СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по технологии "Швейное дело"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по технологии "Швейное дело"»

Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная программа «Профильный труд» профиль «Швейное дело» в 5 классе   составлена на основе «Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов» под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2011г.и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15. Программа рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью на 204 часа, 6 часов в неделю.

Данная рабочая адаптированная программа по учебному предмету «Профильный труд» в 5-9 классах для девочек; составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- п. 5 и п. 7 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.3286-15,

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 г. № 26;

- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

-Устав МБОУ СОШ №144

-Локальные акты МБОУ СОШ №144

-Учебный план МБОУ СОШ №144 на 2018-2019 уч. г

Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с умеренной умственной отсталостью, с ОВЗ к доступной трудовой деятельности.

Основные задачи:

1) Развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий

2) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

  • Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности.

  • Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.

  • Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

  • Умение соблюдать технологические процессы, изготовление изделий из ткани.

  • Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

3) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.



Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. В программу включены разделы: «Школьная швейная мастерская», «Правила безопасности при шитье»: «Волокна и ткани» (материаловедение); «Ручные работы»; «Ремонт одежды»; «Швейная машина с электроприводом» (машиноведение); «Машинные работы» ; «Работа с тканью. Пошив изделий» (элементарное моделиро-вание, конструирование, раскрой); «Практические повторение».

Программа по профильному обучению (швейное дело) составлена с учетом уровня обученности школьников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей учащихся. Обучение швейному делу развивает  мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение  швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Цель обучения в 5 классе  – отработка приемов работы на швейной машине.

Задачи:

-воспитание терпения и трудолюбия;

-развитие речи в процессе выполнения трудовых действий;

-сообщение учащимся необходимых знаний по отдельным швам и получение волокон из хлопчатника;

-формирование навыков выполнение отдельных строчек и швов;

-формирование приемов безопасной работы на швейной машине, с электроутюгом и ручными инструментами;

-формирование навыков изготовления простейших изделий из ткани.

Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на предметных уроках. Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у школьников знаний  основ материаловедения, технологии пошива простых швейных изделий. В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. За период обучения в 5 классе учащиеся знакомятся и выполняют пошив головного платка, мешочка для хранения работ, салфетки квадратной формы, наволочки и сумки хозяйственной. На уроках по ремонту изделий учатся пришивать пуговицы, изготавливать вешалки и заплаты в виде аппликации. В течение учебного года дети знакомятся с понятием волокна, получение хлопчатобумажной ткани. Полученные знания закрепляются на лабораторных работах. Перед построением чертежа выкройки салфетки, учащиеся знакомятся с линиями для выполнения чертежа и правилами оформления.

       Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности базовых учебных действий, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, самостоятельных работ, практического повторения.

Основными методами обучения являются: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические  и лабораторные работы, инструктажи.  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профессионально – трудовое обучение (швейное дело) является комплексным и интегративным учебным предметом. Уроки технологии тесно связаны с уроками литературного чтения, математики, изобразительного искусства.

Для снижения психофизической нагрузки на уроках организуется здоровье сохраняющая среда: В структуру урока включены валеопаузы, разминки, игровые моменты, упражнения на релаксацию и развитие мелкой моторики.

Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Программа предусматривает личностный подход с учётом индивидуальных способностей и особенностей ребёнка при определении заданий и объёма учебного материала.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.

Материально-техническое обеспечение по профильному труду, представленной разделом «Швейное дело» образовательной области включает: дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.; оборудование таких предметов как: швейное дело, набор инструментов для обработки различных материалов; швейные машины, компьютер, копировальный аппарат, носители электронной информации, цифровые фото; расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, линейки, сантиметровая лента и , бумага разных размеров, плотности, формата, ножницы, нитки, иголки, ткань; оборудование: швейные машины, оверлок, утюг и гладильная доска, манекен.


Реализация программы к решает задачи:

  • Создание условий для усвоения доступных технических и технологических знаний.

  • Формирование познавательной мотивации.

  • Исправление недостатков познавательной деятельности, пространственной ориентировки, речи, мелкой моторики рук.

  • Воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, терпения), устойчивого положительного отношения к труду.

  • Развитие самоорганизации в труде.

