СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) во 2Б класс, УМК "Школа России" .

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Математика»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2)

__2020 – 2021 учебный год

2Б класс (4 часа в неделю)

 

 

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) во 2Б класс, УМК "Школа России" .»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»




Утверждаю:

Директор_______________ Михайлова Н.В.

Приказ №________

От_______2020 г.















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Математика»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2)

__2020 – 2021 учебный год

2Б класс (4 часа в неделю)



























Составил: О. А. Полуэктова

учитель начальных классов

соответствие занимаемой должности










Пояснительная записка.

1. Целевой раздел.

Рабочая программа по предмету «Математика» разработана для 2 класса начального общего образования МБОУ СОШ №10 для детей-инвалидов, обучающихся по АООП для слабослышащих и позднооглохших детей (Вариант 2.2) ФГОС НОО ОВЗ.

Вариант 2.2 предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми на основе словесной речи.

Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников. Для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха нормативный срок обучения составляет 5 лет (1-5 классы). Указанный срок обучения увеличен до 6 лет за счёт введения первого дополнительного класса.

Вариант 2.2 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО ОВЗ для слабослышащих и позднооглохших обучающихся вариант 2.2, авторской программы М.М. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волкова, С.В. Степановой УМК «Школа России» - Москва: «Просвещение» 2017 г.

Целью реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся является создание условий, выполнения требований Стандарта через обеспечение личностного развития обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции.

В соответствии с ФГОС НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся начальное общее образование обучающегося, будучи по итоговым достижениям к моменту завершения обучения сопоставимым с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, осуществляется в пролонгированные календарные сроки. Данный учебный предмет имеет своей целью создание условий для практического овладения слабослышащими обучающимися языковыми закономерностями, математическими понятиями и их использование в связной речи.

Задачами образования во 2 классе АООП 2.2. I и II отделений являются:

Учебные:

-довести до автоматизма вычислительные навыки табличных случаев сложения и вычитания;

-сформировать четкое представление и умения выполнять устно арифметические действия в пределах 100 выполнять проверку вычислений;

-добиться осознанного выполнения действий в выражениях, содержащих несколько действий. Работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

формирование системы начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;

- Формировать умения решать учебные и практические задачи средствами математики. научить решать задачи в 2 действия.

Развивающие:

- развивать мышление, память внимание, творческое воображение;

- развивать логическое мышление, умение кратко, точно, излагать свои мысли;

- развивать пространственные представления о форме, размере, взаимном расположении предметов.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, самостоятельность и инициативность, добросовестное отношение к учебе, чувство ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.

Коррекционные:

- расширять лексико-фразеологический запас слов, как терминологическую лексику, так и разговорную;

- развивать у обучающихся понимания словесно сформированных заданий и вопросов, умений грамматически правильно строить высказывания.

Основные направления коррекционной работы

Коррекция:

  • внимание;

  • восприятия;

  • памяти;

  • моторно-двигательной сферы;

  • эмоционально - волевой сферы;

  • самооценки;

  • самоконтроля;

  • учебной мотивации.

Ведущие принципы коррекционой работы:

  • принцип системности, базирующийся на единстве процессов диагностики, обучения и коррекции нарушений развития у обучающихся с нарушениями слуха;

  • создание в образовательной организации условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха;

  • соблюдение интересов обучающихся с нарушениями слуха в качественном образовании с учетом их особых образовательных потребностей;

  • комплексное сопровождение каждого обучающегося при систематическом взаимодействии всех участников образовательных отношений;

  • создание комфортной психологической и социальной ситуации развития, обучения и воспитания с учетом психологических и социальных факторов в формировании личности, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

  • применение специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, способствующих качественному освоению образовательной программы;

  • обеспечение овладения обучающимися с нарушениями слуха словесной речью (устной и письменной) при максимальном обогащении речевой практики в условиях педагогически созданной слухоречевой среды (при постоянном пользовании обучающимися индивидуальными средствами слухопротезирования - индивидуальными слуховыми аппаратами / кохлеарными имплантами, а также звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с учетом медицинских и сурдопедагогических рекомендаций);

  • активизация развития учебно - познавательной деятельности, самостоятельности обучающихся при решении учебных и жизненных задач; расширение их познавательных интересов;

  • обеспечение социальной адаптации обучающихся на основе овладения ими социокультурными нормами и правилами;

  • развитие жизненных компетенций при активизации межличностного взаимодействия обучающихся с детьми разного возраста, включая сверстников, и взрослыми, в том числе, с лицами с нарушениями слуха и слышащими людьми, в разных видах внеурочной социокультурной деятельности (при использовании средств коммуникации – словесной или жестовой речи, по согласованию с собеседниками);

  • при согласованном решении участников образовательных отношений включение во внеурочную деятельность занятий, направленных на совершенствование владения обучающимися жестовой речью;

  • содействие приобщению обучающихся к здоровому образу жизни;

  • обеспечение профессиональной ориентации обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.



Общая характеристика предмета

  • Содержание обучения представлено в программе разделами: Числа от 1 до 100. Нумерация, Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание, Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления), Умножение и деление, Табличное умножение и деление

  • Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.

  • Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.

  • Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которая отводится изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным приоритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

  • Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величиной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

  • Арифметическая линия представлена материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: натуральные числа от 1 до 100), целые числа от1 до 100 (2-е полугодие ). Числа второго десятка изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления. Изучение чисел и их свойств представлено также заданиями на составление числовых последовательностей по заданному правилу и на распознавание (формулировку) правила, по которому составлена данная последовательность, представленная несколькими первыми ее членами.

  • Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование сути математического понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат. Если не введено правило, согласно которому по известным двум компонентам можно найти результат действия (хотя бы на конкретном примере), то само действие не определено. Без результата нет действия!

  • Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:

  • Сложение (систематическое изучение начинается с первого полугодия 2-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 1до 100. В дальнейшем числовое множество, на котором выполняется сложение, расширяется, причем это расширение происходит с помощью сложения (при сложении уже известных учащимся чисел получается новое для них число). Далее изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и поразрядном способе сложения.

  • Вычитание изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах второго десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая базируется на идее обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где основную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.

  • Геометрическая линия выстраивается следующим образом. Во втором классе (на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера) изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (ломаная, квадрат, прямоугольник), длина ломаной.

  • Линия по изучению величин представлена такими понятиями как длина, время, масса, стоимость. Элементы ориентации в окружающем пространстве являются отправной точкой в изучении геометрического материала, а знание временных отношений позволяет правильно описывать ту или иную последовательность действий (в том числе, строить и алгоритмические предписания). В связи с этим изучению пространственных отношений отводится несколько уроков в самом начале курса. При этом сначала изучаются различные характеристики местоположения объекта в пространстве, а потом характеристики перемещения объекта в пространстве.

  • Из временных понятий сначала рассматриваются отношения «раньше» и «позже», понятия «часть суток» и «время года», а также время как продолжительность. Учащимся дается понятие о «суточной» и «годовой» цикличности.

  • Систематическое изучение величин начинается уже в первом полугодии 2 класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в до измерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется «на глаз» по рисунку или по представлению, а также способом «приложения». Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Проводятся измерения ломаной. Во первом полугодии второго класса обучающиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (миллиметр, метр), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.

  • Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач(условно мы ее называем «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. Важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи.

  • Описание алгоритма решения задачи допускается в трех видах:

1) по действиям (по шагам) с пояснениями;

2) в виде числового выражения, которое мы рассматриваем как свернутую форму описания по действиям, но без пояснений;

3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения) с использованием стандартной символики;

  • Для формирования умения решать задачи обучающиеся, в первую очередь, должны научиться работать с текстом и иллюстрациями: определить, является ли предложенный текст задачей, или как по данному сюжету сформулировать задачу, установить связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого.

Другое направление работы с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющегося текста и наблюдениями за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований. К этим видам работы относятся: дополнение текстов, не являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов задачи, представление одной той же задачи в разных формулировках; упрощение и усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них.

  • Информационная линия, в которой рассматривается разнообразная работа с данными, как это и предусмотрено стандартом, распределяется по всем содержательным линиям. В нее включены вопросы по поиску (сбору) и представлению различной информации, связанной со счетом предметов и измерением величин.

  • Особое место при работе с информацией отводится таблице. Во 2-м классе обучающиеся знакомятся с записью имеющейся информации в виде таблицы (речь идет о «Таблице сложения», «Умножения»), и осознают удобство такого представления информации. При этом обучающиеся принимают непосредственное участие в построении такой таблицы. Они учатся читать готовые таблицы и заполнять таблицы полученными данными.

  • Наряду с заданиями, в которых работа с таблицей носит очень важный, но все же вспомогательный характер, предусмотрены и специальные задания по работе с таблицами.

  • Алгебраический материал представлен в данном курсе такими понятиями как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится, главным образом, на 4-й класс, но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать слуховое восприятие;

  • корректировать и развивать мыслительную деятельность (операций анализа, синтеза, обобщения и мышления);

  • развивать и корректировать личностные качества учащихся , эмоциональной-волевой сферы (навыков самоконтроля, выдержи и усидчивости).

Реализации коррекционно-развивающих задач в школе для детей с нарушением слуха способствует целенаправленная работа по развитию речевого слуха и формированию навыков правильного произношения звуков, интонационной выразительности речи школьников, которую следует рассматривать в контексте общей системы развивающего обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Эта работа проводится на коррекционных занятиях с логопедом. Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи у слабослышащих и позднооглохших школьников тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухозрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения.

Со слабослышащими и позднооглохшими обучающимися работа по развитию слухоречевых навыков предусматривает:

− интенсивное развитие остаточного слуха;

− развитие связной речи;

- формирование навыков коммуникативного общения;

− выработку слухозрительной основы для восприятия ими устной речи с помощью слуховых аппаратов (и без них) или кохлеарного импланта;

− усиление слухового компонента в слухозрительном восприятии устной речи;

− обогащение и уточнение представлений о речевых и неречевых звуках;

− совершенствование навыков речевого общения как одного из важнейших факторов их социальной адаптации.

Коррекционная работа на уроке осуществляется через различные виды

дифференцированной помощи:

  • помощь в виде "подсказок" (карточек-помощниц, карточек- консультаций, записей на доске и др.);

  • образец выполнения заданий: показ способа решения, образца рассуждения

  • (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

  • справочных материалов: в виде правила, формулы, таблицы единиц длины, массы и т. п.;

  • наглядных опор, иллюстраций, моделей (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)

  • дополнительных заданий (например, разъяснение отдельных слов в задаче,

  • указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

  • прямых или косвенных указаний по выполнению заданий;

  • начало решений или частично выполненных решений, помощь в виде

  • вспомогательных заданий, подготовительных упражнений.

Обучающиеся должны знать наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Количество коррекционных часов занятий с логопедом на обучающегося в неделю определяется учебным планом – во 2 классе I отделения – 20 минут на обучающегося (1 занятие) – индивидуальное; 20 минут – групповое ( 1 раз в неделю).

Форма организации занятий: индивидуальные занятия; работа с парой учеников.

Структура индивидуального коррекционного занятия:

I часть – Формирование произносительной стороны устной речи.

II часть – Формирование речевого слуха.

Продолжительность индивидуального занятия - 20 минут: по 10 минут на каждую часть занятия. Начиная со 2-го класса I отделения, занятия можно проводить парами.

При этом в процессе развития слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи ученики систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи; работая над формированием произносительной стороны устной речи, они учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.

Основными видами речевой деятельности на занятии являются аудирование (слушанье), говорение, чтение.

