Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аканинская средняя общеобразовательная школа им. П.С. Егорова»
РАСМОТРЕНО Руководитель МО ____________/С.Г. Аргунова/ 31 августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. дир. по УВР __________/А.А.Лукина/ 31 августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _________ /Е.Ф.Мигалкина/ 3 сентября 2024 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
Класс: 9
Учитель: Иванова А.С.
Всего: 136 часов, в неделю: 4 часа
Планирование составлено на основе программы для ОУ «Русский язык», Э.В. Якубовская, УМК «Русский язык» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 9 классе для обучающихся, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (умственная отсталость), которым рекомендовано обучение по программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, создана на основе программы «Русский язык. 5-9 классы» А.К.Аксеновой, Н.Г.Галунчиковой и реализуется через учебное пособие Н.Г. Галунчиковой, Н.Г.Якубовской «Русский язык» для 9 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Адаптированная программа по русскому языку в 9 классах для детей с ОВЗ имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются такие разделы, как грамматика, правописание, развитие речи, которые направлены на освоение языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы, причем работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико- орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме. В 9 классе программа по русскому языку включает подразделы «Состав слова» «Части речи»,
«Предложение», «Текст». Эти подразделы подытоживают все изученное по программе
«Русский язык» с 5 по 8 классы, углубляя и расширяя умения и знания по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», Местоимение», «Глагол», «Наречие», «Имя числительное», «Простые и сложные предложения».
Основные задачи обучения грамматике и правописанию:
-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы;
Цели:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка
Планируемые результаты освоения предмета «русский язык» в 9 классе
Предметные результаты
Выпускник научится:
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80 слов);
• составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
• писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
• составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
• подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• находить и решать орфографические задачи;
• оформлять все виды деловых бумаг;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
• принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
• составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов);
• составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);
• решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем
Личностные результаты
Выпускник научится:
осознавать роль речи в жизни людей;
знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класс.
Содержание программы по русскому языку в 9 классе (136 часов в год, 4 часа в неделю)
Предложение. Текст (5 ч)
Повторение. Простые и сложные предложения без союзов и с союзами а,и,но. Знаки препинания. Обращение. Использование обращения в диалоге. Использование простых и сложных предложений в структуре текста. Дополнение текста с недостающими сведениями (фактами, примерами) с опорой на рисунок.
Текст. Повторение пройденного.
Состав слова (13 ч)
Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них. Сложносокращённые слова. Использование в тексте сложных и сложносокращённых слов.
Текст . Повторение пройденного.
Части речи (95 ч)
Существительное. Значение существительных в речи. Смысловые группы существительных. Составление сочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова. Несклоняемые существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несколькими существительными. Тематический подбор несклоняемых существительных. Дополнение диалога завершающими репликами двух собеседников.
Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Употребление прилагательных в прямом и переносном значении. Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных. Включение прилагательных в описание портрета. Создание диалога на основе повествовательного текста с опорой на схему диалога. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям.
Местоимение. Значение местоимения в речи. Правописание личных местоимений с предлогом. Письменный пересказ на основе плана.
Глагол. Значение глаголов в речи. Лексические группы глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Изменение глаголов по лицам и числам. Трудные случаи правописания глаголов. Включение в диалог слов автора, данных отдельно и характеризующих речь участников диалога. Использование в диалоге глаголов в повелительной форме.
Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы в речи..
Употребление сочетаний наречий и глаголов в прямом и переносном смысле.
Числительное. Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления в устной и письменной речи. Правописание числительных: от 5 до 20,30; от 50 до 80; от 100 до 900. Составные числительные, их правописание.
Текст. Повторение пройденного.
Предложение. Текст (15 ч)
Простое предложение, его характеристика. С ложное предложение с союзами ,его характеристика.
Сложное предложение с союзами чтобы, что, потому что, когда.
Текст.Повторение изученного.
Повторение (8 ч)
Словарь: автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, вежливый, ветеран, владелец, дубликат, жестокость, иждивенец, кафе, компьютер, конфликт, мужество, население, национальность, независимость, обязанность, отдых, результат, сбербанк, свидетельство, торжественный, традиция.
Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (136 часов)
| № п.п. | Наименование раздела, темы | Количес тво часов | КЭС | УУД | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| | Повторение | | | | | | |
| 1 | Простое предложени.Главные члены предложения | 2 | 5.2 | Повторить изученный в 5-8 классах материал, формировать умения выделять предложения в устной и письменной речи, правильно оформлять их на письме; вырабатывать умение определения главных членов предложения. | 03.09 06.09 | | |
| 2 | Сложные предложения | 1 | 5.8 | 07.09 | | |
3 | Распространение предложений | 1 | 5.5 | | 09.09 | | |
4 | Обобщение по теме «Повторение» | 1 | | 10.09 | | |
| Состав слова | | | | | | |
5 | Корень и однокоренные слова. | 1 | 6.5 | Развивать умения производить разбор слова, находить и определять значение суффикса, корня, приставки, окончания. Развивать орфографическую зоркость. | 13.09 | | |
6 | Образование слов с помощью суффиксов | 1 | 6.7 | 14.09 | | |
7 | Образование слов с помощью приставок | 2 | 6.6 | | 16.09 17.09 | | |
8 | Правописание в корне и приставке | 1 | 6.5 | 20.09 | | |
9 | Р.Р. Написание сочинения по готовому плану (упр. 24) | 1 | 9 | 21.09 | | |
10 | Сложные слова | 1 | 6.1 | 23.09 | | |
11 | Сложносокращенные слова | 2 | 6.1 | 24.09 27.09 | | |
12 | Закрепление по теме «Состав слова» | 1 | 6.1 | 28.09 | | |
13 | Автобиография. Написание автобиографии | 1 | 9 | 30.09 | | |
14 | Диктант по теме «Состав слова» | 1 | 6.1 | 01.10 | | |
15 | Работа над ошибками | 1 | | 04.10 | | |
| Существительное | | | | | | |
16 | Существительное. | 1 | 4.1 | Совершенствовать и закреплять знания об имени существительном. Формирование представления о несклоняемом существительном. Развивать умения в написании родовых и падежных окончаний, изменении по числам, склонении в ед. и мн. числах. Прививать настойчивость в учении, самостоятельности. | 05.10 | | |
17 | Значение существительных в речи | 2 | 4.1 | 07.10 08.10 | | |
18 | Существительные, близкие и противоположные по значению | 2 | 4.1 | 11.10 12.10 | | |
19 | Существительные, обозначающие черты характера | 1 | 4.1 | 14.10 | | |
20 | Использование существительных для сравнения | 1 | 4.1 | 15.10 | | |
21 | Р.Р.Изложение текста по данному плану | 1 | 4.1 | 18.10 | | |
22 | Склонение существительных в единственном и множественном числе | 1 | 4.1 | 19.10 | | |
24 | Правописание безударных окончаний существительных | 1 | 4.1 | 21.10 | | |
25 | Р.Р. Написание сочинения по плану (упр. 50) | 1 | 4.1 | 22.10 | | |
26 | Несклоняемые существительные | 1 | 4.1 | 25.10 | | |
27 | Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными | 2 | 4.1 | 26.10 05.11 | | |
28 | Употребление глаголов с несклоняемыми существительными | 1 | 4.1 | 08.11 | | |
29 | Закрепление знаний по теме «Существительное» | 1 | 4.1 | 09.11 | | |
30 | Р.Р.Написание изложения по картине В.Г.Перова «Тройка» | 1 | 9 | | 11.11 | | |
31 | Диктант по теме «Существительное» | 1 | 9 | 12.11 | | |
32 | Работа над ошибками | 1 | | 15.11 | | |
| Прилагательное | | | | | | |
34 | Прилагательное | 1 | 4.1 | Формировать грамматическое понятие «Имя прилагательное», навыки правописания родовых окончании, изменение по числам, падежам. Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, наблюдать разнообразные признаки предметов, обобщать понятия. Прививать любознательность у учащихся, стремление кзнаниям. Написание изложения и Сочинения по готовому плану. | 16.11 | | |
