Употребление прилагательных в прямом и переносном значении. Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных. Включение прилагательных в описание портрета. Создание диалога на основе повествовательного текста с опорой на схему диалога. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям.

Местоимение. Значение местоимения в речи. Правописание личных местоимений с предлогом. Письменный пересказ на основе плана.

Глагол. Значение глаголов в речи. Лексические группы глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Изменение глаголов по лицам и числам. Трудные случаи правописания глаголов. Включение в диалог слов автора, данных отдельно и характеризующих речь участников диалога. Использование в диалоге глаголов в повелительной форме.

Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы в речи..

Употребление сочетаний наречий и глаголов в прямом и переносном смысле.

Числительное. Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления в устной и письменной речи. Правописание числительных: от 5 до 20,30; от 50 до 80; от 100 до 900. Составные числительные, их правописание.

Текст. Повторение пройденного.

Предложение. Текст (15 ч)

Простое предложение, его характеристика. С ложное предложение с союзами ,его характеристика.

Сложное предложение с союзами чтобы, что, потому что, когда.

Текст.Повторение изученного.


Повторение (8 ч)


Словарь: автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, вежливый, ветеран, владелец, дубликат, жестокость, иждивенец, кафе, компьютер, конфликт, мужество, население, национальность, независимость, обязанность, отдых, результат, сбербанк, свидетельство, торжественный, традиция.












































Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (136 часов)

п.п.

Наименование раздела, темы

Количес тво

часов

КЭС

УУД

Дата по плану

Дата по факту

Примечание



Повторение








1

Простое

предложени.Главные члены предложения

2

5.2

Повторить изученный в 5-8 классах материал, формировать умения выделять предложения в устной и письменной речи, правильно

оформлять их на письме; вырабатывать умение определения главных членов предложения.

03.09

06.09




2

Сложные

предложения

1

5.8

07.09



3

Распространение предложений

1

5.5


09.09



4

Обобщение по теме

«Повторение»

1


10.09




Состав слова







5

Корень и однокоренные слова.

1

6.5

Развивать умения

производить разбор слова, находить и определять значение суффикса, корня, приставки, окончания. Развивать орфографическую зоркость.

13.09



6

Образование слов с помощью суффиксов

1

6.7

14.09



7

Образование слов с помощью приставок

2

6.6


16.09

17.09



8

Правописание в корне и приставке

1

6.5

20.09



9

Р.Р. Написание сочинения по готовому плану (упр. 24)

1

9

21.09



10

Сложные слова

1

6.1

23.09



11

Сложносокращенные слова

2

6.1

24.09

27.09



12

Закрепление по теме

«Состав слова»

1

6.1

28.09



13

Автобиография. Написание автобиографии

1

9

30.09



14

Диктант по теме

«Состав слова»

1

6.1

01.10



15

Работа над ошибками

1


04.10




Существительное







16

Существительное.

1

4.1

Совершенствовать и закреплять знания об имени существительном.

Формирование представления о несклоняемом существительном.

Развивать умения в написании родовых и падежных окончаний, изменении по числам, склонении в ед. и мн. числах. Прививать настойчивость в учении, самостоятельности.

05.10




17

Значение существительных в речи

2

4.1

07.10

08.10



18

Существительные, близкие и

противоположные по значению

2

4.1

11.10

12.10



19

Существительные, обозначающие черты характера

1

4.1

14.10



20

Использование существительных для сравнения

1

4.1

15.10



21

Р.Р.Изложение текста по данному плану

1

4.1

18.10



22

Склонение существительных в единственном и множественном числе

1

4.1

19.10



24

Правописание безударных окончаний

существительных

1

4.1

21.10



25

Р.Р. Написание сочинения по плану (упр. 50)

1

4.1

22.10



26

Несклоняемые существительные

1

4.1

25.10



27

Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными

2

4.1

26.10

05.11



28

Употребление глаголов с несклоняемыми существительными

1

4.1

08.11



29

Закрепление знаний по теме

«Существительное»

1

4.1

09.11



30

Р.Р.Написание изложения по картине В.Г.Перова «Тройка»

1

9


11.11



31

Диктант по теме «Существительное»

1

9

12.11



32

Работа над ошибками

1


15.11




Прилагательное







34

Прилагательное

1

4.1

Формировать грамматическое понятие «Имя прилагательное», навыки правописания родовых окончании, изменение по числам, падежам. Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, наблюдать разнообразные признаки предметов, обобщать понятия. Прививать любознательность у учащихся, стремление кзнаниям.

Написание изложения и

Сочинения по готовому плану.

16.11



35

Значение прилагательны в речи

2

4.1

18.11

19.11



36

Употребление прилагательных в прямом и переносном значении

2

4.1

22.11

23.11



37

Согласование прилагательных с существительными

1

4.1

25.11



38

Правописание падежных окончаний прилагательных

1

4.1

26.11



39

Прилагательные, обозначающие признак по принадлежности

1

4.1

29.11



40

Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ье

1

4.1

30.11



41

Склонение прилагательных в женском роде на -ья

2

4.1

02.12


03.12



42

Склонение прилагательных во множественом числе на -ьи

1

4.1

06.12








43

Закрепление по теме «Имя прилагательное»

1

4.1

07.12



44

Р.Р.Написание изложения «Кабанья баня»

1

9

09.12



45

Р.Р.Написание сочинения по картине П.А.Федотова «Сватовство майора»

1

9

10.12



46

Работа над ошибками в изложении и сочинении

1


13.12



47

Объяснительная записка.

