СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2024-2025 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2024-2025 учебный год.
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся и в соответствии с рекомендациями РПМПК.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы.
Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
Задачи:
- формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
- формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
- коррекция познавательной деятельности;
- раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
- формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений.
Место реализации программы
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д.5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, договоренностей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на основной уровень обучения;
- осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
- различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) с помощью учителя;
- составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков с опорой на образец, используя помощь педагога;
- использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
- дорисовывать недостающие части рисунка, используя помощь педагога;
- рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;
- пользоваться простой схемой-планом;
- определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке с помощью педагога;
- определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях с опорой на образец;
- запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (2-3 повтора);
- ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;
- осмысливать ситуации, содержание картины на основе аналитико-синтетической деятельности с помощью вопросов педагога;
- оперировать смыслом, пониманием переносного смысла, дифференцированности и целенаправленности суждений с помощью педагога;
- расчленять воображение предмета на составные части и воссоздавать сложные формы из частей (5-6 частей).
Достаточный уровень:
- самостоятельно различать основные цвета, величину, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция);
- самостоятельно дорисовывать недостающие части рисунка;
- самостоятельно составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
- пользоваться сложной схемой-планом;
- самостоятельно определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисунке;
- запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста (1-2 повтора);
- определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению самостоятельно;
- самостоятельно оперировать смыслом, понимать переносный смысл, демонстрировать дифференцированность и целенаправленность суждений;
- самостоятельно отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений;
- использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Планируемые результаты освоения обучающимися 4 класса направлены на получение следующих личностных результатов:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать;
- писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Динамика в развитии определяется на основе входной и итоговой диагностики.
Содержание коррекционного курсаКоррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.
Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:
- практические: упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;
- наглядные: наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
- словесные: беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
- двигательные: используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Содержание разделов
Название раздела, темы | |||||
Диагностика обучающихся - 2 часа | |||||
Развитие внимания и памяти - 16 часов | |||||
зрительная | слуховая | тактильная | |||
Сенсорное развитие - 25 часа | |||||
зрительное | слуховое | тактильное | вкусовое | ||
Формирование мыслительной деятельности - 17 часов | |||||
наглядно-действенное | наглядно-образное | словесно-логическое | элементарные математические представления | ||
Развитие элементов воображения - 6 часов | |||||
Диагностика обучающихся - 2 часа |
Календарно-тематическое планирование
№
| Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Диагностика обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий. | | |
2 | диагностика обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий. | | |
3 | Совершенствование зрительного внимания и подражание действиям, изображенным на картинке, соотнесение их с реальными действиями. | | |
4 | Совершенствование умения сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали | | |
5 | Совершенствование умения воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, закрепление умения дорисовывать недостающие части рисунка. | | |
6 | Формирование умения работать с простой схемой-планом, развитие умения соотносить реальное пространство с планом. | | |
7 | Совершенствование умения выполнять зрительный диктант по памяти с опорой на алгоритм выполнения: рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи, рассмотри повторно, проверь. | | |
8 | Совершенствование умения находить закономерности в построении фраз, стихов, текстов, предъявляемых зрительно и на слух. | | |
9 | Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком без фиксации на его местоположении в слове на слух. | | |
10 | Совершенствование умения запоминать наборы предложенных коротких и длинных предложений. | | |
11 | Совершенствование умения выстраивать смысловые фразы из начальных букв запоминаемой информации путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте. | | |
12 | Совершенствование умения выстраивать слова из начальных букв и слогов путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте. | | |
13 | Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества словосочетаний и коротких предложений, которые нужно запомнить. | | |
14 | Совершенствование умения изображать события и героев из рассказа на листе бумаги после прослушанного описания. | | |
15 | Совершенствование умения выборочного запоминания на слух (словосочетаний из текста, названий действий героев рассказа). | | |
16 | Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших текстов и их пересказ. | | |
17 | Совершенствование умения словесно выражать свою реакцию на предметы, воспринятые тактильно с определенным предметом, животным. | | |
18 | Совершенствование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки. | | |
19 | Закрепление умений производить выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций разного цвета и разной величины в процессе конструирования. | | |
20 | Закрепление умений дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по заранее составленному образцу. | | |
21 | Закрепление умений использовать представления о величине и форме предметов в разных видах деятельности – игре, аппликации, лепке, рисовании. | | |
22 | Совершенствование умений воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине). | | |
23 | Совершенствование умения передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях | | |
24 | Совершенствование умения дифференцировать понятия о цветовом спектре «теплые», «холодные» цвета | | |
25 | Совершенствование умения выполнять задание на получение «нейтральных цветов» путем смешивания | | |
26 | Совершенствование умения конструировать по образцу, складывание недостающих геометрических форм из 3-х других форм | | |
