Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Лаврентия» 689300, Россия, Чукотский автономный округ, с. Лаврентия, ул. Дежнева, 40, т.: 2-29-65 |
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ___________Е.П.Темник Протокол № ___ от «__»__________2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ____________ Т.А.Симонова «__»____________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Центр образования с. Лаврентия» _____________ Л.В. Рубцова Приказ № ___ от «__» __________2020 г. |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
5 класс
(индивидуальное обучение по ООП ООО)
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Классс | 5класс |
В неделю | 4 ч. |
В год | 136ч. |
Программу составила:
Файзрахманова А.М. – учитель 1 кв.категории
.
2020
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного образования образовательной организации.
Планируемые результаты учебной программы, курса
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Планируемые предметные результаты освоения математики в 5 классе
Планируемые результаты |
Предметные |
Выпускник научится самостоятельно выделять и понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию; владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность); выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач; пользоваться изученными математическими формулами; самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов | Выпускник получит возможность научиться выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. |
Содержание курса математики в 5 классе
Повторение курса начальной школы( 4ч)
Линии -6ч
Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые. Самопересекающиеся линии. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. Построение конфигураций из прямой, её частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.
Основные цели – развить представления о линиях на плоскости и пространственное воображение учащихся, научить изображать прямую и окружность с помощью чертёжных инструментов.
Натуральные числа (8 ч)
Десятичная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Натуральный ряд. Изображение натуральных чисел точками на координатной прямой. Сравнение натуральных чисел. Округление.
Решение комбинаторных задач перебором всевозможных вариантов.
Основная цель – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах.
Изучение материала начинается с рассмотрения десятичной системы записи чисел, с ознакомления учащихся со свойствами натурального ряда. Важным результатом здесь является понимание возможности записи в десятичной системе сколь угодно большого числа, овладение алгоритмами записи и чтения больших чисел, понимание бесконечности и упорядоченности натурального ряда.
Внутри числовой линии курса отчетливо выделяется направление, связанное с обучением приемам прикидки и оценки результатов вычислений. В связи с этим уже в начале этой темы рассматривается вопрос об округлении натуральных чисел. В дальнейшем при отработке навыков действий с натуральными числами систематически включаются задачи и упражнения, связанные с приближениями: прикидкой результата, оценкой снизу и сверху, определением высшего разряда.
Действия с натуральными числами (16ч)
Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойство нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Возведение числа в степень с натуральным показателем. Вычисление значений числовых выражений; порядок действий. Решение задач арифметическим методом.
Основная цель – закрепить и развить навыки выполнения действий с натуральными числами.
Использование свойств действий при вычислениях (10 ч)
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; преобразование сумм и произведений. Распределительное свойство умножения относительно сложения; вынесение общего множителя за скобки. Примеры рациональных вычислений. Решение задач арифметическим методом.
Основная цель – сформировать начальные навыки преобразования выражений.
Углы и многоугольники (6 ч)
Угол. Прямой, острый, тупой углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Ломаные и многоугольники. Выпуклые многоугольники. Периметр многоугольника.
Основные цели – познакомить с новой геометрической фигурой – углом, новым измерительным инструментом – транспортиром, развить измерительные умения, систематизировать представления о многоугольниках.
Делимость чисел (15 ч)
Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Делимость суммы и произведения. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Таблица простых чисел. Деление с остатком. Разбиение натуральных чисел на классы по остаткам от деления.
Основная цель – познакомить учащихся с простейшими понятиями, теории делимости.
Изучение темы не преследует цели формирования аппаратных умений, а ориентировано на идейную сторону вопроса. Учащиеся обогащают запас знаний о натуральных числах, знакомясь с новыми понятиями, со свойствами и признаками делимости, приобретают опыт проведения несложных доказательных рассуждений. Что касается признаков делимости, то обязательными для запоминания являются признаки делимости на 2, на 5 и на 10. Однако целесообразно познакомить учащихся с более широким кругом признаков. При этом важно, чтобы учащиеся понимали смысл термина «признак делимости», могли воспользоваться каким-либо признаком, если им предложена его формулировка, умели привести пример, иллюстрирующий признак.
Треугольники и четырёхугольники (6 ч)
Треугольники и их виды. Прямоугольник, квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади.
Основная цель – познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам, свойствами прямоугольника и его диагоналей, научить строить прямоугольник на нелинованной бумаге, сформировать понятие равенства фигур, продолжить формирование метрических представлений.
Дроби (10 ч)
Представление о дроби как способе записи части величины. Правильные и неправильные дроби. Изображение дробей точками на координатной прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Запись натурального числа в виде дроби.
Основные цели – сформировать у учащихся понятие дроби, познакомить с основным свойством дроби и применением его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби.
В предлагаемом курсе обыкновенные дроби целиком изучаются до десятичных. При такой последовательности изложение десятичных дробей строится на естественной математической базе с опорой на знания об обыкновенных дробях.
