СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса" (социальное направление)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по  внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса" (социальное направление) разработана для начальной школы ГБОУ СКОШИ №62 III - IV вида

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса" (социальное направление)»



Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………….3

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной

деятельности «Добрые дела моего класса»  ……………………..............................8

Содержание программы…………………………………………………………..12


Учебно-тематический план…………………………………………………………...14

Список литературы………………………………………………………………….. 24

Приложение 1 ………………………………………………………………………….25

Приложение 2………………………………………………………………………… 27





































1.Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Добрые дела моего класса» разработана в соответствии с требованиями:

  • ФЗ Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ;

  • Примерной АООП НОО для слабовидящих обучающихся;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Положением о программах внеурочной деятельности ГКОУ СКОШИ № 62 III – IV вида.

Программа является модифицированной, составлена в соответствии с разработанной программой духовно – нравственного развития и воспитания, экологического и безопасного образа жизни ГБОУ СКОШИ № 62, тесно связана с коррекционной программой по социально – бытовой ориентировке.

Программа адресована обучающимся 1- 5 классов, ГКОУ СКОШИ № 62 III – IV вида.

Актуальность. Социальное направление внеурочной работы понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге и развития самостоятельности в социально – бытовой ориентировке. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать, а также сформировать самостоятельность в быту для безболезненной адаптации в социуме, в среде зрячих.

В условиях обучения и проживания в школе – интернате социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Еще одна отличительная черта социальной направленности детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы - интерната, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Социальная направленность создаст "ситуацию успеха", помогает слепому и слабовидящему ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, он вступает в равноправный диалог с педагогом, сверстниками, более старшими ребятами.

Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития детей в условиях школы – интерната. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо слепым и слабовидящим школьникам как средство формирования целостной картины мира, преодоление вербализма, свойственного ребенку с нарушением зрения.

Социальное направление также затрагивает восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей,

Социальная направленность выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы, способствует социальной адаптации и реабилитации слепого и слабовидящего воспитанника.

Особое значение имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Таковы основные особенности социальной направленности внеурочной деятельности детей, развивающихся в условиях школы – интерната.

Применение дифференцированного подхода к созданию программы с учетом варианта АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слабовидящим обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметно-практической коммуникативной, двигательной).

Основным средством реализации деятельностного подхода является организация учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.

Целью программы «Добрые дела моего класса» является создание особых условий для личного роста слепыми и слабовидящими обучающимися, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, формированию активной жизненной позиции способствую­щих развитию творческих способностей. Формирование активной жизненной позиции, формированию представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование.


Задачи:

1 класс

  • выявление склонностей, способностей и интересов к тем или иным видам деятельности;

  • создание благоприятных условий для становления самостоятельности и развития

  • развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов; создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников.

  • Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах.

  • Выявление потенциала лидеров.

  • Обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности.

  • уточнить, сделать более четкими и осознанными представления о явлениях социальной сферы жизни,

2-3 классы

  • выявление склонностей, реализация и развитие способностей и интересов к тем или иным видам деятельности;

  • развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов; создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников.

  • Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения друг с другом.

  • Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки.

  • Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.

  • формировать целостный, обобщенный "образ мира";

4-5 класс

  • реализовать и развить свои способности;

  • развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов; создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников.

  • Проявить организаторские умения;

  • Приобрести навыки проектирования;

  • Формировать способности к рефлексии (анализу)

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

  • формированию представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование.

Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения. Содержание и задачи программы предусматривает обучение и воспитание детей в начальной школе и располагается по видам детской деятельности, при этом важным условием её реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей и возможностей, особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей и имеет коррекционную направленность.

Связующим звеном социальной направленности внеурочной работы детей выступают различные мероприятия, выделенные в программе в разделы, такие как:

  1. самоуправление в классе;

2.социальная проба (самостоятельная инициатива для участия ребёнка в социальном деле, проекте, акции, организованной взрослым);

  1. коллективно-творческое дело ;

  2. социальный проект.