Коррекционная работа на уроках математики (виды и формы работы по развитию речи учащихся и их познавательных возможностей)

Работа учителя на уроках математики и воспитателя во внеурочное время кроме решения сугубо математических задач, также должна быть направлена на преодоление общего недоразвития речи и формирование представлений у учащихся. Эти два направления взаимно связаны и взаимно обусловливают друг друга.

Главное направление в работе по преодолению ОНР – словарная работа.

1.Словарная работа на уроках математики заключается в объяснении значения непонятных слов, являющихся специфическими математическими терминами и др. слов. Происходит расширение значения слов ( работа над многозначностью слов), уточнения значений слов, обогащение новыми словами, обозначающими количественные , пространственные и др. отношения, некоторые родовые и видовые понятия.

Слова объясняют сами учащиеся. Учитель объясняет слова лишь тогда, когда учащиеся не могут этого сделать. Объясняются как отдельные слова, так и их сочетания, а также предложения и вся ситуация, изложенная в условии задачи. Одновременно с объяснением слов и словосочетаний, происходит уточнение и закрепление понимания учащимися их значения.

Словарная работа как важнейшее направление в коррекции речевых недостатков учащихся с ОНР находится в прямой зависимости с овладением знаниями учебной программы по математике. Ее проведение оказывает положительное влияние на общее развитие школьников, так как формирование всех психических процессов находится в теснейшей взаимозависимости. Однако знание значения отдельных слов и словосочетаний иногда бывает недостаточно для понимания изложенной словесной ситуации.

Например: учащиеся знают значения таких слов и словосочетаний, как «будет» ( было)», «осталось», «больше ( меньше на …»), однако при решении задач не вникают в содержание всей ситуации, что приводит к смешению видов задач. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого учащиеся смешивают с задачами на нахождение суммы двух слагаемых потому, что в вопросах к этим задачам содержится словосочетание «всего будет».

2.Практика показывает, что овладение школьниками с ОНР, словами без специально организованной речевой работы происходит с большими трудностями , возникающими в первую очередь из-за того, что дети не могут правильно воспринять звуковой комплекс слова, потому что у них нарушен фонематический слух. Это мешает им осмыслить слово, т.е. установить связь данного звукового комплекса с предметами или явлениями действительности.

В связи с этим у учащихся отсутствуют достаточно точные образы действительности, а без них нельзя выполнить математическое задание. При проведении словарной работы необходимо знать, что слова усваиваются не сразу, а постепенно, по этапам. Теория поэтапного усвоения слов подтверждает мысль о том, что на первом месте в работе над словарем учащихся должна стоять предметно-практическая деятельность, которая в дальнейшем может быть заменена словами, чертежами, схемами и т.д.

Теория касается слов совершенно новых для детей. Однако многие слова и словосочетания, в частности те, которые обозначают математические термины, нуждаются в уточнении и расширении их значения. Для организации и правильного проведения словарной работы необходимо прежде всего знать пробелы в словарном запасе учащихся. На каждом уроке учитель выясняет понимание ими слов и словосочетаний для целенаправленного коррекционного воздействия. Выяснение понимания слов и словосочетаний осуществляется посредством выполнения учащимися различных заданий как в устной, так и в письменной форме. Среди заданий в устной форме можно назвать такие: найти названную геометрическую фигуру, найти и показать единицы 1 и 2 разрядов, предметы указанной формы, их элементы, назвать компоненты при выполнении математических действий и т.д. Одни задания по выяснению понимания словаря требуют лишь показать названные предметы, их изображения, элементы, а другие – назвать их. В необходимых случаях рекомендуется сочетать название с показом.

Письменное выполнение математических заданий с последующим анализом дает возможность учителю в свободное время определить пробелы в усвоении математических терминов каждым учеником с тем, чтобы именно слабым уделить должное внимание. Среди письменных заданий можно назвать такие: черчение и подписывание линий, отрезков указанной длины; геометрических фигур; запись числовых выражений, зарисовка условий задач, их решение, написание математического диктанта и др. Все эти виды работы хорошо известны каждому учителю и не требуют объяснения.

Содержание заданий по выяснению понимания учащимися слов и словосочетаний определяется материалом учебной программы и поставленными задачами урока.

Употребление учащимися слов при изучении математики далеко не всегда означает, что они их понимают так, как требует учебная программа. Нередко за словами, которые употребляются в разговорной речи, учащиеся не имеют более-менее точных представлений, т.е. у них нарушены связи между словом и образом, который должен быть им вызван. Для формирования у учащихся таких связей необходимо проведение экскурсий в магазин , в продовольственный склад школы, где они могут наблюдать процессы взвешивания, измерения, знакомятся со стоимостью различных товаров. Эти знания закрепляются на уроке математики перед решением задач, в которых говорится о весе различных предметов, протяженности, стоимости и вместимости.

Наиболее эффективным и приемлемым способом объяснения слов и словосочетаний является сопоставление слов и словосочетаний с предметами, ситуациями или явлениями, которые отражены в задачах. Обогащению и конкретизации словарного запаса могут служить другие виды и приемы работы , а именно : определение происхождения слов, составных частей сложных слов, соотношения между метром и дециметром , поиски родственных слов в тексте задачи, определение разницы между некоторыми родовыми понятиями, главных слов в вопросе задачи, составных ее частей, основных признаков изученной геометрической фигуры, подведение видового понятия под родовое ,определение многозначности слова, подбор родственных слов к данному слову.

На уроках математики работа над речью сводится к тому, что учитель знакомит учащихся с особенностями произношения и написания отдельных слов, составляющих математическую терминологию. Правильному восприятию звукового комплекса слова служит четкое его произношение сначала слитно. Затем по слогам и снова слитно, с соблюдением правильного ударения. Сразу же после ознакомления со словом организовывают тренировочные упражнения по его правильному произношению.

