Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа 4«Б»класса учебного предмета «Мир природы и человека» образовательной области «Естествознание» составлена на основе нормативно-правовых, инструктивно-методических документов:
1) Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
3) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4)Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
5) Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 ), примерной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
6)Устава МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа».
7) Учебного плана начального общего образования МОУ « 1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»» для обучающихся с ОВЗ (ИН,в-1)на 2021 – 2022 учебный год.
Учебный курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в предметную область «Естествознание» и служит для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География», является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Основное внимание при изучении учебного курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
обогащение словарного запаса обучающихся простыми понятиями;
формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;
развитие диалогической речи, связного высказывания;
формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.
Основными методами обучения являются беседа, экскурсии, практические работы детей.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения и русского языка, математики, музыки и рисования, ручного труда и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос и практические работы.
Адаптированная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 1 час в неделю,34 часа в год
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, в окружающем мире;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций;
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение коммуникативными навыками.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.
является формирование следующих умений:
– правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
– различать объекты живой и неживой природы;
– выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
– называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
– называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
– соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
– овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
– узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
– отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
– знание правил гигиены, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;
II. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»
Сезонные изменения в природе (15 часов)
Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года
Неживая природа (3 часа)
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы
Живая природа
Растения (5ч)
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой.
Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля: рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные (5 ч)
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек (3ч)
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.
Безопасное поведение (3 ч)
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила безопасного использования учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Учебник Н.Б. Матвеевой, М.А. Поповой, Т.О. Куртовой « Мир природы и человека» 4 класс.
№ п/п | Тема урока | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Сезонные изменения. Времена года-1 ч |
1 | Инструктаж по ТБ. Сезонные изменения в природе | 1 |
Осень-4ч |
2 | Осень. Признаки осени. Экскурсия. | 1 |
3 | Растения осенью. | 1 |
4 | Животные осенью | 1 |
5 | Занятия людей осенью. Обобщение по теме «Осень» | 1 |
Неживая природа-3 ч |
6 | Почва | 1 |
7 | Рельеф | 1 |
8 | Природные богатства Курской области. | 1 |
Растения-5 ч |
9 | Растения огорода ,леса и сада | 1 |
10 | Растения культурные и дикорастущие | 1 |
11 | Лекарственные растения | 1 |
12 | Растения поля | 1 |
13 | Обобщение пройденного. Растительный мир Курской области | 1 |
Зима-4 ч |
14 | Зима. Признаки зимы Экскурсия. | 1 |
15 | Растения зимой. | 1 |
16 | Животные зимой | 1 |
17 | Занятия людей зимой. Обобщение по теме «Зима» | 1 |
Живая природа -5 ч |
18 | Домашние животные. | 1 |
19 | Птицы | |
20 | Дикие и домашние птицы | 1 |
21 | Насекомые | 1 |
22 | Обобщение пройденного. Животный мир Курской области | 1 |
Весна-3 ч |
23 | Весна. Признаки весны. Экскурсия. | 1 |
24 | Растения и животные весной | 1 |
25 | Занятия людей весной. Обобщение по теме «Весна» | 1 |
Человек-3ч |
26 | Мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга | 1 |
27 | Режим дня | 1 |
28 | Охрана природы. Красная книга. | 1 |
Лето-3 ч |
29 | Лето. Признаки лета. Экскурсия. | 1 |
30 | Растения летом и животные летом | 1 |
31 | Занятия людей летом. Обобщение по теме « Лето» | 1 |
Безопасное поведение-3ч |
32 | Безопасное поведение в школе и дома. | 1 |
33 | Правила дорожного движения. | 1 |
34 | Безопасное поведение на транспорте. Обобщение пройденного | 1 |
34ч |