Новизна данной рабочей программы определена ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Отличительными особенностями программы являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных результатов освоения программы, разработанной в соответствие с требованиями ФГОС.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Сроки реализации программы

Программа «Добрые дела моего класса» рассчитана на 5 лет обучения для учащихся 1-5 классов, по 1 занятию в неделю. 1 класс – предусматривает 33 занятия , 2-5 класс 34 занятия.

Курс внеурочной деятельности «Добрые дела моего класса» является составной частью комплексной программы работы с каждым классом. Темы занятий логически взаимосвязаны, как внутри программы, так и с работой по другим направлениям развития личности (духовно – нравственное, общекультурное, спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное).

Ценностные ориентиры содержания курса

Овладение приёмами практической подготовки детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной ориентации и адаптации – повышают уровень общего развития обучающихся. Это позволяет им быть более активными, самостоятельными, коммуникабельными.

Ценностные ориентиры отражают следующие целевые установки:

  • развитие умения учиться – развитие познавательных интересов, инициативы, любознательности, творчества, способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

  • развитие самостоятельности, инициативы, ответственности – развитие самостоятельности, ответственности, способности к преодолению трудностей и уважению труда других людей;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности – формирование общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, чувства прекрасного;

  • развитие общения, сотрудничества – развитие умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.














2.Планируемые результаты внеурочной деятельности

Прогнозируемые результаты:

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Уровни результатов социального направления.

Первый уровень

(1 класс)

Второй уровень

(2-3 классы)

Третий уровень

( 4-5 класс)

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Школьник ценит общественную жизнь

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Приобретение школьником социальных знаний (общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Умеет делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности;

Умеет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат

Находит способ решения проблемы, которая носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.


Адаптированная программа внеурочной деятельности по социальному направлению разработана на основе требований к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения АООП НОО для слабовидящих обучающихся

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

1 класс

2-3 классы

4-5 классы

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

использование речевых средств общения для решения различных коммуникативных задач;

формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями);

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

укрепление доверия к другим людям

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

адекватное использование компенсаторных способов деятельности, своей сенсорной системы (в том числе нарушенного зрения) для решения различных задач

формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; построение понятных для партнёра высказываний; формулирование вопросов;

воспитание потребности в социальных контактах, предметно-практической деятельности;

адекватное использование нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;

использование адекватных средств общения для взаимодействия с партнером

формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 

Способами определения результативности программы является:

Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения, анкетирования

Критерий – внешние показатели личностных проявлений и взаимодействий с внеучебной средой как результат способности проектировать свою жизнедеятельность.

Критерии

Низкий уровень 

Средний уровень 

Высокий уровень 

стремление к социально-ценностной деятельности у школьника не проявляется, он не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении поручений, избегает участия в коллективной деятельности, ученик недисциплинирован и безответственен в деятельности.

демонстрирует единичные результаты, пробы носят случайный характер

Обучающийся самостоятельно или с незначительным вмешательством взрослых формирует ближайшие и отдаленные цели, осуществляет рефлексию, пытается реализовывать свои задатки, но явной демонстрации личной идентификации не происходит стремления к социально-ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях, ученик дисциплинирован и ответственен деятельности только при наличии контроля взрослых или сверстников.


стремление к социально-ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает интересные творческие идеи; ученик дисциплинирован и ответственен в деятельности.

Обучающий демонстрирует способность владеть большей частью критериев, и открыто демонстрирует свои задатки и витагенный опыт, самостоятелен в своих выборах, имеет широкий спектр социальных практик, выступает инициатором дела, видит перспективу и идет к намеченным целям


Модель выпускника младшего школьника.

Качества, способствующие становлению младшего школьника:

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).













3.Содержание программы:

Связующим звеном социальной направленности внеурочной работы детей выступают различные мероприятия, выделенные в программе в разделы, такие как:

  1. самоуправление в классе;

  2. социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле,

акции, организованной взрослым);

  1. коллективно-творческое дело;

  2. социальный проект.

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.

1. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом.

В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным, уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу, спальне. В этой работе педагог использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности санитара, цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для воспитателя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».
Со второго класса, когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок (опять-таки не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на них цветочком, рыбкой, красным крестом не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.

2.Социальная проба:

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать, передавать те законы, по которым живет взрослый мир (различные соц. роли, межличностные отношения). И эта передача происходит всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.

