Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
5 класс
на 2021 – 2022 учебный год
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ручьёвская школа»
Ладыка Елена Николаевна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2016. Программа составлена для учащегося 5 класса …. с учетом его психофизических особенностей и индивидуальных возможностей здоровья по варианту 7.1 ФГОС основного общего образования обучающихся с ОВЗ.
Программа рассчитана на 136 часов: 68 часов аудиторных занятий и 68 часов самостоятельного изучения, что соответствует школьному учебному плану.
Цель программы обучения:
сформировать на доступном материале для учащихся достаточно прочные навыки грамотного письма; подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни; развивать речь, мышление, воображение учащихся с умственной отсталостью, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи программы обучения:
овладеть речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание).
формировать словообразовательные, орфографические и пунктуационные умения и навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; развивать умение пользоваться словарями разных типов; воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность;
формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Целевыми приоритетами на уровне основного общего образования являются: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, ценностных отношений:
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы: осознание русского языка как явления культуры русского народа, связи развития языка с развитием культуры общества; умения разрешать коммуникативные проблемы; понимать высказывания других людей; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны; чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка; использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме; использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.); соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств; осознавать критерии объединения слов в группы по частям речи;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление; осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача); применять правила правописания; определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника.
Метапредметные результаты
Регулятивные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы; осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
Познавательные учебные действия
Обучающиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах); находить единицы языка: звуки, части слова.
выделять ведущую мысль, заключённую в заголовке или в отдельном предложении текста.
Коммуникативные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватно воспринимать устную и письменную речь; соблюдать в процессе коммуникации и повседневной жизни основные устной и письменной речи и правил русского речевого этикета;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать текст по основной мысли текста; воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный с помощью учителя); определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чём говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль); прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); проверять написание гласных и согласных (путём изменения формы слова), различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
обозначать мягкость согласных буквой ь; разбирать слова по составу; выделять имя существительное как часть речи; строить простое распространённое предложение; пользоваться школьным орфографическим словарём.
Развитие жизненной компетенции:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Содержание учебного предмета
Введение. (2 часа +2 часа)
Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.
Фонетика, графика, орфография. (6 часов + 6 часов)
Буква и звук. Алфавит. Транскрипция. Согласные звуки и буквы (звонкие/глухие, парные/непарные). Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Морфемика, словообразование, орфография. (6 часов + 6 часов)
Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа слова. Приставки. Суффиксы.
Сложные слова.
Лексикология. (15 часов + 15 часов)
Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
Однозначные и многозначные слова. Лексическая сочетаемость. Тематическая группа.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Морфология. (23 часа + 23 часа)
Морфология как раздел науки о языке. Части речи. Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Падеж имён существительных Число имён существительных. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Правописание НЕ с именами существительными. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные.
Правописание НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи.
Местоимение как часть речи. Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».
Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола.Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Служебные части речи. Роль служебных частей речи в тексте.
Синтаксис и пунктуация. (16 часов + 16 часов)
Что изучает синтаксис? Словосочетание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Нормы сочетания слов. Предложение – основная единица речевого общения. Роль предложений в формировании и выражении мысли. Главные и второстепенные члены предложения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего в предложении. Сказуемое. Способы выражения сказуемого в предложениях. Тире между главными членами предложения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения. Прямая речь.
Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания и интонация в сложном предложении.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Контроль ная работа | Диктант | Сочинение | Изложение |
1 | Введение. | 4 (2+2) | | | | |
2 | Фонетика, графика, орфография | 12(6+6) | 1 | | | |
3 | Морфемика, словообразование, орфография | 12 (6+6) | | | | 1 |
4 | Лексикология | 30 (15+15) | 1 | 1 | | 1 |
5 | Морфология | 46 (23+23) | 1 | 1 | 1 | |
6 | Синтаксис и пунктуация | 32 (16+16) | | 1 | 1 | 1 |
Всего: | 136 | 3 | 3 | 2 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата (план.) | Дата (факт) | Тема урока | Примечание |
Введение - 4 часа (2+2) |
1 | 06.09 | | Язык и языкознание. Язык и общение | |
2 | | | Язык и языкознание. Язык и общение | Сам.работа |
3 | 07.09 | | РР Текст | |
4 | | | РР Текст | Сам.работа |
Фонетика, графика, орфография - 12 часов (6 + 6) |
5 | 13.09 | | Буквы и звуки. Алфавит. Слог и ударение. Проверочный диктант | |
6 | | | Буквы и звуки. Алфавит. Слог и ударение | Сам.работа |
7 | | | Буквы и звуки. Алфавит. Слог и ударение | Сам.работа |
8 | 14.09 | | Гласные звуки и обозначающие их звуки. Правописание безударных гласных в корне слова | |
9 | | | Гласные звуки и обозначающие их звуки. Правописание безударных гласных в корне слова | Сам.работа |
10 | | | Гласные звуки и обозначающие их звуки. Правописание безударных гласных в корне слова | Сам.работа |
11 | | | Гласные звуки и обозначающие их звуки. Правописание безударных гласных в корне слова | Сам.работа |
12 | 20.09 | | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные | |
13 | | | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные | Сам.работа |
14 | 21.09 | | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные | |
15 | 27.09 | | Контрольная работа № 1 по теме “Фонетика. Графика. Орфография” | |
16 | 28.09 | | Работа над ошибками | |
Морфемика, словообразование, орфография - 12 часов (6 + 6) |
17 | 04.10 | | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Приставки. Суффиксы. Родственные слова | |
18 | | | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Приставки. Суффиксы. Родственные слова | Сам.работа |
19 | | | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Приставки. Суффиксы. Родственные слова | Сам.работа |
20 | 05.10 | | Сложные слова | |
21 | | | Сложные слова | Сам.работа |
22 | | | Сложные слова | Сам.работа |
23 | | | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Приставки. Суффиксы. Родственные слова | Сам.работа |
24 | 11.10 | | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». | |
25 | 12.10 | | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Тест | |
26 | 18.10 | | РР Контрольное изложение | |
27 | | | РР Контрольное изложение | Сам.работа |
28 | 19.10 | | Работа над ошибками. Тренировочные упражнения | |
Лексикология – 30 часов (15 + 15) |
29 | 25.10 | | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Виды речи. Толковые словари | |
30 | | | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Виды речи. Толковые словари | Сам.работа |
31 | | | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Виды речи. Толковые словари | Сам.работа |
32 | 26.10 | | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова | |
33 | | | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова | Сам.работа |
34 | | | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова | Сам.работа |
35 | 08.11 | | Однозначные и многозначные слова. Тематическая группа. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы | |
36 | | | Однозначные и многозначные слова. Тематическая группа. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы | Сам.работа |
37 | | | Однозначные и многозначные слова. Тематическая группа. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы | Сам.работа |
38 | 09.11 | | Контрольная работа № 2 ( тест) по теме «Лексика» | |
39 | 15.11 | | Работа над ошибками. Тренировочные упражнения | |
40 | 16.11 | | Буквы Е//И в корнях с чередованием. | |
41 | | | Буквы Е//И в корнях с чередованием. | Сам.работа |
42 | | | Буквы Е//И в корнях с чередованием. | Сам.работа |
43 | 22.11 | | Буквы А//О в корнях с чередованием | |
44 | | | Буквы А//О в корнях с чередованием | Сам.работа |
45 | | | Буквы А//О в корнях с чередованием | Сам.работа |
46 | 23.11 | | РР Изложение с продолжением | |
47 | 29.11 | | РР Изложение с продолжением | |
48 | 30.11 | | Суффиксы -чик-//-щик-. Буквы И//Ы после приставок на согласные | |
49 | | | Суффиксы -чик-//-щик-. Буквы И//Ы после приставок на согласные | Сам.работа |
50 | 06.12 | | Суффиксы -чик-//-щик-. Буквы И//Ы после приставок на согласные | |
51 | 07.12 | | Особенности написания приставок на З//С. Фразеологизмы. Крылатые слова | |
52 | 13.12 | | Особенности написания приставок на З//С. Фразеологизмы. Крылатые слова | |
53 | | | Особенности написания приставок на З//С. Фразеологизмы. Крылатые слова | Сам.работа |
54 | | | Особенности написания приставок на З//С. Фразеологизмы. Крылатые слова | Сам.работа |
55 | | | Особенности написания приставок на З//С. Фразеологизмы. Крылатые слова | Сам.работа |
56 | 14.12 | | Контрольная работа № 3 по теме «Лексикология» (диктант с грамматическим заданием) | |
