государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области « Колушкинская специальная школа-интернат»
Составлена на заседании ПМПк
от ___._______2017 г. Протокол №
Председатель ПМПк: _________
/Л.Н.Полуэктова./
Обсуждена и принята на заседании педагогического совета.
от __._____2017 г. Протокол № 1
Утверждена.
Директор: ________/Л.Г. Землянская/
Приказ .№ ____ от _____ ______2017 г.
Адаптированная коррекционно-развивающая программа
«Сказкотерапия». (3 класс)
на 2017-2018 уч. год
Составитель:
Кострубина Наталья Владимировна
Учитель первой категории
Пояснительная записка.
Данная коррекционно-развивающая программа составлена на основе заключений ПМПК, результатов обследования детей и программы по сказкотерапии для 1- 4 классов «Погружение в сказку» (Н. Погосова). Данная программа рассчитана на 4 года коррекционных занятий. В региональном учебном плане на занятия в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Актуальность программы.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения в развитии ВПФ, мелкой и общей моторики, координации движений, нарушения в развитии речи, эмоционально волевой сфере. Упражнения, входящие в курс сказкотерапии, являются благодатным материалом для развития у этой категории детей связной устной речи. Использование этих упражнений активизирует речь обучающихся, помогает сломать психологический барьер молчания. Игры с имитацией действий сказочных героев решают задачу координации движений, согласованности действий рук, способствуют развитию ловкости, точности движений, помогают детям лучше овладеть своими способностями, осознать пластические возможности движений при создании образов. Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать свои промахи и ошибки других. Ребёнок становится раскрепощённее, контактнее, учится чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Занятия курса сказкотерапия аккумулируют в себе элементы пластики, ритмики, риторики, этики и эстетики. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка, его духовного мира и физического здоровья. Многие сказки дают возможность для изготовления аппликаций и поделок, рисования и раскрашивания, лепки. Это развивает мелкую моторику рук. Упражнения, входящие в курс сказкотерапии, способствует коррекции ВПФ.
В связи с этим коррекция нарушений, исправляемых данной программой, является составной частью в системе работы с данной категорией детей.
Цель программы: коррекция основных психических процессов (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение, эмоционально-волевая сфера), воспитание коммуникабельности и положительных качеств личности, развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи программы:
развивать речевой аппарат, устную речь, мимику, жесты;
формировать нравственную и эстетическую позицию;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
развивать высшие психические функции;
способствовать коррекции мелкой и общей моторики, координации движений;
формировать умение участвовать в коллективных творческих делах, эмоциональную отзывчивость.
формировать адекватную самооценку;
способствовать созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе.
Характеристика класса:
Большое место в программе уделено работе над нарушениями звукопроизношения, расстройствами артикуляции (дизартрии, дислалии). Необходимо систематическое использование массажа для губ, языка, (поглаживание, разминание, растирание, вибрация). Программа предполагает использование упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания, длительного и плавного вдоха и выдоха (использование сказочного дерева с листочками различных игровых полей к сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка»). Многие сказки дают возможность для изготовления аппликаций и поделок, рисования и раскрашивания, лепки. Это развивает мелкую моторику рук. Слабо развита мелкая моторика рук (Парамонов А, Пермякова С.)
Диагноз «недоразвитие речи» поставлен у всех детей в классе. У детей слабо развиты общая и мелкая моторика, нарушена координация движений, не сформированы умения ориентироваться в пространстве. Для них характерно нарушение звукопроизношения; несформированность фонематических процессов, связной речи; проявляется ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи. Речевая недостаточность детей о всех компонентах. Словарный запас беден Добрынин Н, Пермякова С, Витюк И). В речи не используют обобщающие и отвлеченные понятия. У них нестабильна эмоционально-волевая сфера (Парамонов А, Пермякова С,)
Средства, формы и методы коррекционной работы:
- используются ТСО; артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика; коррекционно-развивающие упражнения на развитие ВПФ; упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, на расслабление с фиксацией внимания на дыхании, на расслабление-медитацию; логопедические и коррекционные игры;
- в 3 классе фронтальные занятия проводятся в форме урока;
-применяются наглядный, практический, словесный методы.
Этапы реализации и сроки реализации.
Данная программа рассчитана на 4 года.
Первый этап — 1 класс, второй этап — 2 класс, третий этап — 3 класс, четвертый этап — 4 класс.
Программа составлена для 3 класса.
Организация уроков: уроки проходят в классной комнате или актовом зале. Календарное планирование по данной программе составляется на полугодие. Уроки проводятся 1 раз в неделю по 40 мин.