  1. Дает установку на развитие потенциала всех детей

  2. Ориентирует на социальное «закаливание» детей

  3. Уравнивает баланс между интеллектуальным и социальным становлением личности, предотвращает дисгармонию личностного развития

  4. Предусматривает конкретные действия – шаги ребенка как первичной стратегии социального поведения «Теория малых дел»

  5. Активизирует и формирует социальный опыт, формирует витагенный опыт младшего школьника с нарушением зрения, вырабатывает иммунитет на социальную приемлемую обществом практику зрячего общества

  6. Развивает открытую педагогическую систему диагностики ученика: диагностика предназначена для обсуждения всеми субъектами образования как приглашение к разговору и сотрудничеству.

3.Коллективно-творческое дело.

Слабовидящие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально-психологической адаптации к условиям современной жизни. Как считает Н.К. Радина, учащиеся, изолированные от широкого общества из-за физического дефекта, не развиваются в соответствии с культурными моделями, присущими данному обществу. При этом к культурно-депривированным детям обществом будут предъявляться тождественные требования (как и ко всем остальным).

В современном образовательном пространстве педагог помогает слабовидящему ребёнку с одной стороны, войти в общество сверстников, в том числе зрячих, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.

4.Социальный проект

Изменения, происходящие в современном обществе,  требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

Результатом занятий должно стать наличие правильных представлений и понятий, а также сформированность навыков ориентировки в различных видах бытовой и социальной деятельности с рациональным использованием всех сохранных анализаторов.






















4.Учебно-тематический план


Название разделов

1класс

2класс

3-4 класс

5 класс


сентябрь

1


Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

Организация работы в классе Выбор администрации класса,

составление графика дежурства в классе.

Организация собрания по самоуправлению дежурства, в классе, в столовой.

Администрация

класса. Выбор

администрации класса.

Назначение министров

и распределение

обязанностей.

2

Соц. проба

Акция «Наша школа – чистый и цветущий сад» Экскурсия на пришкольный участок.

Акция «Уборка урожая »

Сбор семян цветов, сушка, упаковка


Акция «Уборка урожая » Работа на пришкольном участке Хранение, уборка урожая, посаженного в мае Посильная помощь педагогам

Акция «Уборка урожая »

Хранение, уборка урожая, посаженного в мае

3

КТД

Все учимся делать сами, своими руками

Изготовление поделок и рисунков из природного материала, подготовка к конкурсу

Изготовление поделок из природного материала, подготовка к конкурсу

Мастер – класс для 1 класса, оказание помощи в изготовлении поделок из природного материала, рисунков, подготовка к Осеннему марафону

4

Соц. проект

Конкурс рисунков «Учительница первая моя»,

Подготовка номеров к поздравлению

Конкурс рисунков «Учитель, перед именем твоим...», Подготовка номеров к поздравлению

Подготовка к празднованию Дня учителя.

Подготовка номеров к поздравлению, оформление зала

Подготовка к празднованию Дня учителя ( подготовка номеров в концертную программу, встречи с ветеранами педагогического труда)

октябрь

1

Самоуправ-

ление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.


«Моя одежда и всегда в порядке» закрепление обязанностей каждого члена коллектива в спальне

«Моя одежда всегда в порядке » практическое занятие

«Научился сам – научи другого»

Мастер – класс для 1-2 классов по уходу за одеждой, обувью, содержание в порядке своих вещей. Правила общежития


2

Соц. проба


«Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения с взрослыми и сверстниками)

«Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения с взрослыми и сверстниками)

Что такое «геологическое древо »


Презентация Проекта «Составление геологического древа »


3

КТД

Игра – путешествие «Осенний марафон»

Игра – путешествие «Осенний марафон»

Игра – путешествие «Осенний марафон»


Игра – путешествие «Осенний марафон»

Класс – организатор

4

Соц.проект
















Акция «Здоровый образ жизни» Мой распорядок дня дома и в школе.

Акция «Здоровый образ жизни» полезные и вредные привычки.

Акция «Здоровый образ жизни» Полезные и вредные привычки.

Изготовление газеты

Акция «Здоровый образ жизни» составление викторины для малышей.