3.Одновременно с работой по развитию словаря и формированию произносительной стороны речи учащихся ведется работа над предложением и связной речью, что соответствует третьему этапу усвоения слова.Ученик усваивает слово в активной речевой деятельности, подбирая и употребляя его в различных ситуациях в связи с выполнением математических заданий, что выражается в соответствующих грамматических формах.

Работа над речью проводится на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении, закреплении, подведении итогов. При ее проведении нужно следить за тем, чтобы учащиеся давали ответы полными, грамматически правильно оформленными предложениями, четко произносили слова, сопровождали выполняемую работу речью. Ведущий метод развития связной речи учащихся- беседа в процессе которой уточняются слова, происходит коррекция произношения, устраняются аграмматизмы.

Связная речь на уроках математики формируется при составлении и решении задач, пересказе их содержания, при объяснении решения примеров, комментирование процесса их выполнения, чтении задач и примеров, заучивании и рассказывании правил, объяснении свойств, путей решения задач др. При этом большое значение имеет речь учителя, которая во всех случаях является образцом для подражания. Учитель учит учащихся рассуждать самостоятельно, используя установленные формы высказываний, в которых выражена логика мысли (например: если одно дерево выше, то другое – ниже, если один карандаш короче, то другой длиннее или равны оба и т.п.).

Учащиеся практически знакомятся с сочетаниями имен числительных с именами существительными. Такие сочетания учитель записывает на доске, акцентирует внимание учащихся на правильной грамматической связи слов. Можно предложить учащимся назвать числа, с которыми употребляются слова – имена существительные (дом, дома, домов и т.д.).

Так же практическим путем учащиеся усваивают сочетание имен существительных с глаголами в зависимости от вопроса, которого требует каждый из глаголов. Используя глагол «прибавить», ученики должны правильно грамматически поставить числительные (к семнадцати, к двадцати трем и т.д.). Глагол «вычесть» требует соответствующих форм имен числительных (от двадцати трех, от двенадцати и т.д.). Подобные выражения надо записать на таблицах как образец для использования при чтении и комментировании примеров:

Сложить

12+7

К двенадцати прибавить семь.

Вычесть

23-7

От двадцати трех вычесть семь.

Умножить

2*3

Два умножить на три; дважды три.

Разделить

6 :2

Шесть разделить на три.


Порядковые имена числительные используются во втором классе редко, однако учитель должен обратить внимание, чтобы при их употреблении в сочетании с существительными не было аграмматизмов.

В школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи больше внимания надо уделять повышению речевой активности учащихся на основе большего использования наглядных средств (например: схематическая зарисовка задачи вместо краткой записи, помогающая установлению ассоциативных связей между словами и предметами окружающей среды).

Развитию речи школьников способствует преобразование задач(косвенной в прямую и наоборот), замена в задаче непонятной ситуации понятной детям, замена больших числовых данных малыми, подбор вопросов к данному условию задачи, передача вопроса задачи другими словами, с сохранением его сущности, сравнение содержания и решения задач, примеров, чисел, отрезков, единиц измерений, геометрических фигур, слов и словосочетаний, составление задач по данным математическим терминам (опорным словам, словосочетаниям), по указанному действию, математическому выражению. Все эти виды работы призваны способствовать преодолению общего недоразвития речи школьников.

Работая над развитием речи учащихся, учитель выясняет их реальные возможности, активизирует их мыслительную деятельность. Если учащиеся не справляются или не полностью справляются с поставленной задачей, если испытывают затруднения при её решении, учитель сам показывает, как ее следует выполнять, восполняет пробелы в речи учащихся, помогает им оформить мысль в слове.


График коррекционных занятий обучающегося с ОВЗ по программе вариант 2.2.

урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1






2


Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Капалеев И.




3






4






5

Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.



Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.


Групповое занятие с логопедом:

Котельников К.

Чурсина Д.

Упоров С.

От занятий с логопедом законные представители ребёнка письменно отказались. Посещают платные занятия в «Гудвине».

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика и информатика». На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 4 часа в неделю – 140 часов в год.

Основные требования к обучающимся к концу 2 класса II отделения

Обучающиеся узнают:

- названия и последовательность чисел от 1 до 100;

- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия,

- содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);

- названия и обозначение действий умножения и деления.

Обучающиеся научатся:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

- находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;

- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);

- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание;

- чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;

- находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

- определять время по часам;

- набирать заданную сумму денег и производить размен.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

На минимальном уровне

На достаточном уровне

Личностные

У обучающихся сформированы:

положительное отношение и интерес к изучению математики;

ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;

умение признавать собственные ошибки;

У обучающихся могут быть сформированы:

умение оценивать трудность предлагаемого задания;

адекватная самооценка;

чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);

восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

Предметные

Обучающиеся научатся:

читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины;

правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);

названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность),

находить неизвестные компоненты арифметических действий;

выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;

выполнять простые устные вычисления в пределах 100;

письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

проверять результаты арифметических действий разными способами;

использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;

работать с текстом письменных задач, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…» с опорой на алгоритм, представленный педагогом;

представлять содержание текстовых задач в виде таблицы и схемы с помощью педагога; формулировать вопрос, находить решение, давать правильный и развернутый ответ на вопрос задачи;

осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;

распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат);

различать плоские и пространственные геометрические фигуры;

изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;

Обучающиеся получат возможность научиться:

вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;

прогнозировать результаты вычислений;

оценивать результаты арифметических действий разными способами;

работать с текстом письменных задач, содержащих отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…» с опорой на алгоритм;

представлять содержание текстовых задач в виде таблицы и схемы, формулировать вопрос, находить решение, давать правильный и развернутый ответ на вопрос задачи, правильно используя математическую терминологию в объеме программы и с соблюдением правил русского языка.


Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата;

вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Обучающиеся получат возможность научиться:

планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);

использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).