Оборудование: аппликатор Кузнецова, куклы, мягкие и пластиковые игрушки, предметы различной формы и структуры, полоски ткани различных размеров, ковёр, индивидуальные коврики, набор кубиков «Сказка», таблицы по теме «Времена года», «Дикие и домашние животные», классная библиотечка, раскраски по сказкам, кукольный театр, гимнастические палки, мячи, шары, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, DVD "Танцы для детей", музыкальное сопровождение (диски, кассеты).
Структура урока.
Орг. момент.
Психологический настрой (вхождение в сказку).
Коррекционно - развивающие упражнения различных направлений (на коррекцию речи, ВПФ, мелкой и общей моторики, релаксацию и т.д.) по содержанию сказки.
Предметно – практическая деятельность (раскрашивание, лепка, изготовление поделок, костюмов, масок).
Физминутка.
Заключение.
Итог.
Психо-эмоциональный настрой на перемену.
Определение результативности: контроль результатов осуществляется в конце каждого урока. После окончания цикла занятий проводятся конкурсы, КВН, утренники. Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников оценивается с помощью словесной характеристики (хорошо, отлично, молодец и т. д.). Оценки не выставляются.
Предполагаемый результат: улучшение микроклимата в детском коллективе; динамика в развитии ВПФ; увеличение словарного запаса; улучшение развития мелкой и общей моторики, координации движений; развитие положительных личностных качеств ребёнка, положительные изменения в эмоционально-волевой сфере.
Нормативно-правовые документы:
1) Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.4.2.3286-15
2)Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013
3)Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г.№29/2065-п)
4)Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области (пр. МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).
5)Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2001год.
6) Учебный план государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат» на 2017-2018 год.
7) Приказ Министерства Общего и профессионального образования Ростовской области № 778 от 27. 09. 2010 г. "Об утверждении единых требований".
Используемая методическая литература:
Ершова О. А. "Игры со сказками", М. ЗАО "ОЛМА Медиа Групп", 2010г.
Зинкевич-Евстигнеева Т,Д. « Практикум по сказкотерапии», Санкт-Петербург, «Речь», 2002г.
Зинкевич-Евстигнеева Т,Д. «Тренинг по сказкотерапии», Санкт-Петербург, «Речь», 2002г.
Зинкевич-Евстигнеева Т,Д. «Как помочь особому ребенку», Москва, СПб, 1998г.
Пожиленко Е. А. « Волшебный мир звуков и слов», М. Владос, 2001 г.
Направления коррекционной работы 3 класс.
№ п/п | Наименование и характеристика раздела коррекционной программы | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие цели. |
1. | Народные сказки. Чтение, обсуждение, анализ, инсценирование сказок. Просмотр отрывков мультфильмов. Упражнения на развитие артикуляции, правильного звукопроизношения, речевого дыхания. Занятия, связанные с рисованием, раскрашиванием, лепкой, изготовлением поделок. | 14 | Развитие произвольного слухового и зрительного внимания. Обогащение словаря. Развитие умения чувствовать партнёра и заботиться о других. Развитие мелкой и общей моторики, координации движений. Развитие умения произвольно напрягать и расслаблять мышцы. Развитие пластичности и выразительности движений, умения выполнять движения в нужном темпе и ритме. |
2 | Авторские сказки. Чтение, обсуждение, анализ, инсценирование сказок. Просмотр отрывков мультфильмов. Упражнения на развитие артикуляции, правильного звукопроизношения, речевого дыхания. Занятия, связанные с рисованием, раскрашиванием, лепкой, изготовлением поделок. | 14 | Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности. Развитие умения регулировать свои чувства, изменять ритм дыхания, согласовывая свои действия с действиями других. Развитие долговременной памяти; коррекция внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. |
3 | Мультфильмы. Просмотр и обсуждение мультфильмов. Упражнения на развитие артикуляции, правильного звукопроизношения, речевого дыхания. Занятия, связанные с рисованием, раскрашиванием, лепкой, изготовлением поделок. | 4 | Коррекция произвольного внимания, зрительной памяти. Развитие мелкой и общей моторики, координации движений, укрепление мышц и суставов кистей. Развитие умения произвольно напрягать и расслаблять мышцы рук. Развитие пластичности и выразительности движений, формирование умения выполнять движения в нужном темпе и ритме. Снятие эмоционально-психического напряжения. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами. |
4 | Вводный и итоговый уроки. Проведение театрализованных игр, конкурсов, соревнований, викторин. | 2 | Развитие положительных личностных качеств, уверенности в поддержке сверстников и в самом себе. Развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами. Снятие эмоционально-психического напряжения. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами. |
Проверено. «___»_____________ 2017 г. Зам. директора по УР_______ /Л.Н.Полуэктова./ |
Календарно-тематическое планирование уроков сказкотерапии в 3 классе.
