Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Октябрьская школа» Милославского района Рязанской области
Пронято на педагогическом совете протокол № ____от «_____»__________2019 | «Утверждаю» Директор МОУ « Октябрьская школа» _____________А.П.Манушкина От «____» _________2019 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для учащихся с ЗПР
7 класс
на 2019 – 2020 учебный год
Рабочую программу разработала:
Кулаевская Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
п. Южный
2019 г.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития, составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Примерной Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» /авторы: М. Т. Баранова и др. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2011
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа МОУ «Октябрьская школа» для обучающихся с задержкой психического развития.
Специфика работы с детьми с ЗПР прослеживается в целя и задачах, реализуемых в процессе преподавания предмета.
Обучение русскому языку ведется с использованием учебника «Русский язык. Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений»/ авторы М. Т. Баранова и др.: Просвещение, 2017. Это учебное пособие содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задания, представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что, дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Цели и задачи предмета :
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа реализует:
– идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
– идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
– культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Планируемые результаты освоения предмета « Русский язык» в 7 классе
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета « Русский язык" в 7 классе
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1ч,)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ( 8+3)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Синтаксис . Синтаксический разбор Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор. Словообразование и орфография .Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие( 27+2)
Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (9+3)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие(21+1)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы оя е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Учебно- научная речь (1+1)
I. Учебно- научная речь .Отзыв
II. Р.Р.Учебный доклад
Категория состояния( 4+1)
I Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Служебные части речи ( 1 )
Предлог ( 7+4)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз ( 9)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица( 18+2)
I.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова( 2)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный эту знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ ( 9+2)
I.Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
II.Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Тематическое планирование
№ | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | | |
Повторение изученного в 5-6 классах. 8+3 |
2. | Синтаксис . Синтаксический разбор | 1 | | |
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | . | |
4. | Лексика и фразеология | 1 | | |
5. | Фонетика и орфография. Фонетический разбор. | 1 | | |
6. | Словообразование и орфография .Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | | |
7 | Морфология и орфография | 1 | | |
8. | Входная контрольная работа. | 1 | | |
9. | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
10. | Развитие речи. Текст. Диалог как текст. Виды диалога. | 1 | | |
11 | Развитие речи .Стили литературного языка. Публицистический стиль | 1 | | |
12. | Развитие речи. Устное сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью». | 1 | | |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
Причастие. 27+2 |
13. | Понятие о причастии. | 1 | | |
14-15. | Склонение причастий. | 2 | | |
16-17. | Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте. | 2 | | |
18. | Развитие речи. Описание внешности человека. | 1 | | |
19. | Действительные и страдательные причастия. | 1 | | |
20. | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | | |
21-22. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | | |
23. | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
24-25. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 2 | | |
26-27. | Развитие речи. Учимся писать сжатое изложение. | 2 | | |
28. | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
29. | Морфологический разбор причастий. | 1 | | |
30-31. | Гласные перед одной н в полных и кратких страдательных причастиях | 2 | | |
32-33. | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | 2 | | |
34. | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных, образованных от глаголов. | 1 | | |
35. | Морфологический разбор причастия | | | |
36-37. | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 2 | | |
38. | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | |
39 | Повторение темы «Причастие». | 1 | | |
40. | Контрольный тест по теме « Причастие» | 1 | | |
41. | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
Деепричастие 9+3 |
42. | Понятие о деепричастии. | 1 | | |
43 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | | |
44 | Правописание не с деепричастиями. | 1 | | |
45. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 1 | | |
46. | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | | |
47. | Развитие речи. Описание действий как вид текста. | 1 | | |
48-49. | Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. | 2 | | |
50. | Контрольный диктант по теме « Деепричастие» | 1 | | |
51. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
52-53. | Развитие речи. Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь». | 2 | | |
Наречие 21+1 |
54. | Наречие как часть речи. | 1 | | |
55. | Разряды наречий | 1 | | |
56. | Употребление наречий для связи предложений в тексте | 1 | | |
57. | Развитие речи. Описание действий по наблюдениям. | 1 | | |
58. | Степени сравнения наречий. | 1 | | |
59. | Морфологический разбор наречий. | 1 | | |
60-61. | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 2 | | |
62-63. | Буквы е и и в приставках не- и –ни отрицательных наречий. | 2 | | |
64-65. | Одна и две буквы н в наречиях на –о(–е). | 2 | | |
66. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
67. | Буквы о и а на конце наречий с приставками –из, -до, -с. | 1 | | |