1

9


14.12



48

Диктант по теме

«Прилагательное»

1

9

16.12



49

Работа над ошибками

1


17.12




Местоимение







50

Значение местоимений в речи

1

4.1

Формировать грамматическое понятие

«Местоимение», навыки правописания местоимений.

Развивать умения точно употреблять местоимения в устной и письменной речи. Прививать любознательность у учащихся, стремление к знаниям.

20.12



51

Употребление местоимений в тексте

1

4.1

21.12



52

Лицо и число местоимений

2

4.1

23.12

24.12



53

Изменение местоимений по падежам

2

4.1

27.12

28.12



54

Правописание и местоимение с предлогами

2

4.1


13.01

14.01



55

Правописание местоимений 3-го лица

1

4.1

17.01



56

Закрепление по теме «Местоимение»

2

4.1

18.01

20.01



57

Написание письма

1

9

21.01



58

Диктант по теме «Местоимение»

1

9

24.01



59

Работа над ошибками

1

4.1


25.01




Глагол







60

Глагол

1

4.1

Закрепить сучащимися знания и умения по теме «Глагол»: понятием

«Глагол», с его значением в речи, неопределенной

формой глагола, повелительной формой глагола. Развивать умение в изменении глагола по временам, лицам и числам, в написании не с глаголами, правописании глагольных окончаний. Формировать умение определять окончания глаголов. Прививать у учащихся трудолюбие, любовь к родному языку, старательность.

27.01



61

Значение действия

предмета

1

4.1

28.01



62

Р.Р.Написание сочинения по готовому плану

1

4.1

31.01



63

Глаголы, близкие и противоположные по значению

1

4.1

01.02



64

Использование глаголов для выражения сравнения

2

4.1

03.02

04.02



65

Употребление глаголов в прямом и переносном значении

1

4.1

07.02



66

Р.Р.Написание сочинения по картине В.Д.Поленова

«Московский дворик»

1

9

08.02



67

Употребление глаголов со значением отрицания

2

4.1

10.02

11.02



68

Правописание глаголов в неопределенной форме

2

4.1

14.02

15.02




69

Различие глаголов по лицам и числам

2

4.1

17.02

18.02



70

Изменение формы

лица и числа глагола

1

4.1

21.02



71

Правописание

глаголов 2-го лица единственного числа

2

4.1

22.02

24.02



72

Повелительная

форма глагола

1

4.1

25.02



73

Правописание глаголов в повелительной

форме

2

4.1

28.02

01.03



74

Использование в речи глаголов в повелительной

форме

1

4.1

03.03



75

Закрепление по теме

«Глагол»

2

4.1

04.03

07.03




76

Самодиктант (упр.

159)

1

9

10.03



77

Заполнение анкеты автобиографическог

o содержания

1

9

11.03



78

Диктант по теме

«Глагол»

1

9


14.03



79

Работа над

ошибками

1


15.03




Наречие







80

Наречие как часть

речи

1

4.1

Формировать понятие

«Наречие», научиться находить наречия в тексте по вопросам.

Осознавать наречие как неизменяемую часть речи. Уметь задавать вопрос к наречию.

Образовывать наречие от прилагательных, уметь различать наречия и прилагательные.

Прививать у

обучающихся

трудолюбие, интерес к учебе.

17.03



81

Наречия, противоположные и близкие по значению

1

4.1

18.03



82

Употребление

наречий с глаголами

1

4.1

21.03



83

Сочетание наречий с глаголами в прямом и переносном

значении

2

4.1

22.03

01.04



84

Правописание наречий с А-О на конце

2

4.1

04.04

05.04



85

Различение наречий

и прилагательных

1

4.1

07.04



86

Закрепление по теме «Наречие»

1

4.1

08.04



87

Р.Р.Написание сочинения по картине В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»

1

4.1

11.04



88

Диктант по теме «Наречие»

1

4.1

12.04



89

Работа над ошибками

1

4.1

14.04




Числительное







90

Числительное как часть речи

1

4.1

Формировать понятие

«Числительное», научиться правильно произносить и писать числительное. Уметь задавать вопрос к числительному.

Прививать у обучающихся

трудолюбие, интерес к учебе.

15.04



91

Простые и составные числительные

1

4.1

18.04



92

Словосочетания с числительными

1

4.1

19.04



93

Правописание числительных от 5 до 20 и 30

1

4.1

21.04



94

Правописание числительных от 50 до 80, от 500 до 900

1

4.1

22.04



95

Различение числительных с мягким знаком на конце и в середине слова

1

4.1

25.04



96

Правописание числительных 90, 200, 300, 400

1

4.1

26.04



97

Закрепление знаний по теме «Числительное»

1

4.1

28.04



98

Доверенность. Написание доверенности

1

4.1

29.04




Предложение







102

Сложные предложения с союзом И

1

5.8


02.05



104

Сложные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО

1

5.8

03.05



105

Сложные предложения с союзом КОГДА

1

5.8

05.05



106

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация).

1


06.05





107

Работа над ошибками.

1


10.05



108

Закрепление по теме «Предложение»

1

5.2

12.05



109

Объяснительная. Написание объяснительной

1

7

13.05



110

Диктант по теме «Предложение»

1

5.8

16.05



111

Работа над ошибками

1


17.05




Повторение







112

Повторение по теме «Орфография»

2

6

Закреплять умения, полученные учениками в процессе изучения программы, за год

19.05

20.05



113

Повторение по теме «Грамматика»

2

5

23.05

24.05



114

Повторение по теме «Текст»

2

5




115

Р.Р.Написание изложения по ключевым словам.

2

5




116

Работа над ошибками

1






Итого: 136 часов