Познавательные

Обучающиеся научатся:

выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;

моделировать условия текстовых задач освоенными способами;

устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);

осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);

конструировать геометрические фигуры из заданных частей, достраивать часть до заданной геометрической фигуры, мысленно делить геометрическую фигуру на части;

сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, дополнять таблицы недостающими данными, находить нужную информацию в учебнике.

Обучающиеся получат возможность научиться:

моделировать условия текстовых задач,

решать задачи разными способами;

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;

проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;

выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;

сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий, переводить информацию из одного вида в другой,

находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий;

осуществлять взаимопроверку;

обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи);

объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);

задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;

выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;

задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.



2. Содержательный раздел.

Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета

На изучение математики во 2 классе — 140ч. (35 учебных недель по 4 часа в неделю)

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Числа от 1 до 100. Нумерация (18ч)

Числа от 1 до 100.

Счет десятками. Образование, чтение, запись чисел от 20 до 100. Поместное значение чисел. Однозначные и двузначные числа. Число 100.

Замена двузначного числа сумма разрядных слагаемых. Сложение и вычитание вида: 30+5, 35-5, 35-30

Единицы длины: миллиметр, метр. Таблица единиц длины.

Рубль. Копейка. Соотношение между ними.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (46 часов)

Решение и составление задач, обратных заданной, решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Время. Единицы времени: час, минута.

Соотношение между ними.

Длина ломаной. Периметр многоугольника

Числовое выражение. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений.

Сочетательное свойство сложения

Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.

Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Устные приёмы сложения и вычитания вида 36+2, 36+20, 60+18, 36-2, 36-20, 26+4, 30-7, 60-24, 26+7, 35-8

Решение задач. Запись решения задачи выражением

Выражения с переменной вида a+12, b-15, 48-c

Уравнение

Проверка сложения и вычитанием.

Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания сложением и вычитанием.

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. (Письменные вычисления) (29ч)

Сложение и вычитание вида 45+23, 57-26.

Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый). Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника.

Квадрат.

Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.

Решение текстовых задач.

Сложение и вычитание вида 37+48, 52-24.

Умножение и деление (25ч)

Конкретный смысл действия умножение.

Умножение. Конкретный смысл умножения. Связь умножения со сложением. Знак действия умножение. Название компонентов и результата умножения. Приёмы умножения 1 и 0. Переместительное свойство умножения.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение.

Периметр прямоугольника.

Конкретный смысл действия деление.

Названия компонентов и результата деления. Задачи, раскрывающие смысл действия деление.

Умножение и деление. Табличное умножение и деление.

Связь между компонентами и результатом умножения.

Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Приём умножения и деления на число 10.

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

Задачи на нахождение третьего слагаемого.

Табличное умножение и деление (18ч)

Умножение числа 2 и на 2. Деление на 2.

Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3.

Итоговое повторение (4 ч)

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • парная;

  • индивидуальная.

Формы организации учебных занятий:

  • урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (путешествие, инсценировка, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа);

  • 2.урок рефлексии (сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, комбинированный урок);

  • 3.урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (конкурс, экскурсия, урок-игра, обсуждение, беседа);

  • 4.урок развивающего контроля (письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, тестирование, конкурсы.)

Речевой материал

Слова, словосочетания, термины:

Состав чисел, сложение, вычитание, увеличить, уменьшить, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девяносто, сто, десятки, сотня, однозначные числа, двузначные числа, единица длины, миллиметр, сантиметр, измерение, дециметр, метр, длина, ширина, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, однозначные и двузначные числа, разряды, разрядные слагаемые, единицы стоимости, рубль, копейка, монета, части задачи, условие, вопрос, решение, ответ, обратная задача,

отрезок, прямая, луч, схематический чертеж (модель), единицы времени, час, минута, часы, время, стрелки часов: минутная, часовая, прямая линия, ломаная линия, кривая линия, длина ломаной, звено ломаной, циркуль, числа, выражения, числовые выражения, значение выражения, знаки: больше, меньше, равно, прямоугольник, треугольник, квадрат, многоугольник, периметр многоугольника, сумма длин всех сторон, угол, виды углов, прямой угол, острый угол, тупой угол, сторона, вершина угла, луч, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, стороны прямоугольника, свойства противоположных сторон прямоугольника, схемы, чертежи, равенство, неравенство, цена, количество, стоимость.

- Выполни сложение (деление, умножение) …

- Проверь …

- Сначала выполняй …, потом …

- Как найти неизвестное ..?

- Вычисли (найди) …

- Продумай план решения

- Удобно решать так

- Чтобы найти площадь …, надо…

- Прочитай условие… Запиши ответ

- Каким действием будем решать задачу?

- Найди неизвестное число

- Измерь стороны квадрата (прямоугольника) …

- Уменьшить в … раз

- Увеличить в … раз

- Сколько миллиметров в одном сантиметре?

3. Организациионный раздел.

Оценка результатов освоения содержания образовательных программ слабослышающими обучающимися с (вариант 2.2.) по предмету Математика.


При оценке результатов освоения программы «Математика» обеспечивается необходимость ребенку с нарушением слуха права проходить итоговую аттестацию не только в общих, но и в иных формах – индивидуально, в привычной обстановке, в присутствии знакомого взрослого и с использованием средств, облегчающих организацию его ответа, без заявленных для ребенка ограничениях во времени.


Формы и виды контроля:

  • Проверочные работы

  • Самостоятельные работы

  • Контрольные работы

  • Контрольно-оценочный материал


Контрольная работа №1

Тема: «Повторение в начале года»


I вариант

Разложи числа.

6 8 5 10

/\ /\ /\ /\

3 . 1 . 2 . 2 .


Реши примеры


10-4+1 2+3-5

9-2-1 5+1+2

8-6+6 9-3-4


Сравни

4+2*8 1*10

9-3*9 0*10

9-0*0 8*7


Реши задачу

Саша вырезал 6 красных квадратов, а синих на 3 больше. Сколько синих квадратов вырезал Саша?