  • Коррекция развития у обучающихся обще-трудовых умений (ориентировки, планирования, контроля).

  • Обучение профессиональным приёмам швейного дела, привитие трудовых навыков.

  • Формирование способности к коммуникации и организации взаимодействия.


Коррекционная работа включает следующие направления. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие восприятия, представлений, ощущений;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.



Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы Профильный труд:

Минимальный уровень: знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, учебе, отдыхе; знание свойств материалов; знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на примере изучения современной бытовой швейной машины; знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы; владение основами современного промышленного производства, сферы обслуживания; чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; составление стандартного плана работы; определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий; понимание и оценка красоты труда и его результатов;

использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе; эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе; сотрудничество, осуществление взаимопомощи; учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы; комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей; посильное участие в благоустройстве.

Достаточный уровень:

осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих

действий с поставленной целью; осуществление настройки и текущего ремонта инструмента; отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов; создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей; самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла; прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения; владение некоторыми видам общественно-организационного труда; понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке.


Планируемые результаты к концу 5 класса

Академический компонент.

Обучающиеся

- получат знания о назначении и применении материалов, используемых в работе (ткани - хлопчатобумажной, ниток), свойствах и видах этих материалов;

- получат знания о названии  инструментов и оборудования, используемых в работе;

-получат знания о правилах безопасной работы с ножницами, иголкой и булавками, швейной машиной с электроприводом, электроутюгом; об организации рабочего места и о соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с инструментами;

-  получат знания о правилах поведения  в мастерской;

-  научатся выполнять основные виды ручных стежков (прямые, косые, петельные, петлеобразные);

- научатся вышивать  по линиям рисунка тамбурным, стебельчатым швами;

-  узнают последовательность обработки  прямых срезов (салфетки, платка);

- научаться последовательно соединять детали сумки, мешочка для хранения работ, наволочки;

- узнают и научатся выполнять машинные швы (стачной, шов вподгибку с закрытым срезом, шов вподгибку с открытым срезом, двойной шов, накладной шов с двумя закрытыми срезами);

-  научатся распознавать хлопчатобумажные ткани;

- научатся шить на швейной машине с электроприводом;

- научатся выполнять чертеж изделия;

-  научатся выполнять прямую сметочную строчку;

- научаться выполнять заправку швейной машины, прямую машинную строчку;

-получать элементарные сведения о профессии  швея, портной.

Жизненные компетенции.

- позитивно относиться  к труду и людям труда,

- осознавать необходимость и практическую значимость труда, который они выполняют;

- осуществлять выбор способов деятельности, реализовать их на практике;

- воспринимать целостную  картину мира через единство предметного мира и  мира природы, освоение трудовых умений и навыков;

- понимать общие правила создания швейных изделий: соответствие изделия шаблону, прочность, эстетическую выразительность;

- работать с материалами и инструментами, используемыми при изготовлении изделий;

- экономно расходовать материалы;

-осуществлять простейшее планирование своей деятельности, придерживаться плана при выполнении изделия;

-осуществлять необходимые контрольные действия самостоятельно, на глаз, с помощью линейки;

- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться),  убеждать в правильности выбранного способа и т.д.)

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (отчет о последовательности изготовления изделия, о технологии изготовления отдельных частей изделия, по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов);

-  сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия;

- отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

- работать самостоятельно.



Примерное содержание предмета ( реестр прим. Прогр.2015)

Швейное дело.

Ручное шитье. Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке). Выполнение шва «вперед иголкой». Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край».

Шитье на электрической машинке. Различение основных частей электрической швейной машинки. Подготовка рабочего места. Наматывание нити на шпульку. Вставление шпульки с ниткой в шпульный колпачок. Вставление шпульного колпачка в челнок. Заправка верхней нити. Вывод нижней нити на платформу машины. Соблюдение последовательности действий при подготовке швейной машины к работе: установка педали, включение в сеть, наматывание нити на шпульку, вставление шпульки с ниткой в шпульный колпачок, вставление шпульного колпачка в челнок, заправка верхней нити, вывод нижней нити наверх. Подведение ткани под лапку. Опускание иголки в ткань. Соблюдение последовательности действий при подготовке к шитью: поднимание лапки, подведение ткани под лапку, опускание иголки, опускание лапки. Соблюдение последовательности действий при выполнении строчки: нажатие на педаль, регулировка ткани во время строчки, отпускание педали. Соблюдение последовательности действий по окончании шитья: поднятие лапки, поднятие иголки, вынимание ткани из-под лапки, обрезание нити. Уборка рабочего места.

