ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (2015г.), разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья –вариант 7-1(далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ),утверждённого приказом Минобрнауки России 19декабря 2014 г. №1598,Федеральным законом «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Примерной программы по технологии» (М.: «Просвещение», 2015), основной образовательной программы школы на 2016-2017учебный год, положением об организации инклюзивного образования МБОУ СОШ№2 на 2018-2019 учебный год .
УМК «Школа России» (3.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс. Москва. «Просвещение». 2011 – 2014 г.)
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям груда.
Основные задачи реализации содержания:
1. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
2. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
3. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Однако решению указанных задач препятствуют особенности познавательных процессов, присущие учащимся с ЗПР: неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, импульсивная, недостаточно целенаправленная деятельность, ослабленность словесной регуляции деятельности. Отмеченные затруднения носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы долгое время не преодолеваются, а некоторые особенности в связи с нарастающей сложностью учебного материала еще более усугубляются.
Обучение имеет коррекционную направленность: содержание программы по трудовому обучению построено с учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать конкретно-трудовые умения (находить части и детали изделия, определять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия и его отдельных частей, определять материалы, порядок изготовления и сборки изделия, выполнять измерения, основные технологические операции — сгибание, складывание и др.).
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для применения знаний и закрепления умений, полученных учеником на уроках не толькотехнологии, но и других учебных дисциплин. Для решения поставленных задач используются комбинированные уроки, обеспечивающие применение знаний и умений, приобретенных на уроках математики, литературного чтения, ознакомления с окружающим миром и др. Такие уроки, с одной стороны, позволяют учащимся осознанно подходить к изучению нового материала, необходимости формирования трудовых умений, что в дальнейшем ведет к становлению учебно-трудовой деятельности младших школьников, а с другой — дают возможность учителю придерживаться основных требований при обучении детей с ЗПР (чередование различных видов учебно-трудовой деятельности, дифференцированный подход при обучении учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения и т.д.). Комбинированные уроки превращают труд школьника в осмысленный процесс, побуждающий его активно искать ответы на вопросы, возникшие в ходе учебно-трудовой деятельности. В подражательной деятельности заложены большие возможности на первых этапах обучения. В процессе изготовления изделий из них учащимся приходится решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделия, сравнивать, сопоставлять приемы выполнения одних и тех же операций и приемы обработки разных материалов, что также способствует совершенствованию и закреплению трудовых умений. Посильность и доступность предложенных заданий, теоретическая и практическая подготовленность учащихся к их выполнению способствуют значительному увеличению самостоятельности детей с ЗПР при групповых формах работы.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Технология» изучается в объеме 33 часа в I классе, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
1) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
2) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Физическая культура:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Содержание учебного предмета
Учебный предмет включает следующие разделы:
1.Давайте познакомимся 3 ч
2. Аппликация и лепка 9 ч
3. Изделия из бумаги 8 ч
4. Изделия из ниток 4 ч
5. Человек и вода 3 ч
6. Человек и воздух 3 ч
7. Человек и информация 3 ч
Содержание программы
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции какихлибо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.
Региональный компонент включен в содержание упражнений и заданий и составляет не менее 10% от общего материала.
Дата урока | Тема урока | Региональный компонент |
| Украшение на окно | Жилище казака. |
| Такие разные дома. «Домик из веток». | Первые казачьи городки.Жилище казака. |
| Такие разные дома. «Домик из веток». | Первые казачьи городки.Жилище казака. |
| Свет в доме. Т.б. Правила работы с ножницами«Торшер». | Казачье жилище, двор, хозяйство. |
| Изделия из ниток Одежда Ткань. Нитки. «Кукла из ниток» | Как одевались казаки и казачки. |
| Учимся шить. «Закладка с вышивкой».Т.Б. Правила работы с иглой. | Нарядный казачий костюм |
| Способы общения. | Особенности речи и языка донского казачества |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Раздел, тема урока | Материально-техническое обеспечение |
по плану | по фак ту |
| | | Давайте познакомимся 3 ч | |