5. Начерти один отрезок 7 см, а другой на 3 см меньше.


II вариант


1. Разложи числа.

6 4 9 8

/\ /\ /\ /\

6 . 2 . 3 . 5 .

2. Реши примеры

1+5-3 6+4-4

4+2+2 8-2+4

8+2-7 10-3-2


Сравни

7-4*4 10*1

5+3*8 10*0

4-0*0 5*6


Реши задачу

Коля нарисовал 10 синих флажков, а красных на 3 флажка меньше. Сколько красных флажков нарисовал Коля?


5. Начерти один отрезок 3 см, а другой на 4 см больше.


Контрольная работа №2 за 2 четверть


Тема: «Табличное сложение»


1. Реши задачу.

В одной коробке 8 конфет, а в другой на 2 конфеты больше.

Сколько всего конфет в двух коробках?


2. Реши примеры

9+3= 5+6=

7+6= 6+9=

8+7= 9+8=


3. Вычисли значение выражений

12-10+8= 14-4-5=

6+4+7= 6+6-2=


4. Сравни

14 * 17 16-10 * 5

9 * 19 9+2 * 9

11 * 1 10+4 * 14


5. Вырази

1 дм 6 см = … см 1 дм 8 см = … см

23 см = … дм … см 12 см = … дм … см


Контрольная работа №3


Тема: «Табличное сложение и вычитание в пределах 20»


I вариант


1. Реши примеры

8+3

10+6

9+6 17-9

18-9 7+8


2. Реши неравенства

12-10…3 18+1…18

9+2…10 11-2…8

19+1…19 16-8…9


3. Реши примеры в два действия


12-3+6

17-8+7

11-7+8

14-4+6


4. Реши задачу

У Коли было 10 рублей, а у Миши на 3 рубля меньше. Сколько рублей было

у мальчиков?


5. Начерти прямоугольник со сторонами 2 см и 5 см


II вариант


1. Реши примеры

9+3

7+6

6+6 15-9

17-8 5+8


2. Реши неравенства

8+2…11 9+3…12

15+1…17 16-6…11

20-1…19 10+10…18


3. Реши примеры в два действия

12-8+7

13-9+4

14-7+2

11-1+5


4. Реши задачу

Дима сделал 7 поделок, а Таня на 3 поделки больше, чем Дима. Сколько поделок сделали ребята?

Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см.


Контрольная работа №4 за 2 четверть


Тема: «Решение примеров и задач в пределах 20»


1. Реши примеры

14-9 15-9 60-40

12-8 11-6 50-20

9+9 7+8 20+30


2. Сравни

20+40 … 2+40 5 м … 8 дм

16-8 … 20-10 45 мм … 5 см

4+9 … 14 70 мм … 7 см


3. Реши задачу

В одной коробке 8 кг печенья, в другой на 3 кг меньше.

Сколько всего кг печенья в двух коробках?


4. Начерти отрезок длиной 1 дм, другой на 2 см длиннее.


5. Начерти отрезок длиной 1 дм, другой на 5 см короче.


Контрольная работа №5 за 3 четверть

Тема: «Сложение и вычитание в пределах 100»

I вариант

1. Реши задачу

В библиотеке на одной полке стояло 42 книги, а на другой – 30 книг. Детям выдали 20 книг. Сколько книг осталось на этих полках?


2. Реши задачу

Начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 2 см. Найди периметр этого прямоугольника.

3. Реши примеры

46+2 54-3

46+20 54-30

87+3 30-7

26+7

35-7 58+8


4. Поставь порядок действий и реши примеры

14-9+8 30-(24-9) 4+56-40


5. Вычисли суммы удобным способом

38+4+56+2 23+9+7+11


6. Составь выражения и найди их значения

К числу 28 прибавить разность двух чисел 15 и 8

Из числа 70 вычесть сумму двух чисел 20 и 4


II вариант


1. Реши задачу

В библиотеке на одной полке стояло 53 книги, а на другой – 20 книг. Детям выдали 30 книг. Сколько книг осталось на этих полках?


2. Реши задачу

Начерти прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см. Найди периметр этого прямоугольника.


3. Реши примеры

24+3 56-2

24+30 56-20

58+2 70-4

32-8 75+6


3. Поставь порядок действий и реши примеры

15-8+6 40-(23-8) 6+54-20


4. Вычисли суммы удобным способом

42+13+8+7 4+18+26+2


5. Составь выражения и найди их значения

К числу 26 прибавить разность двух чисел 16 и 9

Из числа 80 вычесть сумму двух чисел 40 и 3


Контрольная работа №6

Тема: «Повторение в конце года»


I вариант


1. Реши задачу:

В автобусном парке было 90 автобусов. Утром в рейсы выехало 50 больших и 25 маленьких автобусов. Сколько автобусов осталось в парке?


2. Реши примеры, записывая их в столбик, и сделай проверку:

86-58 70-35 18+63 34+56



3. Реши уравнения:

х – 8 = 4 у + 9 = 14


4. Реши примеры, поставь порядок действий:

70 – (60 – 25) (80 + 15) – 90


5. Начерти квадрат со стороной 4 см, найди периметр квадрата.


II вариант


1. Реши задачу:

У мамы было 80 рублей. Она купила батон за 20 рублей и масло за 35 рублей. Сколько рублей осталось у мамы?


2. Реши примеры, записывая их в столбик, и сделай проверку:

79-45 80-45 17+56 54+36


3. Реши уравнения:

х – 7 = 6 у + 4 = 12


4. Реши примеры, поставь порядок действий:

80 – (35 + 20) (60 + 25) – 80


5. Начерти квадрат со стороной 3 см, найди периметр квадрата.


Критерии оценивания:

Контрольная работа. 
Примеры. 
«5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки;
«2» – 4 и более ошибок.


Задачи.

