Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Южная средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________Шаварикова С.Б. Протокол №1 от 28.08.24 | «Согласовано» Заместитель директора по УР ________Манджикова Т.А. 29.08.24 | «Утверждено» Директор МКОУ ЮСОШ _________Найденова Н.И. Приказ №70 От 30.08.24 |
Адаптированная рабочая программа
по вероятности и статистике
для учеников 8 класса
Составила учитель математики: Шаварикова С.Б.
п.Южный
2024г.
Аннотация к адаптированной рабочей программе основного общего образования для обучающихся с
ОВЗ по вероятности и статистике в 8 классе
2024-2025 учебный год
Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа | Программа составлена на основе: требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральной адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653), (а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2022 г.). Программа по вероятности и статистике отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам. |
УМК, используемый в учебном процессе | Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекта: Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7- 9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» |
Цели учебного предмета | Цель обучения – сформировать представление о возможностях описания и обработки данных с помощью различных средних; познакомить учащихся с вычислениями вероятности случайного события с помощью классической формулы и из геометрических соображений.. |
Задачи | Задачи обучения: формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни;--- коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития |
Количество часов на изучение предмета | 1 час в неделю (34 часа за год). |
Основное содержание предмета | смысловое чтение письменная речь |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации | Устный опрос Контрольные работы Тесты Практические работы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая адаптированная программа по вероятности и статистике предназначена для обучающихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Программа разработана на основе:
Закона об образования в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644);
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
Программа обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); для специальных (коррекционных) общеобразовательных классов, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса.
Программа составлена таким образом, чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне обучающихся с ОВЗ.
Учебный предмет «Вероятность и статистика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Вероятность и статистика» в 8 классе рассчитана на 35 учебные недели и составляет 34 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по Вероятности и статистике для обучающихся с ОВЗ имеет цель обновления требований к уровню подготовки обучающихся в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность
педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы
«предметных результатов» к «метапредметным результатам».
«Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у обучающихся функциональной грамотности — умений воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, проводить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит обучающимся рассматривать случаи, осуществлять перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Основная цель– сформировать представление о возможностях описания и обработки данных с помощью различных средних; познакомить учащихся с вычислениями вероятности случайного события с помощью классической формулы и из геометрических соображений.
При изучении статистики и вероятности расширяются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Математическое образование обучающихся с ОВЗ является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение обучающихся с ОВЗ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Математическое образование играет важную роль в практической жизни общества, которая связана с формированием способностей к умственному эксперименту.
Практическая полезность предмета для обучающихся с ОВЗ обусловлена тем, что происходит формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как овладение математическими знаниями и умениями необходимо для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
Обучение обучающихся с ОВЗ дает возможность формировать у них качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе.
Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности обучающегося, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определѐнных во ФГОС ООО личностных результатов, которые в дальнейшем позволят обучающимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Межпредметные связи осуществляются посредством опоры данного предмета
на информатику, физику, химию, географию.
При организации процесса обучения обучающихся с ОВЗ в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющая увидеть уровень обученности ученика и своевременно подкорректировать еѐ; технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся. Использование технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико- теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков предполагается использование следующих методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам);
наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
- частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих приемов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока.
Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором):
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
Статистические характеристики числового ряда данных: медиана, среднее арифметическое, размах. Таблица частот. Вероятность равновозможных событий. Классическая формула вычисления вероятности события и условия ее применения. Представление о геометрической вероятности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные:
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально – значимых мотивов учебной деятельности;
формирование к способности осмыслению картины мира, её временно – пространственной организации.
Предметные:
выполнять решение простых задач;
Оперировать понятиями: множество, подмножество
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Повторение курса 7 класса | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
2 | Описательная статистика. Рассеивание данных | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
3 | Множества | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
4 | Вероятность случайного события | 6 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
5 | Введение в теорию графов | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
6 | Случайные события | 8 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
7 | Обобщение, систематизация знаний | 4 | 2 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 35 | 2 | 1 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрол ьные работы | Практич еские работы |
1 | Вводный инструктаж по ТБ проведен.Представление данных. Описательная статистика | 1 | | | 01.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e |
2 | Случайная изменчивость. Средние числового набора | 1 | | | 08.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f03fc |
3 | Случайные события. Вероятности и частоты | 1 | | | 15.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0578 |
4 | Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость | 1 | | | 22.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f076c |
5 | Отклонения | 1 | | | 29.09.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50 |
6 | Дисперсия числового набора | 1 | | | 06.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50 |
7 | Стандартное отклонение числового набора | 1 | | | 13.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe |
8 | Диаграммы рассеивания | 1 | | | 20.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6 |
9 | Множество, подмножество | 1 | | | 27.10.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180 |
10 | Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение | 1 | | | 10.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c |
11 | Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения | 1 | | | 17.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784 |
12 | Графическое представление множеств | 1 | | | 24.11.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c |
13 | Контрольная работа по темам "Статистика. | 1 | 1 | | 01.12.2023 | |
| Множества" | | | | | |
14 | Элементарные события. Случайные события | 1 | | | 08.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec |
15 | Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий | 1 | | | 15.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec |
16 | Вероятности событий | 1 | | | 22.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72 |
17 | Повторный инструктаж по ТБ проведен.Опыты с равновозможными элементар-ными событиями. Случайный выбор | 1 | | | 29.12.2023 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca |
18 | Опыты с равновозможными элементар-ными событиями. Случайный выбор | 1 | | | 12.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca |
19 | Практическая работа "Опыты с равновозможными элементарными событиями" | 1 | | 1 | 19.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f235a |
20 | Дерево | 1 | | | 26.01.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e |
21 | Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер | 1 | | | 02.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac |
22 | Правило умножения | 1 | | | 09.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8 |
23 | Правило умножения | 1 | | | 16.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36 |
24 | Противоположное событие | 1 | | | 23.02.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2f8a |
25 | Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий | 1 | | | 01.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214 |
26 | Несовместные события. Формула сложения вероятностей | 1 | | | 15.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3372 |
27 | Несовместные события. Формула сложения вероятностей | 1 | | | 22.03.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764 |
28 | Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события | 1 | | | 05.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae |
29 | Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события | 1 | | | 12.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06 |
30 | Представление случайного эксперимента в виде дерева | 1 | | | 19.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe |
31 | Представление случайного эксперимента в виде дерева | 1 | | | 26.04.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20 |
32 | Повторение, обобщение. Представление данных. Описательная статистика | 1 | | | 03.05.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4128 |
33 | Промежуточный контроль | 1 | 1 | | 10.05.2024 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312 |
34 | Повторение, обобщение. Графы Обобщение тем года | 1 | | | 17.05.2024 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://edsoo.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://lesson.edu.ru/catalog