При изучении параграфа «Доли и дроби» каждый его пункт целесообразно предварять выполнением серии заданий из рабочей тетради, отводя соответствующей работе (закрашиванию долей фигуры, сравнению дробей на моделях, обращению долей в более мелкие или в более крупные и др.) достаточное время. Приобретенный опыт станет опорой для перехода от этапа создания наглядно-интуитивных представлений к этапу формализации знаний о дробях.
При изучении сравнения дробей с разными знаменателями следует обратить внимание не только на общий прием — приведение дробей к одному знаменателю, но и на некоторые эвристические приемы: сравнение с 1, с
, дополнение до 1 и др. Это важно и в плане формирования оценочных умений.
Действия с обыкновенными дробями (15 ч)
Сложение и вычитание дробей. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной, выделение целой части из неправильной дроби. Умножение и деление дробей; взаимно обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Решение задач арифметическим способом.
Основная цель – выработать прочные навыки выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями.
Технический уровень сложности заданий на действия с дробями ограничен: преимущественно рассматриваются дроби с небольшими знаменателями. Главное, что должно быть усвоено учащимися, состоит в следующем: общим знаменателем дробей может быть любое число, которое делится на каждый из знаменателей, и в качестве такого числа всегда можно взять произведение знаменателей. Желательно, чтобы учащиеся также овладели следующим приемом: последовательно перебираются числа, делящиеся на знаменатель одной из дробей, и проверяется, может ли какое-то из них быть знаменателем другой дроби (например, для дробей
и
).
Что касается выполнения арифметических действий со смешанными дробями, то их целесообразно сводить к действиям с обыкновенными дробями (кроме некоторых случаев, когда ответ может быть получен устно).
Задачи на нахождение дроби числа и числа по его дроби сначала решаются с опорой на понимание смысла дроби, а в конце темы учащиеся знакомятся с формальными приемами решения этих задач путем умножения или деления на дробь. Однако здесь овладение этими приемами скорее желаемая цель, нежели, обязательная (к этим приемам учащиеся вернутся в начале VI класса).
10.Многогранники (8ч)
Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развёртки многогранников.
Основная цель – развить пространственные представления учащихся путем организации разнообразной деятельности с моделями многогранников и их изображениями.
Учащиеся знакомятся с примерами многогранников и более подробно — с прямоугольным параллелепипедом, кубом и пирамидой. В ходе изучения темы школьники должны научиться распознавать многогранники на рисунках и моделях, изображать параллелепипед на клетчатой бумаге, знать и показывать элементы многогранников. На уроках необходимо постоянно использовать модели многогранников. Некоторые модели учащиеся могут изготовить сами из разверток.
11.Таблицы и диаграммы (8ч)
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы.
Основная цель – сформировать умения извлекать информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.
Составление таблиц и диаграмм как обязательная учебная цель на этом этапе не ставится. В то же время некоторые первоначальные навыки этой работы могут быть здесь заложены. Для этого следует использовать задания из рабочей тетради.
При наличии времени полезно обратиться к заданиям исследовательского характера, суть которых состоит в опросе общественного мнения. Целесообразной формой работы при выполнении этих заданий являются малые группы: учащиеся совместно собирают и обрабатывают данные, заносят их в таблицу или изображают на диаграмме, обсуждают полученные результаты.
Тематическое планирование
№ пункта | Тема | Количество часов |
1 | Повторение курса начальной школы. | 4 |
2 | Линии | 6 |
3 | Натуральные числа | 8 |
4 | Действия с натуральными числами | 16 |
5 | Использование свойств действий при вычислениях | 10 |
6 | Углы и многоугольники | 6 |
7 | Делимость чисел | 15 |
8 | Треугольники и четырехугольники | 10 |
9 | Дроби | 15 |
10 | Действия с дробями | 30 |
11 | Многогранники | 8 |
12 | Таблицы и диаграммы | 8 |
| Итого | 136 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 КЛАСС. 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урока | Тема урока | Дата |
По плану | Факт |
1-4 | Повторение курса начальной школы. Входная контрольная работа | | |
| Глава 1. Линии | | |
5 П.1 | Разнообразный мир линий | | |
6 П.1 | Разнообразный мир линий | | |
7 П.2 | Прямая. Части прямой. Ломаная | | |
| | | |
8 П.3 | Длина линии | | |
| | | |
9 П.4 | Окружность | | |
10 | Обзорный урок по теме «Линии» | | |
| Глава 2. Натуральные числа. | | |
11 П.5 | Как записывают и читают числа | | |
12 П.6 | Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел | | |
13 П.6 | Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел | | |
14 П.7 | Округление натуральных чисел | | |
15 П.7 | Округление натуральных чисел | | |
16 П.8 | Комбинаторные задачи | | |
17 | Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа» | | |
18 | Обзорный урок по теме «Натуральные числа» | | |
| Глава 3. Действия с натуральными числами | | |
19 П.9 | Сложение и вычитание | | |
20 П.9 | Сложение и вычитание | | |
21-22 П.10 | Умножение и деление | | |
23-24 П.10 | Умножение и деление | | |
25-26 П.11 | Порядок действий в вычислениях | | |
27 П.11 | Порядок действий в вычислениях | | |
28 П.12 | Степень числа | | |
29-32 П.13 | Задачи на движение | | |
33 | Обзорные уроки по теме «Действия с натуральными числами» | | |
34 | Контрольная работа № 2 по теме «Действия с натуральными числами» | | |
| Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях | | |
35 П.14 | Свойства сложения и умножения | | |
36 П.14 | Свойства сложения и умножения | | |
37 П.15 | Распределительное свойство | | |
38-39 П.15 | Распределительное свойство | | |
40-42 П.16 | Решение задач | | |
43 | Обзорный урок по теме «Использование свойств действий при вычислениях» | | |
44 | Контрольная работа № 3 по теме «Использование свойств действий при вычислениях» | | |
| Глава 5. Углы и многоугольники | | |
45 П.17 | Как обозначают и сравнивают углы | | |
46 П.18 | Измерение углов | | |
47 П.18 | Измерение углов | | |
48 П.19 | Многоугольники | | |
49 | Обзорный урок по теме «Углы и многоугольники» | | |
50 | Контрольная работа № 4 по теме «Углы и многоугольники» | | |
| Глава 6. Делимость чисел | | |
51 П.20 | Делители и кратные | | |
52-53 П.20 | Делители и кратные | | |
54 П.21 | Простые и составные числа | | |
55 П.21 | Простые и составные числа | | |
56 П.22 | Делимость суммы и произведения | | |
57 П.22 | Делимость суммы и произведения | | |
58 П.23 | Признаки делимости | | |
59-60 П.23 | Признаки делимости | | |
61 П.24 | Деление с остатком | | |
62-63 П.24 | Деление с остатком | | |
64 | Обобщающий урок по теме «Делимость чисел» | | |
65 | Контрольная работа № 5 по теме «Делимость чисел» | | |
| Глава 7. Треугольники и четырехугольники. | | |
66 П.25 | Треугольники и их виды. | | |
67 П.25 | Треугольники и их виды | | |
68 П.26 | Прямоугольники. | | |
69 П.26 | Прямоугольники. | | |
70 П.27 | Равенство фигур | | |
71 П.27 | Равенство фигур | | |
72 П.28 | Площадь прямоугольни-ка | | |
73 П.28 | Площадь прямоугольни-ка | | |
74 | Обзорный урок по теме «Треугольники и четырехуголь-ники» | | |
75 | Контрольная работа № 6 по теме «Треугольники и четырехуголь-ники» | | |
| Глава 8. Дроби | | |
76 П.29 | Доли и дроби | | |
77-80 П.29 | Доли и дроби | | |
81 П.30 | Основное свойство дроби | | |
82-84П.30 | Основное свойство дроби | | |
85 П.30 | Основное свойство дроби | | |
86 П.31 | Сравнение дробей | | |
87 П.31 | Сравнение дробей | | |
88 П.32 | Натуральные числа и дроби | | |
89 | Обзорный урок по теме «Дроби» | | |
90 | Контрольная работа № 7 по теме «Дроби» | | |
| Глава 9. Действия с дробями | | |
91 П.33 | Сложение и вычитание дробей | | |
92-95 П.33 | Сложение и вычитание дробей | | |
96 П.33 | Сложение и вычитание дробей | | |
97-98 П.34 | Сложение и вычитание смешанных дробей | | |
99-100 П.34 | Сложение и вычитание смешанных дробей | | |
101 П.34 | Сложение и вычитание смешанных дробей | | |
102 | Обзорный урок по теме «Сложение и вычитание дробей» | | |
103 | Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание дробей» | | |
104 П.35 | Умножение дробей | | |
105-106 П.35 | Умножение дробей | | |
107 П.35 | Умножение дробей | | |
108 П.36 | Деление дробей | | |
109-111 П.36 | Деление дробей | | |
112 П.36 | Деление дробей | | |
113 П.37 | Нахождение части целого и целого по его части | | |
114-116 П.37 | Нахождение части целого и целого по его части | | |
117 П.38 | Задачи на совместную работу | | |
118 П.38 | ВПР | | |
119 | Обзорный урок по теме «Умножение и деление дробей» | | |
120 | Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление дробей» | | |
| Глава 10. Многогранники | | |
121 П.39 | Геометрические тела и их изображение | | |
122 П.39 | Геометрические тела и их изображение | | |
123 П.40 | Параллелепипед и пирамида | | |
124 П.40 | Параллелепипед и пирамида | | |
125 П.41 | Объем параллелепипеда | | |
126 П.42 | Развертки | | |
127 | Обзорный урок по теме «Многогранни-ки» | | |
128 | Контрольная работа № 10 по теме «Многогранни-ки» | | |
| Глава 11. Таблицы и диаграммы | | |
129 П.43 | Чтение и составление таблиц | | |
130 П.43 | Чтение и составление таблиц | | |
131 П.44 | Чтение и построение диаграмм | | |
132 П.45 | Опрос общественного мнения | | |
133 | Обзорный урок по теме «Таблицы и диаграммы» | | |
134 | Контрольная работа № 11 по теме «Таблицы и диаграммы» | | |
135 | Итоговое повторение | | |
136 | Итоговый контроль | | |