«5» – без ошибок; 

«4» – 1 – 2 негрубые ошибки; 

«3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно);

«2» – 4 и более ошибок.


Комбинированная. 
«5» – нет ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче; 
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен; 
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок. 


Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

 Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.

Тематическое планирование

2 класс (140 ч)

№ п/п

Тема

Деятельность обучающихся на уроке

Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч)


1.

Числа от 1 до 20.


- Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте


решать примеры;

- читать примеры;

- определять длину и толщину в миллиметрах;

-строить отрезки в миллиметрах.


-применять полученные знания при решения конкретных задач;


–считать деньги;

- определять сколько копеек в рубле;

- складывать из копеек рубль;

- решать задачи.

2.

Числа от 1 до 20.

3.

Десятки. Счет десятками до 100.

4.

Числа от 11 до 100. Образование чисел.

5.

Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр.

6.

Однозначные и двузначные числа.

7.

Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов.

8.

Миллиметр. Обобщение знаний.

9.

Входная контрольная работа.

10.

Анализ контрольной работы. Наименьшее трехзначное число. Сотня.

11.

Метр. Таблица мер длины.

12.

Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5

13.

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

14.

Единицы стоимости. Рубль. Копейка.

15.

Задачи творческого и поискового характера.

16.

Обобщение знаний по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация»

17.

Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация»

писать контрольную работу;

-работать самостоятельно.

18.

Анализ контрольной работы. Задачи творческого и поискового характера.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (46 ч)


19.

Задачи, обратные данной.

- решать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

- понимать, о чем говориться в задаче;

- составлять краткую запись;

-писать ответ на вопрос задачи.

20.

Сумма и разность отрезков.

21.

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

22.

Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.

23.

Обобщение знаний по теме: «Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого»

24.

Единицы времени. Час. Минута.

- называть какое время показывают часы;

- определять сколько в часе минут;


25.

Длина ломаной.

- находить длину ломаной линии разными способами;

-находить и сравнивать длины ломаных

26.

Обобщение знаний по теме: «Длина ломаной»

27.

Задачи творческого и поискового характера.


28.

Порядок выполнения действий. Скобки.

- определять порядок действий при решении примеров со скобками;

- решать примеры со скобками;

- расставлять скобки так, чтобы равенства стали верными;

- решать задачи;

29.

Обобщение знаний по теме: «Порядок выполнения действий.».

30.

Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий».

Знать названия и последовательность чисел от 0 до 20; название, обозначение действий сложения и вычитания; таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания и сложения

31.

Анализ контрольной работы. Наши проекты. «Узоры и орнаменты на посуде».

32.

Числовые выражения.

находить числовые выражения;

- решать примеры со скобками и без;

- расставлять скобки так, чтобы равенства стали верными;

- решать задачи;

33.

Сравнение числовых выражений.

- сравнивать числовые выражения;

- находить числовые выражения;

- решать примеры со скобками и без;

- расставлять скобки так, чтобы равенства стали верными;

- решать задачи;

34.

Периметр многоугольника.

измерять стороны многоугольника;

- находить периметр многоугольника;

- чертить многоугольник;

- решать задачи;

- решать примеры.


35.

Свойства сложения.

- находить значение выражений;

- сравнивать выражения;

- вычислять сумму по-разному;

- использовать свойства сложения.

36.

Свойства сложения.

37.

Задачи творческого и поискового характера.

писать проверочную работу;

- находить значение выражений;

- сравнивать выражения;

- вычислять сумму по-разному;

- использовать свойства сложения.


находить сумму удобным способом;

- решать примеры устно;

- сравнивать выражения;

- решать задач

38.

Обобщение знаний по теме: «Свойства сложения»

39.

Обобщение знаний по теме: «Свойства сложения»

40.

Подготовка к изучению устных приемов вычислений.

41.

Прием вычислений вида 36+2, 36+20.

– вычислять устно;

- складывать единицы и десятки;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

42.

Прием вычислений вида 36-2, 36-20.

– вычислять устно;

- вычитать единицы и десятки;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

43.

Прием вычислений вида 26+4.

вычислять устно;

- складывать единицы и десятки;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

44.

Прием вычислений вида 30-7.

вычислять устно;

- вычитать единицы и десятки;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

45.

Прием вычислений вида 60-24.

вычислять устно;

- вычитать единицы и десятки;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

46.

Обобщение знаний. Решение задач.

– решать задачи на сложение и вычитание в пределах 100;

- совершать вычисления в пределах 100;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения.

47.

Обобщение знаний. Решение задач.

48.

Обобщение знаний. Решение задач.

49.

Прием вычислений вида 26+7.

– вычислять устно;

- складывать единицы и десятки;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

50.

Прием вычислений вида 35-7.


51.

Обобщение знаний по теме: «Устные приемы вычислений»

использовать полученные знания для решения конкретных задач.

52.

Обобщение знаний по теме: «Устные приемы вычислений»

53.

Задачи творческого и поискового характера.

54.

Обобщение по теме: «Устные приемы вычислений»

55.

Обобщение по теме: «Устные приемы вычислений»

56.

Контрольная работа за 1 полугодие по теме «Сложение и вычитание».


Использовать полученные знания для решения конкретных задач

Соблюдать правила оформления работы на письме.

57.

Анализ контрольной работы. Буквенные выражения.

58.

Буквенные выражения. Обобщение знаний.

- вычислять буквенные выражения;

- записывать буквенные выражения;

-читать буквенные выражения;

- решать примеры и задачи.

59.

Уравнение. Решение уравнений методом подбора.

- выделять уравнения из примеров;

- читать уравнения;

- решать уравнения;

- делать проверку.


60.

Уравнение. Решение уравнений методом подбора.

61.

Проверка сложения.

- выполнять сложение и проверку действия сложения;

- выполнять действия и объяснять, как получены равенства.

62.

Проверка вычитания.

63.

Контрольная работа по теме: «Решение уравнений».