27 | Совершенствование умения анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать и сопоставлять результаты восприятия | | |
28 | Совершенствование умения подбирать парные предметы заданной величины, формы и цвета среди множества однородных предметов | | |
29 | Совершенствование умения выделять заданное слово или словосочетание из предложенного текста и отмечать это каким - либо действием | | |
30 | Совершенствование умения запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста | | |
31 | Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы при нахождении заданного слова или словосочетания из предложенного текста | | |
32 | Совершенствование умения называть и группировать слова и словосочетания по трем заданным признакам | | |
33 | Совершенствование умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности (аппликации, лепке) | | |
34 | Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам с учетом представлений о свойствах и формах предметов | | |
35 | Совершенствование определения контрастных температурных ощущений (горячо-тепло-холодно) | | |
36 | Совершенствование барических ощущений (восприятие чувства тяжести) | | |
37 | Совершенствование умения определять на ощупь фактуру предмета по словесному описанию, развитие умения передавать ее в аппликации. | | |
38 | Совершенствование соотнесения запахов с предметным изображением объектов. | | |
39 | Совершенствование соотнесения вкуса с предметным изображением объектов. | | |
40 | Совершенствование соотношения запахов и вкусовых ощущений. | | |
41 | Формирование умения использовать рецепты для приготовления простых блюд | | |
42 | Формирование умения понимать текст рецепта для приготовления простых блюд | | |
43 | Закрепление основ рационального питания: употребление молочных, мясных, рыбных, яичных продуктов, овощей, фруктов, орехов, растительных масел, составляющих рацион обучающихся. | | |
44 | Совершенствование умений находить варианты использования какого-либо предмета и называние вариантов применения. | | |
45 | Совершенствование умения распределять сюжеты по смыслу. | | |
46 | Совершенствование развития наглядно- образного мышления | | |
47 | Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. | | |
48 | Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. | | |
49 | Совершенствование умения устанавливать соотношение между текстом и образом (находить предмет по описанию). | | |
50 | Совершенствование умений делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом. | | |
51 | Совершенствование умений анализировать усложненные сюжеты со скрытым смыслом. | | |
52 | Совершенствование категориального мышления, развитие уровня обобщения. | | |
53 | Совершенствование возможности осмысления ситуации картины на основе аналитико-синтетической деятельности. | | |
54 | Совершенствование объяснения сюжета, выраженного в словесной форме (текста) | | |
55 | Совершенствование возможности оперирования смыслом, понимание переносного смысла. | | |
56 | Совершенствование дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины. | | |
57 | Совершенствование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач. | | |
58 | Формирование умения действовать по плану. | | |
59 | Формирование умения сравнивать, составлять рисуночные планы- действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую. | | |
60 | Формирование умения прогнозировать последствия своей деятельности. | | |
61 | Совершенствование умения формировать образ предмета из составных частей, воссоздавать сложные формы из частей. | | |
62 | Совершенствование поиска аналогов – умения отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений. | | |
63 | Развитие творческого воображения путем использования знакомого сказочного сюжета. | | |
64 | Развитие воображения путем генерирования новых идей. | | |
65 | Развитие зрительного воображения с использованием геометрических фигур (круга, овала, треугольника и т.д.). | | |
66 | Совершенствование воображения путем создания модели в виде цветных рамок со стрелками. | | |
67 | Обследование познавательной деятельности. | | |
68 | Обследование сенсорного развития. | | |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование:
фонотека;
настольные игры;
предметные игрушки;
пластилин;
карандаши;
пуфы-модули;
аромо лампа;
пузырьковая колонна;
звуковые плакаты;
массажные мячи;
соляная лампа;
специальный раздаточный материал для изотерапии;
цветные шнуры;
мозаика;
вкладки;
доски Сегена;
рамки Монтессори;
таблицы, схемы-опоры;
листы в клетку;
индивидуальные карточки-задания;
дидактические, развивающие игры;
тесты;
псикейсы;
презентации;
мультимедийные тесты и тренажеры, Логознайка, Мобизнайка;
комюпьтер;
сенсорный пол;
интерактивная доска.
Учебно-методический комплекс оборудования:
Антонова, С.Л. «Движение тела - движение мысли». Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. [Текст] /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – с.4-6.
Бабкина Н.В. «Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития». – М., 2006 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.
Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития». Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.
Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. «Развитие восприятия у ребенка». – М: Школа-Пресс 1, 2001.
Дробинская О.А. «Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь». М: Школьная Пресса, 2005.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи». – Иркутск: Национальный книжный центр, 2022.
Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития». - «Санкт-Петербургский государственный университет», 2019.
Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». - М.: Аркти, 2004.
Исаев Д.Н. «Умственная отсталость у детей и подростков». Руководство для специалистов и родителей Санкт-Петербург: Речь 2007.
Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». - Ростов-на-Дону «Феникс», 2013.
Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». - Ярославль: Академия развития, 2006.
Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». – Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». - Санкт-Петербург: Союз, 1997.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ [Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.Гончарова]. – М.: Просвещение, 2014.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». – М: Питер, 2013.
Локалова Р.П. «120 уроков психологического развития младших школьников». (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М: «Ось-89», 2006.
Поваляева М.А. «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике». - Ростов-на-Дону «Феникс», 2006.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - М: Питер, 2009.
Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты». Метод. пособие для учителей классов коррекц.-развивающего обучения. – М: Владос, 2001.
Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе». Санкт-Петербург: Речь, 2005.
Литература для родителей:
1. Архипов Б.А. «Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей» сборник статей /Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. - Москва: Диалог-МИФИ, 2011.
2. Бейлезон С. «Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды». М.: Центр «Нарния», 2007.
3. Граш Н.Е., Мирошниченко Н.В., Дроздовская К.В. , Анисимова Н.В. «Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
4. Ингерлейб М. Б. «Особенные дети: что нужно знать родителям и педагогам о проблемах особенных детей». - Москва: Эксмо, 2010.
5. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники». 2-е изд., - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
6. «Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми». / Сост. М. С. Дименштейн. – 3-е изд. – Москва: Теревинф, 2015
7. Романчук О.И. «Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом». - Москва: Генезис, 2010.
8. Шипицына Л. М. «Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте» / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2009.
Интернет-ресурсы:
Портал развивающих и обучающих игр «Играемся». URL: https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat
QIша URL: https://iqsha.ru/uprazhneniya/2-goda
Сайт-игра «Разумейкин». URL: https://www.razumeykin.ru/
Сайт для умных родителей «Твой ребенок». URL: http://www.tvoyrebenok.ru/glen-doman-kartochki.shtml
Планирование групповых занятий № | Тема занятия | Часы | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||
Диагностика обучающихся - 2 часа | |||||
1. | Диагностика обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий. | 1 | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий. | Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи педагога. | Выполняют большинство заданий самостоятельно. |
2. | Диагностика обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий. | 1 | |||
Развитие внимания и памяти - 16 часов | |||||
3. | Совершенствование зрительного внимания и подражание действиям, изображенным на картинке, соотнесение их с реальными действиями. | 1 | Выполнение подражания действиям, изображенным на картинке, соотнесение их с реальными действиями: игра «Делаем зарядку», «Ладошки», «Вот такие мы». | Выполняют действия по подражанию в определенных игровых ситуациях. Соотносят с реальными действиями, предложенными педагогом (выбор из 5-6). | Выполняют действия по подражанию или показу в определенных игровых ситуациях. Соотносят с реальными действиями, предложенными педагогом (выбор из 6-7). |
4. | Совершенствование умения сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали. | 1 | Выполнение задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали. Задания: «Найди сходства и отличия», «Что перепутал художник?», «Что изменилось?». | Выполняют задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (4-5 элементов). | Выполняют задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (6-7 элементов). |
5. | Совершенствование умения воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, закрепление умения дорисовывать недостающие части рисунка | 1 | Воспроизведение целостного изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов. Задания: «Почини коврик», «Нарисуй по точкам». | Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 7 элементов. При затруднениях можно уменьшить количество предметов. Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка при предъявлении образца. | Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 8-9 элементов. Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка самостоятельно. |
6. | Формирование умения работать с простой схемой-планом, развитие умения соотносить реальное пространство с планом | 1 | Работа с простой схемой-планом. Соотнесение реального пространства с планом. | Работают с простой схемой-планом. Соотносят реальное пространство с планом с помощью педагога. | Работают с простой схемой-планом. Соотносят реальное пространство с планом самостоятельно. |
7. | Совершенствование умения выполнять зрительный диктант по памяти с опорой на алгоритм выполнения: рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи, рассмотри повторно, проверь. | 1 | Выполнение графических работ по памяти и алгоритму. Задания: «Домик», «Машина». | Выполняют графическую работу, состоящую из 3 картинок с помощью уточняющих вопросов педагога. | Выполняют самостоятельно графическую работу, состоящую из 4-5 картинок. |
8. | Совершенствование умения находить закономерности в построении фраз, стихов, текстов, предъявляемых зрительно и на слух. | 1 | Выделение закономерности фраз, стихов, текстов. Задания: «Исключение понятий», «Совместить несовместимое». | Выделяют определенным действием закономерности фраз, стихов, текстов (от 6-7 фраз). | Выделяют определенным действием закономерности фраз, стихов, текстов самостоятельно (предложение из 8 фраз). |
9. | Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком без фиксации на его местоположении в слове на слух. | 1 | Подбор слов с заданным звуком, без фиксации на его местоположении в слове. Задания: «Включи телевизор», «Каждому звуку свою комнату», «Новоселье у зверей». | Подбирают слова с заданным звуком (6-7 слов). | Подбирают слова с заданным звуком (7-8 слов) самостоятельно. |
10. | Совершенствование умения запоминать наборы предложенных коротких и длинных предложений. | 1 | Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти действующих лиц. Сказка В.Сутеева «Под грибом». | Выполняют задание по памяти. Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (6-7) с помощью повторного произнесения слов педагогом. Воспроизводят действующих лиц с опорой на иллюстрацию. | Выполняют задание по памяти. Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (7-8) самостоятельно. Воспроизводят действующих лиц. |
11. | Совершенствование умения выстраивать смысловые фразы из начальных букв запоминаемой информации путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте. | 1 | Запоминание и построение смысловых фраз из начальных букв. Задания: «Расскажи об одежде, о птицах, о профессии». | Выполняют задание по памяти. Запоминают и выстраивают фразы по памяти (5-6 фраз), помощь оказывается при повторном предъявлении образца. При затруднениях можно уменьшить количество предметов. | Запоминают и выстраивают фразы по памяти (7-8 фраз) самостоятельно. |
12. | Совершенствование умения выстраивать слова из начальных букв и слогов путем формирования концентрации внимания на запоминаемом объекте. | 1 | Запоминание и составление слов из начальных букв и слогов. Задания: «Переставь слоги и звуки», «Назови заданный слог в слове». | Выполняют задание по памяти. Запоминают и составляют слова по памяти (5-6 слов) с помощью повторного предъявления образца. При затруднениях можно уменьшить количество предметов. | Запоминают и составляют слова по памяти (7-8 слов) самостоятельно. |
13. | Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества словосочетаний и коротких предложений, которые нужно запомнить. | 1 | Прослушивание, запоминание и повторение словосочетаний и коротких предложений. Задание: «Послушай предложение, запомни и повтори».
