СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по вероятности и статистике 9 класса для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей слабовидящего обучающегося

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по вероятности и статистике 9 класса для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей слабовидящего обучающегося»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Управление образования Администрации Каменского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_____/Сульженко С.В.

Протокол №_______

от «__»______2024 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

______/Миронова Т.В.

«___» ________2024 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №1»___________/Ляпин А.И.

Приказ №_____

от «____» __________2024г.







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса

«Вероятность и статистика»

адаптированной основной образовательной программы

для 9 класса основного общего образования обучающихся

с задержкой психического развития с учетом особенностей

слабовидящего обучающегося


на 2024–2025 учебный год






Составитель:

Марковина Елена Афанасьевна,

учитель математики







г. Камень-на-Оби

2024 год


1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика» для 9 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) (с изменениями и дополнениями);

- Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2023 N 72653);

- Примерной рабочей программой учебного предмета «Математика» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22));

- Федеральной рабочей программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

- Федеральной рабочей программы по математике основного общего образования. Математика. Базовый уровень (для 5-9 классов образовательных организаций) / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Москва, 2023. – 106 с., утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74223)

- Федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ «СОШ №1»), утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024;

- Календарного учебного графика на 2024–2025 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024;

- Перечня учебников на 2023-2024 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №217-о от 31.08.2023;

- Положения о критериях и нормах оценивания предметных результатов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ №1» на уровне основного общего образования, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной основного общего образования, утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1» № 25/2-о от 05.02.2020;

- Положения МБОУ «СОШ №1» о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №159-о от 30.05.2023г;

- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей как компонента основной общеобразовательной программы (ФГОС) МБОУ «СОШ №1» , утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №98/1-о от 04.04.2023г;

- Устава МБОУ «СОШ № 1» утвержденного Постановлением от 01.03.2018 № 148;

- Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2024–2025 учебный год, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №219-о от 30.08.2024.

Адаптированная рабочая программа по вероятности и статистике 9 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Федеральной рабочей программы воспитания.

Данная рабочая программа по вероятности и статистике разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Федеральной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22.

Рабочая программа направлена на формирование математической грамотности учащихся. В рабочей программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

В рабочей программе определяются основные цели изучения вероятности и статистики на уровне 9 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса вероятности и статистики: личностные, метапредметные, предметные.

Общая характеристика учебного курса «Вероятность и статистика»

В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.

Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.

Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Учебный курс «Вероятность и статистика» способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни обучающихся с ЗПР. Учебный курс развивает мышление, пространственное воображение, функциональную грамотность, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.

Адаптированная рабочая программа отражает содержание обучения курсу «Вероятность и статистика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным курсом «Вероятность и статистика» представляет определенную сложность для учащихся с ЗПР. У обучающихся с ЗПР наиболее выражены отставания в развитии словесно-логических форм мышления, поэтому абстрактные и отвлеченные категории им труднодоступны. В тоже время при специальном обучении обучающиеся могут выполнять задания по алгоритму. Они восприимчивы к помощи, могут выполнить перенос на аналогичное задание усвоенного способа решения. Снижение развития мыслительных операций и замедленное становление логических действий приводят к недостаточной осмысленности совершаемых учебных действий. У обучающихся затруднены счетные вычисления, производимые в уме. В письменных вычислениях они могут пропускать один из промежуточных шагов. При работе с числовыми выражениями, вычислением их значения могут не удерживать правильный порядок действий. При упрощении, преобразовании выражений учащиеся с ЗПР не могут самостоятельно принять решение о последовательности выполнения действий.

Точность запоминания и воспроизведения учебного материала снижены по причине слабости мнестической деятельности, сужения объема памяти. Обучающимся с ЗПР требуется больше времени на закрепление материала, актуализация знаний по опоре при воспроизведении.