68-69. | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | | |
70. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | | |
71. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
72-73. | Повторение темы «Наречие». | 2 | | |
74. | Контрольный диктант по теме « Наречие» | 1 | | |
75. | Анализ диктанта. | 1 | | |
| Учебно- научная речь 1+1 |
76. | Учебно- научная речь .Отзыв | 1 | | |
77. | Р.Р.Учебный доклад | 1 | | |
Категория состояния 4+1 |
78-79. | Категория состояния как часть речи. | 2 | | |
80. | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | | |
81. | Повторение темы «Категория состояния». Проверочная работа. | 1 | | |
82. | Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | | |
Служебные части речи 1 |
83. | Служебные части речи. | 1 | | |
Предлог. 7+4 |
84. | Предлог как часть речи. | 1 | | |
85. | Употребление предлогов. | 1 | | |
86-87. | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. | 2 | | |
88. | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | | |
89. | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | 1 | | |
90-91. | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | | |
92. | Повторение темы «Предлог». | 1 | | |
93-94. | Развитие речи. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа». | 2 | | |
Союз. 9 |
95. | Союз как часть речи. | 1 | | |
96. | Простые и составные союзы. | 1 | | |
97. | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | | |
98. | Запятая перед союзами в сложном предложении. | 1 | | |
99. | Сочинительные союзы. | 1 | | |
100. | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 1 | | |
101. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | 1 | | |
102. | Повторение изученного о союзе. | 1 | | |
103. | Контрольный тест по теме.» Союз» | 1 | | |
Частица. 18+2 |
104. | Понятие о частице. | 1 | | |
105. | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | | |
106-108. | Смыслоразличительные частицы. Вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные частицы. | 3 | | |
109. | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | | |
110-111. | Отрицательные частицы. | 2 | | |
112-113. | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | 2 | | |
114. | Морфологический разбор частиц. | 1 | | |
115-116. | Развитие речи. Сочинение по картине Е. Н. Широкова«Друзья». | 2 | | |
117-119. | Приставка не- и частица не с различными частями речи. | 3 | | |
120-121. | Различение частицы ни, союза ни- ни, приставки ни-. | 2 | | |
122. | Контрольный диктант по теме « Служебные части речи» | 1 | | |
123. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
Междометие. 2 |
124. | Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий. | 1 | | |
125. | Дефис в междометиях. Морфологический разбор междометия. Знаки препинания при междометиях. | 1 | | |
Повторение в конце года. 9+2 |
126. | Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. | 1 | | |
127-128. | Развитие речи. Контрольное сочинение-рассказ по предложенным темам. | 2 | | |
129. | Фонетика. Графика. | 1 | | |
130. | Итоговая аттестация по русскому языку за курс 7 класса. | 1 | | |
131. | Лексика и фразеология. | 1 | | |
132. | Словообразование. | 1 | | |
133. | Морфология. | 1 | | |
134 | Орфография и пунктуация. | 1 | | |
135. | Синтаксис и пунктуация. | 1 | | |
136 | Итоговый урок | 1 | | |
Оценка работ по русскому языку
1. Диктант.
Объем диктанта соответствует количеству слов по чтению.
Ошибкой в диктанте считаются:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова, даны в программе каждого класса);
- те правила орфографии и пунктуации, которые не изучались, но которые учитель оговорил с учащимися перед работой и выписал их на доску.
Ошибкой в диктанте не считаются:
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;
- логопедические ошибки (Приложение);
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Негрубыми ошибками считаются:
- перенос слова;
- исключения из правил.
Примечание:
- повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных слова, считаются как две ошибки;
- два исправления считаются за одну ошибку;
- две пунктуационные ошибки считаются за одну ошибку.
Выставление отметки за диктант:
«5» - нет ошибок, но допускается 1-2 исправления или 1 негрубая ошибка;
«4» - 1-2 орфографические ошибки, 2 пунктуационные (1 орфографическая и 3 пунктуационные) и 1-2 исправления;
«3» - 3-5 орфографические ошибки , 3 пунктуационных и 1-2 исправления;
«2» - 6 и более орфографические ошибок.
Выставление отметки за грамматическое задание:
«5» - нет ошибок
«4» - правильно выполнено ¾ заданий
«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий
Выставление отметки за словарный диктант:
«5» - нет ошибок (одно исправление)
«4» - 1-2 ошибки (одно исправление)
«3» - 3-5 ошибок
«2» - 5 и более ошибок
Выставление отметки за контрольное списывание:
«5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений
«4» - 1 ошибка и 1-2 исправления
«3» - 2-3 ошибки и 1-2 исправления
«2» - 5 и более ошибок
2. Изложение.
Оценивается одной отметкой.
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений
3. Сочинение.
Оценивается одной отметкой.
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что эти виды работ в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Приложение
Логопедические ошибки
Ошибки, характерные для детей с ЗПР, не должны засчитываться при оценке работы учащихся. При выставлении отметки учащемуся, обучающемуся по программе VII вида, ставится оценка на 1 балл выше.
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуск букв и слогов (прощла – прощала, жадые – жадные, ишка – игрушка);
- перестановка букв и слогов (онко – окно, звял – взял, натуспила – наступила);
- недописывание букв и слогов (дела – делала, лопат – лопата, набухл – набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, бабабушка – бабушка, катораые – которые);
- искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, шуки – щёки);
- слитное написание слов и их произвольное деление (насто – на сто, у стала – устала, виситнастене – висит на стене);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.)
- замена одной буквы на другую (трюх – трёх, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);
- нарушение смягчения согласных (васелки – васельки, смали – смяли, кон – конь).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексическо-грамматической стороны речи:
- аграмматиз (Саша и Лена собирает цветы. Дети сидели на большими стулья.);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане – в кармане, при летели – прилетели, в зела – взяла).