| Прослушивают, запоминают и повторяют словосочетания при повторном произнесении задания педагогом.
| Прослушивают, запоминают и повторяют словосочетания и короткие предложения самостоятельно.
|
14. | Совершенствование умения изображать события и героев из рассказа на листе бумаги после прослушанного описания. | 1 | Воспроизведение на листе бумаги событий и героев из рассказа по словесному описанию. Задание: нарисуй картину к рассказу В. Сутеева «Три котенка». | Слушают рассказ. Изображают на листе бумаги события рассказа и героев с помощью наводящих вопросов педагога.
| Слушают рассказ. Изображают на листе бумаги события рассказа и героев по словесному описанию педагога самостоятельно. |
15. | Совершенствование умения выборочного запоминания на слух (словосочетаний из текста, названий действий героев рассказа). | 1 | Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти словосочетаний и называние действий героев рассказа. Задание: «Назови действия героев рассказа М.Пришвина «Лисичкин хлеб». | Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев с помощью иллюстративной опоры. Воспроизводят действия героев рассказа и отдельные запомнившиеся словосочетания с помощью наводящих вопросов педагога. | Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев. Воспроизводят действия героев рассказа и отдельные запомнившиеся словосочетания. Рисуют иллюстрацию к рассказу.
|
16. | Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших текстов и их пересказ. | 1 | Прослушивание небольших текстов. Ответы на вопросы педагога. Пересказ текста. Задание: «Перескажи рассказ М. Пришвина «Еж». | Слушают небольшие тексты. Отвечают на вопросы учителя. Пересказывают текст после повторения педагогом рассказа (2- 3 раза). | Слушают небольшие тексты. Отвечают на вопросы учителя. Пересказывают текст после повторения педагогом рассказа (1-2 раза). |
17. | Совершенствование умения словесно выражать свою реакцию на предметы, воспринятые тактильно с определенным предметом, животным. | 1 | Узнавание качеств предметов, воспринятых тактильно. Словесное описание своей реакции на основе тактильных ощущений (мягкие, пушистые, колючие, твердые, холодные). Игры: «Теплое солнышко», «Весенняя капель». | Узнают предметы по тактильным ощущениям, называют их. Словесно описывают свою реакцию на предметы, обследованные на ощупь (7 предметов).
| Узнают предметы по тактильным ощущениям, называют их. Словесно описывают свою реакцию на предметы, обследованные на ощупь (8-9 предметов). |
18. | Совершенствование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки. | 1 | Воспроизведение подвижного рассказа на основе тактильной памяти. Составление рассказа о себе, о семье. | Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки с помощью педагога.
| Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки самостоятельно.
|
Сенсорное развитие - 25 часов | |||||
19. | Закрепление умений производить выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций разного цвета и разной величины в процессе конструирования. | 1 | Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций разного цвета и разной величины в процессе конструирования. | Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция разного цвета и разной величины. Выполняют постройки, используя по образцу геометрические формы. | Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция разного цвета и разной величины. Самостоятельно выбирают геометрические формы для постройки заданного образца. |
20. | Закрепление умений дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по заранее составленному образцу. | 1 | Дифференцирование объемных форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников, ромбов, трапеций в процессе конструирования по образцу. Задание: «Постройка домика для животных», «Городок для кукол». | Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция по показу педагога. Выполняют конструирование по образцу. | Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб, трапеция по образцу. Выполняют конструирование самостоятельно. |
21. | Закрепление умений использовать представления о величине и форме предметов в разных видах деятельности – игре, аппликации, лепке, рисованию. | 1 | Выполнение различных видов деятельности (игра, лепка, рисование). Задание: аппликация «Кораблик», рисунок «Бабочка». | Выполняют аппликацию и рисунок из геометрических фигур разной величины и формы по образцу и с помощью педагога. | Выполняют аппликацию и рисунок из геометрических фигур разной величины и формы с помощью педагога. |
22. | Совершенствование умений воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине). | 1 | Воспроизведение пространственных отношений между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине). Задание: «Вверху-внизу», «Скульптор». | Конструируют по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине) по показу. | Конструируют по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине) самостоятельно. |
23. | Совершенствование умения передавать цветом свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях. | 1 | Соотнесение цвета со своим настроением в рисунках и аппликациях (радость – цветы ко дню рождения; радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.). Задание: аппликация «Весенний день», рисунок «Мое настроение». | Выполняют аппликацию и рисунок из основных цветов в соответствии со своим настроением с помощью педагога. | Выполняют аппликацию и рисунок из основных цветов в соответствии со своим настроением самостоятельно. |
24. | Совершенствование умения дифференцировать понятия о цветовом спектре «теплые», «холодные» цвета. | 1 | Различение «теплых», «холодных» цветов цветового спектра. Задание: дидактическая игра: «Теплые и холодные цвета» | Выполняют задания на определение цветов и их оттенков по образцу или показу педагога. | Выполняют задания на определение цветов и их оттенков самостоятельно. |
25. | Совершенствование умения выполнять задание на получение «нейтральных цветов» путем смешивания. | 1 | Получение «нейтральных цветов» путем смешивания. | Смешивают цвета с помощью педагога. Используют «нейтральные цвета» в рисовании пейзажа по образцу. | Смешивают цвета с опорой на памятку. Используют «нейтральные цвета» в рисовании пейзажа самостоятельно. |
26. | Совершенствование умения конструировать по образцу, складывание недостающих геометрических форм из 3 других форм. | 1 | Конструирование по образцу из элементов, складывание недостающих геометрических форм из 3 других форм. Задание: «Детский городок», «Мастерская форм». | Конструируют по образцу из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 3 других форм с помощью педагога. | Конструируют по образцу из 8-9 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 3 других форм самостоятельно. |
27. | Совершенствование умения анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать и сопоставлять результаты восприятия. | 1 | Анализ свойств предметов, сравнение их, обобщение и сопоставление результатов восприятия. Задания: «Перейди через болото», «Самое непохожее». | Сравнивают предметы по образцу с помощью педагога.
