МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Утверждена
Директор школы
_______________Н.Б. Гурьева
Приказ № ____ от 30.08.2018 года
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень образования (класс)-
начальное общее образование 3 класс
Количество часов- 170 часов, 5ч в неделю
Рабочая программа разработана на основе Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы « Русский язык» Т. Г. Рамзаева. Учебник для 3 класса в 2 частях. - М: Дрофа, 2010.
Рабочую программу составила:
О.В.Лучкина
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. В соответствии с учебным планом общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ (ТНР) на 2018-2019 уч. год на изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 5 часов в неделю, то есть 170 часов в год. Курс рассчитан на 35 учебных недель.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ТНР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
В обучении детей с ОВЗ (ТНР) следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:
формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире;
развитие связной речи;
формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка;
развитие общего объёма относительно простых знаний;
расширение активного и пассивного словаря;
развитие зрительного анализа;
развитие памяти, внимания и работоспособности;
развитие эмоционально-волевой сферы, умения действовать по устной и письменной инструкции.
При обучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:
Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса русского языка в программу более широко включены задания развивающего характера, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку; развитие приёмов умственной деятельности, необходимых для успешного овладения программой русского языка.
Учитывая психологические особенности и возможности детей с задержкой психического развития, материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического и формального заучивания правил, списывания готовых заданий и т. д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета
№ | Тема раздела | Кол–во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Коррекционно- развивающая направленность |
1 | Повторение | 14 | Выяснение, какие темы забыты во время каникул, а какие остались в памяти | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности. Усвоение соответствующих правил |
2 | Предложение. Словосочетание. | 14 | Знакомство с видами предложений по интонации высказываний: повествовательными, восклицательными и вопросительными; со словосочетаниями. | Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности. |
3 | Текст | 3 | Расширить знания о тексте. Научить письменному пересказу (изложение) и передаче своих мыслей на бумаге (сочинение). Познакомить с черновиком, в котором ребёнок записывает предварительный вариант работы и вносит в неё свои правки | Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности; достаточное развитие процессов самоконтроля, мышления. Формировать мыслительную операцию синтеза. Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос. |
4 | Состав слова | 66 | Знакомство с частями слова; с образованием однокоренных слов; с разбором слов по составу. | Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. |
5 | Части речи | 4 | Общее понятие о частях речи и их название. | Развитие мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
6 | Имя существительное | 25 | Расширить знания о части речи – имени существительном: начальной форме; роде: мужском, женском, среднем; падежах (склонении); написании мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. Научить определять его род, число, падеж; правильно писать существительные женского и мужского рода с шипящим на конце. | Развитие мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
7 | Имя прилагательное | 13 | Расширить знания о части речи – имени прилагательном: сходном и противоположном по смыслу; изменении по родам , числам, падежам при сочетании с существительным. Упражнять в правильном написании окончаний. Познакомить с текстом-описанием и научить его писать. | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности, концентрация внимания; достаточное артикулирование слов при письме. Усвоение соответствующих правил |
8 | Глагол | 20 | Расширить знания о части речи – глаголе: изменение по временам; близком и противоположном по смыслу; неопределённой форме; изменение в прошедшем времени по родам. Упражнять в употреблении глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Научить отдельно писать частицу НЕ с глаголами. Познакомить с текстом – рассуждением и практическим его написанием. | Расширение, уточнение, активизация, словарного запаса, при усвоении содержания; увеличение запаса лексики. Развитие устной речи через умение составлять предложения по картине. Слова с непроверяемым написанием |
9 | Повторение | 11 | Закрепляются и проверяются знания по основным темам программы: «Состав слова», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация», « Связная речь». | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение |
Итого | | 170 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Компетенции (базовый уровень) | Коррекционно – развивающая направленность |
1 | Однокоренные слова. | | | Выяснить в начале изучения русского языка, какие темы у детей с ограниченными возможностями здоровья забыты во время каникул, а какие остались в памяти.( На основании входного диктанта и списывания текста. Тексты подбираются те, которые были использованы в конце 2 класса) Повторить основные понятия из разделов: «Фонетика и графика», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация». Провести работу над трудными словами: до свидания, горох, земляника, Красная площадь, чёрный, коллектив, месяц, малина, хороший, урожай. | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности. Усвоение соответствующих правил. |
2 | Звуки и буквы. | | |
3 | Текст. Предложение. | | |
4 | Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | | |
5 | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | | |
6 | Правописание собственных имён. | | |
7 | Слово и слог. Перенос слов. | | |
8 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. | | |
9 | Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ, ЧК, ЧН. | | |
10 | Разделительный мягкий знак. | | |
11 | Вводный контрольный диктант. Осенью. | | | | |
12 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | | |
13 | Ударные и безударные гласные. Обозначение их буквами. | | |
14 | Списывание текста. Вот так встреча! | | |
15 | Повествовательные предложения. | | | Познакомить детей с ограниченными возможностями здоровья с видами предложений по интонации высказываний: повествовательными, восклицательными и вопросительными; со словосочетаниями. Научить их правильно ставить знаки препинания в конце предложений: точку, вопросительный, восклицательный знаки; выделять из предложений словосочетания. Провести работу над трудными словами: жёлтый, крестьяне, помидор. | Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности. |
16 | Вопросительные предложения. | | |
17 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | | |
18 | Диктант по теме. Повторение. Осенний лес. | | |
19 | Работа над ошибками. Повторение. | | |
20 | Главные и второстепенные члены предложения. | | |
21 | Распространённое и нераспространённое предложения. | | |
22 | Связь слов в предложении. | | |
23 | Простые и сложные предложения. | | |
24 | Словосочетание. | | |
25 | Связь слов в словосочетании. | | |
26 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | | |
27 | Проверочный диктант по теме «Предложение» | | |
28 | Работа над ошибками. Предложение. | | |
29 | Тема текста. Деление сплошного текста на предложения. | | | Расширить знания детей с ограниченными возможностями здоровья о тексте. Научить письменному пересказу (изложение) и передаче своих мыслей на бумаге (сочинение). Познакомить с черновиком, в котором ребёнок записывает предварительный вариант работы и вносит в неё свои правки, а в чистовик переписывается работа уже в готовом виде. Провести работу над трудным словом: дорога. | Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности; достаточное развитие процессов самоконтроля |
30 | Признаки текста. | | |
31 | Связь предложений в тексте. | | |
32 | Корень слова. | | | Это наиболее трудная грамматическая тема. Дети с ограниченными возможностями здоровья знакомятся с частями слова; с образованием однокоренных слов; с разбором слов по составу. Идёт продолжение знакомства с типами текстов: текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение и обучение их письму; редактированию. Особое внимание уделяется правилам правописания корней слов: с безударным гласным, парным согласным и непроизносимым согласным. Дети с ограниченными возможностями здоровья находят отличия приставки и предлога; учатся правильно писать их со словами, также упражняются в правильном написании слов с разделительным Ь и Ъ знаками. Провести работу над трудными словами: погода, обед, север, восток, улица, завтрак, картофель, осина, потом, морковь, праздник, чувство, здравствуй, лестница, метро, комната. Это наиболее трудная Дети с ограниченными возможностями здоровья знакомятся с частями слова; с образованием однокоренных слов; с разбором слов по составу. Идёт продолжение знакомства с типами текстов: текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение и обучение их письму; редактированию. Особое внимание уделяется правилам правописания корней слов: с безударным гласным, парным согласным и непроизносимым согласным. Дети с ограниченными возможностями здоровья находят отличия приставки и предлога; учатся правильно писать их со словами, также упражняются в правильном написании слов с разделительным Ь и Ъ знаками. Провести работу над трудными словами: погода, обед, север, восток, улица, завтрак, картофель, осина, потом, морковь, праздник, чувство, здравствуй, лестница, метро, комната. Идёт продолжение знакомства с типами текстов: текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение и обучение их письму; редактированию. Особое внимание уделяется правилам правописания корней слов: с безударным гласным, парным согласным и непроизносимым согласным. | Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. |