1 полугодие (16 часов)
1 четверть (8 часов)
№ п/п | Тема занятия, тема для повторения. | Кол-во занятий | Дата | Направления коррекционной работы на уроке |
Развитие эмоционально-волевой сферы | Развитие речи. | Развитие ВПФ | Развитие мелкой и общей моторики, координации движений |
|
1 | Вводное занятие. | 1 | 05.09 | Упражнения на активизацию лучших черт ребёнка, чувствительнос-ти, восприимчивос-ти к окружающему миру. | Упражнения на развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительнос-ти. | Упражнения на развитие произвольного внимания. | Упражнения на развитие умения координировать голос с мимическими движениями, движениями рук и тела. |
1 | Мультфильм «Волшебная птица». | 1 | 12.09 | Упражнения на формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот. | Упражнения на нормализацию темпа и ритма речи. | Упражнения на коррекцию слухового и зрительного внимания. | Упражнения на достижение координации дыхания, речи и движений тела. |
3-4 | «Зимовье ». | 2 | 19.09 26.09 | Упражнения, способствующие активизации детей на проявление чувств любви и доверия. | Упражнения на формирование произвольных мимических движений. | Упражнения на развитие способности концентрироваться, управлять мыслительными образами. | Упражнения на развитие умения координировать голос с мимическими движениями, движениями рук и тела |
5-6 | «Конёк-Горбунок». | 2 | 03.10 10.10 | Упражнения, направленные на уравновешивание психики, снятие эмоционального и телесного напряжения. | Упражнения на развитие речи при ответах на вопросы, умение свободно и ясно выражать свои мысли. | Упражнения на развитие способности концентрироваться, управлять мыслительными образами. | Превращение в сказочных героев. Упражнения на общую координацию, развитие тактильных ощущений. |
7-8 | «Царевна-лягушка». | 2 | 17.10 24.10 | Упражнения на тренировку восприимчивости, умения тонко чувствовать окружающее пространство. | Упражнения на коррекцию дыхания (физиологическое, речевое в сочетании с голосом и движениями) | Упражнения на активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. | Упражнения на развитие моторики рук, укрепление мышц и суставов кистей. |
2 четверть (8 часов) |
9-10 | «Белоснежка и семь гномов». | 2 | 07.11 14.11 | Упражнения на развитие умения тонко чувствовать окружающее пространство, точно и выразительно взаимодействовать с партнёрами и различными предметами. | Упражнения на коррекцию связной речи, активизацию и обогащение словарного запаса. | Упражнения на коррекцию слухового внимания. Превращение в сказочных героев. | Упражнения на развитие умения произвольно напрягать и расслаблять мышцы рук. |
11-12 | «Бременские музыканты». | 2 | 21.11 28.11 | Упражнения на развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других. | Упражнения на коррекцию речи (словарь, фразовая речь, связная речь). | Упражнения на развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей. | Упражнения на развитие чувства ритма и координации движений. |
13-14 | «Снежинка». | 2 | 05.12 12.12 | Упражнения на тренировку волевых качеств: умения ждать, терпеть, слушать. | Упражнения на отработку правильного диафрагмального дыхания. Упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. | Упражнения на активизацию творческого мышления, воображения и фантазии. | Упражнения на развитие мелкой моторики рук. |
15-16 | «Аленький цветочек». | 2 | 19.12 26.12 | Упражнения на расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами. | Упражнения на формирование произвольных мимических движений. Упражнения на формирование умения ритмично и мягко дышать в состоянии покоя и расслабленнос-ти. | Упражнения на развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Упражнения на повышение эластичности мышц и суставов ног, развитие координации движений и выработку осанки. |
Проверено. «___»_____________ 2018 г. Зам. директора по УР_______ /Л.Н.Полуэктова./ | 2 полугодие (18 часов) 3 четверть (10 часов) |
17-18 | «Заяц Коська и Родничок». | 2 | 16.01 23.01 | Упражнения на формирование умения отображать эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела. | Упражнения на развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности. | Упражнения на развитие произвольного внимания, умения максимально концентрироваться на происходящем. | Упражнения на развитие мелкой моторики рук, тонких тактильных ощущений. |
19-20 | «Новое платье короля». | 2 | 30.01 06.02 | Упражнения на упокоение нервной системы, погружение в состояние покоя и расслабленности. | Упражнения на развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности. | Упражнения на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. | Упражнения на расслабление по контрасту с напряжением. Танцы. |