Для преодоления трудностей в изучении учебного курса «Вероятность и статистика» учитывается адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся с ЗПР. Учебный материал преподносится небольшими порциями, усложняется постепенно, изыскиваются способы адаптации трудных заданий, некоторые темы даются как ознакомительные; исключаются отдельные трудные доказательства; теоретический материал изучается в процессе практической деятельности по решению задач. Органическое единство практической и умственной деятельности учащихся на уроках алгебры способствуют прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений.

Цели изучения учебного курса «Вероятность и статистика»

Приоритетными целями обучения математике в 5–9 классах являются:

  • формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;

  • подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.

Коррекционно-образовательные и воспитательные задачи

  • развитие познавательных возможностей и способностей обучающихся;

  • развитие представлений о пространственных соотношениях и установление причинно-следственных связей;

  • формирование навыков устных вычислений в большем объёме, т.к. устные вычисления уменьшают зрительные нагрузки;

  • формирование навыков пространственного мышления;

  • отработка необходимых элементарных графических умений.

Место учебного курса «Вероятность и статистика» в учебном плане

В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».

Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного курса «Вероятность и статистика», – 102 часа: в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).


Особенности отбора и адаптации учебного материала

по вероятности и статистике

Обучение учебному курсу «Вероятность и статистика» строится на создании оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание уделяется отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня, который должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировки в применении знаний, используя приемы актуализации (визуальная опора, памятка).

Рабочая программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, вынесение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.


Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования

по курсу «Вероятность и статистика»

Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды деятельности специфичные для данной категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности с активизацией сенсорных систем; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные таблицы); речевой отчет о процессе и результате деятельности; выполнение специальных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности и контроль собственного результата.

Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.

Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

При организации учебных занятий со слабовидящим

обучающимся планируется

  • Осуществлять индивидуальный подход к обучающемуся.

  • Предотвращать наступление зрительного утомления, используя для этого разнообразные средства (предпочитая устный опрос письменному, использование дублирующего раздаточного материала с более крупным шрифтом, выполнение рекомендаций по выбору посадочного места в кабинете).

  • Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

  • Корректировать деятельность обучающегося.

  • Проявлять особый педагогический такт. Своевременно и тактично помогать, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Особое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

  • диалогические методики.

Формы индивидуальной работы при обучении вероятности и статистике детей с ослабленным зрением

  • Составление раздаточного материала с более крупным шрифтом, чем остальным ученикам

  • При устной работе в классе давать возможность слабовидящему ученику проявить себя.

  • Дублирование заданий в печатном виде при работе с проектором и видеоматериалами

  • Проведение консультаций. Оказание помощи обучающемуся перед уроком.

Рекомендации, которые необходимо помнить

при адаптированном обучении школьников

  • При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

  • По возможности задавать обучающемуся наводящие вопросы, которые помогут ему сориентироваться в усвоении материала.

  • Систематически проверять усвоение материала по темам уроков.

  • В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

  • Необходимо отмечать положительные моменты в работе, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Учебный и дидактический материал

При освоении АООП обучающийся с ослабленным зрением обучается по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, раздаточными материалами (более крупный шрифт), дублирующими материалами на бумажной основе, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, и специальную поддержку освоения АООП.


2. Содержание учебного курса

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.

Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности.

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».

Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот.

Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.


3. Планируемые образовательные результаты

Изучение математики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по математике характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы по математике на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, характеризующиеся овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;

выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы учебного курса к концу обучения в 9 классе:

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.

Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.

Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.

Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.

Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.

Образовательные результаты оцениваются в соответствии с локальными актами:

  1. Положением МБОУ «СОШ №1» о формах, периодичности. Порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №159-о от 30.05.2023г.

  2. Положением МБОУ «СОШ№1» о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №159-о от 30.05.2023г.

Список практических работ:

  1. Практическая работа №1 "Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц"

  2. Практическая работа №2 «Испытания Бернулли»






4. Тематическое планирование учебного курса

«Вероятность и статистика» 9 класс (34 часа, 1 час в неделю)


п/п

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

Контрольные работы

1.

Повторение курса

8 класса

4

-

Повторять изученное и выстраивать систему знаний.

Решать задачи на представление и описание данных.

Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта.

Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03


2.

Элементы комбинаторики

4

-

Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание, число сочетаний, треугольник Паскаля.

Решать задачи на перечисление упорядоченных пар, троек, перечисление перестановок и сочетаний элементов различных множеств.

Решать задачи на применение числа сочетаний в алгебре (сокращённое умножение, бином Ньютона).

Решать, применяя комбинаторику, задачи на вычисление вероятностей, в том числе с помощью электронных таблиц в ходе практической работы

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03



3.

Геометрическая

вероятность

4

-

Осваивать понятие геометрической вероятности.

Решать задачи на нахождение вероятностей в опытах, представимых как выбор точек из многоугольника, круга, отрезка или дуги окружности, числового промежутка

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03

4.

Испытания Бернулли

6

-

Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли.

Решать задачи на нахождение вероятностей событий в серии испытаний до первого успеха, в том числе с применением формулы суммы геометрической прогрессии.

Решать задачи на нахождение вероятностей элементарных событий в серии испытаний Бернулли, на нахождение вероятности определённого числа успехов в серии испытаний Бернулли.

Изучать в ходе практической работы, в том числе с помощью цифровых ресурсов, свойства вероятности в серии испытаний Бернулли

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03

5

Случайная величина

6

-

Освоить понятия: случайная величина, значение случайной величины, распределение вероятностей.

Изучать и обсуждать примеры дискретных и непрерывных случайных величин (рост, вес человека, численность населения, другие изменчивые величины, рассматривавшиеся в курсе статистики), модельных случайных величин, связанных со случайными опытами (бросание монеты, игральной кости, со случайным выбором и т. п.).

Осваивать понятия: математическое ожидание случайной величины как теоретическое среднее значение, дисперсия случайной величины как аналог дисперсии числового набора. Решать задачи на вычисление математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины по заданному распределению, в том числе задач, связанных со страхованием и лотереями.

Знакомиться с математическим ожиданием и дисперсией некоторых распределений, в том числе распределения случайной величины «число успехов» в серии испытаний Бернулли.

Изучать частоту события в повторяющихся случайных опытах как случайную величину.

Знакомиться с законом больших чисел (в форме Бернулли): при большом числе опытов частота события близка к его вероятности.

Решать задачи на измерение вероятностей с помощью частот. Обсуждать роль закона больших чисел в обосновании частотного метода измерения вероятностей.

Обсуждать закон больших чисел как проявление статистической устойчивости в изменчивых явлениях, роль закона больших чисел в природе и в жизни человека

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03

6

Обобщение, контроль

10

-

Повторять изученное и выстраивать систему знаний.

Решать задачи на представление и описание данных.

Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, вероятностей объединения и пересечения событий, вычислять вероятности в опытах с сериями случайных испытаний

Цифровой урок: https://lesson.edu.ru/02.1/03


Общее количество часов по программе

34

0










5. Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Контрольные работы

Сроки обучения

Виды и формы контроля

Раздел №1. Повторение курса 8 класса (4 часа)

1

Представление данных

1


1 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

2

Описательная статистика

1


2 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

3

Операции над событиями

1


3 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

4

Независимость событий

1


4 неделя сентября

Устный опрос Письменный опрос

Раздел №2. Элементы комбинаторики (4 часа)

5

Комбинаторное правило умножения

1


1 неделя октября

Устный опрос Письменный опрос

6

Перестановки. Факториал. Сочетания и число сочетаний

1


2 неделя октября

Устный опрос Письменный опрос

7

Треугольник Паскаля

1


3 неделя октября

Устный опрос, письменный лпрос

8

Практическая работа №1 "Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц"

1


4 неделя октября

Практическая работа

Раздел №3. Геометрическая Вероятность (4 часа)