ноябрь

1

Соц. проба


«Наш дом – ничего лишнего» Экологическая игра

Акция «Наш дом – ничего лишнего» Экологическая игра

Акция «Наш дом – ничего лишнего» Экологическая игра

Акция «Наш дом – ничего лишнего» Экологическая игра

2

КТД

Конкурс рисунков

«Моя семья»


Конкурсно – познавательная программа «Моя семья – моя радость»

Конкурсно – познавательная программа «Моя семья – моя радость»

Конкурсно – познавательная программа с презентацией совместных проектов с родителями «Моя семья – мое богатство»

3

Соц. проект (1)


Участие в мероприятиях ко дню инвалидов «Декада Дружбы»

4

Соц. проект

(2)



Участие в мероприятиях ко дню инвалидов «Декада Дружбы»






декабрь



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Самоуправление

«Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе и школе

День Дружбы



«Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе и школе День Дружбы

Оформление выставки в классе


«Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе и школе День Дружбы. Оформление выставки в классе и в зале


«Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе и школе, создание фильма, участие в конкурсе актерского мастерства

День Дружбы


2

Соц. проба


«Новогоднее настроение» посещение театров, просмотр новогодних представлений,

изготовление открыток, рисунков

«Новогоднее настроение»

(оформление кабинета) Поздравления к Новому году: изготовление открыток, новогодних игрушек.

«Новогоднее настроение»

(оформление кабинета, коридора школы) Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

3

КТД

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, оформление класса, участие в спектакле

4

Соц. проект

Берегите зрение!

Комплекс физкультминуток

Берегите зрение!

Комплекс физкультминуток

Памятки

"Береги глаза, как зеницу ока!"

Урок – презентация "Береги глаза, как зеницу ока!"


январь

2

Соц. проба


Трудовой десант

«У меня в порядке книжки и тетрадки»

Уборка в классе

Трудовой десант

Уборка спальни.


Трудовой десант

Уборка снега, посильная помощь педагогам


Трудовой десант

Уборка снега, заливаем горку для малышей


3

КТД


«Моя школьная жизнь» Подбор фотографий.

«Моя школьная жизнь»

Подбор фотографий.

«Моя школьная жизнь» Изготовление фотоальбома


«Моя школьная жизнь»

Создание презентации

4

Соц. проект

Акция

Покормите птиц зимой.

Акция

Покормите птиц зимой. Изготовление кормушек вместе с родителями

Акция Покормите птиц зимой. Изготовление кормушек

Акция

Покормите птиц зимой. Изготовление кормушек самостоятельно, приобретения корма для птиц


февраль





1

Самоуправление

Организация работы в классе Составление графика

дежурства на месяц.

Продолжение работы по дежурству в классе, спальне

Продолжение работы по дежурству в классе, школе, столовой

Санитарный рейд к первоклассникам «Мои тетрадки и книжки в порядке»

2

Соц. проба


«Берегу школу»

Составление правил сбережения школьного имущества

«Берегу школу»

Мое отношение к школьному имуществу.

«Берегу школу»

Как продлить жизнь мебели. Свод правил.

«Берегу школу»

Газета – молния о нарушителях правил поведения и сохранения школьного имущества. Оказание помощи в ремонте



3

КТД

Конкурс поэзии к 23 февраля, подготовка к празднику.

Конкурс газет к 23 февраля, подготовка к празднику.

Конкурс газет к 23 февраля, подготовка к празднику.

Конкурс газет к 23 февраля, подготовка к празднику.

4

Соц. проект

«Смотр строя и песни» встреча с героями Отечества

«Смотр строя и песни» встреча с героями Отечества

«Смотр строя и песни» встреча с героями Отечества

Игра «Зарница» встреча с героями Отечества

март

1

Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

Продолжение работы в классе, дежурстве в классе

Продолжение работы в классе, дежурство в спальне

Продолжение работы в классе, дежурстве по школе, столовой, генеральная уборка спальни

2

Соц. проба


«Домашние хлопоты» Как

я помогаю дома близким?

Нужна ли помощь твоим близким от тебя? Обсуждение.

Мои обязанности дома. Анкетирование.

Хороший ли я помощник по дому? Диспут. Самопрезентация своих блюд

3

КТД

выставка рисунков, с днем весны.