33 | Правописание корня в однокоренных словах. | | |
34 | Окончание слова. | | |
35 | Окончание и его роль в предложении. | | |
36 | Приставки и суффиксы. | | |
37 | Образование однокоренных слов с помощью приставок. | | |
38 | Разбор слов по составу. | | |
39 | Состав слова. Диктант. Прощание с осенью. | | |
40 | Работа над ошибками. Нахождение суффиксов в простых словах. | | |
41 | Образование однокоренных слов с помощью приставок . | | |
42 | Образование однокоренных слов при помощи приставок и суффиксов. | | |
43 | Проверочный диктант по теме «Состав слова». | | |
44 | Работа над ошибками. Разбор слов по составу | | |
45 | Р/р Сочинение по серии картинок. | | |
46 | Разбор слов по составу. | | |
47 | РР Обучающее изложение на основе его слухового восприятия по вопросам. | | |
48 | Работа над ошибками. Редактирование текста | | |
49 | Правописание слов с парными согласными. | | |
50 | Парные согласные в корне слова. | | |
51 | Проверка парных согласных в корне слова. | | |
52 | Проверочное и проверяемое слово. Подбор проверочных слов | | |
53 | Образование однокоренных слов. Разбор слов по составу. | | |
54 | Правописание слов с парными согласными. | | |
55 | Проверка парного согласного в корне слова путём подбора однокоренного слова. | | |
56 | Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парными согласными в корне слова». | | |
57 | Работа над ошибками. Проверка парного согласного. | | |
58 | Правописание безударных гласных в корне слова. | | |
59 | Подбор проверочных слов с безударным гласным | | |
60 | Безударный гласный в корне слова | | |
61 | Подбор проверочных однокоренных слов. | | |
62 | Правописание проверяемых безударных гласных | | |
63 | Слова с буквой Е в корне, которая проверяется буквой Ё. | | |
64 | Слова с двумя безударными гласными в корне. | | |
65 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. | | |
66 | Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». | | |
67 | Слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | | |
68 | Правописание непроизносимых согласных в словах. | | |
69 | Нахождение и подбор слов с непроизносимыми согласными. | | |
70 | Три правила правописания корней слов. | | |
71 | Контрольное списывание. | | |
72 | Правописание орфограмм в корне | | |
73 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | | |
74 | Работа над ошибками. Подбор слов с непроизносимыми согласными. | | |
75 | Нахождение слов в тексте на правописание корней | | |
76 | Подбор проверочных слов к словам на правописание корней | | |
77 | Приставка. Нахождение приставки. | | |
78 | Правописание гласных в приставках | | |
79 | Правописание безударных гласных в приставках. | | |
80 | Правописание приставок | | |
81 | Предлог и приставка. | | |
82 | Способы отличия приставки и предлога. | | |
83 | Правописание предлогов со словами. | | |
84 | Правописание приставок и предлогов. | | |
85 | Упражнения в написании слов с приставками и предлогами. | | |
86 | Разделительный твёрдый знак. | | |
87 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | | |
88 | Проверочный диктант по теме «Разделительный твёрдый знак». | | |
89 | Работа над ошибками. Ъ и Ь знаки. | | |
90 | Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. | | |
91 | Типы текстов. | | |
92 | Текст – повествование. | | |
93 | Текст – описание. | | |
94 | Текст – рассуждение. | | |
95 | Изложение – повествование (со зрительной опорой). | | |
96 | Изложение – повествование (написание текста). | | |
97 | Работа над ошибками. Редактирование текста. | | |
| |
98 | Понятие о частях речи. Названия частей речи. | | | Даётся общее понятие о частях речи и их название. Дети с ограниченными возможностями здоровья упражняются в определении частей речи. Предварительное знакомство с частью речи – местоимением и с числом имён существительных, прилагательных , глаголов. | Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья мышления: достаточности операции абстрагирования. |
99 | Определение, какой частью речи является слово. | | |
100 | Личные местоимения. | | |
101 | Число имён существительных, имён прилагательных, местоимений и глаголов. | | |
102 | Имя существительное как часть речи. | | | Расширить знания детей с ограниченными возможностями здоровья о части речи – имени существительном: начальной форме; роде: мужском, женском, среднем; падежах (склонении); написании мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. Научить определять его род, число, падеж; правильно писать существительные женского и мужского рода с шипящим на конце. Провести работу над трудными словами: спасибо, магазин, яблоко, вокруг, кровать , тарелка. | Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
103 | Вопросы имени существительного. | | |
104 | Роль в предложении имени существительного. | | |
105 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | | |
106 | Собственные имена существительные. | | |
107 | Заглавная буква в собственных именах существительных. | | |