9

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

1


1 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

10

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

1


2 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

11

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

1


3 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

12

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

1


4 неделя ноября

Устный опрос Письменный опрос

Раздел №4. Испытания Бернулли (6часов)

13

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

1


1 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

14

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

1


2 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

15

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

1


3 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

16

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

1


4 неделя декабря

Устный опрос Письменный опрос

17

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

1


1 неделя января

Устный опрос Письменный опрос

18

Практическая работа №2 «Испытания Бернулли»

1


2 неделя января

Практическая работа

Раздел №5. Случайная величина (6часов)

19

Случайная величина и распределение вероятностей

1


3 неделя января

Устный опрос Письменный опрос

20

Математическое ожидание и дисперсия случайной величины

1


4 неделя января

Устный опрос Письменный опрос

21

Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины

1


1 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

22

Понятие о законе больших чисел

1


2 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

23

Измерение вероятностей с помощью частот

1


3 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

24

Применение закона больших чисел

1


4 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

Раздел №6. Обобщение, контроль (10 часов)

25

Обобщение, систематизация знаний. Представление данных

1


4 неделя февраля

Устный опрос Письменный опрос

26

Обобщение, систематизация знаний. Описательная статистика

1


1 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

27

Обобщение, систематизация знаний. Представление данных. Описательная статистика

1


2 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

28

Обобщение, систематизация знаний. Вероятность случайного события

1


2 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

29

Обобщение, систематизация знаний. Вероятность случайного события

1


3 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

30

Обобщение, систематизация знаний. Элементы комбинаторики

1


4 неделя апреля

Устный опрос Письменный опрос

31

Обобщение, систематизация знаний. Элементы комбинаторики

1


1 неделя мая

Устный опрос Письменный опрос

32

Обобщение, систематизация знаний. Случайные величины и распределения

1


2 неделя мая

Устный опрос Письменный опрос

33

Обобщение, систематизация знаний. Случайные величины и распределения

1


3 неделя мая

Устный опрос Письменный опрос

34

Обобщение, систематизация знаний

1


4 неделя мая

Устный опрос Письменный опрос

Общее количество часов по программе

34




6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

Обязательные учебные материалы для ученика:

Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в2 частях/ И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – Москва: Просвещение, 2023. Ч.1. – 176с.

Методические материалы для учителя:

Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в2 частях/ И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – Москва: Просвещение, 2023. Ч.2. – 176с.

Математика. Вероятность и статистика: 7—9-е классы: базовый уровень: методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под ред. И. В. Ященко. — 2-е изд., — Москва: Просвещение, 2023. — 38 с.

Федеральная рабочая программа основного общего образования. Математика (базовый уровень, для 5-9 классов образовательный организаций)/Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Москва, 2023. – 97 с., утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:

- Вероятность и статистика. 7-9 класс. Ч.2 Электронный учебник: https://vk.com/doc41837210_661346478?hash=zeTKHelCWHPfz4SyeX38oFSkonXpFuxhLMT3VFMIGdz&dl=LN1696mF5jQ2ZaN99CwjRZ0dACEBqSqWdl6O98vcCSH

- Вероятность и статистика: 7—9-е классы, методическое пособие: https://cdn.catalog.prosv.ru/attachment/62dd38b464e97c27cc914558b6bfd8a69d8c9080.pdf

  • Всероссийская олимпиада школьников по математике: https://math.ru/lib/bib-mat-kr/18

  • Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Математика»: http://school-collection.edu.ru/

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах: http://fcior.edu.ru

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметников: http://window.edu.ru

  • Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР: http://eorhelp.ru

  • Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. http://www.konkurs-eor.ru/materials

  • ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки: http://pedsovet.org/m

  • Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов: http://www.it-n.ru

  • Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР: http://www.openclass.ru



    1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Учебное оборудование

- Доска,

- Мультимедийный проектор

- Персональный компьютер

- Шкафы для хранения учебной литературы, дидактических материалов, пособий и др.

- Набор чертежных инструментов

- Дидактические материалы


13