1. | | | Как работать с учебником. Я и мои друзья. | Таблицы «Техника безопасности на уроках технологии, Таблица «Ножницы – режущий предмет», «Приемы резания ножницами» |
2. | | | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | Таблицы «Техника безопасности на уроках технологии», «Ножницы – режущий предмет», «Приемы резания ножницами» |
3. | | | Что такое технология? Техника безопасности на уроках. | Электронное приложение к учебнику. |
| | | Аппликация и лепка 9 ч | |
4. | | | Природный материал. Аппликация из листьев. | Таблицы «Организация рабочего места при работе с природным материалом», «Соединение деталей из природного материала» |
5. | | | Пластилин. Техника безопасности при работе с пластилином. «Ромашковая поляна». | Таблица. Правила пользования ножницами, таблица «Организация рабочего места при работе с пластилином» |
6. | | | Пластилин. «Мудрая сова». | Таблица «Организация рабочего места при работе с пластилином» |
7. | | | Растения. «Заготовка семян». Экскурсия 1час. | Инструменты. Таблица «Организация рабочего места при работе с природным материалом» |
8. | | | Проект «Осенний урожай». «Овощи из пластилина». | Презентация: Овощи, таблица «Организация рабочего места при работе с пластилином». |
9. | | | Растения Изделие. «Овощи из пластилина». | Таблица «Организация рабочего места при работе с пластилином» |
10. | | | Т. Б. Правила работы с ножницами, клеем. Закладка из бумаги. | Таблицы «Правила пользования ножницами и клеем», «Разметка деталей», «Разметка деталей копированием, «Линии чертежа» «Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном», Коллекция «Бумага и картон». |
11. | | | Насекомые. «Пчелы и соты». | Презентация «Насекомые». Электронное приложение. |
12. | | | Проект «Дикие животные». Коллаж «Дикие животные» | Презентация «Дикие животные». Электронное приложение к учебнику, Таблицы «Разметка деталей», «Разметка деталей копированием, «Линии чертежа», «Ножницы – режущий предмет», «Приемы резания ножницами» |
| | | Изделия из бумаги 8 ч | |
13. | | | Проект «Украшаем класс к Новому году». | Таблица «Разметка деталей», «Разметка деталей копированием, «Линии чертежа» |
14. | | | Откуда берутся снег и лед?Украшение на окно. | Таблица «Разметка деталей», «Разметка деталей копированием, «Линии чертежа» |
15. | | | Домашние животные. «Котенок». | Презентация «Котёнок». Электронное приложение к учебнику, таблица «Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном» |
16. | | | Такие разные дома. «Домик из веток». | Презентация «Дом». |
17. | | | Посуда. Проект «Чайный сервиз» | Таблица «Посуда». Электронное приложение к учебнику |
18. | | | Посуда. Изделия из пластилина: «Чашка», «Чайник», «Сахарница» | Таблица Посуда. Электронное приложение к учебнику. Таблица «Ножницы – режущий предмет», «Приемы резания ножницами» |
19. | | | Свет в доме. Т.б. Правила работы с ножницами«Торшер». | Таблицы «Разметка деталей», «Разметка деталей копированием, «Линии чертежа» |
20. | | | Мебель. «Стул» | Таблица «Мебель». Электронное приложение к учебнику, Таблицы «Разметка деталей», «Разметка деталей копированием, «Линии чертежа» |
| | | Изделия из ниток 4 ч | |
21. | | | Одежда Ткань. Нитки. «Кукла из ниток» | Правила пользования иглой. Электронное приложение к учебнику, таблицы «Организация рабочего места при работе с текстилем», «Швейные инструменты и приспособления», «Коллекция «Шерсть» |
22. | | | «Закладка с вышивкой» Т.Б. Правила работы с иглой. | Набор "Рукоделие" Правила пользования иглой, таблицы «Швейные инструменты и приспособления», «Отмеривание и вдевание нитки в иглу», «Закрепление нитки на ткани», Коллекция «Лен» |
23. | | | Учимся шить. «Медвежонок» | Набор "Рукоделие". Правила пользования иглой. Коллекция "Шелк», таблицы«Организация рабочего места при работе с текстилем», «Отмеривание и вдевание нитки в иглу», «Закрепление нитки на ткани», «Строчка прямого стежка и ее варианты», Коллекция «Хлопок» |
24. | | | Передвижение по земле «Тачка». | таблица «Организация рабочего места при работе с набором деталей «Конструктор», таблица «Приемы работы с деталями набора «Конструктор» |
| | | Человек и вода 3 ч | |
25. | | | Вода в жизни человека и растений. Уход за комнатными растениями. | Таблица «Правила пользования ножницами и клеем». Электронное приложение к учебнику |
26. | | | Питьевая вода. «Колодец». Т.Б. Правила работы с ножницами, клеем. | Электронное приложение к учебнику |
27. | | | Проект: «Речной флот». | Таблица. Правила пользования ножницами и клеем. Электронное приложение к учебнику, таблица «Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном» |
| | | Человек и воздух 3 ч | |
28. | | | Использование ветра. Вертушка. | Таблица «Разметка деталей», «Разметка деталей копированием, «Линии чертежа» |
29. | | | Полеты птиц. Попугай. | Цветная бумага, ножницы, клей, картон, Таблица «Разметка деталей». |
30. | | | Полеты человека. Самолет. Парашют. | Таблица « «Разметка деталей копированием, «Линии чертежа» |
| | | Человек и информация 3 ч | |
31. | | | Способы общения. | Электронное приложение к учебнику |
32. | | | Важные телефонные номера. Правила движения. | Презентация «Правила движения». Электронное приложение к учебнику |
33. | | | Компьютер. Правила использования компьютера. | Презентация Компьютер |