35 | Значение прилагательны в речи | 2 | 4.1 | 18.11 19.11 | | |
36 | Употребление прилагательных в прямом и переносном значении | 2 | 4.1 | 22.11 23.11 | | |
37 | Согласование прилагательных с существительными | 1 | 4.1 | 25.11 | | |
38 | Правописание падежных окончаний прилагательных | 1 | 4.1 | 26.11 | | |
39 | Прилагательные, обозначающие признак по принадлежности | 1 | 4.1 | 29.11 | | |
40 | Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ье | 1 | 4.1 | 30.11 | | |
41 | Склонение прилагательных в женском роде на -ья | 2 | 4.1 | 02.12 03.12 | | |
42 | Склонение прилагательных во множественом числе на -ьи | 1 | 4.1 | 06.12 | | |
| | | | |
43 | Закрепление по теме «Имя прилагательное» | 1 | 4.1 | 07.12 | | |
44 | Р.Р.Написание изложения «Кабанья баня» | 1 | 9 | 09.12 | | |
45 | Р.Р.Написание сочинения по картине П.А.Федотова «Сватовство майора» | 1 | 9 | 10.12 | | |
46 | Работа над ошибками в изложении и сочинении | 1 | | 13.12 | | |
47 | Объяснительная записка. | 1 | 9 | | 14.12 | | |
48 | Диктант по теме «Прилагательное» | 1 | 9 | 16.12 | | |
49 | Работа над ошибками | 1 | | 17.12 | | |
| Местоимение | | | | | | |
50 | Значение местоимений в речи | 1 | 4.1 | Формировать грамматическое понятие «Местоимение», навыки правописания местоимений. Развивать умения точно употреблять местоимения в устной и письменной речи. Прививать любознательность у учащихся, стремление к знаниям. | 20.12 | | |
51 | Употребление местоимений в тексте | 1 | 4.1 | 21.12 | | |
52 | Лицо и число местоимений | 2 | 4.1 | 23.12 24.12 | | |
53 | Изменение местоимений по падежам | 2 | 4.1 | 27.12 28.12 | | |
54 | Правописание и местоимение с предлогами | 2 | 4.1 | | 13.01 14.01 | | |
55 | Правописание местоимений 3-го лица | 1 | 4.1 | 17.01 | | |
56 | Закрепление по теме «Местоимение» | 2 | 4.1 | 18.01 20.01 | | |
57 | Написание письма | 1 | 9 | 21.01 | | |
58 | Диктант по теме «Местоимение» | 1 | 9 | 24.01 | | |
59 | Работа над ошибками | 1 | 4.1 | | 25.01 | | |
| Глагол | | | | | | |
60 | Глагол | 1 | 4.1 | Закрепить сучащимися знания и умения по теме «Глагол»: понятием «Глагол», с его значением в речи, неопределенной формой глагола, повелительной формой глагола. Развивать умение в изменении глагола по временам, лицам и числам, в написании не с глаголами, правописании глагольных окончаний. Формировать умение определять окончания глаголов. Прививать у учащихся трудолюбие, любовь к родному языку, старательность. | 27.01 | | |
61 | Значение действия предмета | 1 | 4.1 | 28.01 | | |
62 | Р.Р.Написание сочинения по готовому плану | 1 | 4.1 | 31.01 | | |
63 | Глаголы, близкие и противоположные по значению | 1 | 4.1 | 01.02 | | |
64 | Использование глаголов для выражения сравнения | 2 | 4.1 | 03.02 04.02 | | |
65 | Употребление глаголов в прямом и переносном значении | 1 | 4.1 | 07.02 | | |
66 | Р.Р.Написание сочинения по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» | 1 | 9 | 08.02 | | |
67 | Употребление глаголов со значением отрицания | 2 | 4.1 | 10.02 11.02 | | |
68 | Правописание глаголов в неопределенной форме | 2 | 4.1 | 14.02 15.02 | | |
69 | Различие глаголов по лицам и числам | 2 | 4.1 | 17.02 18.02 | | |
70 | Изменение формы лица и числа глагола | 1 | 4.1 | 21.02 | | |
71 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа | 2 | 4.1 | 22.02 24.02 | | |
72 | Повелительная форма глагола | 1 | 4.1 | 25.02 | | |