21 | «Петушок и меленка». | 1 | 13.02 | Упражнения на формирование умения ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя. | Упражнения на развитие моторики речевого аппарата. | Упражнения на развитие воображения и фантазии. | Упражнения на развитие пластичности и выразительности движений , умения выполнять движения в нужном ритме и темпе. |
22 | "Смоляной бочок" | 1 | 20.02 | Упражнения на развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния: напряжение-расслабление. | Упражнения на развитие речи при ответах на вопросы, формирование умения свободно и ясно выражать свои мысли. | Упражнения на коррекцию слухового и зрительного внимания. | Превращение в сказочных героев. Упражнения на общую координацию, развитие тактильных ощущений. |
23-24 | «Лисичка со скалочкой». | 2 | 27.02 06.03 | Задания, способствующие воспитанию чувства ответственности за свои действия. | Упражнения на развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности. | Упражнения на развитие зрительной памяти, умения фиксировать и вспоминать ощущения, связанные с заданным зрительным образом. | Ходьба, бег. Упражнения на развитие согласованности движений тела, тонких тактильных ощущений. |
25 | Мультфильм «Весенняя сказка». | 1 | 13.03 | Упражнения, направленные на активизацию лучших черт ребёнка, чувствительности, восприимчивости к окружающему миру. | Упражнения на формирование произвольных мимических движений. | Упражнения на развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств (умения ждать, терпеть, слушать). | Упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве, планировать движения, двигаться в определённом темпе, ритме, в соответствии с характером музыки. |
26 | «Никита Кожемяка». | 1 | 20.03 | Упражнения, способствующие расширению представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а спокойное состояние рождает расслабленность. | Упражнения, способствующие нормализации темпа и ритма речи. | Упражнения на пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, развитие умения концентрироваться на зрительных образах. | Упражнения на развитие умения слушать музыку, самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки и быстро реагировать на темповые изменения. |
4 четверть (8 часов) |
27 | «Гуси-лебеди ». | 1 | 03.04 | Упражнения на формирование умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела. | Упражнения на развитие связной речи, формирование умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. | Упражнения на развитие произвольного внимания, умения максимально концентрироваться на происходящем. | Упражнения на развитие умения красиво и артистично действовать с различными предметами. |
28 | «Ивашка и Баба Яга» | 1 | 10.04 | Упражнения на тренировку восприимчивости, умения тонко чувствовать окружающее пространство. | Упражнения на развитие связной речи при ответах на вопросы, формирование умения свободно и ясно выражать свои мысли. | Упражнения на развитие произвольного внимания, умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле. | Упражнения на повышение эластичности мышц и суставов ног, развитие координации движений и выработку осанки. |
29-30 | «Мужик и медведь». | 2 | 17.04 24.04 | Упражнения, способствующие стабилизации психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие. | Упражнения на отработку правильного диафрагмального дыхания, умения длительно выдыхать. | Упражнения на развитие воображения и фантазии. | Упражнения на развитие мелкой моторики рук и координации движений, укрепление мышц и суставов кистей. |
31 | "Праздник сказки". | 1 | 08.05 | Упражнения, способствующие активизации лучших черт ребёнка, чувствительности, восприимчивости к окружающему миру. | Упражнения на развитие речи при ответах на вопросы, формирование умения свободно и ясно выражать свои мысли. | Упражнения на развитие памяти, формирование способности вспоминать свои действия в сказке и называть их; соотносить названия действий с собственными движениями. | Упражнения на достижение координации дыхания, речи и движений тела. |
32-33 | Просмотр диска «Любимые сказки». | 2 | 15.05 22.05 | Упражнения на снятие эмоционального и телесного напряжения. | Упражнения на обогащение и активизацию словарного запаса. | Упражнения на развитие произвольного внимания, умения максимально концентрироваться на происходящем. | Упражнения на развитие умения произвольно напрягать и расслаблять мышцы рук. |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 29.05 | Стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие. | Развитие связной речи, умения описывать предметы. | Развитие зрительной памяти, умения фиксировать и вспоминать ощущения. | Развитие произвольно напрягать и расслаблять мышцы рук. |
19