| Сравнивают предметы, сопоставляют результаты самостоятельно. |
28. | Совершенствование умения подбирать парные предметы заданной величины, формы и цвета среди множества однородных предметов. | 1 | Дифференцировка парных предметов заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов. Задание: «Домики и флажки», «Сбор фруктов», «Геометрическое лото». | Выделяют парные предметы заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов с помощью педагога.
| Выделяют парные предметы заданной величины, формы и цвета из множества однородных предметов самостоятельно. |
29. | Совершенствование умения выделять заданное слово или словосочетание из предложенного текста и отмечать действием. | 1 | Выделение заданного слова или словосочетания из предложенного текста. Реагирование действием (хлопком, поднятием флажка). Рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа». | Узнают слова и словосочетания в тексте (6-7 слов или словосочетаний). Выполняют действие, после того, как услышали заданное слово в тексте с помощью педагога. | Узнают слова и словосочетания в тексте (8-9 слов или словосочетаний). Выполняют действие, после того, как услышали заданное слово в тексте. |
30. | Совершенствование умения запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста. | 1 | Запоминание наборов слов и словосочетаний из предложенного текста. Рассказ В.Ю. Драгунского «Заколдованная буква». | Слушают текст. Запоминают и воспроизводят наборы слов и словосочетаний из предложенного текста с помощью педагога. | Слушают текст. Запоминают и воспроизводят наборы слов и словосочетаний из предложенного текста самостоятельно. |
31. | Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы при нахождении заданного слова или словосочетания из предложенного текста. | 1 | Использование условных звуковых сигналов при нахождении заданного слова или словосочетания из предложенного текста. Задание: сказка «Кошкин дом». | Слушают текст. Находят заданное слово или словосочетание из прослушанного текста, обозначают данное слово условным звуковым сигналом с помощью педагога. | Слушают текст. Находят заданное слово или словосочетание из прослушанного текста, обозначают данное слово условным звуковым сигналом самостоятельно. |
32. | Совершенствование умения называть и группировать слова и словосочетания по трем заданным признакам. | 1 | Группировка слов по трем заданным признакам. Игра: «Вопрос-ответ», «Противоположное значение». | Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам (6-7 слов или словосочетаний). | Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам (8-9 слов или словосочетаний). |
33. | Совершенствование умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности (аппликации, лепке). | 1 | Выполнение продуктивных видов деятельности. Задание: аппликация «Золотая рыбка». | Создают аппликацию после тактильно-двигательного обследования с помощью педагога. | Создают аппликацию после тактильно-двигательного обследования самостоятельно. |
34. | Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам с учетом представлений о свойствах и формах предметов | 1 | Различение на ощупь свойств предметов и группирование их по тактильным признакам (свойства и форма). Задания: «Золушка», «Кто быстрее». | Распознают на ощупь свойства предметов и группируют их по тактильным признакам с помощью педагога.
| Распознают на ощупь свойства предметов и группируют их по тактильным признакам самостоятельно. |
35. | Совершенствование определения контрастных температурных ощущений (горячо-тепло- холодно). | 1 | Нахождение среди множества предметных изображений горячих и холодных изображений предметов (с опорой на предыдущий полученный практический опыт). Задание: дидактическая игра «Найди, что бывает горячее/теплое/холодное». | Выбирают среди множества предметных изображений изображения горячих и холодных предметов (выбор из 6 изображений).
| Выбирают среди множества предметных изображений изображения горячих и холодных предметов (выбор из 7-9 изображений).
|
36. | Совершенствование барических ощущений (восприятие чувства тяжести). | 1 | Определение веса предметов (тяжелый-легкий). Задание: практические опыты с игрушечными весами. | Выполняют задания по определению веса предметов с разными свойствами с помощью весов: тяжелее-легче-самый легкий (выбор из 4 предметов). | Выполняют задания по определению веса предметов с разными свойствами с помощью весов: тяжелее-легче-самый легкий (выбор из 5-7 предметов). |
37. | Совершенствование умения определять на ощупь фактуру предмета по словесному описанию, развитие умения передавать ее в аппликации. | 1 | Различение на ощупь предметов по фактуре: пушистый, колючий, шероховатый. Словесное описание предметов, воспринятых тактильно. Задание: выполнение аппликации. | Распознают на ощупь свойства предметов по фактуре: пушистый, колючий, шероховатый. Характеризуют их свойства и качества с помощью наводящих вопросов. Выполняют аппликацию с помощью педагога.
| Распознают на ощупь свойства предметов по фактуре. Характеризуют их свойства и качества. Выполняют аппликацию самостоятельно. |
38. | Совершенствование соотнесения запахов с предметным изображением объектов.