Кройка и сборка изделия. Соблюдение последовательности кройки деталей изделия: раскладывание ткани, накладывание выкройки на ткани, закрепление выкройки на ткани, обведение выкройки мелом, выполнение припуска на шов, снятие выкройки с ткани, вырезание детали изделия.

Соединение деталей изделия.

Соблюдение последовательности действий при пошиве сумки: выбор ткани и подбор соответствующих ниток, кройка изделия, сборка изделия, строчка швов основы и ручки сумки, удаление наметочного шва, утюжка швов, обработка верхнего края сумки, приметывание ручки к верхней стороне сумки, строчка ручки на швейной машине, удаление наметочного шва, утюжка готового изделия, пришивание деревянных бусин. Соблюдение последовательности действий при изготовлении панно «Рябина»: изготовление веток и листьев, приметывание веток и листьев к основе, пристрачивание веток и листьев на основу, удаление наметочного шва, пришивание пуговиц (ягод) к основе, обработка краев изделия.





Содержание программы

5 класс

Вводное занятие (2ч)

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Подготовка рабочей формы, ма­териалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

Школьная швейная мастерская (4ч)

Теоретические сведения. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Инструменты и приспособления для швейной мастерской. Правила безопасной работы с иглой, ножницами, клеем. Организация рабочего места.

Умение. Использование инструментов в швейной мастерской по назначению

Волокна и ткани (12ч)

Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Сведения о прядении и ткачестве. Полотняное переплетение. Получе­ние ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Сведения о нитках. Хлопчатобумажное волокно.

Умение. Определять лицевую и изнаночную сторону тканей, номер ниток, виды волокон и тканей.

Практические работы. Составление коллекции тканей - гладкоокрашенных, с печатным рисунком, с блестящей и ворсовой поверхностью, с полотняным переплетением, хлопчатобумажных тканей.

Ручные работы (32ч)

Теоретические сведения. Ручные работы при пошиве изделия. Сведения о ручных стежках и строчках: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные, отделочные ручные стежки стежки «вперед иголку», стебельчатые, тамбурные, ручные швы: стачной, шов вподгибку с закрытым срезом. конструкция, применение.

Умение. Выполнение ручных стежков и строчек.

Практические работы. Выполнение различных видов ручных швов на образцах. Утюжка изделия.

Правила поведения учащейся в мас­терской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и ма­шинного рабочего места. (2ч).

Ремонт одежды (22ч)

Изделие. Пуговица на стойке.

Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришива­ния пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.

Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответ­ствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складыва­ние ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распо­ровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание сре­зов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.

Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

Умение. Наложение заплаты.

Практические работы. Вырезание лоскута 10x14 см для вешал­ки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой сто­роны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

Швейная машина с электроприводом (26ч)

Теоретические сведения. Швейная машина с электрическим приво­дом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие).виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верх­ней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и под­бор в зависимости от ткани, правила установки.

Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.

Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к ра­боте (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машин­ных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигза­гообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

Машинные работы (24ч)

Правила безопас­ной работы в мастерской

Теоретические сведения. Стачной шов взаутюжку и вразутюжку. Соединительные швы: двойной и накладной. Краевые швы: шов вподгибку с закрытым и открытым срезом, обтачной шов. Конструкция и применение.

Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывер­тывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Конт­роль размеров шва.

Упражнение. Выполнение стачного, двойного, накладного, обтачного, шва вподгибку с закрытым и открытым срезом на образцах.

Практические работы. Построение чертежа по заданным размерам.

Пошив однодетального изделия с применение двойного шва

Виды работы. Пошив головного и носового платков, вышивка монограммы.

Самостоятельная работа

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом ши­риной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными от­верстиями на стойке.