выставка рисунков, поделок

Изготовление газеты, выставка рисунков

Создание презентации с использованием фотографий, пожеланий, подготовка совместного чаепития

4

Соц. проект

Акция «День матери»

Творческий вечер для мам


Акция «День матери»

Творческий вечер для мам

Акция «День матери»

Творческий вечер для мам

Акция «День матери» Творческий вечер для мам Чаепитие с мамами (выпечка торта).

апрель

1

Самоуправление

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день парт.


Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.


Организация работы в классе, спальне – уборка. Санитарный день для учебников.


Организация работы в классе, спальне – уборка. Санитарный день для учебников, помощь первоклассникам


2

Соц. проба


Экологич.

экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»


Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

Экологическая экспедиция школьный двор самый чистый»

3

КТД

Конкурс рисунков о

космосе.


Конкурс рисунков и поделок о космосе.

Картины в нетрадиционных техниках

Газета о космосе, защита проекта

4

Соц.проект

Акция

Огород на подоконнике.

Посадка рассады цветов с воспитателем.

Акция

Огород на подоконнике.

Посадка рассады цветов с воспитателем, родителями дома.

Акция

Огород на подоконнике.

Посадка рассады цветов, уход, перевалка растений с частичной помощью

Акция

Огород на подоконнике.

Посадка рассады цветов, уход, перевалка растений самостоятельно

май

1

Самоуправление

Утренник

«До свиданья, 1 класс! »


Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса»


Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса. Интересные моменты с использованием фото.

Праздник прощания с начальной школой


2

Соц. проба


Экскурсия в музей боевой славы.

Поделки на память для участников ВОВ для ВОС

Письмо ветерану «Спасибо деду за Победу»

Возложение цветов к памятникам ВОВ

3

КТД

Подбор и заучивание совместно с воспитателем стихов и песен о Бурятии

Конкурс рисунков «Моя малая Родина» подбор стихов и песен.

Газета «Город дивный – мой Улан – Удэ»»

Игра по станциям «Будущее Байкала»

4


Соц. проект

Акция «Наша школа – чистый и цветущий сад» Работа на пришкольном участке Посильная помощь педагогам


Акция «Наша школа – чистый и цветущий сад» Работа на пришкольном участке Пересадка рассады с помощью воспитателя


Акция «Наша школа – чистый и цветущий сад» Работа на пришкольном участке Обработка, полив земли самостоятельно. Посильная помощь воспитателю

Акция «Наша школа – чистый и цветущий сад» Работа на пришкольном участке Обработка, полив земли самостоятельно. Самостоятельная пересадка рассады с частичной помощью воспитателя



Материально – техническое обеспечение

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

  • спортивный инвентарь для игр, звуковые мячи

  • настольные игры: специальные шашки, шахматы, кубик – Рубика, домино,лото

  • натуральные предметы личной гигиены, схемы, памятки, муляжи

  • бытовые тифлотехнические средства

  • материалы для оформления и творчества детей, наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютеры, ноутбуки

  • проектор, экран

  • коллекция видеоуроков, физминуток, плакатов, памятки

  • ЭОР





























Список литературы:

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ детей с ОВЗ. Примерная АООП НОО для слабовидящих обучающихся.

2.Бодалев А.А. Личность и общение. М.:Педагогика,1995

3. Баглаева М. В.Социальная направленность во внеурочной деятельности. Интернет ресурс

4. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе: М.: Просвещение. 1990

5. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. М.:Просвещение,1991

6 .Денискина В. 3. Особенности обучения социально- бытовой ориентировке детей с нарушениями зрения. - Уфа, 2004. - с.26

7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.

8.Костенков П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.

9.Логинова JI. 365 уроков безопасности. М. изд. Рольф, 2000 г.

10.Д.М. Малаев. Игры для слепых и слабовидящих: Учебное пособие. - М.: Советский спорт,2002. - 136 с.

11. Солнцева JI. И. Содержание и методы коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции - М., ВОС, 1990.

12. Тимофеева Т.Б. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах – интернатах III – IV видов уч. -метод. пособие – Ростов н/Д:Феникс,2010.