| 1 | Классификация предметных картинок по запаху (приятный-неприятный). Соотнесение запахов с предметным изображением объектов (банан, яблоко, шоколад, апельсин, колбаса). | Группируют предметные картинки по запаху (приятный-неприятный). Соотносят запахи с предметным изображением объектов с помощью педагога.
| Группируют предметные картинки по запаху (приятный-неприятный). Соотносят запахи с предметным изображением объектов самостоятельно. |
39. | Совершенствование соотнесения вкуса с предметным изображением объектов. | 1 | Классификация предметных картинок по вкусу (сладкий, соленый, кислый). Соотнесение вкуса с предметным изображением объектов (банан, огурец, шоколад, апельсин, лимон). | Группируют предметные картинки по вкусу (сладкий, соленый, кислый). Соотносят вкус с предметным изображением объектов с помощью педагога.
| Группируют предметные картинки по вкусу (сладкий, соленый, кислый). Соотносят вкус с предметным изображением объектов самостоятельно |
40. | Совершенствование соотношения запахов и вкусовых ощущений. | 1 | Соотношение запахов и вкусовых ощущений. Задание: «Вспомни, как они пахнут?», «Коробочки с запахами», «Фрукт или овощ?», «Съедобное-несъедобное?», «Что приготовил повар на обед?». | Связывают запахи и вкусовые ощущения с помощью наводящих вопросов педагога. Называют свои ощущения. | Связывают запахи и вкусовые ощущения самостоятельно. Описывают свои ощущения. |
41. | Формирование умения использовать рецепты для приготовления простых блюд. | 1 | Подбор продуктов по инструкции и изображению на картинке. Задание: составление рецепта «Фруктовый салат с йогуртом», «Творог с шоколадной крошкой», «Овсяная каша с изюмом». | Комбинируют продукты согласно инструкции педагога. В случае затруднений обращаются за помощью к педагогу. | Комбинируют продукты по инструкции и изображению. Придумывают рецепты из любимых продуктов. |
42. | Формирование умения понимать текст рецепта для приготовления простых блюд. | 1 | Подбор продуктов из предложенных в соответствии с текстом рецепта. Задание: составление рецепта «Овощной салат», «Творог с ягодами», «Омлет». | Раскладывают продукты из предложенных по тексту рецепта с помощью педагога. | Находят продукты из предложенных по тексту рецепта. Придумывают свои рецепты из любимых продуктов. |
43. | Закрепление основ рационального питания: употребление молочных, мясных, рыбных, яичных продуктов, овощей, фруктов, орехов, растительных масел, составляющих рацион обучающихся. | 1 | Закрепление основ рационального и разнообразного питания. Закрепление понятий о питании современного обучающегося. | Используют правило для потребления молочных, мясных, рыбных, яичных продуктов, овощей, фруктов, орехов, растительных масел, составляющих рацион обучающихся по инструкции педагога.
| Самостоятельно используют знания о правильном потреблении продуктов. Записывают рецепты любимых блюд для приготовления в домашних условиях. |
Формирование мыслительной деятельности - 17 часов | |||||
44. | Совершенствование умений находить варианты использования какого-либо предмета и называние вариантов применения. | 1 | Нахождение вариантов использования какого-либо предмета. Озвучивание возможных вариантов использования предмета. Задание: дидактическая игра «Как это можно использовать?». | Находят варианты использования предмета, опираясь на задания педагога. Называют варианты использования: рисовать, писать, мешать. | Находят варианты использования предмета, опираясь на практический опыт. |
45. | Совершенствование умения распределять сюжеты по смыслу. | 1 | Расположение серии сюжетных картинок по смыслу, соотношению понятий, образовывание аналогий. Задание: составление рассказа | Определяют порядок размещения картинок по смыслу. Располагают картинки по соотношению понятий | Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ. |
46. | Совершенствование развития наглядно-образного мышления. | 1 | Расположение серии сюжетных картинок по смыслу, соотношению понятий, образовывание аналогий. Задание: составление рассказа, «Полей цветы», «Как построить поезд?», «Достань ключик!». | Рассматривают картинки и объясняют ситуацию. Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»). Располагают картинки по соотношению понятий | Рассматривают картинки и объясняют ситуацию. Рассказывают, как решить проблемную ситуацию. Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ. |
47. | Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. | 1 | Рассматривание картинок и объяснение ситуации, изображенной на них. Решение проблемной ситуации. Задание: составление рассказа, «В песочнице», «Помоги рыбакам!». | Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»). Располагают картинки по соотношению понятий | Рассказывают, как решить проблемную ситуацию. Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ. |
48. | Совершенствование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.
| 1 | Рассматривание картинок и объяснение ситуации, изображенной на них. Решение проблемной ситуации. Ответы на вопросы. Задание: составление рассказа, «Как достать шарик?», «Чего не хватает?».