Работа с тканью

Пошив изделий (38ч)

Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заме­тывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подго­товка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косы­ми стежками.

Изделие. Мешочек для хранения изделия.

Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, кон­струкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.

Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.

Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.

Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежка­ми или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание сре­зов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего сре­за швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продер­гивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отде­лочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. При­утюживание изделия.

Изготовление изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обра­ботанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.

Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изго­товления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кри­вая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и штрихо­вая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонталь­ные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.

Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.

Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.

Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямо­му направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложе­нием сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и попереч­ной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к по­шиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стеж­ками вручную. Утюжка изделия.


Правила безопасности при шитье. Накладной шов.(2 ч)

Работа с тканью. Пошив изделий (26ч)

Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.

Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

Практические работы. Определение размера наволочек по по­душке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Рас­кладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с при­пуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двой­ным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюж­ка готового изделия.

Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.

Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы. Умение. Расчет расхода ткани.

Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет ткани расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.

Практическое повторение (18ч)

Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, мягких игрушек. Самостоятельная работа

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы и темы

Кол-во асов

Вводное занятие.

2

Швейная мастерская

4

Волокна и ткани

8

Ручные работы

32

Ремонт одежды

22

Швейная машина с электроприводом


26

Машинные работы

24


Работа с тканью. Пошив изделий:

головного платка

салфетки

мешочек

наволоки

сумки хозяйственной



63


Практические повторение

18

Контрольная работа (практическая)

5



ИТОГО:

204


Тематическое планирование 5 класс

№ урока п/п

Раздел, тема

Кол-во асов




1-2

Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда.

2


Швейная мастерская

4

3

Правила поведения в швейной мастерской.

1

4

Инструменты и приспособления для швейных работ.

1

5

Правила безопасной работы иглой, ножницами, клеем.

1

6

Организация рабочего места.

1


Волокна и ткани

8

7-8

Сведения о волокнах.

2

9-10

Сведения о прядении, ткани и нитках.

2

11-12

Полотняное переплетение. Сведения о нитях.

2

13-14

Хлопчатобумажные ткани.

2


Ручные работы

32

15-16

Подготовка к выполнению ручных швейных работ.

2

17-18

Раскрой из ткани деталей изделия.

2

19-20

Обработка срезов ткани.

2

21-22

Электрический утюг. Правила безопасной работы.

2

23-24

Сведения о ручных стежках и строчках.

2

25-26

Прямые стежки. Выполнение на образце.

2

27-28

Косые стежки. Выполнение на образце.

2

29-30

Петлеобразные стежки. Выполнение на образце.

2

31-32

Петельные стежки. Выполнение на образце.

2

33-34

Отделочные ручные стежки. Стежки «вперед иголку»

2

35-36

Стебельчатые стежки. Выполнение на образце.

2

37-38

Тамбурные стежки. Выполнение на образце.

2

39-40

Ручной стачной шов.

2

41-42

Ручной шов вподгибку с закрытым срезом.

2

43-44

Выполнение ручного шва вподгибку с закрытым срезом

2

45-46

Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом

2

47-48

Самостоятельная работа. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом

2


Ремонт одежды

22

49-50

ПТБ. Организация рабочего места

2

51-52

Ремонт одежды и белья.

2

53-54

Сведения о пуговицах.

2

55-56

Пришивание пуговицы со сквозным отверстием.

2

57-58

Пришивание пуговицы с ушком.

2

59-60

Пришивание пуговицы на стойке.

2

61-62

Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву.

2

63-64

Изготовление вешалки.

2

65-66

Раскрой детали вешалки.

2

67-68

Обработка детали вешалки косыми стежками. Соединение с полотенцем.

2

69-70

Изготовление декоративной заплаты-аппликации.

2



Швейная машина с электроприводом

26

71-72

Сведения о швейных машинах.

2

73-74

Правила посадки и безопасной работы за швейной машиной.

2

75-76

Устройство швейной машины.

2

77-78

Устройство привода швейной машины. Пуск и остановка швейной машины с разными приводами (без иглы)

2

79-80

Винт-разъединитель.

Устройство машинной иглы. Установка иглы.

2

81-82


Моталка. Намотка нитки на шпульку.