Приложение 1

План мероприятий, приуроченных к Международному Дню инвалидов


№ п\п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

11

Участие в районных, городских, республиканских мероприятиях в рамках проведения «Дня инвалидов»

Ноябрь - декабрь

Старший методист по ВР

Кранина А.В.

22

Выступление с праздничным концертом, посвященном Дню инвалидов, воспитанников школы в ВОС

ноябрь

учитель музыки

Пономарева Г.Г.

Черных Ю.С.

Шустова Е.А.

Дорохова О.Г.

33

Участие в Республиканском конкурсе

на лучшего чтеца по системе Л.Брайля

ноябрь

Старший методист по ВР

Кранина А.В.

Национальная библиотека - отдел-центр, обслуживающий граждан с ограничениями жизнедеятельности, в том числе слепых и слабовидящих;

Колмакова Л.М.

Дашинова И.П.

Тифлопедагог:

Яковлева Е.С.

44

Коллективные выезды в театры, кинотеатры, музеи

ноябрь

Классные руководители, воспитатели

55

Спортивные мероприятия:

1. Шашечный турнир, шахматы

(1-10 класс);






2.Турнир по настольному теннису (3-10 класс), турнир по спидкубингу


3. «Веселые старты» (1-4 классы);






4. Конкурс «Самый сильный» (5-10 классы);


5. Конкурс вокального мастерства (1-10 классы).

2-3-4 недели ноября

Дашинова А.Н.

Пашинская О.Г.

Начальная школа:

Цыбенова Д.Б.

Ст. воспитатель

Дорохова О.Г.

Крылова Т.Т.



Дорохова О.Г.

Салихова Н.А.


Будаева С.В.

Васькина Ж.Н.

Сотникова О.В.

Крылова Т.Т.




Черных Ю.С.

Шустова Е.А.


Учитель музыки:

Пономарева Г.Г.

66

Мастер – класс «Четвероногий друг»

22 ноября

Представитель ВОС совместно с Национальной библиотекой

77

Проведение концерта воспитанников «Школы искусств№3»

28 ноября

Старший методист по ВР

Кранина А.В.

Ст. воспитатель

Дорохова О.Г.

Администрация

«Школы искусств№3»

88

Школьная выставка ДПИ и изобразительного искусства

29 ноября

Учитель технологии

Ерофеева Л.Г.

учитель ИЗО

Сафронова Л.Н

Тифлопедагог:

Чердонова Т.Н.


99

Проведение праздничного концерта, посвященного международному Дню инвалидов

6 декабря

Ст. воспитатель

Дорохова О.Г.


















Приложение 2

Физкультминутки для снятия зрительного утомления



Упражнения для снятия утомления глаз, расслабления зрительной системы.


Упражнение 1.

Упражнение выполняйте через каждые 20-25 минут зрительной работы.

Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя.

Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, затем слева – направо.

Сделайте 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз и вниз – вверх.

Сделайте 15 круговых вращательных движений глазами слева – направо.

То же самое, но справа – налево.

Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.


Упражнение 2.

Исходное положение (и. п.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

Задание укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

Задание способствует улучшению кровообращения век.

И. п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 сек., затем опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Задание снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

Задание облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 мин.

Задание расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.


Упражнение 3.

Выполнять сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. повторить 6-8 раз.

Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

Выполнять стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. отпустить руку. Повторять 10-12 раз. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 сек снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.


Упражнение 4.

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек, затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, необходимо выполнять упражнение, не снимая их.

Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 сек снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.


Упражнение 5.

Задания проводятся в течение 2 - 3 мин.

Исходное положение (и. п.) – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5 - 6 раз.

И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.

И. п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.

И. п. – сидя. Посмотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 сек., поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15 - 20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., затем опустить руку. Повторить 5 - 6 раз.

И. п. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 4 - 5 раз.

И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 - 5 сек., затем открыть глаза на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз.

И. п. – сидя. Быстрые моргания в течение 1 - 2 мин.


И. п. – стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2 - 3 сек., затем поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., после чего опустить руки. Повторить 10 - 12 раз.

И. п. – стоя. Вытянуть руку вперед, посмотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6 - 8 раз.

И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 минуты.

И. п. – стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25- 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на палец 3 - 5 сек., затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 - 5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 - 5 сек.

Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 5 - 6 раз.




Упражнение 6.

Подойдите к окну и некоторое время смотрите попеременно то вдаль, то на предметы, расположенные вблизи.

Несколько раз резко поводите взглядом вправо – влево, вверх-вниз.

Мысленно нарисуйте глазами «восьмерку», сначала расположенную вертикально, затем – горизонтально (повторите несколько раз).

Закройте глаза и несколько минут сосредоточенно «рассматривайте» черноту, пытаясь проникнуть в нее поглубже.


Упражнение 7

И.п. – стоя. Положение рук вдоль туловища. Медленно поднимать руки в стороны, сводя их над головой. Затем вернуться в и.п., опуская руки перед собой. Повторить 10 раз.

И.п. – сидя в удобной позе: позвоночник прямой; выполнять упражнение без напряжения. Смещать взгляд влево – вправо, вверх-вниз. Повторить 10 раз.

Смещать взгляд по диагонали влево – вверх, вправо – вниз, затем вправо – вверх, влево – вниз. Повторить 10 раз.

Круговые движения глаз: 10 кругов по часовой стрелке, 10 кругов против часовой стрелки. Повторить 10 раз.

Массировать веки, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к виску и обратно. Продолжительность 0,5 мин.

Ладонями прикрыть глаза (закрытые). Представить черный цвет. Продолжительность 1 мин.

Упражнение 8.

Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо.

Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все время остается неподвижной. Сначала надо научиться совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков и потери концентрации. Со временем выполнять 2 3 поворота по часовой стрелке и столько же против часовой стрелки.

Расслабить глаза.

Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол.

Повторять от 2 до 5 минут, удерживать голову неподвижно, стараться поворачивать глаза в самые крайние положения.

Расслабить глаза.


Упражнение 9.

Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света.

Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.

Лицо и тело также пусть расслабятся. Это даст дополнительный отдых, но все внимание должно быть сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость и невесомость, а в дальнейшем полная потеря ощущения глаз.

Время расслабления не ограничено. В промежутках между другими упражнениями для глаз оно может составлять 20-40 секунд, выполняемое само по себе – 3-5 минут. Расслабление может практиковаться в любое время.


Упражнение 10.

Принять любую удобную позу, спину держать прямо.

Направить расфокусированный взгляд на горизонт. Можно также остановить взор на любом удаленном объекте, не раздражающем глаза, облаке, дереве и т. д. Требуется не сосредотачиваться на каком-нибудь предмете, а напротив, смотреть как бы сквозь него, не напрягая зрения.

Выполнять несколько минут, после чего расслабить глаза. Можно проделывать в любое время, при утомительной для зрения работе - желательно не реже, чем раз в 2 часа.


Упражнение 11.

Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 сек. Затем расслабить глаза.

Эффект: упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение.

Может выполняться в любое время.


Упражнение 12.

Зафиксировать взгляд на кончике собственного носа. При хорошей подвижности глазных яблок будут видны и крылья носа, и полоска кожи над верхней губой.

Смотреть не отрываясь, не напрягая глаза и мышцы век и, по возможности, не моргая. Ни о чем не думать, просто внимательно смотреть. Голову вниз не опускать.

Вначале упражнение выполнять 10-20 секунд, до легкой слезливости и рези в глазах. В дальнейшем развивается способность смотреть на кончик собственного носа 3-5 минут без всякого напряжения.

Расслабить глаза.


Упражнение 13.

Сфокусировать взгляд в пространство между собственными бровями. Если сразу не получается, можно закрыть один глаз, а другим рассматривать линию перехода переносицы в верхний край глазной впадины. Затем поменять глаза и, наконец, смотреть двумя глазами в найденную среднюю точку.

Смотреть в межбровный промежуток спокойно и без напряжения. Голову вверх не поднимать, держать прямо.

Первое время будет трудно задерживать взгляд между бровями более чем на несколько секунд. В этом случае надо повторять упражнение несколько раз. Постепенно довести время выполнения до нескольких минут.

Расслабить глаза.


Упражнение 14.

Сидя или стоя прямо и держа голову неподвижно, направить взгляд в сторону правого плеча.

Сосредоточиться на правом плече и внимательно, по возможности не моргая, смотреть только него. Голову вправо не поворачивать, спину держать прямо.