| Демонстрируют понимание изображенного сюжета. Рассказывают, как решить проблемную ситуацию (в случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»). Располагают картинки по соотношению понятий | Анализируют изображённый сюжет. Рассказывают, как решить проблемную ситуацию. Самостоятельно определяют порядок размещения картинок по смыслу. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ. |
49. | Совершенствование умения устанавливать соотношение между текстом и образом (находить предмет по описанию). | 1 | Соотнесение текста и образа (нахождение предмета по словесному описанию). Ответы на вопросы. Задание: составление предложений по картинке, «Чего не хватает?», «Что перепутал мастер?». | Связывают понятия текста и образа (в случае затруднения понимания изображенной ситуации, педагог использует прием припоминания: «Вспомни, как это было...»). Отвечают на вопросы. Составляют простое предложение по картинке. | Рассматривают картинки и объясняют ситуацию. Объясняют свои действия. Отвечают на вопросы. Составляют распространенное предложение по картинке. |
50. | Совершенствование умений делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
| 1 | Понимание закономерностей между персонажами и объектами. Анализ сюжета со скрытым смыслом. Задание: «Помоги Незнайке», «Бывает - не бывает». | Объясняют педагогу, как они поняли задание. Рассказывают, как они планируют выполнить задание и отвечают на вопрос: «Почему ты так думаешь?». Выполняют задания поэтапно, комментируя свои действия. Повторяют выполнение задания. | Устанавливают связи между персонажами и объектами. Рассуждают коллективно о ходе выполнения задания. Доказывают правильность суждений. Делают вывод о результате выполнения задания. |
51. | Совершенствование умений анализировать усложненные сюжеты со скрытым смыслом. | 1 | Восприятие нескольких сюжетных линий. Объединение их по смыслу в единый сюжет. Предугадывание развития хода сюжета. Рассказ К.Ушинского «Сила - не право» | Слушают чтение рассказа педагогом. Соотносят предложения с сюжетными картинками. Читают эти предложения вслух. Проигрывают под руководством педагога этапы рассказа, сохраняя последовательность эпизодов. Делают совместный вывод после драматизации рассказа. | Читают рассказ. Соотносят текст и заголовок. Выявляют основную мысль. Объединяют сюжеты по смыслу. Обсуждают проблему рассказа с одноклассниками. Обосновывают свои суждения и делают вывод. |
52. | Совершенствование категориального мышления, развитие уровня обобщения | 1 | Исключение предметов или явлений (три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории). Изменение позиции «лишней картинки». Использование «провокаций» по стилю изображения. Задание: «На приеме у доктора», «В зоопарке»ю | Выполняют задания на исключение предметов или явлений с помощью уточняющих вопросов педагога. | Выполняют задания на исключение предметов или явлений самостоятельно. |
53. | Совершенствование возможности осмысления ситуации картины на основе аналитико-синтетической деятельности. | 1 | Составления небольших связных рассказов по предложенной картинке. Анализирование нелепиц с адекватной эмоциональной реакцией. | Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. Составляют небольшие связные рассказы с помощью наводящих вопросов педагога. Анализируют нелепицы с помощью педагога. | Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. Самостоятельно составляют небольшие связные рассказы. Анализируют нелепицы с адекватной эмоциональной реакцией. |
54. | Совершенствование объяснения сюжета, выраженного в словесной форме (текста). | 1 | Прослушивание текста. Ответы на вопросы. Пересказывание текста, акцентируя внимание на существенных деталях. Задание: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи». | Слушают текст. Соотносят предложения текста с сюжетными картинками. Отвечают на вопросы педагога. | Читают текст. Обсуждают сюжет. Составляют план высказывания. Рассказывают содержание прочитанного.
|
55. | Совершенствование возможности оперирования смыслом, понимание переносного смысла. | 1 | Преобразование смысла текста. Осознание переносного смысла текста, разграничения и целостности восприятия сюжета. | Читают вслух пословицу. Соотносят с сюжетной картинкой. Объясняют понимание предложенной пословицы. Выбирают предъявленные варианты изменения пословицы. Трансформируют смысл текста, по содержанию соответствующего пословице, совместно с педагогом. | Читают пословицы. Самостоятельно выбирают подходящие по смыслу фразы. Обсуждают правильность своего выбора. Записывают новые пословицы. |
56. | Совершенствование дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины | 1 | Восприятие смысла известного ранее текста. Объяснение смысла текста. Соотнесение аналогичного теста с первоисточником. Задание: «Соедини стрелками поговорки и правильные их значения».
| Читают поговорку в левом столбике вслух. Соотносят поговорку с имеющейся сюжетной картинкой. Соединяют с помощью стрелок поговорки с правильными значениями с помощью педагога. | Читают все предъявленные поговорки в правом столбике про себя. Высказываются, что они обозначают. Соединяют стрелками поговорки и правильные их значения, данные в правом столбике. Обсуждают получившиеся варианты с одноклассниками. |
57. | Совершенствование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач. | 1 | Усвоение смысла предъявленного высказывания. Логически верное продолжение и распространение высказывания Заданиея: «Закончи предложение, подобрав подходящее слово из предложенных». | Читают вслух незаконченную часть предложения. Соотносят с изображением на картинке. Подбирают совместно с педагогом подходящее слово из предъявленных. | Читают незаконченные предложения. Подбирают подходящие по смыслу варианты завершения высказывания. Придумывают свои варианты, опираясь на прошлый жизненный опыт.