2

83-84

Заправка верхней нити и нижней нити. Выполнение пробных строчек на образцах

2

85-86

Шитье на швейной машине (без ниток)

2

87-88

Регулятор строчки. Машинная закрепка

2

89-90

Зигзагообразная строчка

2

91-92

93-94

95-96

Самостоятельная работа.

Выполнение различных строчек по заданным размерам.

6


Машинные работы

15

97

Вводное занятие. ПТБ при работе на швейной машине

1

98-99

100-101

Стачной шов. Выполнение стачных швов взаутюжку и разутюжку на образцах.

4

102-103

Двойной шов. Выполнение на образце.

2

104-105

Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом на образце

2

106-107

Выполнение накладного шва с двумя закрытыми срезами на образце.

2

108-109

Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце.

2

110-111

Обтачной шов. Выполнение на образце.

2


Пошив изделий

40

112-113

Построение чертежа и изготовление выкройки.

2

114-115

Подготовка ткани к раскрою.

2

116-117

Анализ и планирование работы по пошиву головного платка.

2

118-119

Обработка поперечных срезов платка краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

2

120-121

Обработка долевых срезов платка краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

2

122-123

Обработка углов платка косыми стежками.

2

124-125

Анализ и планирование работы по пошиву мешочка для хранения работ.

2

126-127

128-129

Выполнение отделки мешочка аппликацией.

4

130-131

Обработка боковых срезов кроя мешочка стачным швом.

2

133-133

Обработка верхнего среза мешочка краевым швом.

2

134-135

Продергивание шнура (тесьмы, узкой ленты) и утюжка готового изделия.

2

136-137

Анализ и планирование работы по пошиву салфетки.

2

138-139

Построение чертежа салфетки.

2

140-141

Подготовка выкройки салфетки к раскрою.

2

142-143

Подготовка ткани к раскрою. Подготовка кроя салфетки к обработке.

2

144-145

Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

2

146-147

148-149

Выполнение отделки салфетки вышивкой и утюжка готового изделия.

4

150-151

152-153

Самостоятельная работа. Изготовление носового платка. Анализ выполненной работы.

4

154-155

ПТБ. Организация рабочего места

2


Пошив изделий

36

156-157

Анализ образца наволочки. Планирование работы по пошиву изделия.

2

158-159

Построение чертежа наволочки (70*70)

2

160-161

Подготовка выкройки наволочки к раскрою.

2

162-163

Подготовка ткани к раскрою и раскрой наволочки.

2

164-165

Обработка поперечных срезов наволочки краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

2

166-167

Разметка клапана. Обработка боковых срезов двойным швом.

2

168-169

Окончательная отделка наволочки.

2

170-171

Анализ образца сумки хозяйственной и мешочка для хранения. Планирование работы по пошиву изделия.

2

172-173

Построение чертежа сумки хозяйственной.

2

174-175

Подготовка выкроек деталей к раскрою.

2

176-177

178-179

Раскладка выкроек и раскрой деталей сумки.

4

180-181

Обработка деталей ручек накладным швом.

2

182-183

Обработка верхних срезов основной детали сумки хозяйственной с одновременным втачиванием ручек.

2

184-185

186-187

Обработка боковых срезов, застрачивание углов.

4

188-189

190-191

Окончательная отделка сумки.

4


Практическое повторение

8

192-193

194-195

Изготовление футляра для ручек и карандашей.


4

196-197

198-199

Изготовление мягких игрушек по одной выкройке.

4

200-201

202-203

Контрольная работа. Изготовление прихватки для кухни.

4

204

Анализ контрольной работы.

1


итого

204





Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

  1. Технология. Швейное дело.  5 класс: учебник специальных образовательных учреждений реализующих адапт. Основные оборазобразоват. программы / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. 11 –е изд.- М.: Просвещение, 2018 г.- 160с.

  2. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса (коррекционных) образовательных учреждений. - Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: Просвещение, 2018 г.    

 

Дополнительная литература:

1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006

2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.

4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998

5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998. 

6. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993 г.


Наглядные пособия: технологические и  инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий, таблицы и плакаты по темам,  картинки, презентации, фотоматериалы.

Оборудование: швейные машины, оверлок, утюг и гладильная доска, манекен.