выполнять вычитание и проверку действия вычитания;

- выполнять действия и объяснять, как получены равенства.

64.

Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. (Письменные вычисления) (29ч)


65.

Сложение вида 45+23.

складывать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

66.

Вычитание вида 57-26.

вычитать столбиком;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

67.

Проверка сложения и вычитания.

- выполнять сложение и проверку действия сложения и вычитания;

- выполнять действия и объяснять, как получены равенства.

68.

Обобщение знаний по теме «Проверка сложения и вычитания».


69.

Угол. Виды углов.

-различать виды углов;

- строить углы нужного вида;

- находить стороны и вершины углов;

70.

Обобщение знаний по теме «Виды углов».

71.

Сложение вида 37+48.

– складывать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

72.

Сложенипе вида 37+53.

– складывать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

73.

Прямоугольник.

находить прямоугольники из четырехугольников;

- чертить прямоугольники;

- решать примеры и делать их проверку;

- сравнивать выражения;

- решать задачи, уравнения.

74.

Прямоугольник.

75.

Сложение вида 87+13.

– складывать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи, уравнения.

76.

Обобщение знаний. Решение задач.


77.

Вычисления вида 32+8, 40-8.


78.

Вычитание вида 50-24.

– вычитать столбиком;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

79.

Задачи творческого и поискового характера.

– складывать и вычитать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи, уравнения.



– вычитать столбиком;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.

80.

Обобщение знаний по теме «Письменные вычисления».

– складывать и вычитать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи, уравнения.

81.

Обобщение знаний по теме «Письменные вычисления».

82.

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».

писать контрольную работу;

– складывать и вычитать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи, уравнения.

83.

Анализ контрольной работы. Задачи творческого и поискового характера.

84.

Вычитание вида 52-24.

вычитать столбиком;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи.




85.

Обобщение знаний по теме: «Вычитание вида 52-24».

86.

Обобщение знаний по теме: «Вычитание вида 52-24».

87.

Свойство противоположных сторон прямоугольника.


88.

Обобщение знаний по теме: «Свойство противоположных сторон прямоугольника».

- находить прямоугольники из четырехугольников;

- чертить прямоугольники;

- определять длину сторон прямоугольника;

- решать примеры и делать их проверку;

- решать задачи, уравнения.

89.

Квадрат.

- находить квадраты из четырехугольников;

- чертить квадраты;

- определять длину сторон квадратов;

- решать примеры и делать их проверку;

- решать задачи, уравнения.

90.

Квадрат.

91.

Наши проекты. Оригами.

– складывать и вычитать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- объяснять свои вычисления с помощью учителя;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи, уравнения.

92.

Задачи творческого и поискового характера.

93.

Обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».

-писать контрольную работу;

– складывать и вычитать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи, уравнения.

Умножение и деление (25ч)


94.

Конкретный смысл действий умножения.

Познакомить с понятием свойства умножения

95.

Конкретный смысл действий умножения.

96.

Вычисление результата умножения с помощью сложения.


97.

Задачи на умножение.


98.

Периметр прямоугольника.

Познакомить с понятием периметр прямоуголтника.

99.

Умножение нуля и единицы.


100.

Названия компонентов и результата умножения.

Познакомить с компонентами свойства умножения.

101.

Обобщение знаний. Решение задач.


102.

Переместительное свойство умножения.

Познакомить с переместительным свойством умножения.

103.

Переместительное свойство умножения.

104.

Конкретный смысл действия деления.

Познакомить с переместительным свойством деления.

105.

Конкретный смысл действия деления.

106.

Конкретный смысл действия деления.

107.

Обобщение знаний по теме: «Умножение и деление».




108.

Названия компонентов и результата деления.

Познакомить с компонентами свойства деления.

109.

Что узнали. Чему научились.

110.

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление».

писать контрольную работу;

– складывать и вычитать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи, уравнения.

111.

Обобщение знаний по теме «Умножение и деление».

112.

Связь между компонентами и результатом умножения».

Установить связь межу компонентами и результатом уножения.

113.

Прием деления, основанный на связи междукомпонентами и результатом умножения.


114.

Приемы умножения и деления на 10.


115.

Задачи с величинами» цена», «количество», «стоимость».

Знакомство с понятиями «Цена», «Количество» , «Стоимость».

116.

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

Решение задач.

117.

Обобщение знаний. Решение задач.



118.

Обобщение знаний по теме: «Умножение и деление».


Табличное умножение и деление (18ч)


119.

Умножение числа 2 и на 2.

Умножение числа на 2.

120.

Умножение числа 2 и на 2.

121.

Приемы умножения числа 2.


122.

Деление на 2.

Деление числа на 2.

123.

Деление на 2.

124.

Обобщение знаний. Решение задач.

Применение самостоятельных навыков в решений задач наделение и уножение.

125.

Задачи творческого и поискового характера.

126.

Что узнали. Чему научились.


127.

Умножение числа 3 и на 3.


128.

Умножение числа 3 и на 3.


129.

Деление на 3.


130.

Деление на 3.


131.

Обобщение знаний по теме: «Умножение и деление на 3».


132.

Задачи творческого и поискового характера.


133.

Обобщение и систематизация знаний за данный период обучения.


134.

Итоговая контрольная работа.

– складывать и вычитать столбиком;

- складывать единицы с единицами, десятки с десятками;

- вычитать единицы из единиц, десятки из десятков;

- записывать выражения и вычислять их значения;

- решать примеры, задачи, уравнения.

135.

Анализ контрольной работы.


136.

Обобщение и систематизация знаний за данный период обучения.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе»

4 ч

Резерв.



Учебно-методический комплект

1. Сборник рабочих программ 1-4 класса . Математика

2. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы 1-4 классы. М.: Просвещение, 2015 г.

4. Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 2 классы. М. Просвещение, 2012 г.

5. Буденная И.О. Глаголева Ю.И и др. Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 2 класс. М.: Просвещение, 2014