При появлении неприятных болезненных ощущений в глазах расслабить их, немного отдохнуть и повторить упражнения. Постепенно довести время фиксации до 2-4 минут.


Упражнение 15.

Выполнять аналогично предыдущему упражнению, но в другую сторону, фиксируя взгляд на левом плече.


Упражнение 16.

Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо.

Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все время остается неподвижной.

Сначала надо научиться совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков и потери концентрации. Со временем выполнять 2-3 поворота по часовой стрелке и столько же против часовой стрелки.

Расслабить глаза. Если они н устали, сразу переходить к следующему упражнению.


Упражнение 17.

Посмотреть: вверх, вниз, вправо, влево, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол.

Эти восемь движений составляют единый цикл. В каждой позиции задерживать взгляд от 1 до 5 секунд.

Повторять от 2 до 5 минут, удерживая голову неподвижно, стараться поворачивать глаза в самые крайние положения.

Расслабить глаза.


Упражнение 18.

Принять устойчивую позу и установить руку с поднятым указательным пальцем на уровне головы перед собой, примерно в 30 см от глаз.

Поочередно переводить взгляд с кончика пальца на линию горизонта или на любую удаленную точку, задерживаясь в каждом положении на 2-3 секунды. Палец должен быть примерно в одном направлении с выбранной точкой, чтобы при переводе взгляда глазные яблоки почти не двигались. И на палец, и на горизонт нужно смотреть внимательно, добиваясь четкого сосредоточения.

Выполнять от 1 до 3 минут, после чего перейти к следующему упражнению.


Упражнение 19.

Выполняется аналогично предыдущему, только взгляд переводится с кончика носа на горизонт, и наоборот.

После упражнения расслабить глаза.


Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц.


Упражнение 1.

Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-10 раз.

Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; так 8-10 раз.

Медленно переводите взгляд вправо вверх, затем влево вниз и обратно; так 8-10 раз.

Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторите 4-6 раз.


Упражнение 2.

Упражнения для глазодвигательных мышц (повороты, круговые движения) снимают умственное утомление. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут.

Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом 30 сек.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, влево и в обратную сторону.

Последние два задания рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1 мин.


.


Упражнение 3.

В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10 - 12 раз).

Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4 - 6 раз).

Частое моргание в течение 20 секунд.


Упражнение 4.

Для укрепления внутренних глазных мышц очень полезны тренировки с мячом: броски и ловля с передачей партнеру, броски в стенку, в мишень, в кольцо, игры в теннис, бадминтон, волейбол, удары ногой по мячу в цель.


Упражнение 5.

Стоя или сидя расположить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20 - 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 - 5 сек., убрать ладонь. То же, поменяв руки.


Упражнение 6.

Повторные зажмуривания глаз на 3 - 5 сек., а также массирование век и быстрое моргание улучшает кровообращение, легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1 - 2 сек. Улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.


Упражнение 7.

Плотно закрывать и широко открывать глаза 5 6 раз подряд с интервалом 30 сек.

Смотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.


Упражнение 8.

Посмотреть на потолок без движения головой или телом, затем посмотреть на пол (не делать этого слишком быстро, дать мышцам глаз проделать всю необходимую работу).

Перемещать глаза из стороны в сторону, отводя их вправо настолько, насколько это возможно, без движения головы или тела, затем, также влево (10 раз).

Перемещать глаза к правому верхнему углу комнаты, затем к левому нижнему (10 раз). Затем перемещать глаза от левого верхнего угла к правому нижнему (10 раз).

Вообразить достаточно большой круг перед собой. Пусть глаза путешествуют по линии этого обруча, делая полный круг, глаза перемещаются вправо. Сделать то же самое, перемещая глаза влево. (Проделать это задание по 10 раз в каждом направлении, не двигая головой).


Упражнение 9.

В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повт. 10-12 раз).

Круговые движения глазами в одном и другом направлении (повт. 4-6 раз).

Частое моргание в течение 20 секунд.

В ходе индивидуальных занятий целесообразно наряду с упражнениями на развитие зрительного восприятия включать упражнения, направленные на коррекцию имеющего место у детей нарушение зрительных функций.




26