|
58. | Формирование умения действовать по плану | 1 | Применение готового образца плана. Составление описательных рассказов об объекте по плану. Составление собственных планов действий. Задание: «Позвони бабушке в другой город». | Опираются на предъявленный план для регулирования своих действий. Составляют описательный рассказ об объекте по плану и с помощью педагога. | Используют план для регулирования своих действий. Составляют описательный рассказ об объекте по плану. Составляют собственный план действий. |
59. | Формирование умения сравнивать, составлять рисуночные планы - действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую | 1 | Составление рисуночных планов-действий. Перенос действия по аналогии из одной ситуации в другую. Задание: «Полей цветы в классе», «Полей грядки в парнике». | Рисуют на листе бумаги планы-действия с помощью педагога. Переносят действия по аналогии из одной ситуации в другую (в случае затруднения переноса действий обращаются за помощью к педагогу). | Создают рисуночные планы-действия. Переносят действия по аналогии из одной ситуации в другую. |
60. | Формирование умения прогнозировать последствия своей деятельности. | 1 | Планирование своей деятельности для получения необходимого результата. Проговаривание последовательности своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…». | Высказывают устно свои пожелания. Визуализируют их в виде рисунка. Составляют план под руководством педагога. Проговаривают последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…» (в случае затруднения обращаются за помощью к педагогу). | Ставят перед собой задачу. Проговаривают последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я…», «Затем я…», « Если…, то…». Составляют план своих действий. Обсуждают его с одноклассниками. |
Развитие элементов воображения - 6 часов | |||||
61. | Совершенствование умения формировать образ предмета из составных частей, воссоздавать сложные формы из частей. | 1 | Создание объектов и объединение их отдельных частей в целое. | Синтезируют целые объекты из отдельных частей (5-6 частей). | Синтезируют целые объекты из отдельных частей (7-9 частей). |
62. | Совершенствование поиска аналогов – умения отбирать заместителей для обозначения предметов или явлений. | 1 | Подбор аналогов для обозначения предметов или явлений. | Выбирают заместители из предъявленных для обозначения предметов или явлений (2-3 аналога). | Находят заместители для обозначения предметов или явлений (3-5 аналогов). |
63. | Развитие творческого воображения путем использования знакомого сказочного сюжета. | 1 | Вспоминание известных сказочных сюжетов. Погружение в воображаемую атмосферу сюжета. Задание: дидактическая игра «Если бы да кабы…», «Если бы ты встретил Красную Шапочку, до того, как она вошла в лес, от чего бы ты ее предостерег?». | Пересказывают любимую сказку. Выявляют с помощью педагога проблему героев. Составляют план оказания помощи сказочным персонажам. Приходят совместно к решению проблемы. | Пересказывают сюжет сказки. Самостоятельно выявляют проблему героев. Добавляют еще одного героя (себя). Разрабатывают стратегию преодоления проблемы. Обсуждают с одноклассниками. |
64. | Развитие воображения путем генерирования новых идей. | 1 | Комбинирование известных впечатлений. Объединение предыдущих действий. Задание: дидактические игры «Настроение и цвет», «Пантомима для сообразительных», «Прямоугольное королевство». | Выбирают любимый цвет. Объясняют свой выбор. Выбирают нелюбимый цвет. Объясняют свой выбор. Создают совместно с педагогом цветочную поляну настроения. | Читают вслух несколько известных стихотворений. Один обучающийся «рассказывает» стихотворения посредством активной мимики и движений. Другие угадывают, о каком стихотворении идет речь. Конструируют город и жителей из геометрических фигур. |
65. | Развитие зрительного воображения с использованием геометрических фигур (круга, овала, треугольника и т.д.). | 1 | Комбинирование геометрических фигур в единую композицию. Задание: «Нарисуй и раскрась фантазийный цветок». | Дорисовывают половину созданной модели фантазийного цветка. Используют простые фигуры разных цветов. Раскрашивают фигуры. | Создают модель с использованием всех изученных геометрических фигур. Обводят целостную модель по контуру. Заполняют контур разными цветами. |
66. | Совершенствование воображения путем создания модели в виде цветных рамок со стрелками. | 1 | Создание историй и рассказов. Фиксирование последовательности эпизодов | Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов педагога. | Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой самостоятельно. |
Диагностика познавательной деятельности - 2 часа | |||||
67. | Диагностика познавательной деятельности | 1 | Выполнение заданий на исследование уровня развития зрительной, слуховой, тактильной памяти, внимания и мыслительных операций. | Соотносят предметы по величине из шести предложенных объектов с помощью педагога. Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке с опорой на образец. Различают «теплые» и «холодные» оттенки с помощью педагога. Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам по инструкции педагога. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Определяют «четвертый лишний» с помощью педагога. Определяют последовательность событий с опорой на образец. Дорисовывают изображение, получая цельное изображение. | Соотносят предметы по величине из 7- 9 объектов. Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке. Различают «теплые» и «холодные» оттенки. Называют и группируют слова и словосочетания по трем заданным признакам по инструкции педагога. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют «четвертый лишний». Определяют последовательность событий. Дорисовывают изображение, получая цельное изображение, называют и описывают воображаемый предмет.
|
68. | Диагностика сенсорного развития | 1 | Выполнение заданий на определение уровня сенсорного развития. | Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных по инструкции педагога. Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции. Различают слова с заданным звуком по инструкции педагога. Выделяют и различают последовательность звуков в слове. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Определяют вкусовые характеристики предмета с помощью педагога. Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами с помощью педагога. | Выбирают действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных. Находят в окружающей среде предметы заданного цвета. Различают слова и словосочетания с заданным звуком. Выделяют и различают последовательность звуков в слове самостоятельно. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют вкусовые характеристики предмета. Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами самостоятельно.
|