73 | Правописание глаголов в повелительной форме | 2 | 4.1 | 28.02 01.03 | | |
74 | Использование в речи глаголов в повелительной форме | 1 | 4.1 | 03.03 | | |
75 | Закрепление по теме «Глагол» | 2 | 4.1 | 04.03 07.03 | | |
76 | Самодиктант (упр. 159) | 1 | 9 | 10.03 | | |
77 | Заполнение анкеты автобиографическог o содержания | 1 | 9 | 11.03 | | |
78 | Диктант по теме «Глагол» | 1 | 9 | | 14.03 | | |
79 | Работа над ошибками | 1 | | 15.03 | | |
| Наречие | | | | | | |
80 | Наречие как часть речи | 1 | 4.1 | Формировать понятие «Наречие», научиться находить наречия в тексте по вопросам. Осознавать наречие как неизменяемую часть речи. Уметь задавать вопрос к наречию. Образовывать наречие от прилагательных, уметь различать наречия и прилагательные. Прививать у обучающихся трудолюбие, интерес к учебе. | 17.03 | | |
81 | Наречия, противоположные и близкие по значению | 1 | 4.1 | 18.03 | | |
82 | Употребление наречий с глаголами | 1 | 4.1 | 21.03 | | |
83 | Сочетание наречий с глаголами в прямом и переносном значении | 2 | 4.1 | 22.03 01.04 | | |
84 | Правописание наречий с А-О на конце | 2 | 4.1 | 04.04 05.04 | | |
85 | Различение наречий и прилагательных | 1 | 4.1 | 07.04 | | |
86 | Закрепление по теме «Наречие» | 1 | 4.1 | 08.04 | | |
87 | Р.Р.Написание сочинения по картине В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом» | 1 | 4.1 | 11.04 | | |
88 | Диктант по теме «Наречие» | 1 | 4.1 | 12.04 | | |
89 | Работа над ошибками | 1 | 4.1 | 14.04 | | |
| Числительное | | | | | | |
90 | Числительное как часть речи | 1 | 4.1 | Формировать понятие «Числительное», научиться правильно произносить и писать числительное. Уметь задавать вопрос к числительному. Прививать у обучающихся трудолюбие, интерес к учебе. | 15.04 | | |
91 | Простые и составные числительные | 1 | 4.1 | 18.04 | | |
92 | Словосочетания с числительными | 1 | 4.1 | 19.04 | | |
93 | Правописание числительных от 5 до 20 и 30 | 1 | 4.1 | 21.04 | | |
94 | Правописание числительных от 50 до 80, от 500 до 900 | 1 | 4.1 | 22.04 | | |
95 | Различение числительных с мягким знаком на конце и в середине слова | 1 | 4.1 | 25.04 | | |
96 | Правописание числительных 90, 200, 300, 400 | 1 | 4.1 | 26.04 | | |
97 | Закрепление знаний по теме «Числительное» | 1 | 4.1 | 28.04 | | |
98 | Доверенность. Написание доверенности | 1 | 4.1 | 29.04 | | |
| Предложение | | | | | | |
102 | Сложные предложения с союзом И | 1 | 5.8 | | 02.05 | | |
104 | Сложные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО | 1 | 5.8 | 03.05 | | |
105 | Сложные предложения с союзом КОГДА | 1 | 5.8 | 05.05 | | |
106 | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация). | 1 | | 06.05 | | |
| |
107 | Работа над ошибками. | 1 | | 10.05 | | |
108 | Закрепление по теме «Предложение» | 1 | 5.2 | 12.05 | | |
109 | Объяснительная. Написание объяснительной | 1 | 7 | 13.05 | | |
110 | Диктант по теме «Предложение» | 1 | 5.8 | 16.05 | | |
111 | Работа над ошибками | 1 | | 17.05 | | |
| Повторение | | | | | | |
112 | Повторение по теме «Орфография» | 2 | 6 | Закреплять умения, полученные учениками в процессе изучения программы, за год | 19.05 20.05 | | |
113 | Повторение по теме «Грамматика» | 2 | 5 | 23.05 24.05 | | |
114 | Повторение по теме «Текст» | 2 | 5 | | | |
115 | Р.Р.Написание изложения по ключевым словам. | 2 | 5 | | | |
116 | Работа над ошибками | 1 | | | | |
| Итого: 136 часов | | | | | | |