57 | 20.12 | | Работа над ошибками. Тренировочные упражнения | |
58 | | | Тренировочные упражнения | Сам.работа |
Морфология – 46 часов (23+23) |
59 | 21.12 | | Имя существительное как часть речи. Род, склонение | |
60 | | | Имя существительное как часть речи. Род, склонение | Сам.работа |
61 | 27.12 | | Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных | |
62 | | | Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных | Сам.работа |
63 | | | Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных | Сам.работа |
64 | 28.12 | | НЕ с именами существительными. | |
65 | | | НЕ с именами существительными. | Сам.работа |
66 | | | НЕ с именами существительными. | Сам.работа |
67 | 10.01 | | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных | |
68 | | | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных | Сам.работа |
69 | | | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных | Сам.работа |
70 | 11.01 | | Краткие прилагательные | |
71 | | | Краткие прилагательные | Сам.работа |
72 | 17.01 | | НЕ с именами прилагательными | |
73 | | | НЕ с именами прилагательными | Сам.работа |
74 | 18.01 | | РР Описание картины Ф.Васильева «Мокрый луг» | |
75 | | | РР Описание картины Ф.Васильева «Мокрый луг» | Сам.работа |
76 | 24.01 | | Имя числительное как часть речи | |
77 | | | Имя числительное как часть речи | Сам.работа |
78 | | | Имя числительное как часть речи | Сам.работа |
79 | 25.01 | | Местоимение как часть речи | |
80 | | | Местоимение как часть речи | Сам.работа |
81 | | | Местоимение как часть речи | Сам.работа |
82 | 31.01 | | Обобщение по теме «Имя числительное. Местоимение» | |
83 | 01.02 | | Обобщение по теме «Имя числительное. Местоимение» | |
84 | 07.02 | | Контрольная работа № 4 по теме «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение» | |
85 | | | Работа над ошибками. Тренировочные упражнения | Сам.работа |
86 | 08.02 | | Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола | |
87 | | | Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола | Сам.работа |
88 | | | Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола | Сам.работа |
89 | 14.02 | | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | |
90 | | | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | Сам.работа |
91 | | | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | Сам.работа |
92 | 15.02 | | Правописание окончаний глаголов | |
93 | | | Правописание окончаний глаголов | Сам.работа |
94 | | | Правописание окончаний глаголов | Сам.работа |
95 | 21.02 | | Наречие как часть речи | |
96 | 22.02 | | Наречие как часть речи | |
97 | | | Наречие как часть речи | Сам.работа |
98 | 28.02 | | Служебные части речи | |
99 | 01.03 | | Служебные части речи | |
100 | | | Служебные части речи | Сам.работа |
101 | 14.03 | | Повторение материала по теме «Морфология» | |
102 | 15.03 | | Повторение материала по теме «Морфология» | |
103 | 28.03 | | Контрольная работа №4 по теме “Морфология” (диктант с грамматическим заданием) | |
104 | 29.03 | | Работа над ошибками. Тренировочные упражнения | |
Синтаксис и пунктуация – 32 часа ( 16+16) | |
105 | 04.04 | | Что изучает синтаксис. Словосочетание | |
106 | | | Что изучает синтаксис. Словосочетание | Сам.работа |
107 | 05.04 | | Предложение – основная единица речевого общения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию | |
108 | | | Предложение – основная единица речевого общения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию | Сам.работа |
109 | 11.04 | | РР Контрольное сочинение | |
110 | 12.04 | | РР Контрольное сочинение | |
111 | 18.04 | | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | |
112 | | | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | Сам.работа |
113 | | | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | Сам.работа |
114 | 19.04 | | Определение | |
115 | | | Определение | Сам.работа |
116 | 26.04 | | Дополнение | |
117 | | | Определение | Сам.работа |
118 | 16.05 | | Обстоятельство | |
119 | | | Обстоятельство | Сам.работа |
120 | 17.05 | | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | |
121 | | | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Сам.работа |
122 | | | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Сам.работа |
123 | 23.05 | | Обращение. Прямая речь | |
124 | | | Обращение. Прямая речь | Сам.работа |
125 | 24.05 | | Сложное предложение | |
126 | | | Сложное предложение | Сам.работа |
127 | | | Сложное предложение | Сам.работа |
128 | | | РР План текста. Изложение с элементами сочинения | |
129 | | | РР План текста. Изложение с элементами сочинения | |
130 | | | Сложное предложение. | |
131 | | | Сложное предложение. | Сам.работа |
132 | | | Сложное предложение. | Сам.работа |
133 | | | Итоговый контрольный диктант №4 с грамматическим заданием | |
134 | | | Работа над ошибками. Повторение | |
135 | | | Повторение | Сам.работа |
136 | | | Повторение | Сам.работа |
Лист коррекции
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведе ния по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата прове дения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |