СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека"»



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа 4«Б»класса учебного предмета «Мир природы и человека» образовательной области «Естествознание» составлена на основе нормативно-правовых, инструктивно-методических документов:

1) Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

3) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

4)Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации

от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

5) Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 ), примерной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).

6)Устава МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа».

7) Учебного плана начального общего образования МОУ « 1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»» для обучающихся с ОВЗ (ИН,в-1)на 2021 – 2022 учебный год.

Учебный курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в предметную область «Естествознание» и служит для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География», является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Основное внимание при изучении учебного курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • обогащение словарного запаса обучающихся простыми понятиями;

  • формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

  • усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;

  • развитие диалогической речи, связного высказывания;

  • формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.

Основными методами обучения являются беседа, экскурсии, практические работы детей.

Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.

Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения и русского языка, математики, музыки и рисования, ручного труда и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос и практические работы.

Адаптированная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 1 час в неделю,34 часа в год


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»


Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, в окружающем мире;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций;

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение коммуникативными навыками.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

является формирование следующих умений:

– правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

– различать объекты живой и неживой природы;

– выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

– называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

– называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

– соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

– овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

– узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

– отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

– знание правил гигиены, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;


II. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»

Сезонные изменения в природе (15 часов)

Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года

Неживая природа (3 часа)

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы

Живая природа

Растения (5ч)

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой.

Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля: рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные (5 ч)

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

Насекомые-вредители.

Человек (3ч)

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.

Безопасное поведение (3 ч)

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила безопасного использования учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.











III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Учебник Н.Б. Матвеевой, М.А. Поповой, Т.О. Куртовой « Мир природы и человека» 4 класс.

п/п

Тема урока

Количество

часов, отводимых на освоение каждой темы

Сезонные изменения. Времена года-1 ч

1

Инструктаж по ТБ. Сезонные изменения в природе

1

Осень-4ч

2

Осень. Признаки осени. Экскурсия.

1

3

Растения осенью.

1

4

Животные осенью

1

5

Занятия людей осенью. Обобщение по теме «Осень»

1

Неживая природа-3 ч

6

Почва

1

7

Рельеф

1

8

Природные богатства Курской области.

1

Растения-5 ч

9

Растения огорода ,леса и сада

1

10

Растения культурные и дикорастущие

1

11

Лекарственные растения

1

12

Растения поля

1

13

Обобщение пройденного. Растительный мир Курской области

1

Зима-4 ч

14

Зима. Признаки зимы Экскурсия.

1

15

Растения зимой.

1

16

Животные зимой

1

17

Занятия людей зимой. Обобщение по теме «Зима»

1

Живая природа -5 ч

18

Домашние животные.

1

19

Птицы


20

Дикие и домашние птицы

1

21

Насекомые

1

22

Обобщение пройденного. Животный мир Курской области


1

Весна-3 ч

23

Весна. Признаки весны. Экскурсия.

1

24

Растения и животные весной

1

25

Занятия людей весной. Обобщение по теме «Весна»


1

Человек-3ч



26

Мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга

1



27

Режим дня

1



28

Охрана природы. Красная книга.

1

Лето-3 ч

29

Лето. Признаки лета. Экскурсия.

1

30

Растения летом и животные летом

1

31

Занятия людей летом. Обобщение по теме « Лето»

1

Безопасное поведение-3ч

32

Безопасное поведение в школе и дома.

1

33

Правила дорожного движения.

1

34

Безопасное поведение на транспорте. Обобщение пройденного

1

34ч