СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для индивидуального обучения на дому. Количество часов: 2.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 класс»

Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 7 от

«28» августа 2018 г.

Согласовано:

Заместитель директора _________Е.И. Кормакова

«____» ________ 2018 г

Утверждаю:

Директор школы _______ З.И.Петрова

Приказ № ______ от ______ 2018 г.







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Математика»



для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

4 класс






Составитель: Благинина С.А.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории












2018 – 2019 учебный год



Введение

Данная рабочая программа по предмету «Математика» для 4 класса предназначена для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Она разработана на основе:


1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3. Учебного плана ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области на 2018-2019 учебный год;

4.Федерального перечня учебников на 2018-2019 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».

5. Положения ОУ «Карповская школа», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся»;

6.Положения ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области «О рабочих программах».

7.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).

8.Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 1 вариант) ОУ «Карповская школа».

Рабочая программа ориентирована на учебник по предмету «Математика»:

- Перова М.Н. Математика.4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. /М.Н.Перова – 10-е изд.-М.: Просвещение, 2014.


В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.

Раскрывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, необходимо выделить то, что особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности.

У детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятие. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.

Следует отметить, что для детей характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, его некритичность. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки.

Таким образом, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:

а) осуществлять индивидуальный подход к детям;

б) предотвращать наступление утомления;

в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;

д) обеспечить обогащения детей математическими знаниями об (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).

Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;

  • использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Общая характеристика предмета

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;

  • использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Можно использовать следующие методы обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности):

- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

- Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный материал.

На уроках можно использовать стихи или просто рифмованные тексты.
Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания. В работе необходимо применять эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.

На уроках необходимо решать главную задачу - активизация и развитие познавательных интересов обучающихся в ходе обучения математике, тем самым добиваясь овладения обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

Основные направления коррекционной работы:

-развитие абстрактных математических понятий;

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие основных мыслительных операций;

-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

-развитие речи и обогащение словаря;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

Учебный предмет «Математика» является одним из ведущих общеобразовательных предметов в основной образовательной программе для детей с особыми возможностями здоровья, носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета математики по адаптированной программе в 4 классе отводится 2 часа в неделю  —  68 часов (34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следую­щие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в приро­де и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

  • элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

  • элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

  • элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

  • уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

  • составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;

  • выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Познавательные

Учащийся научится:

  • строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;

  • описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;

  • понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

  • иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

  • применять полученные знания в изменённых условиях;

  • осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;

  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

  • осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);

  • представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).

Коммуникативные

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

  • оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;

  • уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

  • принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

  • вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Предметные результаты 

Учащиеся должны знать:

  • различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

  • таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0; деления 0 и деления на 1, на 10;

  • название компонентов умножения и деления;

  • меры длины, массы и их соотношения;

  • меры времени и их соотношения;

  • различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

  • название элементов четырехугольников.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять устные и письменные вычисления сложения и вычитания чисел в пределах 100;

  • практически пользоваться переместительным свойством умножения;

  • определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

  • решать, составлять, иллюстрировать все изученные арифметические задачи;

  • самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

  • различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

  • вычислять длину ломаной;

  • узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

  • чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.




Содержание программы

Программа по математике составлена для индивидуального обучения на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений по учебнику математика М.Н. Перовой, включает разделы:


Нумерация.

Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения.


Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

Таблица умножения и деления .

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Составные задачи.


Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.

Единицы измерения и их соотношения

Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение:

1ц = 100 кг.

Единица (мера) времени – секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени.

Геометрический материал

Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника.

Название сторон прямоугольника: основания, боковые стороны, противоположные, смежные стороны.

Итоговое повторение


УМК


    1. Учебник «Математика» автора М.Н. Перова, издательства «Просвещение», 2014год выпуска.



Тематическое планирование по математике 4 класс 68 часов (2 часа в неделю)

Тема

К-во часов

Дата

план

факт


1 четверть -18 часов




1.

Нумерация в пределах 100

1



2.

Числа четные и нечетные

1



3.

Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 20.




4.

Сложение и вычитание в пр. 100 без перехода через разряд.

1



5.

Меры длины: метр, сантиметр, дециметр, миллиметр

1



6.

Соотношение между единицами длины

1



7.

Примеры со скобками

1



8.

Решение задач в 1 и 2 действия

1



9.

Геометрический материал: построение прямоугольника, квадрата с заданными длинами сторон в см. Углы.

1



10.

Умножение и деление числа 2

1



11.

Умножение и деление числа 3

1



12.

Умножение и деление числа 4

1



13.

Умножение и деление числа 5

1



14.

Сложные примеры.

1



15.

Меры массы: килограмм, центнер.

1



16

Соотношение между единицами массы 1ц = 100 кг.

1



17.

18.

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2




2 четверть - 14 часов




19.

Составные текстовые задачи в 2-3 действия.

1



20.

Составление и решение примеров на нахождение суммы и разности

1



21.

Построение углов, многоугольников.

1



22.

Сложение вида 24+6, 24+16

1



23.

Действия I и II ступени

1



24.

Порядок выполнения действий в примерах со скобками.

1



25.

Вычитание вида: 40-2, 30- 12, 100 – 4.

1



26.

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

1



27.

Сложение с переходом через разряд.

1



28.

Письменное сложение

1



29.

Вычитание с переходом через разряд.

1



32.

Письменное вычитание

1



31.

32.

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2




3 четверть - 20 часов




33.

Письменное сложение и вычитание

1



34.

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. Закрепление.

1



35.

Умножение и деление числа 2

1



36.

Умножение и деление числа 3

1



37.

Деление на три равные части и по содержанию.

1



38.

Умножение числа 4

1



39.

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.

1



40.

Деление на 4 равные части

1



41.

Умножение числа 5

1



42.

Деление на 5 равных частей

1



43.

Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз

1



44.

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии

1



45.

Умножение числа 6

1



46.

Деление на 6 равных частей

1



47.

Зависимость между ценой, количеством и стоимостью

1



48.

Умножение числа 7

1



49.

Деление на 7 равных частей

1



50.

Прямая линия. Отрезок.

1



51.

52.

Контрольная работа. Работа над ошибками

2




4 четверть – 16 часов




53.

Умножение числа 8

1



54.

Деление на 8 равных частей

1



55.

Взаимное положение прямых, отрезков

1



56.

Умножение числа 9

1



57.

Деление на 9 равных частей

1



58.

Умножение единицы и на единицу

1



59.

Деление на единицу

1



60.

Взаимное положение окружности, прямой, отрезка

1



61.

Умножение нуля и на нуль

1



62.

Деление нуля

1



63.

Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка

1



64.

Умножение числа 10 и на 10

1



65.

Деление чисел на десять

1



66.

Деление с остатком

1



67.

Деление с остатком

1



68.

Контрольная работа. Работа над ошибками

1