108 | Род имён существительных. | | |
109 | Определение рода имён существительных во множественном числе. | | |
110 | Определение рода имён существительных. | | |
111 | Изменение имён существительных по числам. | | |
112 | Изменение имён существительных по падежам (склонение). | | |
113 | Проверочная работа по теме « Род имён существительных» | | |
114 | Работа над ошибками. Род имён существительных. | | |
115 | Название падежей, их отличие. | | |
116 | Именительный падеж. | | |
117 | Родительный падеж. | | |
118 | Дательный падеж. | | |
119 | Винительный падеж. | | |
120 | Творительный падеж. | | |
121 | Предложный падеж. | | |
122 | Определение падежа имени существительного. | | |
123 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих звуков. | | |
124 | Правописание мягкого знака на конце у существительных женского рода после шипящих звуков. | | |
125 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | |
126 | Работа над ошибками. Правописание имён существительных. | | |
127 | Имя прилагательное как часть речи. | | | Расширить знания детей с ограниченными возможностями здоровья о части речи – имени прилагательном: сходном и противоположном по смыслу; изменении по родам , числам, падежам при сочетании с существительным. Упражнять в правильном написании окончаний. Познакомить с текстом-описанием и научить его писать. Провести работу над трудным словом: растение. | Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
128 | Роль в предложении имени прилагательного | | |
129 | Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу. | | |
130 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | | |
131 | Изложение – описание. | | |
132 | Сочинение – описание «Волк». | | |
133 | Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам . | | |
134 | Правописание окончаний имён прилагательных. | | |
135 | Изменение имён прилагательных по числам. | | |
136 | Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе. | | |
137 | Изменение имён прилагательных по падежам. | | |
138 | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» | | |
139 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имён прилагательных. | | |
140 | Глагол как часть речи. | | | Расширить знания детей с ограниченными возможностями здоровья о части речи – глаголе: изменение по временам; близком и противоположном по смыслу; неопределённой форме; изменение в прошедшем времени по родам. Упражнять в употреблении глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Научить отдельно писать частицу НЕ с глаголами. Познакомить с текстом – рассуждением и практическим его написанием. Провести работу над трудными словами: ужин, библиотека, топор. | Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
141 | Значение и употребление в речи глаголов. | | |
142 | Упражнения в употреблении глаголов. | | |
143 | Глаголы близкие и противоположные по смыслу. | | |
144 | Изложение – рассуждение. | | |
145 | Сочинение – рассуждение по сказке В. П. Катаева «Цветик – семицветик». | | |
146 | Изменение глаголов по числам. | | |
147 | Упражнение в изменении глаголов по числам. | | |
148 | Изменение глаголов по временам. | | |
149 | Отличие глаголов прошедшего времени от глаголов настоящего времени. | | |
150 | Упражнение в изменении глаголов по временам. | | |
151 | Неопределённая форма глагола. | | |
152 | Изменение по временам глаголов, которые отвечают на вопросы: что делать? и что сделать? | | |
153 | Род глаголов в прошедшем времени. | | |
154 | Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. | | |
155 | Упражнение в изменении по родам глаголов прошедшего времени. | | |
156 | Частица Не с глаголами. | | |
157 | Правописание частицы Не с глаголами. Обобщение знаний о глаголе. | | |
158 | Проверочный диктант по теме «Глагол». | | |
159 | Работа над ошибками. Правописание глаголов. | | |
160 | Текст. Предложение. | | | Закрепляются и проверяются знания детей с ограниченными возможностями здоровья по основным темам программы: «Состав слова», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация», « Связная речь». Провести работу над трудными словами: пшеница, трамвай. | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности, концентрация внимания; достаточное артикулирование слов при письме. Усвоение соответствующих правил. |
161 | Контрольное списывание. | | |
162 | Предложения по цели высказывания и интонации. | | |
163 | Контрольный диктант по теме «Повторение». | | |
164 | Работа над ошибками. Редактирование текста. | | |
165 | Состав слова. | | |
166 | РР Контрольное изложение - повествование со зрительной опорой на текст. | | |
167 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | | |
168 | Части речи. | | |
169 | Правописание парных и непроизносимых согласных в корне слова. | | |
170 | Игра «Знатоки русского языка» | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей начальных классов от августа № _____________И.М. Васильева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Н.И. Сыч «______» августа 2018 г. | РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета протокол от № |
18